НОД по ФЭМП "Даша - следопыт"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Антонова Надежда Сергеевна

 

Цель: Выделение одновременно трёх свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер). Ориентировка в групповой комнате по плану. Формирование представления о том, что количество предметов не зависит от их расположения.

Задачи:

1.     Формировать представление о геометрических фигурах: квадрате, круге, треугольнике, побуждать составлять заданную последовательность из геометрических фигур; совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, правильно определять направление движения, счёта в количественном и порядковом счёте, в сравнении предметов и раскладывании их в определенной последовательности; продолжать формировать умение обращать внимание на некоторые сходные по назначению предметы, умения соотносить количество предметов с цифрой, классифицировать фигуры по заданным признакам: цвету, величине, форме.

2.     Развивать память, внимание, воображение, связанную речь, слуховое внимание; умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, сравнивать предметы по величине и отражать в речи результат их сравнения, вести поиск решения руководствуясь алгоритмом.

3.     Воспитывать интерес к выполняемой работе, самостоятельность и инициативу в решении задач; стремление помогать сверстникам, сопереживать.

 Оборудование: рюкзак, 2 корзинки, атрибуты к играм: «гора», «болото», «лес».

 Демонстрационный материал: карточки « Алгоритм путешествия»; карта болота, карта – схема, карточки с изображением цифр от 1 до 5; карточки с изображением геометрических фигур, кукла – бибабо Крошка Енот, мягкая игрушка обезьянка.

Раздаточный материал: геометрические фигуры (синий квадрат, зеленый треугольник, красный круг) по числу детей; ножницы, ¼ листка с изображением цветка, клей, клеенка, кисточки, салфетки.

Словарная работа: «следопыт», «преодолевать», «увязнуть», «дикие яблоки».

Предварительная работа: дидактические игры на счёт предметов в прямом и обратном порядке, собирание целого  предмета из составляющих его частей; вырезание ножницами, выполнение коллективных аппликаций; разгадывание загадок, игры: «Выше-ниже», «Найди игрушки», «Отгадай», «Каждому своё место» и т.д.

Методические приёмы:

  • игровой - игровые действия и задания;
  • словесный   -    вопросы    по    содержанию,    индивидуальные и хоровые повторения, объяснение, комментирование,     указание,    пояснение,      рассказывание     самими      детьми, педагогическая оценка;
  • наглядный - комментирование наглядного материала;
  • практический – психогимнастика, пальчиковая гимнастика, сочетание  речевых ответов с практическими действиями, самостоятельная работа, самоконтроль.

 

Ход:

Психогимнастика «Доброе утро».

Воспитатель: Ребята, представим ясное утро, как солнце греет вас своими теплыми лучиками, как теплый ветерок дует на ваши щечки, щекочет их. Давайте все возьмемся за руки, и с помощью пожатия ладошек и улыбок передадим своё хорошее настроение друг другу.

Появляется Даша с рюкзаком за спиной  и игрушкой обезьянкой Башмачком в руках.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришёл?

Даша: Я Даша – следопыт и мой лучший друг Башмачок. Мы идём в гости к Крошке Еноту. Ребята, вы согласны пойти со мной?

Воспитатель: Даша, а ты знаешь, как пройти к Крошке Еноту?

Даша: Да, у меня есть план пути (достает карту из рюкзака).

Составление «Алгоритма путешествия».

Даша: (Демонстрируя карту). Сначала нужно пройти гору, затем перейти через болото, далее нужно пройти лес и мы подойдем к домику Крошки Енота.

Воспитатель: Гора, болото, лес, домик (воспитатель повторяет маршрут и демонстрирует карточки). Запомнили, ребята? Повторите?

Даша: Ну, тогда идём?

Слушание аудиозаписи «В лесу»

Воспитатель: Ну, вот мы и подошли к горе. Нам нужно преодолеть её. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (ответы детей). Значит, нам нужно на неё взобраться и спуститься с неё. Чтобы нам было легче взбираться, давайте сделаем в горе ступеньки.  

Дидактическая игра «Цифры и числа».

Даша: У меня в рюкзаке есть подходящие ступеньки (достает из своего рюкзака числовые карточки).

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим нашу гору, куда можно поставить ступеньки? (дети сопоставляют цифры на карточках с точками, изображенными на макете горы - «ставят ступеньки»).

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? Теперь мы сможем перейти гору (воспитатель берет обезьянку и прыгает ею по ступенькам, а дети переступают через «гору»).

Даша: Теперь можно идти дальше.

Физкультминутка «Все захлопали в ладоши»

Все захлопали в ладоши,

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ.

Руки мы поднимем выше.

И легко-легко подышим.

Дидактическая игра «Перейди болото».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы пришли? (работа с алгоритмом). Мы пришли к болоту.

Даша: Нам нужно перейти на ту сторону, там,  в лесу, растут сочные и вкусные яблоки. Я хочу набрать их для Крошки Енота в подарок. Помогите мне, пожалуйста, перейти на ту сторону.

Воспитатель: Чтобы, нам перейти болото нужна карта.

Даша: У меня есть карта этого болота (достает из своего рюкзака).

Воспитатель: Посмотрите внимательно, пройти мы сможем, если сделаем мостик из больших камней и положим их по середине болота. Оглянитесь кругом, есть ли подходящие камни? (указывает на геометрические фигуры, лежащие около болота).

Воспитатель: Давайте внимательно, посмотрим на карту, как расположены фигуры? (красный круг, синий квадрат, зеленый треугольник; красный круг, синий квадрат, … ?). Значит, что поставим следующим? (зеленый треугольник).

Воспитатель: Верно, если мы правильно расположим камни, то мы сможем перейти болото, если ошибемся, то увязнем в нём (каждый ребёнок берет по «камню» и поочередно выкладывают).

Даша: Ура! Мы перешли через болото. А что дальше? Вы помните, ребята? (работа с алгоритмом - лес).

Упражнение на дыхание «Ветер в лесу»

Дидактическая игра «Собери яблоки».

Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные дикие яблоки!

Даша: У меня как раз есть две корзинки (достает из рюкзака), давайте соберем большие красные в большую корзинку, а маленькие зеленые – в маленькую.

(дети должны определить, какая корзинка большая, а какая маленькая и разложить в них яблочки). Молодцы, ребята, вы справились?

Даша: Вот мы и подошли к домику Крошки Енота.

Выходит встречать Крошка Енот

Воспитатель: Здравствуй, Крошка Енот.

Крошка Енот: Здравствуйте ребята. Проходите ко мне в дом.

Даша: Крошка Енот, а где же праздничный пирог?

Работа по схеме «Найди праздничный пирог».

Крошка Енот: Его спрятал Лис – Жулик, а вместо него оставил какую-то записку. Но, я к сожалению не умею читать.

Воспитатель: Крошка Енот, мы тебе поможем её прочитать и найти праздничный пирог (работа по схеме).

Крошка Енот: Здорово, мы нашли его.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, не зря Лис – Жулик спрятал его от нас, все кремовые цветочки с праздничного пирога он съел. Что же будем делать? А давайте мы их сами сделаем (дети садятся за стол).

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем клеить, вырезать.

Аппликация «Украшение для праздничного пирога»

а) показ образца;

б) показ и обсуждение приёмов работы;

в) ОБЖ: «Правила пользования ножницами»;

«Правила окончания работы»

Ты работу завершил?

Все на место положил?

г) индивидуальная помощь.

Воспитатель: Крошка Енот, вот теперь твой торт, снова красивый.

Крошка Енот: Спасибо, ребята, что помогли мне.

Анализ занятия

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте расскажем Крошке Еноту о нашем путешествии. Что интересного мы сегодня увидели и сделали? Что нам удалось сделать лучше всего?

Психогимнастика «Дружба начинается с улыбки»

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе возьмемся за руки, покажем, какие мы дружные, крепче сожмем пальчики, и одарим друг друга дружелюбной улыбкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     В.П. Новикова. Математика в детском саду. - М.: «Мозаика-Синтез», 2002г.

2.     И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. – М. – «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». – Творческий центр СФЕРА, 2009.

3.     М.Ш. Филипченко. 555 шарад. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

4.     Л.С. Метлина. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1984.

5.     О.В. Узорова,  Е.А. Нефёдова. Физкультурные минутки. – М.: АСТ. – Транзиткнига, 2006+.

            6. Математика в художественном слове. – Уфа, 2006г.

7. Программа развития и воспитания детей  в детском саду «Детство» (В.И. Логинова) -  СПб.: Детство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Я познаю мир. Пытливый следопыт" для детей дошкольного возраста (от 3-х до 4-х лет)

Программа содержит материалы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Следопыт. Игра с родителями и детьми подготовительной группы.

Повышение компетентности родителей в формировании познавательно-исследовательской деятельности детей....

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ "ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ"

Перспективно-тематический план кружка по краеведению "юный следопыт" напрвлен на воспитание у детей дошкольного возраста патриотизма, любви к родине, уважения к историческому прошлому страны....

Конспект "Юный следопыт"

Конспект содержит материал по исследовательской деятельности детей в старшей группе....

Рабочая программа кружка "Юный следопыт" в подготовительной группе

Рабочая программа рассчитана на подготовительную группу...

Квест-игра "Следопыт" в рамках программы здоровьесбережения с детьми и родителями старшей и подготовительной группах

Создание условий для развития познавательных способностей детей в воспитательно-образовательном процессе с приобщением родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффект...

Рабочая программа кружка "Маленький следопыт"

рабочая программа кружка по познавательному развитию...