план-конспект по математике по ознакомлению детей с цифрой 8
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Шенцова Наталья Станиславовна

Конспект по ФЭМП в старшей группе «Ознакомление детей с цифрой 8»

1.    Тема занятия: «Число и цифра 8»

2.    Возраст детей: 5 – 6 лет

3.    Задачи программного содержания:

Образовательные: познакомить с числом и цифрой 8, закрепить умение соотносить количество с числом, формировать умение раскладывать число 8 на два меньших; закрепить представления о составе числа 7 из двух меньших чисел, навыки счета в пределах 7; закрепить последовательность дней недели; закрепить знания о геометрических фигурах.

Развивающая: развивать умение работать самостоятельно, обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи; объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.

Воспитательная: формировать умение слушать товарищей и воспитателя, совершенствовать умение выполнять задания по плану воспитателя, указаниям в рабочей тетради.

4.    Материалы и оборудования для занятий:

Демонстрационный: игрушки Фиксики, таблички с электроприборами, домики для состава чисел 7 и 8, карточки с цифрами (1, 7, 8, =,+), прописная цифра 8, двухсторонние карточки с изображением электроприборов, красный магнит, жёлтые магниты.

Раздаточный: цифры от 1 до 8, геометрические фигуры на каждого ребенка (треугольник, круг, квадрат, овал)

5.    Предварительная работа: знакомство с числами и цифрами до 8, повторение порядкового счета до 8.

6.    Словарная работа:

Активизация словаря: дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье), число и цифра 7.

Обогащение словаря: число и цифра 8.

7.    Методы и приемы: наглядные (показ образца, способа действий, картинок), словесный (беседа, ответы детей, отгадывание загадки, объяснение, вопросы), игровой (игровые упражнения), практический ( действия с предметами, физминутка, пальчиковая гимнастика).

8.    Форма организации: фронтальная.

Ход НОД:

- Ребята, чтобы наше занятие было интересным, сегодня к нам в гости пришли герои одного из ваших любимых мультфильмов. Отгадав загадку, вы узнаете кто они.

-Человечки очень споро

Чинят электроприборы!

Их не видно, не смотри,

Ведь они живут внутри.

Нету места мистике,

Если рядом… (Фиксики.)

- А что делают Фиксики? (Помогают людям и ремонтируют сломанные электроприборы). Но сегодня им необходима наша помощь.

Повторение состава числа 7.

-Поможем Фиксикам посчитать электроприборы, которые они починили.

На доске выставлены ряд электроприборов:

- Посмотрите на доску.

- Что это? (электроприборы)

- У вас карточки с цифрами. Покажите - сколько всего электроприборов в ряду? (7 электроприборов) Поставьте цифру в домик.

- Сколько утюгов? (1 утюг) Один ребёнок выставляет цифру 1 в домик.

- Сколько пылесосов? (6 пылесосов) Один ребёнок выставлят цифру 6 в домик.

- Проговорим все вместе: 7 это 1и 6.

Открывается второй ряд электроприборов.

- Сколько всего электроприборов в ряду? (7 электроприборов) Цифра 7 у нас уже в домике есть.

- Сколько утюгов? (2 утюга) Один ребёнок выставляет цифру 2 в домик.

- Сколько пылесосов? (5 пылесосов) Один ребёнок выставлят цифру 5 в домик.

- Проговорим все вместе: 7 это 2 и 5.

Открывается третий ряд электроприборов.

- Сколько всего электроприборов в ряду? (7 электроприборов) Цифра 7 у нас уже в домике есть.

- Сколько утюгов? (3 утюга) Один ребёнок выставляет цифру 3 в домик.

- Сколько пылесосов? (4 пылесосов) Один ребёнок выставлят цифру 4 в домик.

- Проговорим все вместе: 7 это 3 и 4.

Проблемная ситуация.

Появляется ряд с 7 утюгами.

- Ночью Фиксики не спят, а работают. Вот мы сейчас поиграем с вами в игру «День-ночь» и узнаем, какие чудеса происходят ночью.

- Ночь!

Дети «засыпают».

Воспитатель добавляет 1 утюг.

- Что изменилось? (Появился ещё один утюг).

- Покажите сколько электроприборов стало в ряду? (карточки с цифрой 8 нет)

- У вас нет такой цифры. Надо получить число 8.

Образование числа 8.

- Как получили 8 электроприборов? (К 7 электроприборам прибавили еще 1 электроприбор. Получилось 8 электроприборов)

- Как получилось число 8?

(7 + 1=8) Карточки с цифрами появляются на доске.

Физминутка.

-Вы устали?

Ну, тогда красиво встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись

Тихо все на стульчик сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 8 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Для дальнейшей работы дети присаживаются на стульчики у доски.

Состав числа 8.

На доске появляется домик и 8 двухсторонних карточек с электроприборами.

- Это дом в котором живут Фиксики.

- Сколько электроприборов отремонтировали Фиксики? (8)

Один ребёнок выставляет цифру 8.

-Сколько утюгов? (1)

-Сколько пылесосов? (7)

Воспитатель переворачивает одну карточку.

-Сколько утюгов? (2)

-Сколько пылесосов? (6)

Дети выставляют в домик цифры, воспитатель продолжает переворачивать карточки, каждый раз проговаривая: 8 это 1 и 7, 8 это 2 и 6, 8 это 3 и 5, 8 это 4 и 4.

Цифра 8.

- Посмотрите, как правильно писать цифру 8. (Объяснение)

Давайте вместе попробуем написать цифру 8 пальчиком в воздухе.

-На что похожа цифра 8? (если появляются затруднения, воспитатель показывает картинки)

У восьмерки два кольца Цифра восемь так вкусна:

Без начала и конца. Из двух бубликов она.

(С. Маршак) (Г. Виеру)

К этой цифре ты привык. Цифра восемь плюс крючки -

Цифра 8 - снеговик. Получаются очки.

(В. Бакалдин) (Ф. Дагларджа)

- Фиксики нашли новых друзей. Посмотрите на рисунок.

- Кто это? Почему Фиксики решили, что мишка поможет им запомнить цифру 8? (Он напоминает восьмерку)

- Начиная с магнита покажите, где спряталась восьмёрка.

Поочереди дети находят 8 во всех рисунках.

- А теперь пройдите на свои места.

Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».

Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной руки

Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки)

Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно на

Холодильник, мониторы, на обеих руках)

Кофемолки, пылесос

Ток энергию принёс. (стучат кулаком одной руки о кулак другой).

- Молодцы, ребята! Фиксики рады, что вы им помогли. Но они не уверены, запомнили ли вы, из каких двух чисел можно составить число 8. Когда Фиксики ремонтировали холодильник, то случайно рассыпали горошины, которые лежали на нём. Поможем собрать их.

Сколько горошин на рисунке? (8)

- Сколько зелёных горошин? (7 горошин зеленых)

- Сколько жёлтых? (1 –желтая горошина)

- Что обозначает цифра 7? (Число зеленых горошин.)

- Какой стоит знак? (+)

- Что он обозначает? (Мы должны к зеленым горошинам прибавить желтые)

- Какую цифру мы должны записать? (1, потому что 1 жёлтая горошина)

Напишите вместе со мной цифру 1 пальчиком в воздухе.

- Сколько горошин на втором рисунке? (8)

- Сколько зелёных горошин? (6 горошин зеленых)

- Покажите на пальчиках сколько жёлтых горошин не хватает? (2)

Напишите вместе со мной цифру 2 пальчиком в воздухе.

Жёлтыми магнитами выкладываются горошины.

- Молодцы! Вы хорошо помогли Фиксикам, и они могут продолжать свою работу.

Дидактическая игра:

1.      «Какой цифры не стало?»

Цель: убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

2.      «Путаница»

Цель: цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

3.      «Составь неделю»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели.

4.      «Разложи фигуры»

Цель: формировать представления о основных геометрических фигурах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsifra_8.doc95.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ФЭМП в старшей группе «Ознакомление детей с цифрой 8»

  1. Тема занятия: «Число и цифра 8»
  2. Возраст детей: 5 – 6 лет
  3. Задачи программного содержания:

Образовательные: познакомить с числом и цифрой 8, закрепить умение соотносить количество с числом, формировать умение раскладывать число 8 на два меньших; закрепить представления о составе числа 7 из двух меньших чисел, навыки счета в пределах 7; закрепить последовательность дней недели; закрепить знания о геометрических фигурах.

Развивающая: развивать умение работать самостоятельно, обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи; объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.

Воспитательная: формировать умение слушать товарищей и воспитателя, совершенствовать умение выполнять задания по плану воспитателя, указаниям в рабочей тетради.

  1. Материалы и оборудования для занятий:

Демонстрационный: игрушки Фиксики, таблички с электроприборами, домики для состава чисел 7 и 8, карточки с цифрами (1, 7, 8, =,+), прописная цифра 8, двухсторонние карточки с изображением электроприборов, красный магнит, жёлтые магниты.

Раздаточный: цифры от 1 до 8, геометрические фигуры на каждого ребенка (треугольник, круг, квадрат, овал)

  1. Предварительная работа: знакомство с числами и цифрами до 8, повторение порядкового счета до 8.
  2. Словарная работа:

Активизация словаря: дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье), число и цифра 7.

Обогащение словаря: число и цифра 8.

  1. Методы и приемы: наглядные (показ образца, способа действий, картинок), словесный (беседа, ответы детей, отгадывание загадки, объяснение, вопросы), игровой (игровые упражнения), практический ( действия с предметами, физминутка, пальчиковая гимнастика).
  2. Форма организации: фронтальная.

Ход НОД:

- Ребята, чтобы наше занятие было интересным, сегодня к нам в гости пришли герои одного из ваших любимых мультфильмов. Отгадав загадку, вы узнаете кто они.

-Человечки очень споро

Чинят электроприборы!

Их не видно, не смотри,

Ведь они живут внутри.

Нету места мистике,

Если рядом… (Фиксики.)

- А что делают Фиксики? (Помогают людям и ремонтируют сломанные электроприборы). Но сегодня им необходима наша помощь.

Повторение состава числа 7.

-Поможем Фиксикам посчитать электроприборы, которые они починили.

На доске выставлены ряд электроприборов:

- Посмотрите на доску.

- Что это? (электроприборы)

- У вас карточки с цифрами. Покажите - сколько всего электроприборов в ряду? (7 электроприборов) Поставьте цифру в домик.

- Сколько утюгов? (1 утюг) Один ребёнок выставляет цифру 1 в домик.

- Сколько пылесосов? (6 пылесосов) Один ребёнок выставлят цифру 6 в домик.

- Проговорим все вместе: 7 это 1и 6.

Открывается второй ряд электроприборов.

- Сколько всего электроприборов в ряду? (7 электроприборов) Цифра 7 у нас уже в домике есть.

- Сколько утюгов? (2 утюга) Один ребёнок выставляет цифру 2 в домик.

- Сколько пылесосов? (5 пылесосов) Один ребёнок выставлят цифру 5 в домик.

- Проговорим все вместе: 7 это 2 и 5.

Открывается третий ряд электроприборов.

- Сколько всего электроприборов в ряду? (7 электроприборов) Цифра 7 у нас уже в домике есть.

- Сколько утюгов? (3 утюга) Один ребёнок выставляет цифру 3 в домик.

- Сколько пылесосов? (4 пылесосов) Один ребёнок выставлят цифру 4 в домик.

- Проговорим все вместе: 7 это 3 и 4.

Проблемная ситуация.

Появляется ряд с 7 утюгами.

- Ночью Фиксики не спят, а работают. Вот мы сейчас поиграем с вами в игру «День-ночь» и узнаем, какие чудеса происходят ночью.

- Ночь!

Дети «засыпают».

Воспитатель добавляет 1 утюг.

- Что изменилось? (Появился ещё один утюг).

- Покажите сколько электроприборов стало в ряду? (карточки с цифрой 8 нет)

- У вас нет такой цифры. Надо получить число 8.

Образование числа 8.

- Как получили 8 электроприборов? (К 7 электроприборам прибавили еще 1 электроприбор. Получилось 8 электроприборов)

- Как получилось число 8?

(7 + 1=8) Карточки с цифрами появляются на доске.

Физминутка.

-Вы устали?

Ну, тогда красиво встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись

Тихо все на стульчик сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 8 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Для дальнейшей работы дети присаживаются на стульчики у доски.

Состав числа 8.

На доске появляется домик и 8 двухсторонних карточек с электроприборами.

- Это дом в котором живут Фиксики.

- Сколько электроприборов отремонтировали Фиксики? (8)

Один ребёнок выставляет цифру 8.

-Сколько утюгов? (1)

-Сколько пылесосов? (7)

Воспитатель переворачивает одну карточку.

-Сколько утюгов? (2)

-Сколько пылесосов? (6)

Дети выставляют в домик цифры, воспитатель продолжает переворачивать карточки, каждый раз проговаривая: 8 это 1 и 7, 8 это 2 и 6, 8 это 3 и 5, 8 это 4 и 4.

Цифра 8.

- Посмотрите, как правильно писать цифру 8. (Объяснение)

Давайте вместе попробуем написать цифру 8 пальчиком в воздухе.

-На что похожа цифра 8? (если появляются затруднения, воспитатель показывает картинки)

У восьмерки два кольца Цифра восемь так вкусна:

Без начала и конца. Из двух бубликов она.

(С. Маршак) (Г. Виеру)

К этой цифре ты привык. Цифра восемь плюс крючки -

Цифра 8 - снеговик. Получаются очки.

(В. Бакалдин) (Ф. Дагларджа)

- Фиксики нашли новых друзей. Посмотрите на рисунок.

- Кто это? Почему Фиксики решили, что мишка поможет им запомнить цифру 8? (Он напоминает восьмерку)

- Начиная с магнита покажите, где спряталась восьмёрка.

Поочереди дети находят 8 во всех рисунках.

- А теперь пройдите на свои места.

Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».

Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной руки

Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки)

Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно на

Холодильник, мониторы, на обеих руках)

Кофемолки, пылесос

Ток энергию принёс. (стучат кулаком одной руки о кулак другой).

- Молодцы, ребята! Фиксики рады, что вы им помогли. Но они не уверены, запомнили ли вы, из каких двух чисел можно составить число 8. Когда Фиксики ремонтировали холодильник, то случайно рассыпали горошины, которые лежали на нём. Поможем собрать их.

Сколько горошин на рисунке? (8)

- Сколько зелёных горошин? (7 горошин зеленых)

- Сколько жёлтых? (1 –желтая горошина)

- Что обозначает цифра 7? (Число зеленых горошин.)

- Какой стоит знак? (+)

- Что он обозначает? (Мы должны к зеленым горошинам прибавить желтые)

- Какую цифру мы должны записать? (1, потому что 1 жёлтая горошина)

Напишите вместе со мной цифру 1 пальчиком в воздухе.

- Сколько горошин на втором рисунке? (8)

- Сколько зелёных горошин? (6 горошин зеленых)

- Покажите на пальчиках сколько жёлтых горошин не хватает? (2)

Напишите вместе со мной цифру 2 пальчиком в воздухе.

Жёлтыми магнитами выкладываются горошины.

- Молодцы! Вы хорошо помогли Фиксикам, и они могут продолжать свою работу.

Дидактическая игра:

  1. «Какой цифры не стало?»

Цель: убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

  1. «Путаница»

Цель: цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

  1. «Составь неделю»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели.

  1. «Разложи фигуры»

Цель: формировать представления о основных геометрических фигурах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД в старшей группе «Установление соответствия между цифрой и количеством предметов; слева, справа, посередине»

Задачи:•Учить соотносить цифру с количеством предметов, способствовать развитию зрительного внимания; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. «Познавательное развитие...

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра 9.

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра...

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Числа и цифры 1и 2.»

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Числа и ...

План - конспект занятия по математике для детей 4-5 лет. Тема: «Знакомство с цифрой 1»

Цель: Познакомить детей с цифрой 1. Задачи: Образовательные: Закрепить знания о цифре 1 Учить соотносить цифру с количеством. Развивающие: Развивать мыслительные операции, речь. Разв...

консультация для родителей :"Ознакомление детей с цифрами"

В материале даны рекомендации для родителей дошкольников по ознакомлению детей с цифрами....

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....

Методическая разработка «Ознакомление детей с цифрами в дошкольном учреждении»

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, опери...