Рабочая программа по ФЭМП
рабочая программа по математике (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
СТАРШАЯ ГРУППА
Составитель программы:
Русяева С. Н.
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы дошкольного отделения гимназии (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Образовательной программой дошкольного образования на 2015 – 2016 учебный год».
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Данная программа составлена с использованием рекомендаций - И.А.Помараева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений: старшая группа». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -80с.
Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.).
Цели программы:
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов, плоские и объемные формы. Совершенствовать глазомер.
Задачи по формированию элементарных математических представлений.
Количество и счет
-Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую меньшую) часть множества или их равенство.
-Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
-Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, о станет по 7, поровну»).
-Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 <6 на 1, 6>5 на 1).
-Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
-Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
-Познакомить с цифрами от 0 до 9.
-Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.
-Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь петушков, 5 матрешек, 5 машин —всех игрушек поровну —по 5).
-Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
-Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Величина
-Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента —самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
-Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
-Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
-Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
-Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Форма
-Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
-Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
-Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.
-Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве
-Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху —внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками—указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Обозначать в речи взаимное расположение предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени
-Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Уточнить на конкретных примерах последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие» с другими образовательными областями:
«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.
«Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
«Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют в игровой деятельности.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год. В середине декабря в форме диагностических (срезовых) заданий и в апреле – в форме итоговых занятий.
«Речевое развитие» - у детей развивается умение понимать речь взрослого без наглядного сопровождения; по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру, форме; обогащение словаря.
Планируемые результаты.
Выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета.
Упражнять в счете предметов с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
Учить сравнивать 2 предмета по двум параметрам величины (длина и ширина).
Учить двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.
Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым и его частями.
Познакомить с количественным составом чисел 3, 4, 5 из единиц.
Учить делить круг (квадрат, прямоугольник) на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Учить ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Учить считать и отсчитывать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и прибавления единицы).
Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
Называть последовательно части суток, дни недели.
Называть текущий день недели.
Ожидаемые результаты: к концу года дети старшей группы могут:
Выделять основные части группы предметов, определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета.
Считать и отсчитывать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и прибавления единицы).
Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
Называть последовательно части суток, дни недели.
Называть текущий день недели.
Дидактические игры и игровые упражнения.
Количество и счет: «Игры с пальчиками», «Отсчитай столько же», «Найди пару» (счет по образцу), «Посчитай, сколько» (счет на слух), «У кого больше пуговиц», «Сделай столько же» (счет движений), «Исправь ошибку», «Который по счету?», «Угадай, что изменилось, «Исправь ошибку», «Стройся по порядку», «Найди на один меньше (больше) (лото), «Назови пропущенное число»; игры с мячом, «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю пять названий цветов» (игра с мячом).
Величина.
Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке: «Наведи порядок», «Найди недостающее», «Расставь по порядку». Развитие глазомера: «Сколько шагов», «Найди такой же по величине», «Поручение».
Форма: формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: «Найди пару», «Найди, назови предметы такой же формы», «Подбери предмет», «Кто больше увидит предметов такой же формы», «Не ошибись» (составление плоских и пространственных фигур).
Ориентировка в пространстве: учить двигаться в заданном направлении: «Правильно пойдешь- секрет найдешь», «Где спрятались игрушки?», «Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось, «Составь узор», «Расскажи про свой узор».
Ориентировка во времени: расширить представления о частях суток. «Назови соседей», «Когда это бывает?», «Утро, день, вечер, ночь-сутки прочь», «Наоборот», Живая неделя», «Исправь ошибку», «Вчера, сегодня, завтра».
Организация предметно- развивающей среды. Требования:
- содержательно-насыщенная, развивающая;
- трансформируемая;
- полифункциональная;
- вариативная;
- доступная;
- безопасная;
- здоровье сберегающая;
- эстетически-привлекательная.
Цель: Развитие ребёнка старшего дошкольного возраста через целесообразное оформление окружающей среды группового помещения.
Задачи:
- Дать детям элементарные представления по данным темам;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
- Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;
- Создавать условия для творческого самовыражения, для возникновения новых игр и их развития.
Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды:
- шашки;
- календарь недели;
- часы;
- кубики;
- математический набор «Учись считать».
- сюжетно- ролевые игры («Магазин», «Ателье», «Зоопарк», «Детский сад», «Транспорт»);
- сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием («Учимся считать до 10», «Какого цвета кораблик», Найди котенка»);
- счетные палочки;
- счетные палочки Кюизенера
- комплект цифр;
- логические игры: «Танграмм», «Головоломка Пифагора», «Игры Никитина», «Сложи узор», «Тангос»
- логические задачи: «Перевертыши», «Сравни и подбери», «Части и целое», «Ассоциации», «Найди отличия», «Путаница».
Календарно-тематическое планирование в старшей группе на 2015- 2016 г.
(31 занятие) 1 занятие в неделю (сентябрь-май)
И.А. Помораева, В.А. Позина
№ занятия | Тема | Цель | |
№ 1 | «Счет предметов в пределах 5» | Цель: закрепить навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов. Уметь различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. | Стр.13 |
№ 2 | «Счет и отсчет предметов» | Цель: упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 (на ощупь, на слух). Закрепить сравнивать 2 предмета по длине и ширине. | Стр.15 |
№ 3 | «Сравнение предметов по величине» | «Сравнение предметов по величине» Цель: упражнять в сравнении 5 предметов по длине, учить раскладывать в убывающем и возрастном порядке, обозначать результаты словами: самый длинный, короче, еще короче, самый короткий (и наоборот). | Стр.17 |
№4 | «Множество предметов» | Цель: учить составлять множество из разных элементов, выделять части, объединять их в целое множество. Закрепить умение определять пространственное направление: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу. | Стр.18 |
№5 | «Образование числа 6» | Цель: показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов. Развивать умение сравнивать до 6 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. | Стр.19 |
№6 | «Образование числа 7» | Цель: показать образование числа 7 на основе сравнения 2 групп предметов. Развивать умение сравнивать до 6 предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. | Стр. 21 |
№7 | «Счет предметов в пределах 6 и 7» (закрепление) | Цель: продолжать считать в пределах 6 и7. Учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Расширить представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток. | Стр.22-23 |
№ 8 | «Образование числа 8» | Цель: показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов. Закрепить счет и отсчет предметов в пределах 7 по образцу и на слух. Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, направо, налево). | Стр.25 |
№ 9 | «Число 9» | Цель: показать образование числа9 на основе сравнения 2 групп предметов. Закрепить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | Стр.26 |
№ 10 | «Порядковый счет в пределах 8 и 9» | Цель: познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «На котором по счету?» Упражнять в умении сравнивать предметы по величине. | Стр.27 |
№ 11 | «Число 10» | Цель: познакомить с образованием числа 10. Закрепить представления о частях суток и их последовательности. Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах. | Стр.28 |
№ 12 | «Счет на слух в пределах 10» | Цель: закрепить навыки счета на слух, закрепить умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. | Стр.29 |
№13 | «Цифры 1 и 2» | Цель: познакомить с цифрами 1 и2. Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника, закрепить умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. | Стр.31 |
№14 | «Цифра 3» | Цель: закрепить навыки счета в пределах 10 (на ощупь), познакомить с цифрой 3, познакомить с названиями дней недели. | Стр.33 |
№15 | «Цифра 4» «Сравнение чисел в пределах 5» | Сравнение чисел в пределах 5» Цель: учить сравнивать числа и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «На сколько число больше (меньше) числа?». Познакомить с цифрой 4. | Стр.35 |
№16 | «Цифра 5» «Сравнение чисел в пределах 8» | Цель: продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа и правильно отвечать на вопросы. Познакомить с цифрой 5, развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу. | Стр.37 |
№17 | «Цифра 6» | Цель: познакомить с цифрой 6. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины. Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, впереди, сзади, между, рядом. | Стр.39 |
№18 | «Цифра 7», «Сравнение групп предметов». | Цель: учить составлять группы предметов по заданному числу. Познакомить с цифрой 7. Учить ориентироваться на листе бумаги. | Стр. 41 |
№ 19 | «Состав числа 3 из единиц. Цифра 8» | Цель: познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Познакомить с цифрой 8. Учить умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, круга, квадрата, треугольника. | Стр.43 |
№ 20 | «Состав чисел 3 и 4 из единиц. Цифра 9» | Цель: познакомить с количественным составом 3 и 4 из единиц. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа. Закрепить последовательно называть дни недели. | Стр.45 |
№21 | «Состав числа 5 из единиц. Знакомство с цифрами от 1 до 9» | Цель: познакомить с количественным составом 5 из единиц. Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9. Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. | Стр.47 |
№ 22 | «Деление предмета на 2 равные части» (повторение состава числа 5). | Цель: закрепить представление о составе числа 5. Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5. Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, сравнивать целое и часть. | Стр.49 |
№23 | «Сравнение предметов с помощью условной мерки» | «Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10. Сравнение предметов с помощью условной мерки.» | Стр.51 |
№24 | «Цифра 0. Сравнение предметов по длине» | Цель: закрепить состав числа из единиц. Познакомить с цифрой 0. Учить сравнивать до 10 предметов по длине, располагая их в возрастающей последовательности. | Стр.52 |
№25 | «Число 10. Деление круга на 2 равные части» | Цель: познакомить с записью числа 10. Продолжать учить делить круг на 2 равные части. Закрепить сравнивать 2 предмета по ширине с помощью условной мерки. | Стр.54 |
№ 26 | «Деление квадрата на 2 равные части. Счет в пределах 10» | Цель: учит делить квадрат на 2 равные части. Закрепить счет в пределах 10, умение обозначать число цифрами. | Стр.55 |
№27 | «Деление круга на 4 равные части» | Цель: учить делить круг на 4 равные части, сравнивать целое и часть. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. | Стр.57 |
№ 28 | «Деление квадрата на 4 равные части. Сравнение предметов по высоте». | Цель: учить делить квадрат на 4 равные части. Учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки. Закрепить знание цифр от 0 до 9. | Стр.59 |
№ 29 | «Счет в пределах 10», «Соседи числа от 1 до 10». | Цель: учить понимать отношения рядом стоящих чисел, закреплять умение обозначать их цифрами. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. | Стр.61 |
№30 | «Сравнение величины предметов по представлению». | Цель: продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. Умение сравнивать величину предметов по представлению. | Стр.63 |
№31 | «Состав числа 5 из единиц» | Цель: совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Закреплять умение последовательно называть дни недели. | Стр.64 |
№ 32 | «Ориентировка на листе бумаги» (закрепление). | «Ориентировка на листе бумаги- закрепление. Счет в пределах 10(прямой и обратный).» |
МОНИТОРИНГ развития Формирование элементарных математических представлений
Группа старшая | 2015-2016 учебный год | |||||||||||||
Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Считает (отсчитывает в пределах 10) |
| |||||||||||||
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?» |
| |||||||||||||
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы) |
| |||||||||||||
Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине), проверяет точность путем наложения и приложения |
| |||||||||||||
Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины |
| |||||||||||||
Называет текущий день недели. Называет: утро, день, ночь, имеет представление о смене частей суток |
| |||||||||||||
Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам |
| |||||||||||||
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур количество сторон, углов, равенство/неравенство |
|
I. Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 10.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическое упражнение «Соберем бусы для куклы».
Материал: кружочки (по 6-7 шт.) красного и зеленого цвета, разного размера.
- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько красных и сколько зеленых кружочков?
- Сколько красных? Сколько зеленых?
- Что можно сказать о красных и зеленых кружочках?
- Чем еще отличаются?
- Если одна зеленая (красная) потеряется, что теперь можно сказать о них?
- Каких больше, каких меньше?
- Что можно сделать, что бы их было поровну?
2. Дидактическое упражнение «Кто знает, пусть дальше считает». (счет прямой и обратный)
Материал: мяч.
Содержание диагностического задания: принимать участие в игре могут несколько детей. Воспитатель называет число и бросает мяч, а ребенок считает дальше до 10 или обратно до 1. Зависимости от задания. Мяч возвращается воспитателю.
- Я говорю – 5.
-Шесть, семь, восемь, девять, десять
-Я говорю 6.
- 5, 4, 3, 2, 1. И т. д.
Не сформирован - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.
Находится в стадии формирования - ребенок считает до 10, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Сформирован - ребенок считает до 10, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 10), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
II. Уровень знаний об эталонах величины.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическое упражнение «Посади елочки».
Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (7 шт.).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте?
«Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «самая высокая, ниже, еще ниже самая низкая. Самая низкая, выше, еще выше самая высокая».
2. Дидактическое упражнение «Завяжем куклам бантики».
Материал: две ленточки разной длины и ширины, разного цвета, 2 куклы большая и маленькая.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
- Чем отличаются ленты?
- Одинаковые они по цвету?
- Что можно сказать о ширине?
- Покажи широкую (узкую).
- Какая лента подойдет маленькой куколке?
- Какая лента подойдет большой куколке?
Критерии оценки
Не сформирован - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.
Находится в стадии формирования - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
Сформирован - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.
III. Уровень знаний о геометрических фигурах.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Материал: чудесный мешочек, объемные геометрические фигуры, предметные картинки (мяч, стакан, шкаф, воздушный шарик и т.д.) и
Содержание диагностического задания: участвовать могут несколько человек.
Воспитатель с детьми рассматривают объемные геометрические фигуры. Воспитатель убирает их в мешочек. Ребенок на ощупь определяет какую фигуру он нащупал, называет ее, достает из мешочка. Воспитатель просит соотнести геометрические фигуры с предметными картинками: мяч - шар, стакан - цилиндр, шкаф – куб и др.
2.Дидактическая игра «Сравни и подбери».
Материал: предметные картинки и карточки с геометрическими фигурами.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.
3.Дидактическая игра «Продолжи ряд».
Материал: карточки с геометрическими фигурами разного цвета, формы и размера. Содержание диагностического задания: на столе выложен ряд из геометрических фигур
Продолжить ряд из геометрических фигур изменить один из признаков. Для усложнения изменить два признака и три признака.
Критерии оценки
Не сформирован - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.
Находится в стадии формирования - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Сформирован - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.
IV. Ориентировка в пространстве
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Поручение».
Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.
Содержание диагностического задания:
Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.
Инструкция.
Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку справа.
- Дидактическая игра «Прятки».
Материал: игрушка.
Содержание диагностического задания:
По зданию воспитателя ребенок двигается в указанном направлении (2 шага вперед, 3 шага вправо и т. д ). Если задание выполнено правильно, он находит спрятанную игрушку.
Критерии оценки
Не сформирован - ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого.
Находится в стадии формирования - ребенок после дополнительных инструкций справляется с заданиями. Не знает левую и правую руки.
Сформирован - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
Содержание диагностического задания: участвовать в игре могут несколько человек.
V. Ориентировка во времени.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Круглый год» (лото)
Материал: сюжетные картинки с разными временами года (зима, лето, весна, осень), карточки.
Содержание диагностического задания: участвовать в игре могут несколько человек.
Воспитатель показывает картинку с изображением (зима), ребенок сопоставляет времена года с погодными условиями, одеждой людей, занятиями людей и животных. Ребенок Называет времена года и месяцы.
Игровое упражнение «Когда это бывает?».
Материал: картинки с изображением частей суток, загадки, стихи о разных частях суток.
Содержание диагностического задания:
Внимательно послушай, определи время суток и найди соответствующую картинку.
ПОТЕШКИ
Утром дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Делают все по порядку:
Занимаются зарядкой,
Завтракают и играют,
Все растенья поливают.
Днем гуляем и играем.
Все листочки собираем.
Повар сделал нам котлет,
Приглашает на обед.
Вечер - солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши».
Ночью дети спят в кроватке.
Снятся сны им сладки, сладки.
Звезды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши.
Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.
- Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т.п.
Дидактическая игра «Не ошибись».
Материал: картинки с изображением частей суток.
Содержание диагностического задания: в игре могут принимать несколько человек.
Воспитатель показывает картинку с изображением частей суток, ребенок называет одно какое – либо занятие, действие, которое делают в определенное время суток. Затем воспитатель показывает другую картинку.
Игровое упражнение: «Назови соседей». (утра, вечера и т. д.)
Критерии оценки
Не сформирован - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра. Не называет месяцы года.
Находится в стадии формирования - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели. Ошибается при перечислении месяцев года.
Сформирован - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели. Знает месяцы года.
Методическое обеспечение
- - Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015
- - И.А.Помараева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений: старшая группа». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015. -80С.
- - «Занятия по математике в детском саду» Л.С. Метлина, 1986 г
- - Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва 2005
- -Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Программа «Игралочка.»
- -Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5- 6 лет.
Рабочие тетради:
- - Математика для дошкольников. Рабочая тетрадь. Старшая группа. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой.
- - «Я считаю числа» Е. В. Колесникова.
- -Прописи для детского сада.
- - «Знакомимся с геометрией ч.1», «Знакомимся с геометрией ч.2».
- -» Переменка семи гномов» Т. Воронина
- -Тетрадь для диагностики готовности ребёнка к школе.
Художественная литература.
«Три поросенка». М.В. Михалков. «Три орешка для золушки.» Б. Немцов
«Три медведя.». Р.н.с
«Три толстяка». Ю. Олеша
«Три богатыря.». Р.н.с.
«Семеро козлят и серый волк.» Р.н.с.
«Белоснежка и семь гномов.» братья Гримм.
«Семь Симеонов».Р.н.с. «12 месяцев «С.Я. Маршак. «Спящая царица и 7 богатырей». А.С. Пушкин. «Козленок, который умел считать до 10». «Цветик-семи цветик». В. Катаев. «Сказки про геометрические фигуры». О Емельянова. «Семеро храбрецов» Гримм. «Дикие лебеди». Г. Андерсон. «Два мороза» Р.н.с. «Три сына» Осеева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ФЭМП для дошкольников
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педаго...
Рабочая программа по ФЭМП
рабочая программа воспитателя подготовительной группы по ФЭМП...
Рабочая программа по ФЭМП
Подготовительная, старшая, средняя группы ( "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой...
рабочая программа по ФЭМП
старшая группа ("Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой)...
Рабочая программа по ФЭМП
средняя группа ("Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой...
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...