Комплексно-тематическое планирование НОД "Формирование Элементарных математических представлений" старшая группа
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) по теме
Примерное комплексно-тематическое планирование ФЭМП (старшая группа) по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_starshaya.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование
непосредственной образовательной деятельности
«Формирование элементарных математических представлений.»
в старшей группе с учетом ФГОС
2015/2016 учебный год
автор Т. М. Волоскова
воспитатель ОДОД ГБОУ
школы-интерната №576
Василеостровского района
г. Санкт-Петербург
Цели и задачи:
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени
Содержание психолого-педагогической работы
Количество и счет.
Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).
Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10).
Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.
Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).
Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Величина.
Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Форма.
Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.
Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени.
Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.
Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Комплексно-тематическое планирование по образовательной области
«Познавательное развитие»
(формирование элементарных математических представлений)
№ | Тема | Содержание программы |
СЕНТЯБРЬ | ||
1 | мониторинг | |
2 | День-ночь | - закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5. - совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр). - уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. |
3 | Длиннее - короче | - упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). - закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»). - совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево. |
4 | Самый…самый… | - совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины). - упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). - уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра. |
ОКТЯБРЬ | ||
5 | Ориентирование в пространстве | - учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. - закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина). - совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу. |
6 | Форма и величина | - учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6. -продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). - закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина). |
7 | Широкий - узкий | - учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7. - продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот). - продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. |
8 | Низкий - высокий | - продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». - продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот). - расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток. |
НОЯБРЬ | ||
9 | Вперед-назад | - учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. - упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух. - совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево |
10 | Впереди, рядам, сзади… | - учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. - закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. - продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между. |
11 | Маленький, еще меньше | - познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». - упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот). - упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов. |
12 | Сколько? | - познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?». - закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности. - совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах. |
ДЕКАБРЬ | ||
13 | Ориентирование на листе бумаги | - совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10. - закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот). - упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. - упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо. |
14 | Квадрат и четырехугольник | - закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10). - дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. - закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. |
15 | Дни недели | - закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. - совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений). - познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.). |
16 | Направление движения | - учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа...», «На сколько число… меньше числа...». - продолжать учить определять направление движения, используя знаки — указатели направления движения. - закреплять умение последовательно называть дни недели. |
ЯНВАРЬ | ||
17 | Сколько? На сколько? | - продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа...», «На сколько число… меньше числа...». - развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу. - совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры. - развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей |
18 | Где? | - продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. - продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу. - закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. - упражнять в последовательном назывании дней недели. |
19 | Одинаковый или равный | - продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом. - продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу. - учить ориентироваться на листе бумаги. |
20 | Ориентация на листе (углы) | - познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. - совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника. - продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. |
ФЕВРАЛЬ | ||
21 | Вчера, сегодня, завтра | - познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. - продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. - закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. |
22 | Треугольник - четырехугольник | - познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. - совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. - развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа). |
23 | Целое и часть | - закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. - формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. - совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. |
24 | Целое и половинка | - совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу. - продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. - совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). - учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. |
МАРТ | ||
25 | Ориентирование в пространстве | - закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5. - совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица. - совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. |
26 | Круг: целое и 1/2 | - продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. - продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. - закреплять умение последовательно называть дни недели. |
27 | Ориентирование в комнате | - учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. - совершенствовать навыки счета в пределах 10. - развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. - совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед — назад, направо — налево). |
28 | Круг: 1; ½, 1/3; 1/4 | - продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. - развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. - совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. |
АПРЕЛЬ | ||
29 | Квадрат: 1; ½, 1/3; 1/4 | - познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. - продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. - совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. |
30 | Плоские геометрические фигуры | - совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10. - развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. - продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). |
31 | Целое и часть (круг и квадрат) | - продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. - совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. - закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. |
32 | Дни недели. | - совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. - упражнять в умении двигаться в заданном направлении. - закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. |
МАЙ | ||
33 | Треугольник : 1 и 1/2 | - учить делить треугольник на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. - продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов; - закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. |
34 | Целое и ½ (треугольник, квадрат, круг) | - совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10. - продолжать знакомить с делением геометрических фигур на 2 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. |
35 | День, неделя, месяц | - совершенствовать знания детей последовательно называть дни недели, месяц; - продолжать учить правильной последовательности от 1 до 10, уметь называть соседние числа; - закреплять знания о целом и части предмета |
36 | Повторение материала | - проверить знания детей на материале, пройденном в течение всего года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексно-тематической работы по формированию элементарных математических представлений в 1-ой младшей группе.
ОО «Познание»Тема дня «Игры и игрушки» Конспект комплексно-тематической работы по формированию элементарных математических представлений с интеграцией образовательных областей Во...
Тематическое планирование. Развитие элементарных математических представлений первая младшая группа.
Примерный тематический план составлен для детей в возрасте с 2-3 лет. В программе все линии базируются на сенсорной основе. Сенсорное развитие ребенка может проходить какна специально ...
Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ
Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...
Комплексно-тематическое планирование формирование элементарных математических представлений.
Комплекснотематическое планирование формирование элементарных математических представлений....
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)
Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....
Перспективное планирование «Формирование элементарных математических представлений», вторая младшая группа
Перспективное планирование ОО «Познавательное развитие» Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений», вторая младшая группа...