Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной группе «Конус и пирамида»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Данное занятие составлено с учетом технологии " ситуация". Дети отправятся в путешествие в Геометрическую страну, где закрепят знания о геометрических фигурах и телах, а также научатся правильно "фотографировать" геометрические тела. Кроме этого дети закрепят умение составлять и решать задачи, сравнивать предметы групп и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_konus.docx | 646.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации по ФЭМП
в подготовительной группе
«Конус и пирамида»
Автор:Невзорова Елена Сергеевна,воспитатель МБОУ «Устьянская СОШ» СП д/с «Солнышко»
Дата проведения: 29 марта 2016г
Технология: технология «Ситуация» Л.Г. Петерсон
Цель:Формирование представлений детей об объёмных телах в процессе поисковой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представления детей об отличияхконуса и пирамиды, и о составных элементах этих тел.
- учить видеть конус и пирамиду в окружающих предметах;
- учить находить паспорт фигуры
- закреплять названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их;
-закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству
-упражнять в умении решать задачи на сложение и вычитание.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.
- активизировать и обогащать словарь детей: пирамида,конус, паспорт.
-развивать умение выделять свойства в предметах.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к математике;
Оборудование и материалы:треугольная пирамида, конус, куб, шар, паспорта объёмных фигур, картинки с изображением предметов, имеющих форму пирамиды, конуса, по 2 куба, шара, круга, квадрата, чистого листа, черно- белые «фотографии» с изображением круга, треугольника, квадрата, блоки Дьенеша, карточки с символами, экран от теневого театра, лампа.
Предварительная работа: знакомство с геометрическими телами: куб, шар, пирамида, конус;решение математических задач, игры с блоками Дьенеша.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Вид занятия: игра-путешествие.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать занятия детей об окружающем мире, развивать речь.
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: Любите ли вы играть?
Дети: да
Воспитатель: В какие игры вы играете дома, а в какие на улице?
Ответы детей
Воспитатель: Есть ли игры, в которые можно играть только на улице? Какие?
Дети: да, футбол, ляпы.
Воспитатель: Почему дома не играют в салочки или футбол?
Дети: мало места, разбить что- нибудь можно
Воспитатель: Есть такая Геометрическая страна, в которой тоже живут дети. И они тоже любят играть.
Воспитатель: Хотите отправиться в Геометрическую страну и узнать,во что и как там играют дети?
Дети: да
Воспитатель: Тогда наше путешествие начинается. Раз, два,три, повернись, в стране Геометрических фигур окажись.
Дети идут с воспитателем к столам
2.Актуализация знаний.
Игра «Найди нужный блок».
Дидактические задачи:
1)Актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, умение раскодировать символы.
2)Тренировать мыслительные операции-анализ, синтез, сравнение. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.
Воспитатель: Ребята, в детском саду страны Геометрических фигур есть охрана. В садик пускают только по пропуску.
Воспитатель ставит на стол блоки Дьенеша
Воспитатель: Я вам выдам карточку с символами, а вы найдитепо ней нужный блок. Если все правильно сделаете, то получите пропуск.
Дети получают карточки (Приложение 1) и находят соответствующую геометрическую фигуру.
Воспитатель: А теперь давайте вместе проверим,все ли правильно сделали, можно ли получить пропуска.
Проверку делаем все вместе.
В ходе проверки воспитатель задает вопрос: Какуюфигуру нужно было выбрать?
Воспитатель: Ну что ж, мы получили пропуски, добро пожаловать в детский сад.
Дети проходят к 2-м столам, на каждом из которых стоит куб, лежит шар, круг, квадрат и лист бумаги.
Игра « Прятки»
Дидактические задачи:
1)Закрепить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, уточнить представления об объёмных и плоских фигурах;
2)Тренировать мыслительные операции-анализ, синтез, сравнение. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.
Воспитатель: В детском саду все дети вышли на прогулку (показывает на геометрические фигуры) и решили поиграть в прятки. Стол-это участок и прятаться можно только на нем.
Дети садятся за столы, по 4 чел.
Воспитатель:Помогите геометрическим фигурам спрятаться, используя только то, что лежит на столах.
Дети выполняют задание, прячут круг и квадрат под лист бумаги.
Воспитатель: Кому удалось спрятаться?
Дети: Квадрату, кругу.
Воспитатель: Кто спрятаться не мог? Почему?
Дети: Куб, шар, потому что большие, объёмные.
Воспитатель уточняет: куб и шар - объёмные, а круг и квадрат-плоские.
Воспитатель: Какие ещё плоские фигуры вы знаете?(Треугольник, овал, прямоугольник, четырёхугольник.)
Воспитатель: какие ещё объёмные тела вы знаете?(Цилиндр, конус, призма, пирамида.)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Фотографы».
Дидактическая задача:создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об элементах пространственных геометрических фигур;
Воспитатель:Ребята, заведующая детским садом пригласила фотографа, чтобы сфотографировать к празднику отдельно каждую геометрическую фигуру-ребёнка. Но фотограф заболел, и заведующая просит нас помочь.
Поможете фигурам сфотографироваться?
Воспитатель ставит лампу и направляет свет сначала на куб, потом на шар.(использовать экран от теневого театра)
Воспитатель:Какая фотография получилась?
Дети: квадрат, круг
Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду,
Воспитатель: Какая фотография получилась?
Дети: треугольник
Воспитатель: В фотоателье фотографии напечатали, но они перепутались.
Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, 2 треугольников (Приложение 2), и ставит куб, конус, пирамиду и шар.
Воспитатель: Ребята, понравиться ли детям, если им дадут чужую фотографию?
Дети: нет
Воспитатель: а что же делать?
Дети: подобрать фотографии фигурам
Воспитатель: Правильно, давайте поможем и подберем фотографии геометрическим фигурам.
Дети пробуют подобрать «фотографии»
Воспитатель: Смогли подобрать фотографии?
Дети: нет
Воспитатель: почему не смогли?
Дети: одна и та же фотография (треугольник) подходит к двум фигурам
Воспитатель: Значит чего-то мы не умеем?
Дети: не умеем правильно фотографировать
Воспитатель: чему нам надо научиться?
Воспитатель вместе с детьми формулирует цель: Научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографиям можно было точно определить, какая фигура сфотографировалась.
4. Открытие нового знания.
Дидактическая задача:сформировать представления об элементах пространственных геометрических фигур.
Воспитатель: Как мы можем это узнать?
Дети: посмотреть в книге, спросить у старших
Воспитатель: Ребята, скажите, у фигур есть отличия?
Дети: да.
Воспитатель (берет конус и треугольную пирамиду): Чем отличаются конус и треугольная пирамида?
Дети: у конуса есть круг, а у пирамиды- треугольник.
Воспитатель: Молодцы, значит, чтобы найти их фотографии, их надо фотографировать с разных сторон.
Воспитатель: Давайте рассмотрим конус. Какая фотография получится, если конус сфотографировать с этой стороны(воспитатель показывает торец конуса)?
Дети: круг
Воспитатель: Сколько кругов будет у конуса?
Дети: 1
Воспитатель показывает паспорт конуса.
Воспитатель: Этот рисунок рассказывает о конусе почти все, как о человеке рассказывает паспорт. Это –паспорт конуса. ( Приложение 3)
Воспитатель: А кто может рассказать, какой паспорт будет у треугольной пирамиды?
После рассказа воспитанника воспитатель вывешивает паспорт треугольной пирамиды( Приложение 3).
Воспитатель: Молодцы, значит, как мы должны фотографировать геометрические тела, чтобы узнать его на фотографии?
Дети: с разных сторон.
Воспитатель: Чем отличается конус от пирамиды?
Дети: у конуса - круг, у пирамиды- треугольник и есть ребра.
5. Закрепление нового материала
1. Работа на карточках
Дидактическая задача: Закрепить представления об элементах объёмных фигур.
Воспитатель: После прогулки и тихого часа дети из страны геометрических фигур сели играть. Давайте и мы к ним присоединимся.
Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с паспортами конусов и пирамид разной высоты и диаметра ( Приложение 4).
Воспитатель: найдите паспорт фигуры поконусу или пирамиде.Задание выполняется фронтально.
Воспитатель: (показывает конус, пирамиду) Какой конус (пирамида) по высоте?
Дети: низкий (высокий)
Воспитатель: Значит, какой треугольник должен быть?
Дети: Низкий (высокий).
Воспитатель: Сколько должно быть треугольников в паспорте у конуса (пирамиды)?
Дети: один (три, четыре)
Воспитатель: какая еще фигура должна быть у конуса (пирамиды) в паспорте?
Дети: круг (треугольник)
Воспитатель: найдите нужный паспорт и поднимите его.
Воспитатель: все ли справились с заданием? Молодцы.
2. Дидактическая задача:организовать активный отдых детей, закрепитьумение сравнивать группы предметов по количеству, определять на сколько больше.
Воспитатель: Дети из Геометрическойстраны любят играть в игру «Больше или меньше». В этой игре надо разделится на группы по какому-либо признаку и узнать, каких фигур больше и на сколько.
Воспитатель: Давайте и мы попробуемтак поиграть. Разбейтесь на группы, мальчики и девочки.( у кого есть дома братья и нет)
Дети делятся по названному признаку,
Воспитатель: в какой группе больше? На сколько?
Дети выясняют, в какой группе больше и на сколько.
3. Дидактическая задача:учить видеть конус и пирамиду в окружающих нас предметах, закрепить представления о геометрических фигурах, закреплять умение решать задачи на сложение и вычитание.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в картинную галерею страны геометрических фигур. Как вы думаете, что можно там увидеть?
Дети: картины
Воспитатель: А пока мы туда идем, назовите предметы, которые похожи на конус и пирамиду.
Если дети затрудняются: - Вам помогут картины, которые мы видим вокруг. (В группе развешаны картинки, похожие формой на конус и пирамиду).
Воспитатель :Ну вот мы и пришли. Дети садятся за столы.
4. Дидактическая задача: тренировать умение решать задачи на сложение и вычитание.
Воспитатель вывешивает две картинки( на 1: 3 круга и 5 квадратов, на 2: 8 треугольников, 2 зачеркнуты)( Приложение 5).
Воспитатель: Посмотрите на первую картинку. Как вы думаете, какие фигуры здесь могут быть изображены?
Дети:2 шара и 5 кубов, 2 круга и 5 квадратов
Воспитатель: А на второй картинке, что изображено?
Дети: треугольники, конусы
Воспитатель: Разделитесь на 2 группы и придумайте задачи по картинкам: 1-я группа по первой картине, 2-я – по второй.
Дети делятся на группы, садятся за столы и придумывают задачу сообща.
Воспитатель: Итак, все готовы? 1-я группа скажите свою задачу.
Воспитатель: Молодцы! Какое условие в задаче, ответит Даша (ребенок из 2 группы)?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Молодец! Какой вопрос в задаче?
Ответы детей: Сколько….
Воспитатель: Как найти….
Дети: Нужно сложить 2 и 5
Воспитатель: Сколько получится?
Дети: 7
Далее разбирается задача второй группы
Воспитатель: Выложите решение задач с помощью цифр.
Дети выкладывают равенство из карточек, лежащих на столе.
Воспитатель записывает правильное решение, дети проверяют. При необходимости исправляют.
6. Итог занятия
Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться домой. Раз-два, повернись и домой возвратись.
Воспитатель: Где вы сегодня побывали?
Дети: В стране геометрических фигур
Воспитатель: Что учились делать?
Дети:…
Воспитатель: Какие новые геометрические тела вы узнали? Чем они отличаются?
Дети: Конус,пирамида.
Воспитатель: Молодцы, если вам было легко в нашем путешествии, вы узнали новые геометрические тела, у вас все получилось, то возьмите круг, если были какие–то трудности, немного не понял , как нужно фотографировать геометрические тела, то возьмите треугольник.
Спасибо за занятие.
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3.
Паспорт конуса
Паспорт треугольной пирамиды
Приложение 4.
Приложение 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной ситуации по грамоте в подготовительной группе детского сада
Конспект по знакомству с буквой "л"...
Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в старшей группе детского сада по теме: «Помоги Чебурашке»
Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в старшей группе детского сада по теме: «Помоги Чебурашке»...
Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в средней группе по теме "Друзья спешат на помощь"
интересное занятие по сказке "Теремок"...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе. ТЕМА:" Ориентировка в пространстве&quo...
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Незнайка в гостях у ребят»
Задачи:продолжать учить решать задачи, выделяя в них условие, вопрос, решение, ответ. Учить записывать решение, используя знаки «+», «-», «=»;закрепить знания о пос...
Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в средней группе. «Загадочные письма»
Цель: Развитие математических навыков.Задачи: Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета, формы).Упражнять в умении с...
Конспект образовательной ситуации по ФЭМП в младшей группе по теме: «Чайный сервиз»
данный материал поможет педагогам в увлекательной ворме провести занятие по математике....