Конспект "Юный следопыт"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лёвкина Светлана Леонидовна

Конспект содержит материал по исследовательской деятельности детей в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yunye_issledovateli.docx347.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дети в свободной деятельности.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Такой большой, что занимаю мир, 

Такой маленький, что в любую щель пролезаю. 

                                                                       (воздух)

 Воспитатель:    дети, что это?

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\2.jpgДети: воздух.     

             

На экране ноутбука появляется первый слайд.

Воспитатель:    правильно, а почему вы так решили? 

Дети: воздух везде, вокруг нас, на небе, на всей земле.                   

Воспитатель:    дети, а вы знаете, кто такие ученые -  исследователи?

Дети: люди, которые занимаются исследованиями.                   

Воспитатель:    да, предлагаю вам стать юными исследователями  и  исследовать воздух? Согласны?

Дети: да.                   

Воспитатель:   вы готовы? 

Дети: да.                   

Воспитатель:    уважаемые,  юные исследователи, прошу вас пройти в лабораторию и приступить к исследованиям.

Дети идут за воспитателем. На подносах разложены камешки.

Опыт:
Воспитатель: дети, давайте возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?

Дети: твердый, жесткий, крепкий.

Воспитатель:  камень - это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?
 Дети называют. 


Воспитатель: А можно ли взять в руку воздух и сжать его?

Дети: нет нельзя.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\3.jpgНа экране ноутбука появляется слайд с выводом.

Воспитатель:  делаем вывод: воздух – не твердое тело.

Опыт:
 
Воспитатель: возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? 
 
Дети: прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.


 Воспитатель: что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода - это жидкость. Назовите другие жидкости.
Дети: чай, сок,  молоко, компот   и т.д. 

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\4.jpgНа экране ноутбука появляется слайд  с выводом.

Дети обобщают сделанные выводы о свойствах воздуха, рассматривая слайды. 


Воспитатель: делаем вывод: воздух – не жидкое тело.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\5.jpgВоспитатель: мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он - не твердое тело,  воздух не течет, его нельзя пить. Значит он - не жидкость.  Так, что же такое воздух?

Дети: воздух - это газ.

Воспитатель: да, и  он невидимый. 

На экране ноутбука появляется  следующий слайд.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\6.jpgВоспитатель:  воздух бесцветный.

На экране ноутбука появляется  слайд. 

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\7.jpgВоспитатель:   воздух не имеет  вкуса. 

На экране ноутбука появляется   слайд. 

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\1.jpg

Воспитатель:   воздух не имеет  запаха. 

На экране ноутбука появляется  слайд. 

Воспитатель:   вот это наше открытие. Продолжим исследования.  Воздух невидим, как же нам его обнаружить? Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и  скрутим его с открытого края.

Дети: пакет становится выпуклым.

Воспитатель:   почему? 

Дети: в пакете воздух.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\9.jpgВоспитатель:   делаем вывод: в пакете воздух, но мы его не видим. А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? 

Дети: воздух, ветер движется. 

Воспитатель:   делаем вывод: воздух движется,  и движение воздуха можно ощущать.

  На экране ноутбука появляется  слайд. 

  

 Воспитатель: воздух есть везде. Проверим это. Возьмем  резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?
 Дети: свист, воздух с шумом выходит из груши. 


 Воспитатель: а теперь закроем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает?
 Дети: палец, закрывающий отверстие и воздух, находящийся внутри груши. 


 Воспитатель:  делаем вывод: воздух в груше не дает сжать её.  А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?
 
Дети: из мела выходят пузырьки воздуха.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\10.jpg
 Воспитатель: мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли?

Дети: воздух есть в пакете, в груше в меле… воздух везде.

  На экране ноутбука появляется  слайд. 

Физкультминутка.

(дети имитируют движения). 
      
      Ветер тихо клен качает. 
            Вправо влево наклоняет.
            Раз - наклон
            И два - наклон,
           Зашумел листвою клен.

    А теперь, юные исследователи, предлагаю вам  выяснить,  занимает ли воздух место?


Опыт: 
Воспитатель: опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?
Дети: вода в стакан не вливается.


Воспитатель: теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?
Дети: вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.


Опыт: 
Воспитатель:  а теперь закроем трубочку пальцем и опустим ее в воду. Что произошло?
Дети: вода не поступает в трубочку. 

Воспитатель: открою отверстие трубочки. Почему вода вошла в трубочку? Воздух вышел из трубочки, и туда влилась вода.

Делаем вывод: воздух занимает место.


 Опыт:
Воспитатель: а  сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?
 Дети: воздух. 


Воспитатель: делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?
 
Дети: воздух занимает место и имеет вес.


 Воспитатель: правильный вывод. А для чего нам необходим воздух?
 Дети: для дыхания.


 Воспитатель: уважаемые,  юные исследователи! Мы провели много опытов, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

Опыт: 
 
Воспитатель: возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете?
Дети: пузырьки воздуха.


Воспитатель: да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.


Опыт:
 Воспитатель: подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?
 Дети: мы выдыхаем воздух. 

Воспитатель: да, поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

  Воспитатель: а теперь  по картинкам расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм. 
 Дети: через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.


 Воспитатель: правильно,  положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании? 
 Дети: при вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.

 Воспитатель:   попробуйте не дышать. Долго смогли вы продержаться без дыхания? Дети:  нет.

Делаем вывод: без дыхания нет жизни. 

Воспитатель: но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\11.jpgДети:  дым из трубы, дым из машин.

Появляется следующий слайд. 

Воспитатель: мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Рассмотрите слайд-подсказку.


 Дети: сажать больше цветов, деревьев и кустарников.  

Воспитатель: правильно, молодцы. Сейчас весна и если вы с  родителями посадите, хоть одно дерево, воздух  будет чище.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\12.jpg   А сейчас, уважаемые исследователи, у меня для вас сюрприз. Давайте вместе   сделаем  фокус – опыт:  ракету, которая полетит в нашей группе, и мы   сможем увидеть, как воздух может управлять предметами.

Дети: давайте.

Появляется следующий слайд.

Воспитатель:  для проведения фокуса – опыта нам понадобится  воздушный шарик, трубочка, толстая нить и скотч.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\13.jpg

Появляется следующий слайд.

Воспитатель:  нам нужно надуть воздушный шарик, придерживая отверстие рукой, чтобы шарик не сдулся.

Продеть нитку в трубочку и трубочку скотчем прикрепить к шарику. Один конец нити мы прикрепим к карнизу, а другой будем держать в руке.

Потом мы отпустим шарик и настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому.

 Воспитатель и дети делают ракету из воздушного шарика.

C:\Documents and Settings\Администратор\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\14.jpgВоспитатель:  дети, вы сегодня были настоящими юными исследователями. Провели   опыты и узнали  много  нового и интересного  про воздух.  И я как старший ученый – исследователь   хочу наградить вас  медалями «Юный исследователь»

Появляется последний слайд.

Воспитатель награждаем детей медалями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Я познаю мир. Пытливый следопыт" для детей дошкольного возраста (от 3-х до 4-х лет)

Программа содержит материалы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Следопыт. Игра с родителями и детьми подготовительной группы.

Повышение компетентности родителей в формировании познавательно-исследовательской деятельности детей....

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ "ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ"

Перспективно-тематический план кружка по краеведению "юный следопыт" напрвлен на воспитание у детей дошкольного возраста патриотизма, любви к родине, уважения к историческому прошлому страны....

НОД по ФЭМП "Даша - следопыт"

Цель: Выделение одновременно трёх свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер). Ориентировка в групповой комнате по плану. Формирование представления о том, что количество предметов не зав...

Рабочая программа кружка "Юный следопыт" в подготовительной группе

Рабочая программа рассчитана на подготовительную группу...

Квест-игра "Следопыт" в рамках программы здоровьесбережения с детьми и родителями старшей и подготовительной группах

Создание условий для развития познавательных способностей детей в воспитательно-образовательном процессе с приобщением родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффект...

Рабочая программа кружка "Маленький следопыт"

рабочая программа кружка по познавательному развитию...