Рабочая программа кружка "Юный следопыт" в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)
Рабочая программа рассчитана на подготовительную группу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 57.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с №16
_____________ И.В.Черняева
«__»__________2018 г.
Рабочая программа кружка
«Юный следопыт» МБДОУ д/с №16
город Горячий Ключ
на 2018-2019 учебный год
Педагог: Молчанова Наталья Валерьевна
2018-2019 год
Содержание:
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка……………………………………………… 3
1.2.Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…………………………………… 4
1.3.Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет…………… 5
1.4.Планируемые результаты реализации рабочей программы…….... 9
2. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»………………. 11
2.2.Учебно-тематический план……………………………………...…. 13
2.3.Мониторинг результатов реализации программы………………… 23
2.4.Региональный компонент…………………………………………… 23
2.5. Взаимодействие с родителями………………………………… …... 23
3. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение реализации программы…. 24
3.2. Список приложений…………………………………………………. 26
3.3. Список литературы…………………………………………………. 26
Рабочая программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. В экспериментировании решается и нравственно-психологическая задача. Ребенок начинает уважать в себе и в других людях личность. В процессе коллективной практической деятельности взрослых и детей вырабатывается нравственно-психологическая готовность к выражению сопереживания к людям, растениям, животным. Развивается способность ребенка участвовать в общественной жизни, формируется культура поведения. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Юные следопыты» для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
1.2.Цель и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Цель программы - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие умственных способностей.
4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
5.Формирование понимания нравственного долга.
6.Расширение словарного запаса.
Рабочая программа предусматривает интеграцию содержания образовательной области «Познавательное развитие» с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Рабочая программа ориентирована на современного ребенка. Принципы разработаны на основе Стандарта:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.3. Характеристика особенностей развития детей 6 -7 лет
У ребенка в шести-семилетнем возрасте обнаруживается более высокий уровень умения сравнивать. Ребенок умеет сравнивать по контрасту и по сходству и делает это в правильной последовательности. Их рассказы-сравнения четки, точны, эмоциональны.
В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы.
При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).
В шести-семилетнем возрасте в нервно-психическом развитии ребенка происходят важные качественные изменения. Дошкольник в состоянии более длительно сосредотачивать свое внимание на воспринимаемом объекте. Поспешность, нетерпеливость сменяются устойчивым вниманием и интересом. Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок в процессе эксперимента выделяет существенные признаки (части, особенности, свойства) предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта (эксперимента), находя отличительные и сходные признаки, умеет правильно определять причины изменений, делать выводы.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран, причиной природных явлений.
У старших дошкольников активно работает мыслительная деятельность. Они способны находить связи между некоторыми предметами и явлениями природы. Активно ищут способы ответов на поставленные вопросы. Проявляют большую самостоятельность и критичность при решении познавательных и практических задач.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения). Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации, во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.
Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной.
С течением времени ребенок становится все более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
1.4. Планируемые результаты реализации программы
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период. Диагностика представлена в приложении № 1.
Показателями результативности реализации программы кружка является:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Формирование умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- Возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
- Рост уровня любознательности, наблюдательности;
- Активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
- Возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
2. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие формирует первичные представления ребёнка о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.). Познавательное развитие развивает интерес детей к малой родине и Отечеству, даёт представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.
Основные цели и задачи:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
Экспериментирование выступает как метод обучения, поддержки познавательно-исследовательской деятельности. В интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» программа имеет следующие задачи образовательной деятельности:
1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развивать у детей представления о химических свойствах веществ;
- развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях;
- развивать элементарные математические представления
2. Развивать у детей умения пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развивать у детей умственные способности:
- развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формировать способы познания путём сенсорного анализа;
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий;
5.Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
6. Формировать культуру поведения; воспитывать чувство сопереживания, любви к объектам природы; закреплять усвоение экологических правил.
Формы работы:
Наблюдения за природными объектами и явлениями окружающего мира, беседы, рассматривание иллюстраций, схем опытов, дидактические игры и упражнения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, проведение опытов, практикумов, фиксация результатов опыта, выполнение коллективных и индивидуальных заданий, викторины.
2.2.Учебно-тематический план
Содержание рабочей учебной программы делится на тематические блоки:
1. Блок «Вода» 17 занятий
2. Блок «Воздух» 10 занятий
3. Блок «Почва» 5 занятий
4. Блок «Камни» 4 занятия
5. Блок «Свет и зеркало» 2 занятия
7. Блок «Растения» 4 занятия
8. Блок «Разные материалы и вещества» 13 занятий
8. Блок «Электричество» 2 занятия
9. Блок «Человек» 5 занятий
Всего 62 занятия
Октябрь
1 неделя Диагностика 2 занятия | Провести диагностику развития детей, руководствуясь методическими рекомендациями (Приложение 3) | |
2 неделя «Разные материалы и вещества» 2 занятия | Тема: «Наоборот» Программное содержание: знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.9 Тема: «Большой - маленький» Программное содержание: развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение». Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.12 | |
3 неделя «Разные материалы и вещества» 2 занятия | Тема: «Превращение» Программное содержание: знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.14 Тема: «Схема превращения» Программное содержание: освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения». Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.16 | |
4неделя «Вода» 2 занятия | Тема: «Золушка» Программное содержание: закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представлений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.32 Тема: «Испарение» Программное содержание: формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.30 |
Ноябрь
1 неделя «Вода» 2 занятия | Тема: «Выпаривание соли» Программное содержание: формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.35 Тема: «Стирка и глажение белья» Программное содержание: формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.37 | |
2 неделя «Воздух» 1 занятие | Тема: «Конденсация» Программное содержание: формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.39 | |
3 неделя «Воздух» 2 занятия | Тема: «Змей Горыныч о трех головах» Программное содержание: развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.41 Тема: «Воздух и его свойства» Программное содержание: формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.59 | |
4 неделя «Воздух» 2 занятия | Тема: «Воздух вокруг нас» Программное содержание: закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.61 Тема: «Воздух работает» Программное содержание: развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения». Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.17 | |
5 неделя «Вода» 2 занятия | Тема: «Морозко» Программное содержание: формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.19 Тема: «Твердое - жидкое» Программное содержание: формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.21 |
Декабрь
1 неделя «Вода» 2 занятия | Тема: «Снегурочка» Программное содержание: формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.23 Тема: «Жидкое - твердое» Программное содержание: формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.25 |
2 неделя «Вода» 2 занятия | Тема: «Нагревание – охлаждение» Программное содержание: Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.28 Тема: «Лед – вода - пар» Программное содержание: формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.28 |
3 неделя «Вода» 2 занятия | Тема: «Игра в школу» Программное содержание: формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.46 Тема: Игра «Царство льда, воды и пара» Программное содержание: формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений о знаках и символах. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.49 |
4 неделя «Вода» 1 занятие «Разные материалы и вещества» 1 занятие | Тема: «Иванушка и молодильные яблоки» Программное содержание: формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.71 Тема: «Свойства веществ» Программное содержание: Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.52 |
Январь
1 неделя «Песок» 1 занятие «Вода» 1 занятие | Тема: «Строение веществ» Программное содержание: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.54 Тема: «Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной» Программное содержание: закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.56 |
2 неделя «Вода» 1 занятие «Разные материалы и вещества» 1 занятие | Тема: «Водолаз Декарта» Программное содержание: формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.63 Тема: «Плавание тел. Изготовление корабля» Программное содержание: развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.65 |
3 неделя «Разные материалы и вещества» 2 занятия | Тема: «Термометр» Программное содержание: знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.67 Тема: «Нагревание проволоки» Программное содержание: формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.69 |
Февраль
1 неделя «Разные материалы и вещества» 2 занятия | Тема: «Письмо к дракону» Программное содержание: формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.73 Тема: «Незнайка и мороженое» Программное содержание: закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию. Н.Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» стр.73 |
2 неделя «Вода» 2 занятия | Тема: «Вот она - какая, вода!» Программное содержание: дать понятие о Мировом океане, о родниковой воде; выяснить знания детей о свойствах и качествах воды, её значении для жизни живых организмов; дополнить знания детей о пользе океанов и морей; учить отражать результаты личного успеха на модели диаграммы. Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» стр. 87 Тема: «Фильтрование воды» Программное содержание: познакомить с разными видами фильтров; закреплять умение пользоваться алгоритмом при проведении опытов; формировать умение делать выводы по результатам эксперимента; воспитывать бережное отношение к окружающей природе(водоемам). Опыты по очищению загрязненной воды (окрашенной, примеси земли, подсолнечного масла) с помощью различных фильтров (промокательная бумага, ткань, песок); упражнение «Рыбки» Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» стр.219-224 |
3 неделя «Воздух» 2 занятия | Тема: «Воздух- первое знакомство: вдох-выдох» Программное содержание: дать представления о том, что человек не может жить без воздуха; наблюдать за процессом дыхания человека; формировать представление о воздухе, как смеси различных газов, в том числе о кислороде; развивать познавательный интерес к свойствам воздуха посредством наблюдений и опытов; дать знания о важности чистоты воздуха; формировать чувство ответственности за природу. Опыт «Чем дышит человек?»; дыхательное упражнение «Учимся дышать» Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, стр.45-48 Тема: «Воздух есть везде» Программное содержание: закреплять и уточнять знания о свойствах воздуха; учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.); формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность; зрительное и слуховое восприятие. Опыты: «Воздух находится повсюду, занимает любое свободное пространство»; «Обнаружение воздуха при помощи зрения», «Обнаружение воздуха при помощи слуха», «Обнаружение воздуха осязанием» Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, стр.49-51 |
4 неделя «Воздух» 2 занятие | Тема: «Свойства воздуха» Программное содержание: познакомить детей со свойствами воздуха (занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха); учить проверять свои предположения посредством опытов; развивать навыки проведения опытов и умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Опыты: «Воздух можно поймать»; «Воздух имеет вес»; «Воздух не пахнет»; «Перемещение воздуха в пространстве»; «Нагревание воздуха»; решение логических задач. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, стр.73-75 Тема: «Раздувайся пузырь» Программное содержание: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; выяснить, что происходит при нагревании воздуха и охлаждении; закреплять и пополнять знания о воздухе; учить самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их. Просмотр презентации о свойствах воздуха; измерение температуры воздуха с помощью термометра; опыт: «При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается» |
Март
1 неделя «Свет и зеркало» 2 занятия | Тема: «Свет и цвет» Программное содержание: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; уточнять представления о том, как человек использует знания о свете и цвете для различных целей; обогащать словарь; воспитывать любознательность. Опыт: «Цвета радуги», игра-опыт с покрывалом, опыт: «Получение вторичных цветов путем смешивания основных цветов» Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, стр.239-244 Тема: «Зеркальные чудеса» Программное содержание: знакомство с историей появления зеркала, его свойствами, научить детей делать зеркало из фольги. Эксперименты: «Отражение в воде», «Полированный металл», «Какое зеркало?», «Полуправда» |
2 неделя «Растения» 2 занятия | Тема: «Жизнь растений» Программное содержание: Систематизировать знания детей о растениях; закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы; развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы; дать детям представление о функциях корня растений. Опыты: «Растение с корнем и без», «Растения пьют воду», работа со схемами: «Признаки живого», «Строение растения» Тема: «Для чего растению нужны семена? » Программное содержание: закреплять знания детей о способах размножения растений, видах семян и распространению их в природе; изучение строения семени фасоли в разрезе. Практическая работа: проращивание и посадка в почву семян подсолнуха, фасоли. |
3 неделя «Растения» 2 занятия | Тема: «Полезные и опасные растения» Программное содержание: расширить знания детей о лекарственных растениях, их применении, методах сбора и хранения; знакомство с Красной книгой, просмотр иллюстраций лекарственных и ядовитых растений, просмотр презентации «Полезные и опасные растения», игра «Аптека». Тема: «Комнатные растения» Программное содержание: закреплять знания названий комнатных растений; закреплять умения ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья: воспитывать любовь и бережное отношение к растениям. |
4 неделя «Разные материалы и вещества» 2 занятия | Тема: «Ткани. Их свойства» Программное содержание: формировать представления о многообразии тканей; рассказать, как и из чего делают ткани; учить сравнивать и выявлять свойства тканей опытным путем; формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения. Просмотр презентации «Как и из чего делают ткани»; рассматривание через лупу и сравнение переплетений нитей в тканях; определение воздухопроницаемости тканей; сравнение свойств синтетических и натуральных тканей через экспериментирование. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, стр.295-296 Тема: «Магазин тканей» Программное содержание: формировать представления о многообразии тканей; учить сравнивать и выявлять свойства тканей опытным путем; формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения; воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи. Рассматривание коллекции тканей. Выявление и сравнение свойств тканей (гигроскопичность, воздухопроницаемость, сминаемость, водонепроницаемость, защита от холода) через экспериментирование. |
Апрель
1 неделя «Почва» 2 занятия | Тема: «Откуда берется песок. Такой разный песок» Программное содержание: дать знания об образовании песка в природе; познакомить с различными видами песка (речной, пустынный, морской). Опыт: при трении камней получается песок. Рассматривание песка через лупу. Презентация «Такой разный песок» Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. стр.106-110 Тема: «Песок - природный материал» Программное содержание: Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне); рассказать об использовании песка (строительство, производство стекла и т.д.); просмотр презентации; опыты с песком. Нищева Н.В. Опыты, эксперименты, игры. стр.162 |
2 неделя «Почва» 2 занятия | Тема: «Глина – природный материал» Программное содержание: Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий. Показ презентации об использовании глины, о профессии гончар, скульптор. Предложить детям слепить из глины посуду (глина, вода) Тема: «Тайна хрустальной туфельки» Программное содержание: познакомить с сырьем для изготовления стекла (зола, пищевая сода, кварцевый песок); дать представление о видах стекла, его качествах, использовании в быту, технике, изготовлении украшений. Исследование, экспериментирование, подгрупповая работа. |
3 неделя «Камни» 2 занятия | Тема: «Какими бывают камни» Программное содержание: познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам. Рассматривание коллекции камней, иллюстраций, рассматривание камней через лупу; развивать сенсорные ощущения. Опыты: «Цвет и форма», «Размер», «Характер поверхности», «Камни твердые», «Определение веса», «Определение температуры», «Плавучесть камня», «Растворимость камней» Нищева Н..В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, стр.121-125 Тема: «Что такое горы. Почему разрушаются горы?» Программное содержание: познакомить с существованием особых ландшафтов – гор; показать, что они состоят из камней; сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Познакомить детей с горными образованиями России и Краснодарского края, показать их на карте и глобусе. Рассматривание коллекции природных ископаемых, иллюстраций различных гор. Опыт: создание модели горы из камней и пластилина. Эксперимент: как разрушаются камни и горы. |
4 неделя «Камни» 2 занятия | Тема: «Дымящиеся горы» Программное содержание: сформировать начальные представления о вулканах; развивать познавательную активность детей, формировать желание получить новую информацию. Рассматривание иллюстрации, просмотр фильма о действующем вулкане, на модели показать действующий вулкан. Нищева Н..В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, стр.95-97 Тема: «Как человек использует камни» Программное содержание: показать, какую роль играют в жизни человека камни; познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд с древних времен; предложить детям построить дома из различных материалов ( камней, соломы и веток) и сделать вывод, какой дом прочнее. Рассмотреть иллюстрации о профессиях строителя, архитектора, скульптора, изображения различных строений из камня |
Май
1 неделя «Человек» 2 занятия | Тема: «Уши» Программное содержание: познакомить детей со строением уха, с правилами безопасного ухода за ушами, с особенностями развития слуха у животных и человека; показать роль слуха для ориентировки в окружающей среде; помочь детям выявить условия передачи звуков; воспитывать бережное отношение к своему слуху и слуху других. Тема: «Кожа» Программное содержание: познакомить детей со строением и значением кожи для человека; дать знания о профилактике заболеваний кожи для человека; поощрять выдвижение детьми гипотез; воспитывать бережное отношение к коже. |
2 неделя «Человек» 1 занятие | Тема: «Сердечно-сосудистая система» Программное содержание: дать детям общие представления о сердечно-сосудистой системе, работе сердца; помочь узнать, работает сердце или нет; познакомить с понятиями «пульс», «сосуды», помочь выявить, как влияют физические упражнения на работу сердца; поощрять выдвижение детьми гипотез. |
3 неделя «Человек» 2 занятия | Тема: «Глаза» Программное содержание: познакомить детей со строением глаза; показать, какую роль играет зрение в жизни человека; подчеркнуть разницу органов зрения животных и человека; поощрять выдвижение гипотез детьми; обогащать словарь детей. Тема: «Нос. Язык» Программное содержание: познакомить детей с особенностями работы носа, различиями восприятия запахов человеком и животными; дать элементарные знания о значении языка в ощущении вкуса пищи, о значении слюны; воспитывать бережное отношение к своему организму. |
4 неделя «Электричество» 2 занятия | Тема: «Электрические чудеса» Программное содержание: познакомить детей с электричеством; обобщать знания об электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием «статическое электричество»; закреплять правила безопасного обращения с электроприборами; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности. Опыты с получением статического электричества с помощью шерстяного лоскутка, притяжение к заряженному предмету воды, шариков, пузырей. Нищева Н .В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, стр.250- 258 Тема: «Опасное и неопасное электричество» Программное содержание: дать детям элементарные научные представления об основных способах получения электричества, опасном и неопасном электричестве; формировать представление о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом, где «живет» и как помогает человеку; познакомить с простой электрической цепью. Опыты с получением статического электричества и изготовление простой электрической цепи при помощи батареек, проводов и лампочки. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. стр.262 |
5 неделя «Разные материалы и вещества» 1 занятие Диагностика 1 занятие | Тема: «Соль и сахар» Программное содержание: учить детей распознавать вещества (соль, сахар) по их свойствам; расширять знания о веществах, интерес к веществам. Практическая работа: сравнение соли и сахара по цвету, запаху, консистенции, величине и форме частиц (с помощью лупы): сравнение растворимости соли и сахара. Выращивание кристаллов соли. Нищева Н..В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, стр.142-146 |
2.3.Мониторинг результатов реализации программы
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников. Диагностика представлена в приложении № 1 и №3.
2.4. Региональный компонент
Одной из целей данной программы является ознакомление с миром природы. Программа включает в себя поисково-исследовательскую деятельность, направленную на расширение и закрепление знаний о растительном мире, особенностях почвы и рельефа, географического положения Краснодарского края. Программа имеет такие задачи образовательной деятельности, как воспитание чувства сопереживания, любви к объектам природы; закрепление усвоения экологических правил, любви к своей Отчизне и малой родине.
2.5. Взаимодействие с родителями
1.Тематические консультации родителей: «Развитие ребенка в процессе экспериментальной деятельности», «Значение экспериментальной деятельности детей»
2. Анкетирование родителей: «Знаете ли вы о значении экспериментально-исследовательской деятельности детей?»
3. Наглядная информация о работе кружка (стенд с фотографиями, телефонная рассылка фотографий с занятий кружка).
4.Тематические консультации, памятки для родителей «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома».
5.Совместные с детьми домашние задания.
6. Обмен опытом.
7. Совместное с родителями занятие «Мы - маленькие исследователи».
3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Задачи по развитию познавательно-экспериментальной деятельности реализуются через предметно-развивающую среду: в группе имеется уголок экспериментирования, оснащенный необходимым оборудованием и материалами для экспериментирования с детьми, проведения опытов, наблюдений за растениями. Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности представляет собой: объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал; оборудование для объектов в реальном времени; различные материалы для сенсорного развития; природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания; образно-символическое оборудование (специальные наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий); игрушки.
№ п/п | Наименование | Кол-во |
1 | Детская художественная познавательная литература | |
2 | Глобус | 1 |
3 | Ведро пластмассовое детское емкостью 1, 5л. | 2 |
4 | Таз пластмассовый большой | 1 |
5 | Таз пластмассовый маленький | 5 |
6 | Щетки-сметки | 2 |
7 | Совок детский | 4 |
8 | Метелка | 1 |
9 | Лейка пластмассовая детская емкостью до 1л. | 5 |
10 | Тряпочки для протирания листьев комнатных растений | 5 |
11 | Комнатные растения(безопасные, быстро цветущие, с листьями разнообразной формы и разной расцветки) | |
12 | Горшки для комнатных растений | |
13 | Ящик для посева и посадки семян овощей(15*30*20) | 2-3 |
14 | Земляная смесь: торф, песок, галька. | |
15 | Коллекция овощных семян | 5 |
16 | Набор для рыхления почвы | 5 |
17 | Пульверизатор для опрыскивания растений | 2 |
18 | Ножницы безопасные детские | 20 |
19 | Компас | 3 |
20 | Термометр уличный | 1 |
21 | Термометр комнатный | 1 |
22 | Рулетка | 1 |
23 | Увеличительные стекла | 20 |
24 | Флюгер, другие игрушки, приводимые в движение ветром | |
25 | Муляжи овощей и фруктов | |
26 | Кормушки для птиц | 2-3 |
27 | Корм для птиц, заготовленный на зиму | |
28 | Фартуки клеенчатые детские | 20 |
29 | Полотенца, салфетки | |
30 | Клеенки для опытов | 20 |
31 | Лопата детская | 3 |
32 | Грабли детские | 3 |
33 | Игрушки для игр в песочнице | |
34 | Оборудование для проведения простейших опытов: колбочки, свечи, спиртовка | |
35 | Стаканчики пластмассовые | 20 |
36 | Весы | 3 |
37 | Набор полых геометрических фигур для выявления формы жидких веществ (воды) | 2 |
38 | Набор мерных стаканчиков | 2 |
39 | Комплект воронок | 1 |
40 | Комплект пипеток | 2 |
41 | Настенный планшет «Погода» с набором карточек | 1 |
42 | Микроскоп | 4 |
43 | Бинокль | 1 |
44 | Набор магнитов разных размеров и силы и металлические предметы | 1 |
45 | Коллекция природных материалов: крупы, образцы грунта: песок, глина, почва, гравий, ракушки, камни, шишки, желуди, | |
46 | Коллекция видов бумаги, тканей. | |
47 | Фонарики, свечи | |
48 | Безопасные пищевые красители | |
49 | Воздушные шары, тканевые ленты | |
50 | Измерители времени: часы, песочные часы, календарь | |
51 | Зеркала в пластиковых рамках | 10 |
52 | Иллюстрации: схемы опытов, описание и изображение свойств и качеств исследуемых объектов |
3.2. Список приложений:
1. Методические рекомендации к процедуре диагностирования
2.Список детей
3. Диагностическая карта образовательного мониторинга
4. Таблица контроля учета доходов
3.3. Список используемой литературы:
1. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования.-- СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
2. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013
3. Тимофеева Л. Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. –М. «Центр педагогического образования», 2015.
4. Нищева Н .В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах.-- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
5. Ковинько Л. В. Секреты природы – это интересно. М - Линка-Пресс., 2004
6. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва 2002
7.Листик Е. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ на основе детского экспериментирования. Дошкольное воспитание- 2010.- №9.
8. Марфенин Н.Н. Чему и как учить для устойчивого развития? --Экологическое образование.- 2010.- №3.
9. Нищева Н.В. – Организация опытно-эксперементальной работы в ДОУ.
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
10.Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры.-- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа в старшей, подготовительной группе
Рабочая программа в старшей, подготовительной группе...
Рабочая программа воспитателя в подготовительной группе в соответствии с ФГОС по программе Детство.
Титульный лист. ...
Рабочая программа для воспитанников подготовительной группы МБДОУ детский сад №3 на 2014-2015г.
Рабочая программа для детей ощеразвивающей направленности от 6 до 7 лет....
Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительная группа
Расбочая программа воспитателя в подготовительной группе...
рабочая программа воспитателя в подготовительной группе по программе "От рождения до школы" ФГОС
рабачая программа воспитателя в подготовительной группе по фгос...
Рабочая программа в старше-подготовительной группе по программе "Детство"
Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС ДО. Она содержит целевой, содержательный и организационный разделы рабочей программы, которая разработана на основе образовательной програм...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...