Комплексно-тематическое планирование по «Формированию элементарных математических представлений» для воспитанников старшей группы, составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки»
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) на тему

Рощина Екатерина Леонидовна

Комплексно-тематическое планирование

по «Формированию элементарных математических представлений»

для воспитанников старшей группы,

составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование

по «Формированию элементарных математических представлений»

для воспитанников старшей группы,

составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки»

п/п

Раздел

Тема

Сроки

Количество часов

Планируемые результаты

Основные виды образовательных областей

(ОО)

Дата проведения

Материально-техническая база, ЭОРы

Формы организации образ процесса

Вариатив-ные программы

план

факт

1

День

Знаний

Повторение. Число цифра 1, величина, логическая задача, знакомство с названием первого осеннего месяца – сентябрь.

1 неделя сентября

1 час

-закрепить знания о числе и цифре 1;

-учить писать цифру 1;

- умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-сравнивать предметы по величине;

-выделять признаки сходства и объединять их по этому признаку;

-понимать учебную задачу.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.20

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 и лет.

Фронтальная

2

Осень

Повторение. Число и цифра 2;

Знаки +, =, соотнесение формы предмета с геометрической фигурой, ориентировка на листе бумаги.

2 неделя сентября

1 час

-закрепить знания о числе и цифре 2;

-закрепить умение писать цифру 1, 2;

-познакомить со знаками +, =, учить писать эти знаки;

-записывать решение загадки цифрами и матем.

знаками;

-ориентироваться на листе бумаги, обозначая словами положение геометрических фигур  

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.23

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

3

Овощи

Повторение.  Числа и цифры 1,2,3, соотнесение количества предметов с цифрой, квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.

3 неделя

сентября

1 час

-устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

-писать цифру 3;

-выкладывать квадрат из счет. палочек;

-Познакомить с тетрадью в клетку;

-рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку  

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.26

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

4

Фрукты

Повторение.  Числа и цифра 1,2,3,4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, работа в тетради в клетку, круг, логическая задача.

4 неделя сентября

1 час

-закрепить умение писать цифры 2, 3;

-учить писать цифру 4;

-учить рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие.стр.29

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

5

Ягоды.

Сад-огород.

Числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +,=, Независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, логическая задача, знакомство с названием месяца октябрь.

1 неделя октября

1 час

 -числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +, =,

-сложение числа 5 из двух меньших,

- Логическая задача,

-знакомство с названием месяца – октябрь.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.31

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

6

Грибы

Число и цифра 6, знаки =, +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача, понятия: длинный, короче, еще короче, самый короткий.

2 неделя октября

1 час

 - учить записывать решение матем. загадки с помощью цифр и знаков;

-учить писать цифру 6;

-учить порядковому счету в пределах 6;

-знакомить с составом числа 6 из двух меньших;

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.34

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

7

Лес. Деревья (хвойные и лиственные)

Числа и цифры 3,4,5,6, Знаки <, >, = независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.

3 неделя октября

1 час

 -Закреплять умение писать цифры

3,4,5,6,

-познакомить со знаками <, >, =

-Учить выкладывать из счетных палочек треугольник, -рисовать треугольник в тетради.

-формировать навыки самоконтроля и самооценки    

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.36

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

8

Осень

Числа и цифры 4,5,6,

установление соответствия между числом, цифрой, и количеством предметов,

загадки, логическая задача.

4 неделя октября

1 час

 - учить устанавливать соответствия между числом, цифрой, и количеством предметов,

- решать логическую задачу

- понимать учебную задачу и выполнять её.

-формировать навыки

.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.38

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

9

Моя страна Россия

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак -,

Логическая задача, геометрические фигуры,

Знакомство с названием месяца- ноябрь.

1 неделя ноября

1 час

 -учить решать матем. задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр.

-познакомить со знаком –

-с цифрой 0,

-закрепить знания об осенних месяцах,

-решать лог. задачу,

-дорисовывать геометр. фигуры.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.40

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

10

Дом. Улица. Город.

Строительные профессии

Числа и цифры 0,4,5,6.

Решение задачи

установление соответствия между числом, цифрой, и количеством предметов,

 знаки <,>, -, понятия – слева, справа, впереди,сзади.

2 неделя ноября

1 час

учить решать матем. задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр.

 -сравнивать смежные числа,

- пользоваться знаками

       <, >,

-учить находить различие в 2-х похожих рисунках  

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.43

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная.

11

Транспорт.

Профессии на транспорте

Число и цифра7, знаки =, +,

Матем. загадка, порядковый счет,

Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку,

Деление квадрата на 2,4 части.

3 неделя ноября

1 час

-учить отгадывать загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

-познакомить с цифрой 7,

-Учить порядковому счету, выкладывать из счетных палочек прямоугольник,

- рисовать прямоугольник в тетради в клетку,

-преобразовывать квадрат в другие геометр. фигуры путем складывания, разрезания.  

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.45

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

12

Бытовая техника

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели.

4 неделя ноября

1 час

-знакомить с цифрой 7, с составом числа 7 из двух меньших чисел;

-познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7.

- познакомить с днями недели.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.48

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

13

Человек. Части тела.

Числа и цифры 1-8,

Знаки  +, -, знакомство с названием месяца – декабрь, логическая задача на установление закономерностей.

1 неделя декабря

1 час

 -учить отгадывать загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

-знакомить с цифрой 8,

-правильно использовать знаки +,-, познакомить с названием месяца – декабрь, решать лог. задачу

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.50

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

14

Продукты питания. Посуда.

Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части.

2 неделя декабря

1 час

 -упражнять в различении порядкового счета,

-составлять число 8 из двух меньших,

-делить предмет на 2,4 части.

-понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.52

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

15

Зима. Зимние забавы.

Решение примеров,

Ориентировка в пространстве, овал, логическая задача.

3 неделя декабря

1 час

-учить решать примеры на сложение и вычитание

- определять словом положение предмета,

- рисовать овалы в тетради в клетку,

-решать логическую задачу.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.54

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

16

Новый Год.

Знаки <, >, логическая задача на анализ и синтез, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, порядковый счет.

4 неделя декабря

1 час

- учить правильно пользоваться знаками

 <, >, различать количественный и порядковый счет.

-формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.56

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

17

Обобщение

Числа и цифры 1-9,

Логическая задача на установление закономерностей. Высокий – низкий, ориентировка во времени – дни недели, знакомство с названием месяца – январь.

2неделя января

1 час

-познакомить с цифрой 9,

- с названием месяца – январь,

- названием дней недели,

-записывать дни недели условными обозначениями,

-использовать в речи понятия – самая высокая, пониже, низкая, повыше.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.58

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

.

18

Зимующие птицы

Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат, логические задачи.

3 неделя

января

1 час

-учить порядковому счету, соотносить количество предметов с цифрой,

-Сравнивать числа 7 и 8,

-складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линиям сгиба,

-понимать, что часть меньше целого, а целое больше части,

-Решать логические задачи.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.60

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

19

Домашние животные и их детёныши.

Число и цифра 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради, нахождение различия в двух похожих рисунках

4неделя января

1 час

-Познакомить с числом 10, с геометрической фигурой – трапецией,

-рисовать и выкладывать трапецию из счетных палочек

-Находить различия в двух похожих рисунках.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.63

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Групповая

20

Дикие животные зимой

Числа от 1-10, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача

на установление закономерностей.

Круг, трапеция, треугольник, квадрат.

5 неделя января

1 час

-закрепить умение писать числа от 1-10,

-составлять число 10 из двух меньших чисел, -решать логическую задачу на установление закономерностей.

-закрепить знания о геом. фигурах:

круг, трапеция, треугольник, квадрат.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.65

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

21

Домашние птицы

Решение задачи, соотнесение числа и цифры, Знаки  +,-,

Знакомство с названием месяца февраль, работа в тетради в клетку.

1 неделя февраля

1 час

- учить решать задачи,

 -соотносить число и цифру,

- учить пользоваться знаками  +,-,

-познакомить с названием месяца февраль, работа в тетради в клетку.  

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.21

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

22

Рыбы (аквариумные, речные, морские.)

Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логическая задача, работа со счетными палочками.

2 неделя февраля

1 час

- учить решать задачи на сложение и вычитание,

 - упражнять в порядковом и количественном счете,

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

 

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.69

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Групповая

23

Защитники отечества.

Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, работа в тетради, круг, прямоугольник.

3 неделя февраля

1 час

- учить решать примеры на сложение и вычитание,

-составлять числа 7,8,9,10 из двух меньших чисел, -учить различать понятия влево, вправо, вперед,

-двигаться в разных направлениях,

-способствовать развитию графических навыков – рисование машины. 

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

 

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.71

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

24

Одежда

Установление соответствия между цифрой и количест-вом предметов, Знаки  <, >,ориентировка во времени – дни недели, логическая задача, круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

4 неделя февраля

1 час

- учить устанавливать соответствия между числом, цифрой, и количеством предметов,

- решать логическую задачу

-  закреплять знания о днях недели,

-пользоваться знаками

  <, >,

-формировать навыки самоконтроля и самооценки  

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.73

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Групповая

25

Праздник бабушек и мам. Профессии мам.

Решение задач на сложение и вычитание, знакомство с названием месяца – март, логическая задача.

1 неделя марта

1 час

 -учить составлять задачи на сложение и вычитание,

-записывать и читать запись.

-знакомить с названием месяца – март,

 -решать логическую задачу.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.75

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

26

Обувь.

Головные уборы.

Решение задач на   вычитание,

Установление соответствия между цифрой и числом, ориентировка во времени –части суток, работа в тетради, треугольники, понятия большой, поменьше, самый маленький.

2 неделя марта

1 час

-Решать задач на   вычитание,

- Устанавливать соответствия между цифрой и количеством предметов,

-Закрепить знания о частях суток,

 -работа в тетради, рисовать изображение кошки из треугольников, -использовать в речи понятия большой, поменьше, самый маленький.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.77

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

 

Фронтальная

Индивидуальная

27

Профессии

Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года.

3 неделя марта

1 час

-учить отгадывать загадку и записывать решение,

-читать записи задач,

-закреплять навыки порядкового счета.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.79

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

28

Квартира. Мебель.

Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года.

4 неделя марта

1 час

-учить отгадывать загадку и записывать решение,

-читать записи задач,

-составлять 10 из двух меньших,

-закреплять понятие левый верхний, нижний угол, правый верхний, середина

-закрепить знания о геомет. фигурах: круг, овал, треугольник.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.28

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

29

Весна. Первые весенние цветы.

Решение задач,

знакомство с названием месяца –апрель, логическая задача, круг, квадрат, треугольник.

1 неделя апреля

1 час

-учить составлять задачи, записывать, читать запись,

-познакомить с названием месяца –апрель,

-учить решать логическую задачу,

-закрепить знания о геом. фиг: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.83

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

30

Земноводные

Порядковый счет, решение загадки, ориентировка в пространстве, работа в тетради

2 неделя апреля

1 час

-упражнять в различении количественного и порядкового счета,

- ориентироваться относительно себя, другого лица,

-рисовать лягушку в тетради.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.85

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

31

Перелётные птицы

Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача. треугольник, круг. трапеция, изображения предметов из палочек.

3 неделя апреля

1 час

-закрепить навыки порядкового и количественного счета,

-составлять число 10 из двух меньших чисел

-выкладывать из счетных палочек изображения предметов – дом, елка, лодка.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.87

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Индивидуальная

32

Насекомые

Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов, знакомство с названием месяца –май, закрепить стихи о цифрах от 1-10.

4 неделя апреля

1 час

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Е.В. Колесникова  Демонстрационный материал  математика 5-6 лет.

Е. В. Колесникова математика для детей 5-6 лет. Методическое  пособие. стр.88

Е.В. Колесникова Тетрадь «Я считаю до десяти». Математика для детей 5-6 лет.

Фронтальная

Групповая

33

День Победы.

«День Победы»

1 неделя мая

1 час

учить решать математические задачи;

записывать решение с помощью цифр, знаков и читать запись задачи;

закрепить знания о числах и цифрах от 1 до 10;

совершенствовать навыки порядкового и количественного счета;

учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними;

закрепить знания о геометрических фигурах;

формировать умение анализировать, находить признаки сходства и отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку;

закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;

совершенствовать умение составлять фигуры из частей.

окружающим.

Познавательное развитие; Физическое развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие.

Карточки для нахождения лишнего предмета, маркеры, головоломка «Монгольская игра», изображения военной техники, геометрические фигуры, коврограф Воскобовича и цветовые эталоны, магнитофон.

раздаточный материал изображения солдат, нарисованными цифрами от 1 до 10на груди, «математический набор» (цифры, знаки), индивидуальные тетради, простой и цветные карандаши. 

Фронтальная

Групповая

Конспект НОД по ФЭМП

старшей группе детского сада

тема:

«День Победы»

Авторы: Петюшкина И.В.;

 Рощина Е. Л.

34

 Цветы (садовые, лесные, полевые)

«Путешествие в сказку»

2 неделя мая

1 час

Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах девяти, знание цифр в пределах девяти, умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал:  

Ёлка с грибами (задачи), плакат с цифрами в виде ёлки, план–карта в виде геометрических фур.

Раздаточный материал: геометрическое лото, игра: «Колумбово яйцо»

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Конспект НОД по ФЭМП

старшей группе детского сада

тема:

«Путешествие в сказку»

Авторы: Петюшкина И.В.;

 Рощина Е. Л.

35

Обобщение

«Огородный Подрастай»

3неделя мая

1 час

Упражнять умения детей сравнивать на глаз три предмета по высоте, находить предмет, равный условной мерке. Учить опосредованно сравнивать предметы по высоте, используя условную мерку. Учить ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.


Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал: Настольный театр, (грядки из геометрических фигур со вставленными в прорези изображениями пера лука, ботвы редьки, свеклы, помидоров); Кукла-пугало Огородный Подрастай; План огорода, плоскостное и объемное изображение помидора.

Раздаточный материал: План -огорода, плоскостная лейка.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Конспект НОД по ФЭМП

старшей группе детского сада

тема:

«Огородный Подрастай»

Авторы: Петюшкина И.В.;

 Рощина Е. Л.

36

Лето

«Сказочная фантазия»

4 неделя мая

1 час

Закрепить прямой и обратный счёт до 10; продолжать учить детей решать логические задачи, соотносить количество предметов с цифрой, находить закономерность в изображении фигур; закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение сравнивать группы предметов по количеству.

 развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику развивать связную, выразительную речь детей, умение отвечать полными предложениями;

воспитывать положительное отношение к русским народным сказкам, интерес к их драматизации.

Познавательное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

 Демонстрационный материал: плакат с изображение дракона; «Чудо заяц» - из геометрических фигур; плакат для задания «Расставь знаки»; мягкие игрушки: медведь, лиса, заяц. белка; театральная ширма, куклы би-ба-бо.

Раздаточный материал: карточки для морских заданий, счётные палочки, цветные карандаши.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Конспект НОД по ФЭМП

старшей группе детского сада

тема:

«Сказочная фантазия»

Авторы: Петюшкина И.В.;

 Рощина Е. Л.

Конспект НОД по математике в старшей группе "Огородный Подрастай"

  

Авторы: Петюшкина И. В. И Рощина Е. Л.

Цель: Упражнять умения детей сравнивать на глаз три предмета по высоте, находить предмет, равный условной мерке. Учить опосредованно сравнивать предметы по высоте, используя условную мерку. Учить ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.

Демонстрационный материал: Настольный театр, (грядки из геометрических фигур со вставленными в прорези изображениями пера лука, ботвы редьки, свеклы, помидоров); Кукла-пугало Огородный  Подрастай; План огорода, плоскостное и объемное изображение помидора.

Раздаточный материал: План огорода, плоскостная лейка.

Ход НОД

Жил-был «Огородный подрастай». Был у него большой огород, где росли на грядках пушистые морковки, важные свеклы, ворчливые редьки, плаксивый лук, горделивые помидоры и другие овощи. Жили они дружно. Просыпались они рано и грелись весь день на солнышке, а по вечерам принимали душ.

Где ботва стоит густая
Спрятан домик Подрастая.
Вот идёт он налегке
С белой палочкой в руке.
С белой палочкой точёной,
Наконечник золочёный.

Детям предлагается рассмотреть овощи на грядке и узнать по их ботве. Звучат загадки про овощи.

Однажды утром важная толстая свекла сказала: «Наша ботва самая высокая». Редька ей возразила: «Нет, наша ботва выше всех». «И у нас ботва выше всех» затараторили морковки.

Заспорили овощи, у кого ботва выросла, самая высокая. Как ростом померяться, не знают.

 Не может свекла к редьке подойти, ведь голова –то в земле крепко сидит. И морковь и лук головы глубоко в землю спрятали.

- Как быть?

Подул тут ветерок, оторвал со стебелька помидор, покатился по земле.

- я помогу померить высоту ботвы,- радостно воскликнул помидор.

-Как вы думаете, что придумал помидор? Как можно измерить высоту ботвы овощей?

Дети предлагают разные варианты. Все варианты обсуждаются.

Стал помидор искать в огороде предмет, с помощью которого можно измерить высоту ботвы овощей.

-Ребята, подскажите помидору, чем можно измерить высоту ботвы?

Нашел помидор вот такую палочку. (Палочка располагается на грядке вертикально). Посмотрите внимательно на неё и на растения и определите на глаз.

-Найдите растение равное по высоте этой палочке.

- А как проверить, кто прав? Давайте проверим путем приложения палочке к ботве растений. Ставить палочку необходимо на поверхность. И так, мы определили, что ботва свеклы равна по высоте палочке.

-Может ли нам помочь мел? Что мы им обозначим?

- Как определить высоту других растений?

- Чья ботва выше ботвы свеклы?

- Чья ботва ниже, ботвы свеклы?

-Чья ботва одинакова по высоте с ботвой свеклы?

Дети используют мелки разного цвета и делают отметки на палочке - мерке.

Детям предлагается на листе бумаги нарисовать овощи в порядке возрастания.

Физминутка по усмотрению воспитателя. Возможна малоподвижная игра "Урожай собирай"

Молодцы, хорошо разрешили спор овощей. Пока мы измеряли высоту ботвы.

Помидор куда-то исчез. Пришел Огородный  Подрастай и стал искать помидора.

- Как ему помочь? У меня есть план огорода. На плане я кружочком отмечу грядку, в которой спрятался Помидор. Вы по этому знаку отыщите помидора в нашем огороде (повторить несколько раз, помидор будет закатываться в разные грядки).

- Сколько не прятался помидор все равно попался подрастаю в салат к ужину.

Стала солнышко садиться.

- Какое время суток наступило?

- Правильно вечер. Пора растениям душ принимать. Поможем Огородному Подрастаю полить овощи. У нас есть лейка и план-схема огорода.

- Полейте грядку в правом нижнем углу ( в левом верхнем углу, посередине и т.д.)

- Что растет на квадратной грядке?

- А где она находится на плане?

- Что растет на грядке посередине огорода?

- А какой формы эта грядка?

Солнышко совсем закатилось. Угомонились овощи на грядках. Наступила….? Ночь

И нам пора с вами отдыхать. Итог занятия.

Во вторую половину дня можно послушать и обсудить аудиосказку "Огородный подрастай"

Использованная литература

1. Программа «Детство» авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. 

2. Логика и математика для дошкольников/Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе.- СПб, 1997 (библиотека программы "Детство")

3.  Математика от трех до семи/АВТ.- сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб, 1997 (библиотека программы "Детство")

Звуковые страницы детского журнала "Колобок". Тимофей Белозеров "Огородный подрастай"

Конспект сюжетного занятия НОД в подготовительной группе «День Победы»

Авторы: Петюшкина И. В. И Рощина Е.Л.

Аннотация

За основу непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) по «Формированию элементарных математических представлений» взята тема «День Победы». Сюжет способствует удержанию внимания детей на долгое время, повышает их познавательную активность, интерес, что облегчают процесс усвоения детьми программного материала. В непосредственно образовательной деятельности ставится задача: формирование общеучебных умений и навыков: умения обдумывать, планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

Содержание методической разработки предназначено для работы в  группе компенсирующей направленности для детей нарушениями речи  старшего дошкольного возраста.

Введение

Актуальность. Основными особенностями детей речевой группы являются отсутствие усидчивости, внимания, быстрая утомляемость. Так же они нуждаются в развитии познавательных процессов, активизации операций мыслительной деятельности.  Внимание детей с нарушениями речи удерживается, если деятельность связана с заинтересованностью, увлеченностью дошкольников. Это позволяет сделать вывод о том, что воспитанники нуждаются в создании особых условий для успешного усвоения программного материала.  Наблюдения за умственным развитием детей позволяют сделать вывод о том, что таковыми условиями являются использование логических и математических игр в процессе НОД, связанных с единым сюжетом. Именно такие игры, активизируя процессы мыслительной деятельности детей, позволяет оптимизировать их умственное развитие.

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Цель НОД: развитие умственных способностей детей.

Образовательные задачи:

  • учить решать математические задачи;
  •  записывать решение с помощью цифр, знаков и читать запись задачи;
  • закрепить знания о числах и цифрах от 1 до 10;
  • совершенствовать навыки порядкового и количественного счета;
  • учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними;
  • закрепить знания о геометрических фигурах;
  • формировать умение анализировать, находить признаки сходства и отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку;
  • закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;
  • совершенствовать умение составлять фигуры из частей.

Развивающие задачи:

  • активизировать внимание, мышление;
  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать конструктивные способности детей и творчество.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность;
  •  формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • воспитывать желание оказывать помощь окружающим.

Способы взаимодействия с детьми

Организационный момент: психологический настрой, вступительная беседа.

Двигательная деятельность. Динамическая пауза: игра «Замри»

Игровое упражнение: «Какой техники не стало?», «Расставь солдат по порядку», «Кого больше?».

Игра: «Найди лишнюю фигуру», «Монгольская игра».

Решение задач.

Слуховой диктант.

Предварительная работа: беседа о Великой отечественной войне, о «Дне Победы», рассматривание иллюстраций с военной техникой, рассматривание картин на военную тематику.

Материалы к НОД: карточки для нахождения лишнего предмета, игровизоры, маркеры, головоломка «Монгольская игра», изображения военной техники, геометрические фигуры, коврограф Воскобовича и цветовые эталоны, магнитофон.

раздаточный материал изображения солдат, нарисованными цифрами от 1 до 10на груди, «математический набор» (цифры, знаки), индивидуальные тетради, простой и цветные карандаши. 

Ход непосредственно образовательной деятельности

Психологический настрой (Создание положительной психологической атмосферы)

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Какое прекрасное утро! Я вижу, что у вас замечательное настроение!  Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем доброго дня.

Вводно - организационный этап.

Задача данного этапа заключается в организации направленного внимания детей. Создание ситуации эмоционального благополучия.

Воспитатель. Вопросы детям.

  • Ребята, сейчас какой месяц?
  • До мая какой месяц был?
  • После мая какой месяц будет?
  • А какой праздник впереди?

Воспитатель. Правильно, ребята, скоро праздник 9мая «День Победы».

Как вы думаете, почему наш народ празднует 9 Мая?

Дети. Ответы детей. (В этот день закончилась война. Наша страна победила фашистскую Германию в ВОВ, поэтому 9 Мая объявили «Днем победы»).

Воспитатель. Ребята, каждый год в столице нашей страны Москве и во многих других городах 9 Мая проходят праздничные парады. На Красной площади в Кремле в этот день на параде участвует разная военная техника.

Какую вы знаете военную технику?

Дети. Ответы детей.  (Машины, танк, ракета, корабли, самолеты, вертолеты.)

Воспитатель. И в этом году на военном параде участвуют: танки, машины, ракеты, самолеты, вертолеты.

Воспитатель выставляет предметные картины с изображением военной техники на мольберт.

Воспитатель. Давайте, поиграем в игру, «Какой техники не стало?».

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну картину. Дети говорят, какая картина исчезла.

Воспитатель. Кроме военной техники на параде участвуют защитники Родины разных подразделений. Первыми встали солдаты на парад. Они построились в строгом порядке в соответствии с цифрой на форме, которая показывает порядковый номер солдата.

Задание детям.

 Расположите на числовом отрезке солдат по порядку.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. На парад построились 8 пехотинцев и 9 танкистов. Вам нужно узнать кого больше (меньше) пехотинцев или танкистов.

Дети из «математического набора» достают цифры 8, 9, знаки «>», «<».

Сравнивают числа и записывают с помощью знаков. (8<9)

Воспитатель. Кого больше, пехотинцев или танкистов?

Дети. Ответы детей. (Танкистов больше чем пехотинцев)

Воспитатель. На сколько больше танкистов?

Дети. Ответы детей. (Танкистов на один больше чем пехотинцев)

Воспитатель.  В честь праздника прогремели салюты. Если внимательно послушаете задачу, то узнаете, сколько дано салютов.

  1. На параде в честь Дня победы дали сначала 4 салюта, а потом еще 3. Сколько салютов дали всего?

Воспитатель.  А теперь нам надо узнать, сколько же танков участвует на параде?

  1. На параде участвуют 9 единиц военной техники. Из них 5 единиц боевые машины пехоты, остальные танки. Сколько танков участвует на параде?

Решение задачи дети записывают в индивидуальных тетрадях в крупную клетку. Воспитатель просит ребенка (нескольких) прочитать запись. Остальные проверяют свои ответы.

Динамическая пауза. Игра «Замри»

Дети двигаются под музыку (танцуют, прыгают). С остановкой музыки замирают на месте. Воспитатель задает вопросы:

Кто слева от тебя? Кто справа? Перед тобой? Позади тебя?

Маша встань справа от Саши, а Оля – слева от Алеши и т.д.

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель. Ребята, на территории любого города много архитектурных объектов: дома, памятники, мосты и др. На карте они выглядят вот так.

Воспитатель показывает геометрические фигуры детям, они называют их.  Фигуры выставляются на мольберт: квадрат, треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник.

Воспитатель. Фашисты на территории одного из наших городов спрятали секретное оружие. Чтобы узнать, где спрятано секретное оружие, и обезвредить его, вы должны найти лишнею фигуру и обвести ее карандашом.

Игра «Какая фигура лишняя?»

У каждого ребенка на столе карточка с заданием.  Например, 

  http://tmndetsady.ru/upload/news/2014/06/orig_f056a3ed0690a8b49dafa8ab60fc5f39.jpg

 Находят лишнею фигуру и обводят ее простым карандашом. 

Воспитатель. Какая среди этих фигур лишняя?

Дети. Ответы детей (треугольник, т.к. другие фигуры четырехугольники).

Воспитатель. Все участники парада движутся по определенному маршруту. На карте черным квадратом показан исходный пункт участников парада. А маршрут нам предстоит узнать.

Один ребенок выполняет задание на коврографе Воскобовича, а остальные работают в тетрадях. Потом сверяются ответом. 

  • От черной клетки вправо отступите 5 клеток, а шестой закрасьте красным карандашом.
  • От красной клетки вниз отсчитайте 3 клетки, 4-ую закрасьте синим карандашом.
  • От синей клетки влево двигайтесь на 2 клетки, закрасьте 3 –ью клетку оранжевым карандашом.
  • От оранжевой клетки вверх отсчитайте 6 клеток 7 –ую закрасьте зеленым карандашом.

Воспитатель. Ребята, на параде участвуют не только пехотинцы, танкисты, моряки, но и ракетные войска, которые охраняют наши воздушные рубежи. Предлагаю вам построить ракеты и запустить их.

Головоломка «Монгольская игра». Дети, используя все детали, строят ракету.

Воспитатель. А теперь запустим ракеты.Чтобы запустить ее нужно сосчитать в обратном порядке, начиная от 10 (обратный счет).

Дима запусти свою ракету! (Даша, Ваня,...)

Воспитатель вначале просит сосчитать обратно нескольких детей (индивидуально), а потом считают хором. 

Воспитатель. Ребята, вы все прекрасно справились с заданиями.

Какое задание вам больше всех понравилось? Почему? (ответы детей)

Думаю, из вас получатся настоящие защитники Родины.

Список литературы: 

  1. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
  2. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  3. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  4. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.
  5. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
  6. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000 г.

Конспект НОД по ФЭМП "Путешествие в сказку " НОД в старшей группе с ТНР

Авторы: Рощина Е.Л.; Петюшкина И. В.


Цель: закрепить порядковый и количественный счёт в пределах девяти, знание цифр в пределах девяти, умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Задачи НОД:

Закреплять математические представления детей; формировать умение ориентироваться на листе бумаги (карте) и двигаться в заданном направлении (вперед, налево, направо и т. п.;    развивать логическое, пространственное мышление,  внимание,  память;  формировать  навыки  сотрудничества на занятии, продолжать  формировать навыки самооценки.

 совершенствовать диалогическую форму речи;

воспитывать у детей взаимовыручку и желание помочь другим.          

Демонстрационный материал:   

Ёлка с грибами (задачи), плакат с цифрами в виде ёлки, план–карта в виде геометрических фур.

Раздаточный материал: геометрическое лото, игра: «Колумбово яйцо»

                                                                  Ход НОД:                 

            Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, мне на вахте вручили письмо. Но я не стала распечатывать это письмо, так как оно адресовано вам. (Дети просят прочитать письмо.)

            В письме написано: «Дорогие ребята, помогите, пожалуйста! У нас в стране Чудес приключалась беда, злой Карабас – Барабас поймал Буратино.

Помогите освободить Буратино».

            Воспитатель: Ну что, ребята поможем Буратино?  (Да!)

            Воспитатель: Чтобы попасть в страну Чудес нам надо преодолеть очень много препятствий. 

            Воспитатель: Итак, отправляемся в путь на поиски Буратино. Ребята, вы не заметили ничего необыкновенного? (Ответы детей).  Посмотрите, да ту же лежит волшебный камень. Давайте дети обратимся к нему. Может он нам подскажет, как попасть в страну Чудес. Ребята, посмотрите, под камнем лежит план – схема «Где искать Буратино?»                 

             Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю сфотографировать этот план и сделать фотографии. Хотите? Сможете её запомнить, найдёте Буратино? Надо запомнить расположение геометрических фигур на схеме и воспроизвести на листе, то есть сфотографировать и сделать фотографии. 

(Дети выполняют задание).

 

       Воспитатель: Проверим, правильно ли вы сфотографировали?

Расскажи, Артём, какая должна получиться фотография?

Остальные проверяют.

              Артём: Вверху треугольник, внизу прямоугольник, справа круг, слева квадрат, посередине овал.

              Воспитатель: Молодцы, хорошие   правильные получились фотографии. Ребята, как вы думаете, в какую сторону мы пойдём искать Буратино.  Посмотрите тут ещё что – то написано на камне, давайте я прочитаю надпись: «Направо пойдёшь – клад найдёшь, налево пойдёшь в страну Чудес попадёшь!»

Дети отправляются на поиски Буратино, и находят волшебную шкатулку, а в ней письма с заданиями.

         

          Воспитатель читает первое письмо: «Ничего у вас не получится! Вам не справиться с моими препятствиями! Вам нужно угадать, что за дерево растёт у меня в лесу». Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать? (Нужно соединить точки-цифры по порядку).  В стране Чудес тоже растёт ёлочка. Посмотрите, что – то в ней не так! (На ёлке вместо шишек грибы).      

                                                  Решение логических задач.

1.  В снег упал Серёжка,                                  2.     Пять ворон на крышу сели, 

А за ним Алёшка,                                             Одна ещё к ним прилетела.            

А за ним Иришка,                                             Отвечайте быстро, смело,

А за ним Маришка,                                          Сколько всех их прилетело? 

А потом упал Игнат.                                                                 (Шесть.)

Сколько на снегу ребят?

           (Пять.)                                        

 

  3.    На большом диване в ряд

          Куклы Танины стоят:

          2 матрёшки, Буратино,

          И весёлый Чиполлино,

          Помогите Танюшке,

          Сосчитать игрушки  

                          (Четыре.)                              

4.  В садике гулял павлин,                      

     Подошёл ещё один. 

     Два павлина за кустами.

     Сколько их? Считайте сами?

                            (Четыре.)              

Воспитатель читает второе письмо: "Чтобы найти мой дом, вам нужно перейти болото. А перейти через болото можно только по кочкам. Прыгать с кочки на кочку можно только называя по порядку числа". Будьте внимательны, кто ошибётся может провалиться в болото. (Дети переходят через болото).              

Воспитатель читает третье письмо: "С этим препятствием вы точно не справитесь!  Чтобы освободить Буратино, вам нужно угадать в каком домике я его спрятал."

             «Угадай, какой дом у Буратино?» (На доске висит плакат и к нему домики разных видов).

                               Дети рассуждают сообща:

            Нарисованы домики: квадратный с круглым окошком, прямоугольный с треугольным окошком, овальный с квадратным окошком.

Если смотреть слева – направо (по горизонтали), то в каждом ряду встречаются все эти домики,  а в нижнем ряду не хватает одного.

Если смотреть сверху–вниз (по вертикали) – то же самое.  Значит дом у Буратино такой.

           Затем дети отправляются на поиски Буратино, находят домик.

Пробуют открыть дверь, она открывается, выскакивает Буратино, благодарит их за своё спасение.

           Буратино предлагает с ним поиграть в игру «Что, где? »

Он называет предмет, а дети должны сказать и показать, где вверху или внизу он находится.

(Солнце, камень, туча, гриб, ягода, птица, трава, цветок, лужа, радуга).

Буратино говорит, что шёл к детям по просьбе черепахи Тортиллы, но злой Карабас – Барабас утащил его.

          Буратино говорит: «Мудрая черепаха совсем уже старая стала, и хочет научить кого – то своим премудростям. Чем мы сможем ей помочь ребята? А мы умеем делать черепашки? 

          (Игра «Колумбово яйцо»)

Буратино говорит: «Ой, ребята, черепаха так обрадуется, она всех ваших черепашек оживит, и будет учить их своим премудростям.   

          Дети складывают черепашек в коробку и передают Буратино.

Буратино благодарит детей и прощается с ними, а в знак благодарности дарит им золотой ключ.

          Воспитатель говорит: «Этот ключ не простой, он откроет нам путь к математическим знаниям. Он будет лежать у нас в «уголке Математики», мы будем к нему обращаться со своими вопросами».

         Вот и закончилась наше путешествие в Страну Чудес и приключений!          

                                                       Литература:

      1.  Михайлова  З.  А.  Игровые  задачи  для  дошкольников:  Кн.  Для

воспитателя детского сада. –  СПб: «Детство Пресс», 2001. –  128 с., 87 илл. –    ( Библиотека программы «Детство»). 

  1. Математика  от  трех  до  семи:  Учебно–методическое  пособие  для воспитателей детских садов / Авт. – ост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе; Худ. И. Н. Ржевцева. – СПб.: «Акцидент», 1997. – 176 .: Ил.

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с элементами театрализации. Тема: «Сказочная фантазия»

  

Авторы Рощина Е. Л.; Петюшкина И.В.

Образовательные задачи: закрепить прямой и обратный счёт до 10; продолжать учить детей решать логические задачи, соотносить количество предметов с цифрой, находить закономерность в изображении фигур; закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение сравнивать группы предметов по количеству.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику развивать связную, выразительную речь детей, умение отвечать полными предложениями;

Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к русским народным сказкам, интерес к их драматизации.

Демонстрационный материал: плакат с изображение дракона; «Чудо заяц» - из геометрических фигур; плакат для задания «Расставь знаки»; мягкие игрушки: медведь, лиса, заяц. белка; театральная ширма, куклы би-ба-бо.

Раздаточный материал: карточки для морских заданий, счётные палочки, цветные карандаши.

Роли играют заранее подготовленные дети старшей группы.

1.Организационный момент.

(сидя на стульчиках

полукругом)

Воспитатель:

             - Много сказок есть на свете

               Сказки очень любят дети.

               Все хотят в них побывать,

               И немножко поиграть.

               Перед нами в сказку дверь

              Открывай её скорей.

-   Чтобы открыть её нам надо посчитать от 1 до 10 и обратно.

(дети все вместе считают)

-   Дверь мы в сказку открываем,

    В мир волшебный попадаем.

(из-за ширмы появляется Царь-батюшка)

2.Встреча с Царь- батюшкой

Царь: 

 - Ой, пропал я пропал. Горе мне, горе!

--Здравствуй Царь-батюшка. О чём плачешь, горюешь?

Царь: -Как же мне не плакать, пропала моя единственная дочь Марьюшка. Всё царство обошли, нигде её нет. Нашли вот только это послание, а что в нём не разберу.

Воспитатель:

--Давайте посмотрим, что за послание, от кого оно. Всё понятно. Здесь спрятана картинка, а на ней нарисован тот, кто похитил Марьюшку. Но для того чтобы открыть её нам надо решить задачи.

3.Решение логических задач

(решение логических задач; картинка разделена на 4 части, для каждой части одна задача)

--Ребята так кто же похитил Марьюшку?

(Дракон).

Царь:

- Что же мне делать? Как царевну выручить? Кому обратиться?

(Высказывания детей. Давайте позовём Иванушку, он всегда всем помогает, добрый, умный.)

--Давайте все вместе позовём: Иванушка, Иванушка!

4.Встреча с Иванушкой

Иван:

Здравствуй Царь – батюшка. Здравствуйте дети. Вы меня звали?

     (Да)

Царь: -Иванушка помоги, спаси мою дочь Марьюшку от Дракона.

Иван: -Я бы рад помочь, да дороги не знаю.

--Иванушка, а мы с ребятами тебе поможем. Наши ребята смелые, сообразительные, внимательные.

Иван: -С такими помощниками я не пропаду.  До свидания   Царь-батюшка.

Воспитатель:

              --Отправился Иванушка в дорогу.

                На его пути вырос волшебный лес,

                Верхушки сосен до небес.

                В этом лесу живёт Лесовик,

                Вообще-то он добрый старик.

                Но тех, кто его задания не выполняет,

                Он в пеньки превращает!

5.Встреча с Лесовиком

Лесовик: - Здравствуй добрый молодец!

Куда путь держишь?

Иван : -Здравствуй дедушка! Идём мы с ребятами Марьюшку из беды выручать.

Лесовик: - Вы попали в волшебный лес. Обратно вы пойдёте без препятствий, но сейчас должны мои задания выполнить. Вы согласны?

(да)

6.Задания Лесовика:

«Узнай и назови фигуры»

--Первое задание: в лесу живёт чудо- заяц, посмотрите внимательно и скажите из каких геометрических фигур он состоит?

(круг, овал, прямоугольник.   квадрат, треугольник)

«Расставь знаки»

--Второе задание: ребята скажите мне пожалуйста, а что растёт в лесу?

(деревья, грибы, цветы, ягоды)

--лесовик хочет узнать, чего больше у него в лесу, а чего меньше?

(расставить знаки «больше», «меньше», «ровно»)

«Построй зверей на зарядку»

--Третье задание: ребята лесовик хочет узнать, знаете ли вы какие звери живут у него в лесу?

(медведь, лиса, заяц, белка)

--Все звери собрались на полянке и хотят сделать зарядку, но никак не могут построиться. Давайте им поможем. Ребята, а как мы строимся на зарядку?

  (по росту)

--Значит кто будет первый? (медведь)

--вторая (лиса)

--третья (белка)

--четвёртый (заяц)

7.Физкульминутка «Звериная зарядка»

-- Вот мы их и построили на зарядку.

Они говорят вам спасибо и приглашают вас на весёлую звериную зарядку.

8.Морские задания:

(за столом)

Воспитатель:

--Отправился Иванушка дальше. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вышел Иванушка к морю синему, а как море переплыть не знает. Но мы ведь в сказке, значит может произойти чудо, только для этого нужно задания выполнить. Задания не простые, а морские.

--Первое задание«Поставь нужную цифру»

-Сколько ног у осьминога? (7 ног)

-Сколько золотых рыбок вы видите? (3)

-Сколько лучей у морской звезды? (5)

 

 Второе задание: «Построй корабль»

--Теперь нам надо море переплыть. Как вы думаете, на чём можно переплыть море? (высказывания детей)

--Давайте построим корабль.

(образец- запомнить в течении 20 сек.и повторить; корабль собирают из счётных палочек; самоконтроль)

--Вот мы и переплыли море. Сойдём на берег и поищем логово Дракона. Будьте внимательны и осторожны.

(дети ходят по камушкам, по кочкам, по лесной тропинке, проходят через пещеру)

-- Вот и пришли к логову Дракона.

9.Логово    Дракона.

(сели на стульчики)

Дракон:

- Зачем пожаловал, Иван?

Иван: - Здравствуй Дракон. Пришёл я за Марьюшкой. Отпусти её домой.

Дракон: - Ты же знаешь наш сказочный закон. Выполнишь моё задание – царевна уйдёт с тобой, если нет- навеки у меня останется.

10.Задание: «Дорисуй»

--Посмотрите внимательно на таблицу. В пустых клетках надо дорисовать нужную фигуру.

(самостоятельная деятельность детей,

проверка задания)

Дракон: - Ну что, я слово держу. Забирайте Марьюшку и прощайте!

(Дракон уходит и выходит Марьюшка)

Марьюшка: - Спасибо тебе Иванушка и всем ребятам, что спасли меня от Дракона. Возвращаемся мы с Иванушкой домой к Царь- батюшке. До свидания ребята!

--До свидания!  (ширма закрывается)

11.   Итог   занятия.

Воспитатель:

--И нам ребята пора возвращаться домой.

-- Понравилась вам сказка ребята?

-- Какие задания были трудными?

--Какие задания были самыми интересными?

Литература:

1.  Михайлова  З.  А.  Игровые  задачи  для  дошкольников:  Кн.  Для

воспитателя детского сада. –  СПб: «Детство Пресс», 2001. –  128 с., 87 илл. –    ( Библиотека программы «Детство»). 

2. Математика  от  трех  до  семи:  Учебно–методическое  пособие  для воспитателей детских садов / Авт. – ост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе; Худ. И. Н. Ржевцева. – СПб.: «Акцидент», 1997. – 176 .: Ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приключения в городе геометрических фигур". Занятие по формированию математических представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Занятие с использованием мультимедийного оборудования. Данное занятие было показано в рамках краевого конкурса "Воспитатель года Кубани-2011"...

Формирование элементарных фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование элементарных фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Наглядные пособия. Техника создания фенологического дерева....

Конспект занятия по формированию элементарных количественных представлений для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Сравнение"

Вид занятия: формирование элементарных количественных представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Сравнение».Цель занятия: Закрепление понятий о равенстве и неравенстве совокупн...

"Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированных технологий"

Исследования, проведённые Плаксиной Л.И., Проскура Е.В., Дъяченко О.М. и другими, показали, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (количество, форма, в...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ПРОГРАММЕ С.Н. НИКОЛАЕВОЙ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Ознакомление с окружающим одна из важных задач, поставленных перед воспитателем. Знакомя детей с явлениями живой и неживой природы, организуя и направляя познавательную деятельность детей мы помогаем ...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...