Рабочая программа по ФЭМП
рабочая программа (математика, подготовительная группа) на тему

Аникина Юлия Валерьевна

рабочая программа воспитателя подготовительной группы по ФЭМП 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по образовательной области познания

«Формирование элементарных математических представлений»

разработана на основе программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.И. Михайловой.

Математическое развитие интегрирует с разными областями знаний, такими как: физическая культура, здоровье, безопасность жизнедеятельности, социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению простых арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

Освоение детьми заданного в программе содержания осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности, таких как природоведческая, изобразительная, конструктивная и т.д.

Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование фигур. Дети не только пользуются известными им знаками и символами, но  и находят другие способы условного обозначения фигур, временных и пространственных отношений и т.д.

Отношения равенства и неравенства дети обозначают знаками =, #. Увеличение или уменьшение числа – знаками +,- (прибавить, вычесть).

Естественно, что в содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.

В ходе освоения чисел педагог способствует осмыслению детьми последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду. Это выражено в умении детей образовать число больше или меньше заданного, доказать равенство или неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное число. Измерение (а не только сосчитывание) является при этом ведущей практической деятельностью.

Дети осваивают числа первого десятка. При этом следует ориентироваться на развитие у детей числовых представлений, а не на формальное усвоение чисел и простых действий с ними.

Освоение необходимой для выражения отношений, зависимостей терминологии происходит в интересных ребенку играх, творческих заданиях, практических упражнениях. В условиях игры, на занятиях педагог организует живое, непринужденное общение с детьми, исключающее навязчивые повторения.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено прежде всего на развитие познавательных и творческих  способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.

Задачи математического развития детей старшего дошкольного возраста состоят в воспитании у них умений: самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами, строить простые высказывания о сущности выполненного действия и т.д.; находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем; активно включаться в коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости; свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, практических заданий, упражнений, в том числе и придуманных детьми.

Свойства.

Представления. Форма, размер, расположенность предметов как пространственные признаки. Наличие и отсутствие свойства. Обобщение-«многоугольник». Форма предмета и его частей. Симметричное расположение предметов на плоскости. Логические связи и зависимости групп геометрических фигур, связи преобразования одних фигур в другие.

Познавательные умения. Зрительно распознавать фигуры, величины, воспроизводить и воссоздавать их по представлению, описанию. Уметь пользоваться линейкой, шаблонами и трафаретами.

Отношения.

Представления. Упорядочивание предметов по количеству, размеру, весу, глубине и т.д. Зависимость: если первая величина сравнима со второй, а вторая- с третьей, то первая сравнима с третьей.

Связи и зависимости между предметами по размеру, форме, расположению в пространстве, количеству.

Обозначения пространственных отношений на листе бумаги, плане, схеме; отношений во времени: день, неделя, месяц.

Познавательные  и речевые умения. Выявлять свойства и отношения реальных предметов по наглядным моделям, путем счета, измерения.

Выбирать рациональный способ определения свойств и отношений предметов, давать точную словесную оценку.

Выражать в речи связи и зависимости увеличения, уменьшения, соответствия, последовательной зависимости.

Числа и цифры.

Представления. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Место числа среди других чисел ряда. Число как результат измерения условной меркой. Состав чисел из двух меньших чисел. Сложение и вычитание чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по одному, по два).

Познавательные  и речевые умения. Находить числа «до» и «после» названного. Воспринимать зависимости числа как результата измерения, счета отдельных предметов от размера: условных мерок, количества предметов в группах, размера частей.

Доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения, измерения, сопоставления. Использовать знаковые обозначения.

Формы организации образовательного процесса.

Разделы (задачи, блоки)

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Ориентировка в пространстве


Ориентирование во времени


Форма


Величина


Количество и счет

Объяснение, обучение, напоминание, показ,

игровые

упражнения,

обследование,

наблюдение,

развивающие игры,

проблемные ситуации

Объяснение,

напоминание,

рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, показ, занятия интегрированные занятия, игровые

упражнения, игры (развивающие и подвижные)

проблемно-поисковые ситуации,

рассматривание,

наблюдение,

досуги,

коллекционирование

Дидактическая игра,

игры (развивающие и подвижные),

игры-

экспериментирования,

продуктивная

деятельность,

рассматривание

иллюстраций

Беседы,

рассказы,

чтение,

семинары-практикумы, консультации, ситуативное обучение, досуги, игровые образовательные программы, КВН,

просмотр видео

Возрастная

группа

Продолжи

тельность НОД

В неделю

В месяц

В год

Коли

чество

НОД

Продолжи

тельность

НОД

Коли

чество

НОД

Продолжи

тельность

НОД

Коли

чество

НОД

Продолжи

тельность

НОД

Подготовительная

группа

30 мин.

2

60 мин.

(1 час)

8

240 мин.

(4 часа)

71

2,130 мин.

(35 часов 5 мин.)

Связь с другими образовательными областями.

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики, цветоразличения и цветовосприятия, а также умения ориентироваться в пространстве.

«Здоровье»

Обогащение представлений детей о необходимости соблюдения культурно-гигиенических навыков; расширения кругозора детей в области сохранения, сбережения и укрепления собственного здоровья, необходимости ведения здорового образа жизни через познания.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности на занятиях по математике.

«Социализация»

Формирование тендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»; расширение кругозора детей в области соблюдения общепринятых норм и правил поведения и морали через познание. Полученные на занятиях знания и умения дети применяют в игровой деятельности.

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия в процессе познавательной деятельности.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для расширения кругозора детей.

«Художественное творчество»

Развивать умение отражать свои представления о мире в процессе познавательной деятельности, умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

«Музыка»

Расширение кругозора детей в области музыки; использовать средства музыки для реализации задач познавательного развития; использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества.

Тематический план

по разделу

«Формирование элементарных математических представлений»

в подготовительной группе.

Месяц

Неделя

Тема недели

Тема образовательной деятельности

Цели и задачи

Методическое обеспечение

сентябрь

1

Наш любимый детский сад.

Образование числа первой пятерки; количество и счет; форма.

Закрепить знания детей в счете и отсчете предметов, в порядковом счете в пределах 5; закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№1 стр.13-14

Образование чисел 6,7; сопоставление множеств 1:1; сравнение 2-х предметов, отличающихся по длине и ширине, высоте и толщине.

Закрепить у детей представление об образовании чисел 6 и 7; раскрыть значение способа практичного сопоставления множеств 1:1 для выяснения отношений «больше», «меньше», «равно»; упражнять в счете и отсчете предметов; упражнять в сравнении 2-х предметов, отличающихся по длине, ширине, высоте, толщине.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№2 стр.14-16

2

Мой город

Порядковый счет в переделах 6; работа в тетради.

Продолжать упражнять детей в счете и отсчете предметов, в порядковым счете в пределе 6; упражнять в выполнении действий по указанному правилу; развивать мыслительные операции сравнения и обобщения; анализ и синтез геометрических фигур.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№3 стр.16

Дидактические игры; порядковые числительные; счет в пределах 7; форма предмета

Продолжать знакомить детей с порядковыми числительными; счетом в пределах 7; составлением геометрических фигур из данных; учить различать предметы по величине; развивать внимание и наблюдательность.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№4 стр.17-18

3

Осень. Осенний лес.

Число предметов, не зависящее от их размеров; установление и произведение отношений взаимного расположения геометрических фигур на плоскости; умение классифицировать объекты.

Закрепить знания детей в счете и в воспроизведении указанного количества движений; закреплять представления о том, что число предметов не зависит от их размеров; учить устанавливать и воспроизводить расположение геометрических фигур на плоскости: вверху (над), внизу (под), внутри, справа, слева; осваивать умение классифицировать объекты.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№5 стр.18-19

Число предметов, не зависящее от расстояний между ними; счет и отсчет в пределах 10; форма предмета.

Продолжать упражнять детей в сете и отсчете предметов в пределах 10; закрепить представление о том, что число предметов не зависит от расстояний между ними; учить детей сопоставлять зрительное и осязательное обследования геометрических фигур (шар, куб, цилиндр).

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№6 стр.20-21

4

Огород. Овощи.

Работа с карточками; количество и счет; анализ и синтез геометрических фигур на примере круга.

Проводить анализ и синтез геометрических фигур на примере круга; развивать наблюдательность и внимание; закрепить счет и отсчет предметов; развивать мыслительные операции сравнения и обобщения. Решать примеры по «математической цепочке» до 8.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№7 стр.21-23

Счет в любом направлении; число предметов, не зависящее от формы, их расположения и размеров; сравнение предметов по длине, ширине, высоте, толщине.

Закреплять представление детей об основном правиле счета: считать в любом направлении, но не пропускать ни один предмет; не считать дважды; учить детей представлению о том, что число предметов не зависит от формы их расположения и размеров; упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте и толщине. Развивать наблюдательность.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№8 стр.23-24

Октябрь

1

Фрукты. Сад.

Деловая игра «Что, где, когда?»

Закрепить и обобщить знания детей по элементарным математическим представлениям и художественной литературе. Воспитывать умение высказывать свои мысли вслух, не стесняясь. Поощрять раскованность, желание расширять и углублять свои знания, быстроту и ловкость мышления.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№9 стр.24-25

Дидактические игры; анализ схемы предмета; соотношение предметов в пространстве.

Учить детей рассуждать логически; учить понимать символику и ее специфику; видеть ее основные качества: образность, краткость, обобщенность. Формировать умение самостоятельно придумывать графические символы.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№10 стр.25-27

2

Скатерть-самобранка.

Порядковые числительные и счет до 10; сравнение предметов по длине, ширине; форма предметов.

Продолжать знакомить детей с порядковыми числительными и закреплять навыки порядкового счета в пределах 10; упражнять в сравнении предметов по длине и ширине; упражнять в определении формы предметов и в соотнесении их по форме; упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, в составлении из них новых фигур.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№11 стр.27-28

Работа с карточками; классификация множеств на 4 подмножества; порядковый счет.

Учит классифицировать множество геометрических фигур на 4 множества с незаданным признаком классификации; закрепить порядковый счет; учить восстанавливать последовательность элементов множества по заданному образцу; соотносить предметные картинки и цифры.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№12 стр.28-30

3

Домашние животные.

Количественный состав чисел от 2 до 5 из единиц; порядковый счет; сравнение предметов по длине и толщине.

Закреплять представление о количественном составе чисел от 2 до 5 из единиц; упражнять детей в порядковом счете и отсчете предметов; развивать память; упражнять в сравнении предметов по длине и толщине; учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению; учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуры-силуэты, ориентируясь на образец.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№13 стр.30-31

Дидактические игры; зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.

Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа; развивать наблюдательность; счет до 10; учить умению осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закреплять представления о геометрических фигурах.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№14 стр.31-32

4

Дикие животные.

Порядковый счет; состав чисел 8 и 9 из единиц; обобщение числового значения; ориентировка на плоскости; форма.

Закреплять знание детьми порядкового счета; знакомить с созданием количественным способом из единиц чисел 8 и 9; учить определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать числовые значения предметов по 8, по 9, по 10. Продолжать упражнения в ориентировке на плоскости листа; учить запоминать т описывать расположение геометрических фигур; упражнять детей в умение составлять новые геометрические фигуры по образцу и замыслу.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№15 стр.32-33

Итоговое; счет по образцу и названному числу; соотношение количества предметов с цифрой; независимость числа от пространственного расположения предметов.

Продолжать закреплять умение детей считать по образцу и названному числу; закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой; умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; закреплять умение видеть в форме предметов геометрические фигуры; развивать образные представления ребенка.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№16 стр.34-35

Ноябрь

1

Крылатые соседи

Состав числа 10 из единиц; порядковый счет; сопоставление предметов по длине; воссоздания модели по образцу.

Продолжать знакомить детей с составом числа 10 из единиц; упражнять детей в порядковом счете и отсчете; учить воспроизводить количество движений больше (меньше) на 1, чем дано; учить сопоставлять предметы по длине; развивать смекалку, умение воссоздавать модель по образцу.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№17 стр.35-37

Работа с карточками; дифференцирование и классификация геометрических фигур с использованием цвета; соотнесение элементов множества по цвету и по форме; решение задач.

Учить дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры с использованием цвета; учить детей направлению возрастания и переносу последовательности в чередовании цветов на другую фигуру; учить соотнесению элементов множеств по цвету и по форме; учить решать простейшие задачи.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№18 стр.37-39

2

Транспорт

Выделение основных признаков предмета; группировка геометрических фигур по указанным признакам; независимость числа предметов от их размеров и площади.

Продолжать развивать у детей представление о независимости числа предметов от их размеров и площади; развивать умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, находить предметы с заданными свойствами и группировать геометрические фигуры по указанным признакам; развивать память, мышление.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№19 стр.39-40

Увеличение числа на 1; счет в пределах 10; установление отношений между тремя предметами по величине.

Продолжать развивать у детей представление о том, что при увеличении любого числа на 1 всегда получается следующее по порядку число; закрепить счет в пределах 10 и умение соотносить цифру с количеством; развивать логическое мышление; упражнять детей в установлении отношений между 3 предметами по величине.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№20 стр.40-41

3

Профессии

Получение предыдущего числа посредством удаления 1; взаимообратные отношения между числами в пределах 10; решение задач.

Упражнять детей в счете и отсчете в пределах 10; учить понимать взаимообратные отношения между числами в пределах 10; дать представление, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число; учить решению задач на установление отношений между величинами.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№21 стр.42-43

Последовательность чисел; формирование пространственного отношения; форма предмета; анализ формы плоскостной фигуры и ее частей.

Продолжать закреплять знания детей о последовательности чисел; закрепить умение устанавливать соответствие между числом и цифрой; формировать пространственные отношения «до», «после»; развивать мыслительные процессы, внимание, память; закреплять знание форм геометрических фигур; умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№22 стр.43-44

4

Я - человек

Прямой и обратный счет; деление целого на 2 равные части и составление целого из двух частей.

 Продолжать упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10; закреплять знание детей о том, что целое можно делить пополам (на 2 равные части), что половина – это 1 из 2-х равных частей целого; развивать умение составлять целое из частей, знать геометрические фигуры.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№23 стр.44-45

Деление предметов на 2, 4 равные части.

Продолжать учить детей делить предметы на 2, 4 равные части; уточнить, что половиной называют 1 из 2-х равных частей целого; развивать умение детей при сравнении 2 предметов выделять параметр длины (длиннее, короче, уже, шире, ближе, дальше, больше, меньше, толще, тоньше).

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№24 стр.45-46

Декабрь

1

Квартира. Мебель

Итоговое. Работа с дидактическим материалом; логические задачи; составление узора путем комбинирования цвета и формы; составление целого из частей.

Развивать воображение, наблюдательность, умение решать логические задачи – составлять узор путем комбинирования цвета и формы; учить кодировать практические действия числами.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№25 стр.46-48

Порядковый счет; уменьшение числа на единицу; ориентировка на листе; воссоздание образных изображений из геометрических фигур.

Продолжать упражнять детей в порядковом счете и отсчете; уменьшать число на 1; учить ориентироваться  на листе бумаги; воспроизводить узор, придерживаясь заданного алгоритма; развивать моторику рук; учить детей воссозданию из геометрических фигур образных изображений.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№26 стр.48-49

2

Посуда. Кухня.

Знакомство с квадратом и его свойствами; деление на 2,4 равные части; различение зеркально-изображенных цифровых знаков.

Продолжать знакомить детей с квадратом и его свойствами; закреплять умение распознавать геометрические фигуры; упражнять в делении квадрата на 2,4 равные части; формировать пространственные представления; упражнять в воспроизведении движений по названному числу; различать зеркально изображенные цифровые знаки; развивать мышление, память.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№27 стр.49-50

Увеличение и уменьшение числа на единицу; прямой и обратный счет; штриховка; деление предметов на 2,4 равные части с учетом их формы и пропорции.

Продолжать знакомить детей с увеличением и уменьшением числа на 1; тренировать в счете до 10 и обратно; закреплять знания о квадрате и прямоугольнике; учить штриховке полученных контуров рисунков; упражнять в проведении линий в направлении сверху вниз и слева направо; учить находить способы деления предметов на 2,4 равные части с учетом их формы и пропорции.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№28 стр.50-51

3

Я и моя семья.

Работа с карточками; создание образов на основе схематических изображений; счет в прямом и обратном порядке.

Учить детей создавать образы на основе схематического изображения, развивать пространственное воображение, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения; закрепление счета в прямом и обратном порядке в пределах 5.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№29 стр.51-53

Ориентировка в пространстве; счет в пределах 10; форма предмета; выделение признаков: цвета, формы, размера.

Развивать творческое воображение, умение ориентироваться в пространстве; развивать комбинаторные способности, смекалку, умение обобщать и сравнивать; закрепить счет в пределах 10; различать и находить геометрические фигуры. Развивать умение выделять несколько признаков (цвет, форму, размер).

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№30 стр.53-54

4

Зима.

Установление отношения между целым и частью; деление предметов на 2 и 4 части; прямой и обратный счет.

Продолжать устанавливать отношения между целым и частью, делить предметы на 2 и 4 равные части; закреплять выражения: «1 из 2 частей», «целая часть», «половина». Закреплять знания детей о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10; упражнять в порядковом счете.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№31 стр.54-55

Понятие о треугольнике; сравнение предметов по длине, ширине, высоте; классификация по одному свойству.

Продолжать закреплять счет и отсчет чисел в пределах 10; дать понятие о треугольнике; упражнять детей в сравнении предметов по длине, ширине, высоте; развивать наблюдательность, память. Формировать понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не»; классифицировать предметы по одному свойству.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№32 стр.55-56

Январь

1

Новый год. Рождество

Порядковый и обратный счет; анализ и синтез геометрических фигур; систематизирование множества отношением «меньше».

Продолжать закреплять счет в прямом и обратном порядке в пределах 10; закрепить упорядочивание множества отношением «меньше»; анализ и синтез геометрических фигур, поиск в целой фигуре ее части и фиксация этого соответствия цветом; соотнесение цвета и цифр, предметных картинок и числовых фигур; составление числа 5 из 2 частей.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№34 стр.56-57

Счет и отсчет предметов в пределах 10; соотнесение цифр с количеством предметов; образование чисел 9,10; «цветные цифры».

Проверить умение детей считать и отсчитывать предметы в пределах 10; выявить, насколько хорошо дети знают цифры и соотносят их с количеством предметов. Упражнять в различении таких геометрических фигур, как круг и квадрат; закрепить представление об образовании чисел 9 и 10, о связи между числами – «большой», «маленький». Познакомить с «цветными цифрами», учить различать, устанавливать и называть соответствие между числом и цифрой как его символом. Развивать внимание, сосредоточенность, связную речь.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№36 стр.59-60

2

. В гостях у сказки

Порядковый счет; штриховка.

Продолжать закреплять знания детей последовательности чисел; упражнять в счете, в сравнении количества предметов; употреблять в речи слово «сколько», в зарисовке и штриховке квадратов и кругов; развивать внимание, наблюдательность.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№37 стр.60-61

Различение геометрических фигур и составление из данных новых фигур; «цветные цифры»; выкладывание их в определенном порядке.

Уточнить представление детей о геометрических фигур (квадрате, прямоугольнике, треугольнике), развивать умение различать их, называть, составлять из данных новые фигуры, считать использованные фигуры и называть их расположение на плоскости (справа, слева, рядом, вверху, внизу). Продолжать знакомить с «цветными цифрами». Учить выкладывать их в определенном порядке (высота полосок увеличивается или уменьшается), понимать относительность величины. Продолжать развивать внимание, сосредоточенность, речь.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№38 стр.61-62

3

Одежда.

Измерение длины предметов с помощью условной мерки; названия чисел, смежных с названным.

Продолжать учить детей измерять длину предметов с помощью условной мерки; учить называть числа, смежные с названным, понимать выражения «до» и «после»; развивать внимание, память.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№39 стр.62-63

Геометрические фигуры (цвет, форма, размер); сравнение чисел на основе сравнения множеств в пределах 10; «карта-граф».

Уточнить представление детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике), развивать умение называть их цвета и величину. Продолжать учить считать в пределах известных детям чисел. Учить сравнивать числа на основе сравнения множеств (в пределах 10). Познакомить с «картами-графами»; учить заполнять их, соотносить друг с другом элементы множества, пользоваться предметами – заместителями, делать предположения, выводы. Продолжать развивать память, внимание, учить внимательно слушать и быстро выполнять указания педагога.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№40 стр.64-65

Февраль

1

Народные промыслы

Итоговое. Игра «Путешествие на воздушном шаре с Незнайкой по Стране Геометрических Фигур».

Закрепить представление о геометрических фигурах; формировать умение группировать их по различным признакам; совершенствовать навыки ориентировки на плоскости; развивать логическое мышление; упражнять в составлении загадок.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№41 стр.65-66

Измерение длины и ширины предметов; сравнение смежных чисел в пределах 10; составление плоскостных фигур в силуэты предметов.

Учить детей составлять группы, содержащие равное количество предметов; определять количество групп и количество предметов в них; продолжать учить измерять длину и ширину предметов, упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10; упражнять в составлении плоских фигур в силуэты предметов.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№42 стр.66-67

2

Животные и птицы России.

Порядковые числительные; сравнение чисел на основе сравнения множеств; представление о высоте, толщине, пространственных отношениях.

Закрепить умение считать, вводить в активный словарь детей порядковые числительные. Углублять представление о высоте, толщине, пространственных отношениях. Продолжать учить сравнивать числа (в пределах от 1 до 10) на основе сравнения множеств, понимать связи между числами и способы их образования. Продолжать развивать память, внимание, умение слушать, рассуждать.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№43 стр.67-69

Деление предметов на 2 и 4 равные части с помощью условной мерки; временные представления о днях недели; установление временных отношений.

Продолжать учить детей делить предметы на 2,4 равные части (неравные части); учит измерять расстояние шагами, дать представление зависимости измерения от ширины шага, обобщать признаки одной группы фигур с признаками другой.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№44 стр.69-70

3

В мире игрушек.

Деление предметов на 2 и 4 равные части; измерение расстояния шагами; обобщение признаков одной группы фигур с признаками другой.

Продолжать знакомить детей со способами деления предметов на 2,4 равные части с помощью условной мерки; учить устанавливать различные временные отношения; закреплять и углублять временные представления о днях недели.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№45 стр.70-71

Ориентировка в пространстве; измерение длины отрезка на плоскости.

Продолжать закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закреплять умение ориентироваться в пространстве; упражнять в сравнении чисел, в измерении длины отрезка, в ориентировке на плоскости.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№46 стр.71-73

4

. Защитники Отечества.

Измерение жидких тел; решение задач.

Упражнять в сравнении смежных чисел; закрепить представление о значении способов сопоставления предметов 2 групп для выяснения отношений «равно», «больше», «меньше»; учить детей приемам измерения жидких тел; подвести к пониманию обратной зависимости результата измерения от избранной мерки; развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных задач; развивать память, мышление.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№47 стр.73-74

Измерение объема сыпучих тел; порядковый счет; ориентировка на листе бумаги.

Продолжать знакомить детей со способами измерения объема сыпучих тел; закреплять знания в счете и отсчете предметов; порядковый счет; упражнять в ориентировке на листе бумаги и отсчете клеток.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№48 стр.74-75

Март

1

Весна.

Работа с карточками; соотношение числовых фигур и цифр; порядковый счет.

Учить соотношению числовых фигур и цифр; учить завершать числовую цепочку «на 1 больше», «на 1 меньше»; соотносить предметы одинаковой формы, но разных размеров; закреплять знания отношений предметов «больше», «меньше» по количеству; воспроизводить геометрические фигуры разными способами. Закрепить счет до 10, развивать память.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№49 стр.75-77

Зависимость результата измерения от размера мерки; ориентировка на плоскости; воссоздание фигур силуэтов.

Формировать представление о зависимости результата измерения от размера мерки; упражнять в различении геометрических фигур и в ориентировке на плоскости; в воссоздании фигур-силуэтов.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№50 стр.77-78

2

Мамин день.

Счет и отсчет предметов; состав числа из двух меньших; Зависимость результата измерения от размера мерки.

Закреплять навыки в счете и отсчете предметов. Учить детей раскладывать числа 2,3 на 2 меньших числа; закрепить представление о составе этих чисел из единиц; развивать представление о зависимости результатов измерения от размера мерки; продолжать воссоздавать фигуры-силуэты из геометрических фигур.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№51 стр.78-79

Преобразование фигур, букв из палочек; ориентировка в пространстве.

Продолжать учить детей раскладывать число на 2 меньших числа, а из 2-х меньших чисел составлять целое число; закрепить представление о составе чисел 3,4; продолжать развивать представление о зависимости результата измерения от размера мерки; уметь составлять из палочек сюжетные картинки.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№52 стр.79-80

3

. Бытовые приборы

Состав числа из двух меньших; измерение сыпучих тел; образование числа 11.

Продолжать учить детей преобразовывать фигуры, буквы; учить находить местоположение предметов в пространстве относительно себя; определять линейную последовательность предметного ряда, находящегося напротив; ориентировка на основе предложенного плана.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№53 стр.80-81

Состав числа 7 из двух меньших; решение задач; образование числа 12.

Развивать аналитические способности детей при решении арифметических задач; учить определять объем жидких тел с помощью условной мерки; закреплять представление о днях недели; развивать умение ориентироваться в пространстве, продолжать учить находить оптимальное решение.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№54 стр.81-82

4

Животные разных стран

Структура задачи; ориентировка на листе бумаги; воссоздание фигур силуэтов.

Продолжать закреплять у детей умения разлагать числа на 2 меньших, а из 2 меньших чисел составлять одно число; учить при отмеривании сыпучих тел заменять отсутствующую мерку подобной, меньшей по размеру; познакомить с образованием числа 11.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№55 стр.83-84

Игра «КВН». Счет в пределах 10; ориентировка по схеме; определение длины с помощью условной мерки; геометрические фигуры.

Продолжать закреплять у детей умения составлять число 7 из 2 меньших; упражнять в счете групп предметов; учить изменять количество групп и количество предметов в каждой их них. Учить детей арифметическим задачам на сложение, правильно составлять и формулировать ответ на вопрос задачи; познакомить с образованием числа 12.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№56 стр.84-85

Апрель

1

Водный мир

Порядковый счет в пределах 15; составление и решение задач; составление целого круга из 7 частей.

Учить детей сравнению смежных чисел; закреплять знания о структуре задачи; развивать умение ориентироваться на листе бумаги; воссоздавать фигуры-силуэты. Развивать память, мышление.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№57 стр.85-86

Работа с карточками; порядковый счет до 7 в прямом и обратном порядке; сравнение двух множеств; состав числа 4; вычислительные действия.

Закреплять счет в пределах 10, знание цифр, умение ориентироваться по схеме; развивать логическое мышление, определять длину при помощи условной мерки; распределять предметы по длине, знать геометрические фигуры, формы. Развивать творческое мышление.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№58 стр.86-87

2

Русские традиции (Масленица). (Пасха).

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой; счетные палочки; составление и решение задачи; упорядочивание предметов по величине.

Упражнять детей в порядковом счете в пределах 10, закреплять пространственные представления: «перед», «за», «следует за», «между»; учить составлению задач по картинкам; выделять числовые данные задачи, различать вопросы «сколько стало?» и «осталось?». Учить составлять из круга, разрезанного на 7 частей, из которых равны между собой 2 его части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части - разные по форме и размеру фигуры.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№59 стр.87-88

Счет до 20; составление по числовым данным задач (по рисунку).

Закрепить порядковый счет до 7 в прямом порядке; упорядочить множество отношением «больше», фиксировать возрастание чисел с помощью стрелок; сравнить 2 множества путем установления взаимно – однозначного соответствия между одним из них и частью второго. Повторить состав числа 4; фиксировать различные случаи состава с помощью стрелок и цифр; развивать навыки вычислительной деятельности, память, внимание.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№60 стр.88-89

3

Космос.

Ориентировка на листе бумаги; сравнение величины предметов; решение задач.

Закрепить знания о числах от 1 до 10; учить детей устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания о геометрических фигурах, выкладывая их из счетных палочек; составлять задачи по картинкам; упорядочить предметы по величине.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№61 стр.89-90

Сравнение смежных чисел в пределах 10; решение задач на смекалку; ориентировка в мире логических понятий.

Продолжать закреплять счет до 20; учит детей самостоятельно придумывать тему и содержание задачи по указанным числовым данным; учить обращать в рисунок условие задачи; упражнять в составлении задач по рисунку; решать логические задачи на поиск недостающей фигуры и доказывать правильность своего решения; продолжать составлять по образцам фигуры – силуэты.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№62 стр.90-91

4

Мы разные.

Измерение сыпучих тел; состав числа из двух меньших; решение задач на сложение и вычитание; ориентировка в ближайшем окружении.

Продолжать учить детей составлять арифметические задачи и выкладывать их решение с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ; закреплять знания о знаках «+», « - «, закреплять умение сравнивать величину предметов, записывать результаты сравнения; правильно пользоваться словами «больше», «меньше», «самый маленький»; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических фигур («в правом верхнем углу, в левом нижнем углу»); продолжать решать логические задачи, развивать пространственные представления.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№63 стр.91-92

Игра «Путешествие в Страну Математики»; воспроизведение в ролях того, что видят дети в окружающей жизни и в деятельности взрослых.

Упражнять детей в сравнении смежных чисел в пределах 10; закреплять знания о последовательности чисел; учить детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; учить решать задачи на смекалку (перестроение фигур, составленных из палочек); ориентировать в мире логических понятий.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№64 стр.93

Май

1

Мы друзья природы.

Прибавление и вычитание на единицу двумя способами; пространственное воображение вычислительной деятельности; решение логической задачи.

Развивать у детей умение измерять объем сыпучих тел; закреплять знания о составе чисел 3,4,5, состоящих из 2 меньших, о последовательности чисел в пределах 10; учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание по указанным числовым данным; развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении, пользоваться планом – картой.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№65 стр.93-94

Состав числа и понимание позиционного принципа записи чисел.

Воспроизвести в ролях все то, что дети видят в окружающей их жизни и действительности взрослых; развивать логическое мышление, комбинаторные способности.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№66 стр.95

2

Мир. Россия.

Решение задач; приемы присчитывания и отсчитывания по 1; воспроизведение фигуры сложной формы по контурному образцу; форма предмета, размер.

Познакомить детей с приемами вычислений; учить прибавлять и вычитать число 2-мя способами: присчитыванием и отсчитыванием по 1; закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел; учить решать логические задачи на поиск недостающей фигуры; развивать пространственное воображение, вычислительную деятельность; развивать любознательность, наблюдательность.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№67 стр.95-97

Работа с карточками; объединение как основа действия сложения; соотношение предметов одинакового цвета, но разной формы; состав из единиц числа 10.

Развивать пространственные представления; продолжать изучение состава чисел и подготовку к пониманию позиционного принципа записи чисел; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№68 стр.97-99

3

ППД

Классификация предметов по свойствам; сложение и вычитание чисел.

Продолжать закреплять знания детей о задаче и ее решении; упражнять в приемах присчитывания и отсчитывания по единице; закреплять умение называть числа, которые идут до и после данного; упражнять в воспроизведении фигуры сложной формы по контурному образцу; учить производить последовательность анализа образца (выделять части, определять их форму, размер, положение в пространстве, давать предположительное решение задачи); закреплять знание геометрических фигур.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№69 стр.99-100

Счет от 1 до 20; решение задачи-шутки; ориентировка во времени.

Учить детей объединять множества как основу действия сложения; сравнивать 2 множества по составу на основе цвета; соотносить предметы одинакового цвета, но разной формы; искать нужную фигуру с учетом 2-х признаков; повторять состав числа 10 из 1.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№70 стр.100-101

4

Хорошо у нас в саду.

Классификация предметов по свойствам; сложение и вычитание; пространственное воображение чисел.

Развивать логическое мышление, воображение детей, умение классифицировать предметы по свойствам; упражнять детей в сложении и вычитании чисел; развивать пространственное воображение, память.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№71 стр.101-102

Счет от 1 до 20; математические задачи-шутки; решение примеров; ориентировка во времени; закрепление знаний о весенних месяцах; воссоздание животных из элементов игры «Танграм».

Закрепить знание детьми счета от 1 до 20; продолжать закреплять решение задач-шуток с математическим содержанием, отгадывать их; решать примеры; ориентироваться во времени, закреплять знания о весенних месяцах: марте, апреле, мае; воссоздавать животных из элементов игры «Танграм». Развивать память, настойчивость.

Р.А.Жукова (2005г.)

«Математика.

Занятия с детьми подготовительной

группы».

№72 стр.103-104

Уровни освоения программы.

Низкий. Ребенок выделяет свойства предметов (двух-трех), определяет наличие / отсутствие признака. Считает, сравнивает, измеряет.

Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений.

В играх пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.

Средний. Ребенок выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их.

Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, условной мерки, числа предметов во вновь образованных группах.

Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность.

Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.

Высокий. Ребенок имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин.

Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Пользуется условными обозначениями.

Задачи математического развития ребенка

Начало года

Середина года

Конец года

1.



2.





3.


4.






5.






6.

Ребенок выделяет свойства предметов (двух-трех), определяет наличие (отсутствие) признака. Считает, сравнивает, измеряет.

Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений. В играх пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.

Ребенок выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их.

Затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации, числа предметов в образованных группах, условной мерки. Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.

Ребенок имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин.

Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Не испытывает затруднений в играх, выполнении учебных программ, пользуется условными обозначениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ФЭМП для дошкольников

  В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педаго...

Рабочая программа по ФЭМП

Подготовительная, старшая, средняя  группы ( "Программа воспитания и обучения в  детском саду" под ред. Васильевой...

рабочая программа по ФЭМП

старшая группа ("Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой)...

Рабочая программа по ФЭМП

средняя группа ("Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой...

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса

рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...

Рабочая программа по ФЭМП средняя группа

Рабочая программа по реализации Формирования Элементарных Математических Представлений...