Программа "Я познаю мир. Пытливый следопыт" для детей дошкольного возраста (от 3-х до 4-х лет)
рабочая программа (окружающий мир, младшая группа) по теме
Программа содержит материалы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 51.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«АЛДАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
678900, РС(Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина, 2\5
Тел: (41145) 329-52.
Факс: (41145)329-52
E-mail: aldan_detdom@mail. ru
_____________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Алданский детский дом»
_________________Н.С. Миронов
«___»______________ 2012 год
ПРОГРАММА
«Я познаю мир. Пытливый следопыт»
для детей дошкольного возраста (от 3 – 4 лет)
Подготовила Поздеева С.Л.
Воспитатель 1 кв. категории
Алдан 2012
Программа « Я познаю мир. Пытливый следопыт.»
Содержание
1.Введение
2.Актуальность темы:
- проблема
- цель, задачи, результат
3.Теоретические основы:
- формы, методы
- опытническая деятельность
4.Практическая часть
5.Заключение
6.Литература
7.Приложение:
- перспективный план
- конспекты занятий
Введение.
«Что ты любишь?» На этот вопрос дети ответят: «Играть!» Любое увлекательное занятие обозначается одним словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познаёт мир, постоянно исследуя его, экспериментируя с его объектами. Играя, он постоянно производит действия: трогает, нюхает, пробует на вкус, стучит, слушает. Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. На чувственном уровне постигает элементарные законы, которые управляют предметами. Чем больше в жизни ребёнка будет игр, экспериментов, тем шире и разнообразнее его эмоциональный мир. Поддерживать доброе, познавательное отношение ребёнка к миру, помогать познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир! Предоставить возможность посочувствовать и пережить происходящие события, поощрять любопытство ребёнка!
Актуальность темы.
Встает проблема, как познакомить ребёнка с объектами неживой природы?
Познавательное развитие у детей с нарушениями в развитии значительно отстает. Это проявляется во всех сферах психического развития: внимании, речи, памяти, мышлении, восприятии. Многие из детей не проявляют интереса к окружающему миру. Поэтому необходимо обогащать чувственный опыт ребёнка, учить быть внимательным к тому, что его окружает. Важно научить смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, обобщать в словесных высказываниях. В процессе ознакомления формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений. В связи с этим я определила тему по самообразованию « Я познаю мир. Пытливый следопыт.»
Основная цель: обогащение представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении путем экспериментирования.
Задачи:
- формировать познавательное, эстетическое, гуманное отношение к природе;
- развивать качества личности: любознательность, наблюдательность, активность, коммуникативность, креативные способности;
- обогащать чувственный опыт;
- развивать нравственный аспект личности наряду с другими качествами.
Результат: обогащенное представление об объектах неживой природы будет полноценным и эффективным путем организации разнообразной совместной деятельности педагога и детей.
Теоретические основы.
В процессе ознакомления детей с неживой природой лучше чередовать коллективные формы работы с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами детей. Так как индивидуальное общение с ребёнком позволяет вызвать больший интерес, подробнее и тщательнее провести наблюдение. Для развития наблюдательности проводятся целевые прогулки для ознакомления с природными явлениями. На прогулке дети знакомятся с теми явлениями и объектами неживой природы, представления о которых складываются длительное время. С большим интересом дети принимают участие в играх с природным материалом – песком, водой, льдом, камешками. Игры с природным материалом обладают терапевтическим эффектом: возбудимого - успокаивают, а заторможенного – активизируют.
Методы:
1.Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в которой участвуют речь, внимание, мышление, восприятие. В процессе наблюдения за погодой, объектами неживой природы, я соединяю наблюдение с элементарными опытами, игрой, включающие разнообразные обследовательские действия.
2.Игра – это не только положительные эмоции. Играя, ребёнок учится верить в успех и добиваться поставленной цели. Для расширения представлений о явлениях и объектах природы необходимы разнообразные игры, в которых ребёнок накапливает чувственный опыт, получает знания о свойствах и качестве материалов. Игры-опыты с объектами неживой природы могут научить:
- показывать предметы, обладающие существенными признаками;
- понимать сенсорные свойства предметов;
- группировать предметы по величине;
- понимать и обозначать словом наблюдаемые явления;
- высказывать свои впечатления;
- проявлять пытливость и наблюдательность;
- научат беречь окружающую природу и заботиться о ней.
3.Опытническая деятельность. В каждом ребёнке живет непоседливый исследователь и естествоиспытатель. Познавательный интерес начинается с простого любопытства и перерастает в способность исследовать окружающий мир. Перед ребёнком стоит непростая задача узнать все о реальности, которая его окружает и о том, как с пользой для себя взаимодействовать с ней. Чтобы стимулировать творческий интерес у ребёнка, желание учиться чему-то новому, нужно поощрять его попытки понять то, что он увидел или сделал. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает умение воспринимать ситуацию находить правильное решение. Ребёнок учится наблюдать за объектами неживой природы: водой, песком, камешками, которые имеют определенные свойства и, которые могут меняться в зависимости от определенных условий. Так вода льётся, имеет температуру, предметы в ней тонут и плавают, песок сыплется - сухой, влажный и т.д. В дальнейшем ребёнок применяет полученные знания на практике. Поощрять ребёнка наблюдать за всем, что его окружает, проверять на практике, проводить несложные эксперименты.
Практическая часть.
Перед тем как начать работу по теме самообразования, я изучила литературу отечественных авторов. Подобрала игры-опыты, эксперименты для детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей развития. Разработала и составила перспективный план по теме. Ввела элементы проектной деятельности, где дети являются наблюдателями и помощниками воспитателя. Провела диагностическое обследование «Формирование естественно-научных понятий у дошкольников», которое показало, что уровень сформированности у детей находится на низком(50%) и критическом(50%). Учитывая тот факт что в группе воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, выстроила работу так, чтобы у детей происходило формирование представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности поэтапно. Самыми эффективными методами работы стали наблюдения, беседы, опытническая деятельность, в которой дети с большим удовольствием экспериментируют. Чтобы добиться положительных результатов и больших успехов, одной из форм работы стала организация комплексных занятий с применением здоровьесберегающих технологий.
Заключение.
Применяя в работе опыты, эксперименты, у детей обогащаются и активизируются знания, формируются экологические понятия, обогащается чувственный опыт.
В ходе работы возникли трудности, связанные с проблемами развития – задержка речевого развития, низкая познавательная деятельность и другие. Для решения этих проблем и эффективности работы создала в группе следующие условия:
- обновление предметно-окружающей среды;
- познавательный мотив;
- прогулки со сбором природного материала;
- комплексные занятия;
- индивидуальная работа;
- опытническая деятельность;
- наблюдения.
Благодаря совместной деятельности у детей активизировалась речь, появился неподдельный интерес к окружающему миру, интерес сделать что-либо самостоятельно или в паре с кем-то. Это подтверждает и обследование, проведенное в конце года, у детей уровень сформированности естественно-научных понятий возрос и составил: средний – 50%; низкий – 40%; критический – 10%. Таким образом планирование совместной деятельности корректируется и обновляется с учетом здоровья и развития детей. В повседневной жизни закрепляются знания об объектах и явлениях неживой природы, переносится опыт в свободную деятельность.
Если мы научим ребёнка смотреть и видеть, знать и любить, беречь природу, то через какое-то время подрастёт поколение, достойное нового века!
Литература.
1.Бачурина В.Н. Новые развивающие игры для дошколят. – М.: Рипол Классик, 2007.
2.Борисенко М.Г. Я познаю мир. – СПб.: Паритет, 2004.
3.Иванова А.А. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4.Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
5.Копли Т., Кастер А. Играем и учимся дома. – Минск: Попурри, 2008.
6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2013.
7.Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1978.
8.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
9. «Дошкольное воспитание»,№8, 2006.
10.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
11.Теоретические основы планирования учебно-воспитательного процесса в Доме ребёнка / под ред. Е.Д.Худенко. – М.: АНО Центр коррекционных технологий, 2007
Приложение.
Конспекты комплексных занятий.
Занятие № 1.
Тема: Мыло-фокусник.
Цель: ознакомление со свойством и назначением мыла.
Задачи:
1.познакомить со свойством мыла;
2.развивать наблюдательность;
3.закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Материал: кусочек туалетного мыла, ванночка, губка, трубочки, стаканчики с водой, полотенце.
Ход занятия.
1 часть. Беседа о мыле.
- Ребятки, отгадайте загадку.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
- Мыло. Для чего оно нужно? – Чтобы умываться, мыть руки и лицо.
Чтение стиха о мыле(автор Я.Аким).
Мыло душистое,
Белое, мылкое,
Мыло глядит
На грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля,
Вспомнил про мыло –
Мыло тебя наконец бы отмыло!
Хотите с мылом поиграть? Только играть нужно осторожно, а то может попасть в глаза, рот и начнет щипать.
Физ /минутка «Любопытная Варвара».
2 часть. Экспериментирование.
Давайте потрогаем – сухое, гладкое; понюхаем – пахнет, душистое.
Рассмотреть воду – теплая, прозрачная. Опустить мыло в воду. Какая стала вода? – не прозрачная, появляется пена. А мыло? – мокрое, скользкое, выскальзывает из рук. Может упасть на пол, можно поскользнуться и упасть. Поэтому нужно быть осторожными.
Намочим губку и натрем мылом – появилась пена и вода стала очень мыльной. Можно пускать мыльные пузыри.
Делаем выводы:
- когда мыло сухое то оно не скользит, а когда мокрое то становится скользким;
- если попадет в глаза, то начнет щипать;
- можно пускать пузыри.
3 часть. Игра с мыльными пузырями. Теперь давайте опустим трубочки в стаканчики с мыльным раствором и надуем пузыри.
Занятие № 2.
Тема: Мой весёлый мячик.
Цель: дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды.
Задачи:
- закрепить знания о свойствах предметов – лёгкие, тяжёлые;
- развивать наблюдательность, внимание.
Материал: таз с тёплой водой, маленькие резиновые мячики, полотенце.
Ход занятия:
1 часть. Дидактическая игра « Лёгкий – тяжёлый».
Я назову предметы, а вы, ребятки, будете говорить какие они лёгкие или тяжёлые.
Камень-
Губка-
Гвоздь-
Пёрышко-
Мячик-
Ключ-
Шарик-
Ножницы-
Что с ними будет, если их опустить в воду? – утонут. А что утонет? – камень, гвоздь, ключ, ножницы. А что будет плавать? – губка, пёрышко, мячик, шарик. Значит, тяжёлые тонут, лёгкие плавают.
Физ. минутка «Бабочка».
2 часть. Экспериментирование.
Давайте поиграем с мячиками. Возьмите в руки, потрогайте, помните в руках. Какие они? – упругие, лёгкие, плавают в воде.
Хотите, покажу фокус? – да. Посмотрите. Мячик плавает в воде в тазу, я его опущу на дно и подержу, а теперь отпущу. Что происходит? – мячик «выпрыгивает» из воды, он лёгкий.
Дети сами проводят опыт с мячиками.
3 часть.
- что умеет делать мячик? – «выпрыгивать» из воды.
- почему он «выпрыгивает»? – потому что он лёгкий.
- вам понравилось играть с мячиком? – да.
4 часть. Подвижная игра «Мой весёлый, звонкий мяч».
Занятие № 3.
Тема: Ай да вода! Что за чудо!
Цель: ознакомление со свойствами воды (цвет, запах, вкус).
Задачи:
- познакомить со свойствами воды;
- учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи (вода может растворять некоторые вещества, при этом изменяются свойства воды);
- воспитывать бережное отношение к воде.
Структура занятия:
1.Беседа « Вот какая водичка» (о свойствах воды).
2.Эксперимент « Фокусы для зайчика».
3.Чтение потешки и самомассаж.
Оборудование: 2 одинаковые стеклянные банки с крышками, заполненные водой; стаканчики; палочки; кусочки сахара-рафинада; пакетик ароматического зеленого чая; лимон; гуашь; колокольчик; игрушка – зайчик.
Ход занятия:
1 часть. Беседа «Вот какая водичка» (о свойствах воды).
К нам в гости пришёл зайчик. Он любит бегать по лесу и за всем наблюдать. Сегодня он хочет нам что-то показать и рассказать.
- Посмотрите, какая баночка, я её с собой принёс. Что в ней? – вода.
- Какая водичка? – чистая, прозрачная, через неё всё видно.
Давайте понюхаем. – ничем не пахнет, нет запаха.
Давайте попробуем, нальём в стаканчики – льётся, нет вкуса.
2 часть. Эксперимент.
Зайчик и ребята, как вы думаете что умеет делать вода? Не знаете, а хотите узнать? Давайте вместе будем делать разные фокусы.
1фокус. Возьмём гуашь. Какого она цвета? – жёлтая. Теперь возьмём кисточку, набёрём краску и опустим в стакан с водой. Какого цвета стала вода? – жёлтого, непрозрачная. Опустим в воду колокольчик, видно его? – нет. Ай да вода спрятала колокольчик.
2фокус. А теперь в стаканчик положим волшебный кубик. Что он делает? – исчезает, растворяется. Какой же стала вода? Попробуем на вкус. – сладкая. Что за кубик такой? – сахар.
3фокус. В стаканчик с водой опустим пакетик с ароматным зелёным чаем. Вода изменила свой цвет и стала зелёной, пахнет фруктами.
4фокус. Это что за фрукт такой? – лимон. возьмём и выжмем его и стала вода кислой.
Физ./ минутка «Зайка».
3часть. Закрепление.
Вот какая у нас вода-волшебница. Что она умеет делать? – менять цвет, стала жёлтой и спрятала колокольчик. Поменяла вкус, сначала была сладкой, потом стала кислой. Стала пахнуть, появился запах.
4часть. Чтение потешки «Водичка-водичка».
Спасибо тебе, зайчик, что так много интересного нам рассказал и показал. А мы не знали, что обыкновенная вода бывает разной. Давайте расскажем зайке потешку про водичку.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Давайте поиграем с водой. Самомассаж «Водичка»(расслабление кистей и пальцев рук).
Перспективное планирование «Я познаю мир. Пытливый следопыт».
Объекты неживой природы | Тема | Задачи | |
Вода | 1 2 3 4 5 6 | Водичка-водичка Сухой-мокрый Игра в прятки Чудо-мельница Ай да вода! Что за чудо! Мыло-фокусник | Знакомить со свойствами воды: чистая, прозрачная, нет запаха, вкуса, льётся. Развивать умение на ощупь различать сухие и мокрые предметы; развивать тактильное восприятие. Продолжать знакомить со свойствами воды, с процессом растворения краски в воде. Знакомить с разной силой воздействия воды на колесо мельницы. Продолжать знакомить со свойствами воды: как изменяются цвет, запах, вкус. Познакомить со свойствами и назначением мыла; с правилами безопасности работы с мылом. |
Воздух | 7 8 9 10 11 | Волшебная соломинка Танец горошин Мыльные пузыри Послушный ветерок Ворчливый шарик | Знакомить с силой движения воздуха. Продолжать знакомить с движением воздуха. Продолжать знакомить с силой движения воздуха; учить выдувать мыльные пузыри. Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха; развивать дыхание. Продолжать знакомить с движением воздуха и его свойствами. |
Вес | 12 13 14 15 | Плавает-тонет Мой весёлый мячик Лёгкий-тяжёлый Прокати шарик | Познакомить со свойствами предметов: лёгкие – плавают, тяжёлые – тонут; устанавливать причинно-следственные связи. Дать понятие, что лёгкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать внимание. Продолжать знакомить со свойствами предметов Познакомить с движением тела по наклонной и прямой; развивать наблюдательность. |
Теплота | 16 17 | Горячая-холодная Чудесный мешочек | Учить определять на ощупь температуру воды и предметов(горячая, холодная, тёплая); развивать тактильные ощущения. Продолжать учить определять температуру предметов из разного материала (дерево, стекло, металл). |
Снег | 18 19 20 | Снежинки Холодный гость Вот беда – был снег, стала вода | Изучать свойства снега: холодный, тает; рассматривать снежинки на варежке. Продолжать изучать свойства снега. Продолжать изучать свойства снега: в тепле тает, превращаясь в воду; можно лепить; окрашивать. |
Лёд | 21 22 | Растёт она вниз головой Мы сосульку не сосали | Знакомить со свойствами воды: замёрзла, стала твёрдой; в тепле – тает, становится водой. Продолжать знакомить со свойствами льда: холодная, прозрачная, ломается на кусочки. |
Песок | 23 24 | Ой , песок-песочек Забавные фигурки | Познакомить со свойствами песка: сухой, сыпется, лепить нельзя; учить пересыпать. Продолжать знакомить со свойством песка – сухой, можно налить воды и стал мокрым, можно лепить фигурки. |
Свет | 25 26 | Солнечные зайчики Что в коробке спряталось? | Познакомить с происхождением солнечного зайчика, его движением и предметами, от которых он отражается (зеркало, баночка с водой). Познакомить со значением света, источниками света (солнце, свеча, фонарик). |
Звук | 27 | Что звучит? | Научить определять по издаваемому звуку предмет. |
Стекло | 28 | Необычные кораблики | Познакомить со свойствами стеклянных предметов, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. |
Магнит | 29 30 | Магнит-приставалка Угадай, с кем я дружу | Познакомить со свойством магнита притягивать металлические предметы. Продолжать знакомить со свойством магнита. |
Камешки | 31 | Самый-самый | Развивать представления о предметах неживой природы; определять разнообразные свойства с помощью обследовательских действий (большой – маленький, лёгкий – тяжёлый). |
Диагностическое обследование «Формирование естественно-научных понятий у дошкольников». 2 младшая группа.
Фамилия, имя ребёнка | Илья О. | Костя К. | Максим Ш. | Денис И. | Вася С. | Соня К. | Серёжа Л. | Арсений Б. | Толя К. | Вероника К. | ||||||||||
Основные показатели | ||||||||||||||||||||
Факты: 1.различать и называть основные признаки воды, песка, льда, снега, камешков 2.убедиться на практике, что вода замерзает; снег и лёд в тепле тают. 3.опытным путем убедиться, что одни предметы тонут, другие плавают | ||||||||||||||||||||
н | с | н | с | н | с | н | с | к | к | к | н | к | к | к | к | н | с | к | н | |
н | с | н | с | н | с | н | с | к | н | к | н | к | н | к | к | н | с | к | н | |
н | с | н | с | н | с | н | с | к | н | к | н | к | н | к | н | н | с | к | н | |
Обобщённые понятия: 1.отличать живое от неживого 2.определять и называть состояние погоды 3.знать элементарные признаки сезонов года 4.устанавливать простейшие связи между явлениями природы: светит солнце – тепло, дует ветер – холоднее | ||||||||||||||||||||
н | с | н | с | н | с | н | с | к | к | к | н | к | н | к | к | н | с | к | к | |
к | с | к | с | к | с | н | с | к | к | к | к | к | к | к | к | н | с | к | к | |
к | с | к | с | к | с | н | с | к | к | к | к | к | к | к | к | н | с | к | к | |
к | с | к | с | к | с | н | с | к | к | к | к | к | к | к | к | н | с | к | к | |
Трудовая деятельность: 1.использовать свойства песка, камешков, снега, воды, льда для строительных игр 2.начать собирать мусор и опавшие листья на участке 3.расчищать дорожки от снега | ||||||||||||||||||||
н | с | н | с | н | с | с | с | к | н | н | н | к | н | к | к | с | с | к | н | |
н | с | н | с | н | с | с | с | к | н | н | с | н | с | н | с | с | с | н | с | |
н | с | н | с | н | с | с | с | к | н | к | н | н | с | н | с | с | с | н | с | |
Охрана природы: 1.иметь желание поддерживать чистоту на участке | ||||||||||||||||||||
с | с | с | с | с | с | с | с | к | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с | с |
Было обследовано 10 детей 2 младшей группы. На начало года уровень сформированности естественнонаучных понятий составил: низкий уровень – 50%; критический уровень – 50%. В конце года (май): средний – 50%; низкий – 40%; критический – 10%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей третьего года жизни разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Примерной общеобр...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год
1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...
Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»
Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...