"Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированных технологий"
методическая разработка по математике (старшая группа)
Исследования, проведённые Плаксиной Л.И., Проскура Е.В., Дъяченко О.М. и другими, показали, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (количество, форма, величина, ориентировка в пространстве и ориентировка во времени). Детский сад и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.
Одно из наиболее важных направлений работы связано с применением интегрированных технологий. Интегрированные технологии – это технологии, изучающие взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Современной интегрированной технологией математического развития детей дошкольного возраста является технология В.А. Лаптевой «Музыкальная математика». В основу предлагаемой методики положена идея использования художественных средств как факторов общего развития и формирования элементарных математических представлений.
На данный момент, в литературе раскрыты некоторые вопросы применения интегрированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста по формированию математических представлений. Также обозначена проблема изучения и уточнения особенностей содержания занятий с использованием новых технологий. Эти вопросы требуют дальнейшей разработки.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема развития математических представлений детей на основе интегрированных технологий актуальна и занимает особое место в сфере педагогического обучения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_muzyka.docx | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированных технологий».
Интегрированные технологии – это технологии, изучающие взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. В данном случае – это математика и музыка.
Причиной создания данной разработки стал мониторинг по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Его результаты показали, что в основном у детей низкий уровень развития математических представлений.
В основу своей методической разработки я взяла интегрированную технологию В.А. Лаптевой «Музыкальная математика». Музыкально-математические средства созданной методики одновременно выполняют и «заинтересовывающую», и развивающую функции, поскольку основываются на возрастных особенностях детей-дошкольников, а также находятся в соответствии с психологическим принципом единства эффекта и интеллекта и представляют собой гармоничное сочетание основ научного знания и художественного творчества.
Музыкально-математический комплекс одновременно способствует и формированию образов, и формированию понятий, а также созданию вторых на основе первых и наоборот.
Эффективными средствами работы данной технологии по математическому развитию детей являются:
- математические песни;
- музыкально-математические загадки;
- пальчиковые игры;
- хороводные игры;
- музыкально-математические физминутки.
Весь этап работы с детьми проходил в три этапа:
1 этап «Предварительный».
Цель – выявить особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи этапа:
1. Выявить уровень развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить уровень развития представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить уровень развития представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста;
4. Выявить уровень развития умений ориентироваться в пространстве;
5. Выявить уровень развития умений ориентироваться во времени;
6. Проанализировать педагогическую документацию и предметно-развивающую среду по проблеме развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На данном этапе проводился мониторинг на выявление уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2 этап «Основной».
Цель – создать педагогические условия, способствующие развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Отобрать доступные по содержанию и освоению детьми старшего дошкольного возраста математические средства, основанные на технологии В.А. Лаптевой «Музыкальная математика»;
2. Разработать поэтапную систему работы, направленную на развитие математический представлений у детей старшего дошкольного возраста, включающую проведение занятий с детьми, а также дополнительную работу вне занятий с включением разнообразных игр, упражнений;
3. Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую лучшему освоению детьми старшего дошкольного возраста математическим представлениями.
Основной этап работы по формированию элементарных математических представлений у детей был разделен на 3 шага:
1 шаг – работа с детьми с низким уровнем развития (по итогам мониторинга), который направлен на корректировку именно тех математических представлений, которые детьми были хуже всего усвоены по тем или иным разделам математики.
На данном этапе с детьми проводились упражнения по каждому разделу математики.
Примерный алгоритм упражнений работы с детьми с низким уровнем развития по разделу «Количество и счёт»:
Задачи по разделу «Количество и счёт» | Корректирующие упражнения и игры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С этим братцем в лес ходил (безымянный), С этим братцем щи варил (средний), С этим братцем песни пел (указательный), Ну а этого встречал и конфеткой угощал (большой)». После игры воспитатель спрашивает: «Скажи, из каких пальчиков состоит число 5? Как оно составлено? Оно составлено из одного…» (ребёнок продолжает).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 ребёнка стоят по углам ковра, образуя квадрат и 4 ребёнка на серединах каждой стороны квадрата. Воспитатель даёт детям установку: «Мяч, необходимо передавать друг другу именно по кругу, чтобы у нас образовался квадрат». После того, как дети образовали квадрат, педагог задаёт детям вопрос: «Как нам нужно передать мяч, чтобы поделить наш квадрат на 2 половинки? На четвертинки?» Если у детей не получается, педагог им помогает. |
Примерный алгоритм упражнений работы с детьми с низким уровнем развития по разделу «Величина»:
Задачи по разделу «Величина» | Корректирующие упражнения |
|
|
|
|
|
«Запомни раз и навсегда, Сосуды разные всегда. По высоте и ширине, По форме или глубине. В них может жидкость быть одна По количеству, о да! И чтобы нам не ошибиться Мерный стаканчик пригодится. В него водички мы нальём И ответ с тобой найдём!» Повторяет ещё раз задание для закрепления. |
|
|
Примерный алгоритм упражнений работы с детьми с низким уровнем развития по разделу «Форма»:
Задачи по разделу «Форма» | Корректирующие игры |
|
|
|
Воспитатель предлагает ребёнку называть музыкальные инструменты различной формы: треугольной (треугольник), круглой – бубен, прямоугольной – ребристая доска, музыкальная шкатулка. При этом все музыкальные инструменты лежат на столе перед ребёнком. Ему необходимо из всех музыкальных инструментов выбрать нужные;
|
Примерный алгоритм упражнений работы с детьми с низким уровнем развития по разделу «Ориентировка в пространстве»:
Задачи по разделу «Ориентировка в пространстве» | Корректирующие игры и упражнения |
|
1,2,3 – правые – левые – обе По-смот-ри: - правые – левые – обе Это я, - правые – левые – пальцем показать на себя Это ты! – правые – левые – пальцем показать на партнера. |
|
Выполняют данное упражнение под музыку. Как только музыка останавливается, дети меняют направление;
|
|
Воспитатель выбирает одного ребёнка и ставит его на середину ковра. 4 ребёнка стоят вокруг него. Под музыку эти дети танцуют и перемещаются по кругу, а ребёнок посередине хлопает в ладоши. Как только останавливается музыка, все дети останавливаются, и ребенку, который стоит в центре, задаются вопросы: «Между кем ты стоишь? За кем ты стоишь? Перед кем ты стоишь?» За тем дети меняются местами. Игра повторяется 2-3 раза, при этом участвуют разные дети. |
|
|
|
|
Примерный алгоритм упражнений работы с детьми с низким уровнем развития по разделу «Ориентировка во времени»:
Задачи по разделу «Ориентировка во времени» | Корректирующие игры и упражнения |
|
|
|
|
2 шаг – обогащающий – работа со всеми детьми. Направлен на обогащение математических представлений детей на основе музыкально-математических средств.
На данном этапе с детьми разучивались песни, считалки, пальчиковые игры, хороводные игры, музыкально-математические загадки, музыкальные физминутки, речевки по каждому разделу математики.
Например, по разделу «Количество и счет» с детьми разучивались пальчиковые игры (Например, «Дятел»); музыкальные считалки (Например, «Дед Кирилл»).
Раз и два! Раз и два –
Дед Кирилл пилил дрова,
Два часа пилил Кирилл,
Два полена распилил.
Разучивались песенки: «Сосчитаем все вокруг», которая сопровождалась соответствующими картинками.
1. Вырос гриб в тени осин,
Он сначала был ОДИН.
Тут второй грибок пробился,
Рядом с первым очутился.
Стала их считать сова:
Получилось ровно ДВА.
2. ДВА цыпленка у дорожки
Не спеша клевали крошки.
Подбежал к ним старший брат,
И – прибавилось цыплят.
Запищали братья звонко…
ТРИ теперь у нас цыпленка.
По разделу «Величина», с детьми разучивались следующие песни: «Маленький ежик», «Маленькой елочке» (Большой-маленький), «Песня Красной Шапочки» (Высокий-низкий, узкий-широкий); хороводные игры: «Каравай», «Маленькие ножки», «Тру-ру-ру-ру-ру-ру-ру» (Длинный-корокий).
«Маленькие ножки»
Маленькие ножки
Бежали по дорожке,
Большие ноги
Шли по дороге.
«Тру-ру-ру-ру-ру-ру-ру»
Тру-ру-ру-ру-ру-ру-ру
Длинный хвост у Кенгуру –
Вот такой!
У Лисицы хвост короче,
Тоже длинный, но не очень
Вот такой!
А у серого Мышонка
Хвостик маленький и тонкий
Вот такой!
Тра-ра-ра-ра-ра-ра-ра
У Лягушки нет хвоста-
Вот так-так!
По разделу «Форма» были разучены такие песни, как: «Песенка квадратов», «Прямоугольник», «Песенка про треугольник», «Про круг», «Про четырехугольник», «Про многоугольник» и др.;
«Песенка квадратов»
Четыре есть у нас угла,
Четыре стороны.
Все стороны равны у нас,
И все углы равны.
А также загадки:
Не овал я, и не круг,
Треугольнику недруг.
Прямоугольнику я брат,
И зовут меня…. (Квадрат)
От всех я отличусь:
Везде всегда качусь.
Я ваш знакомый друг,
Известен всем вокруг. (Круг)
По разделу «Ориентировка в пространстве» с детьми были разучены физминутки (Например, «быстро встаньте, улыбнитесь…»)
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Ручками колен коснулись.
Сели-встали, сели-встали,
И на месте побежали.
и речовки (Например, «Мы летаем высоко, мы летаем низко; мы летаем далеко, мы летаем близко»).
По разделу «Ориентировка во времени» с детьми разучивались загадки, песни (Например, «Гном Тик-Так и Время»)
Время – что это такое?
Говорят, оно живое:
Ходит, бегает, летит,
И на месте не стоит.
Время, где же твои ножки?
Как бежишь ты по дорожке?
Как тебя увидеть? Как?
Вам ответит гном Тик-Тка.
Он расскажет вам про день,
Если слушать вам не лень.
и речовки (Например, «Рано утром я проснусь; На зарядку становлюсь. Приседаю и скачу, Космонавтом быть хочу»)
Математические песни по разделу «Количество и счёт» | Считалки, направленные на закрепление детьми знаний по разделу «Количество и счёт» | ||
Разучивание с детьми данных песен сопровождалось показом сюжетных картинок, которые раскрывали само содержание песенок (см. Степанов В. «Буквы. Азбука. Считалки», «Галочка-считалочка. Учимся считать»). |
Все выше перечисленные считалки разучивались с детьми как во время проведения различных игр, чтобы определить ведущего, так и во время выполнения каких-либо поручений в музыкальной деятельности и пов-седневной жизни детей. | ||
Математические песни по разделу «Величина» | Хороводные игры, направленные на закрепление детьми знаний по разделу «Величина» | ||
Разучивание данных песен сопро-вождалось инсценировкой каждой из них |
Данные хороводные игры проводились с детьми не только на музыкальных занятиях, но и в свободное время с детьми в группе, на прогулке, а также на физкультурных занятиях и физминутках. | ||
Математические песни по разделу «Форма» | Музыкально-математические загадки, направленные на закрепление детьми знаний по разделу «Форма» | ||
Разучивание данных песен сопровождалось показом фигуры, о которой шла речь в песне. |
Выше перечисленные загадки были направлены на закрепление детьми знаний о геометрических фигурах. Каж-дая загадка была проведена в форме игры: угадав загадку, дети должны были найти угаданную геометрическую фигуру у себя в «Чудесном мешочке» и ещё раз назвать её. | ||
Пальчиковые игры (по разделу «Ориентировка в пространстве») | Музыкальные физминутки (по разделу «Ориентировка в пространстве») | Музыкально-математические речовки (по разделу «Ориентировка в пространстве») | |
Выше перечисленные игры проводились и разучивались с детьми во время свободной деяте-льности детей или во время выполнения какой-либо учебной деятель-ности (рисование, лепка, аппликация и т.д.). |
Данные физминутки разу-чивались с детьми в свободное время, а их закрепление осуществлялось во время проведения занятий (в середине занятия). |
Данные речовки про-водились для того, чтобы закрепить представления детей о понятиях: высоко, близко, далеко, низко. | |
Математические песни по разделу «Ориентировка во времени» | Музыкально-математические речовки (по разделу «Ориентировка во времени») | Музыкально-математические загадки (по разделу «Ориентировка во времени») | |
Выше перечисленные песни были подготавливающими для проведения итогового занятия по этому разделу. |
Данные речовки ра-зучивались и использо-вались во время проведения игр, занятий и самосто-ятельной деятельности де-тей. |
Отгадывание загадок направлено на закрепление знаний детьми старшего дошкольного возраста по основным направлениям данного раздела: сутки и вчера, сегодня, завтра. |
3 шаг – обобщающий – работа со всеми детьми по закреплению математических представлений. Цель данного шага – закрепить и систематизировать математические знания и умения у детей старшего дошкольного возраста.
На данном этапе проводилась непосредственно образовательная деятельность с детьми. Были проведены такие занятия, как: «Ай, да, математика», «Пробуждение весны» и итоговое занятие «Катя и время».
3 этап «Заключительный»
Цель – определить эффективность педагогических условий, созданных для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На данном этапе с детьми был проведен повторный мониторинг, результаты которого позволили оценить качество методической разработки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ «ТАНГРАМ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
История игры.Последовательность овладения детьми игрой....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ «ТАНГРАМ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
История игры.Последовательность овладения детьми игрой....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ «МОНГОЛЬСКАЯ ИГРА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
История игры.Рекомендации по ознакомлению детей с игрой....
Конспект мастер-класса "Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр технологи ТРИЗ"
Конспект мастер-класса...
«Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности, посредствам применения игровых технологий»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ» «Я - м...
«Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через Лего- технологию»
Консультация для воспитателей и родителей по совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических представлений с использование Лего-конструирования....
Комплекс консультаций для родителей по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий
Актуальность И педагогов, и родителей всегда волновал тот факт, будут ли у дошкольников в полной мере развиваться такие личностные качества, как самост...