ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: «В поисках новогодних игрушек»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Обобщение   и систематизация  знаний детей по формированию элементарных математических представлений детьми через игровую деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_konkurs_nov.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: «В поисках новогодних игрушек»

Описание: НОД  ориентировано для детей средней группы, включает элементы физической культуры, технологии развивающих игр .

НОД соответствует ФГОС. 

Тема: «В поисках новогодних игрушек».

Возрастная группа: средняя группа, дети 4-5 лет

Форма НОД: игра  - путешествие, деятельностный подход.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная, парная.

Учебно-методический комплект: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 

Методы  и средства:

  • наглядные (ИКТ, использование игрушек, атрибутов);
  • словесные (чтение четверостиший, беседа воспитателя, объяснения воспитателя);
  • практические (работа с раздаточным материалом, игры с палочками Кюизенера, игровые ситуации и  дидактические игры, выполнение практических заданий);
  • репродуктивные (воспроизведение движений).

Приоритетная образовательная область НОД:                                  

«Познавательное  развитие».

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Обобщить  и систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений детьми через игровую деятельность.

ЗАДАЧИ:

Образовательные.

1.Упражнять детей в количественном и порядковом счёте в пределах 5.

2.Способствовать формированию представления о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета.

3.Способствовать закреплению представлений детей о геометрических фигурах.

4. Продолжать формировать умения детей сравнивать три предмета

по ширине и по величине.

5. Продолжать учить классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов.

Развивающие.

1.Способствовать развитию логических, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

2.Обеспечить развитие умения ориентироваться в пространстве ,определять пространственные направления.

3.Обеспечить развитие умений выполнять  физические  упражнения, направленные   на преодоление трудностей физического характера, развитию у детей терпения и выносливости.

4.Обеспечить развитие способности формировать личностные качества: внимание, память, мышление, творческое воображение; способствовать развитию мелкой моторики.

Воспитательные.

1.Обеспечить воспитание  активности, самостоятельности, умения к самооценке.

2.Способствовать воспитанию  умения и желания видеть и проявлять позитивное эмоциональное реагирование на свои успешные действия и успех сверстников.

По задачам и содержанию

педагогической работы

По средствам организации

и оптимизации образовательного процесса

«Познавательное развитие»

Обобщить и систематизировать знания детей по ФЭМП.

 

Объяснить, что результат счёта не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Закрепить с детьми способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.

«Речевое развитие».

Развивать речевые и коммуникативные навыки.

Активизировать словарный запас, добиваться интонационной выразительности речи.

Учить обозначать результаты сравнения предметов по ширине словами широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий и по величине  словами большой меньше, самый маленький.

Учить обозначать результат сравнения двух групп предметов словами больше, меньше, столько – сколько.

Закреплять умение обозначать пространственные направления их словами: налево, направо, вперед, назад.

«Физическое развитие»

Обеспечить физическое развитие детей.

Способствовать сохранению  и развитию физического здоровья детей.

Развивать умения  выполнять  физические  упражнения, направленные   на преодоление трудностей физического характера, развитию у детей терпения и выносливости.

Продолжать учить детей выполнять физминутку, зрительную и пальчиковую гимнастику согласно словесным инструкциям.

«Социально – коммуникативное развитие»

Развивать социально – коммуникативный опыт детей.

Побуждать  детей включаться в  совместную  с  взрослым игровую ситуацию.

Воспитывать   умение   согласовывать   свои   действия    с   действиями сверстников, развивать умение включаться в игровую деятельности . Воспитывать умение слушать педагога и друг друга.

«Художественно – эстетическое развитие». 

 Создание условий для восприятия и передачи окружающего мира

   

Использование музыкальных произведений для создания эмоционального настроения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА  С ДЕТЬМИ:

1.Дидактические игры

по количеству и счёту: «Отсчитай столько – же» «Который по счёту»;

по величине: «Завяжем куклам шарфики»;

по форме: «Геометрическое лото», «Форма и цвет», «Найди свой домик»;

по ориентировке в пространстве: «Поможем Зайке найти дорожку к домику», «Правильно пойдёшь – секрет найдёшь».

2.Развивающие игры с палочками Кюизинера.

3.Просмотр мультфильма «Снеговик – почтовик».

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий, больше, меньше, столько – сколько, налево, направо, вперед, назад.

МАТЕРИАЛЫ  И ОБОРУДОВАНИЕ:

Демонстрационный материал: мультимедийная система, аудиозапись с мелодиями, мультимедийная зрительная гимнастика «Снеговик», звуковое письмо; искусственная ёлка, плакат с нарисованной сосной, искусственный снег из синтепона, имитация сугроба с флажком, домик из большого конструктора;  комочек снега из синтепона, конверт,  план местности, числовые карточки от 3  до 5, «ковёр – самолёт» с дырами в форме геометрических фигур, счётная лесенка, большие и маленькие пластмассовые  ёлочные шары (по 5 штук),  фланелеграф,3  флажка одного цвета, одинаковой длины и разной ширины,4 коврика; гимнастическая скамейка, 4 полусферы; солнышко - грустное и весёлое( по 4 штуки); костюм лисички для девочки, костюм Снеговика для взрослого.

Раздаточный материал: по 3  флажка одного цвета, одинаковой длины и разной ширины; карточки, палочки Кюизенера (4 набора: 3белых,3 розовых, 3голубых; б)3 белых,3 жёлтых, 3 красных; в)3 белых,3 фиолетовых, 3 розовых); поднос с геометрическими фигурами (16 штук – по 2 на каждого ребёнка); светящиеся звёзды на палочках (по количеству детей); значки для самооценивания – грустные и весёлые смайлики (по количеству детей).

РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПО ТЕМЕ «В поисках новогодних игрушек».

I. Мотивация к деятельности.

Воспитатель приглашает детей собраться в круг.

Воспитатель:

-Посмотрите, какой сегодня чудесный солнечный, зимний, морозный день! У всех сегодня хорошее настроение? Нет? Ну, что же, попробуем исправить  плохое настроение, тем более что оно нам сегодня очень пригодиться. Давайте поиграем вместе в игру.

Упражнение «Улыбнёмся друг другу».

Солнце встало из – за крыши,

 Поднимается  всё выше,

Лучики свои расправит,

Настроенье вмиг исправит.

Дети приседают, затем в процессе декламирования воспитателем стихотворения медленно поднимаются, разводят руки в стороны и улыбаются.

Игровая ситуация «Необычное письмо».

-Ребята, посмотрите кто – то нам подкинул в форточку комочек снега. Он какой – то необычный, тут лежит конверт. Это видео письмо. Давайте посмотрим, может быть,  узнаем, от кого оно.

Воспитатель включает компьютер.

Мультимедийная зрительная гимнастика «Снеговик».

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель:

-Кажется, понятно, послание от Снеговика.

Звучит голос Снеговика (аудиозапись)

-Здравствуйте, ребята. Дед Мороз прислал со  мной новогодние игрушки  для украшения ёлочки лесным зверятам. Но пока я в дороге отдыхал, лиса утащила все игрушки, а меня заточила в своём домике. Я не знаю, как исправить эту ситуацию, ведь скоро Новый год, а ёлка из – за меня до сих пор не украшена.

Воспитатель:

-Дети, Снеговик попал в беду, ему нужно помочь. Поможем? Но мы не знаем куда идти. Что же делать?

(ответы детей)

III. Организация познавательной деятельности.

Дидактическая игра «Чтение плана местности».

Воспитатель:

-Посмотрите, здесь есть план и написано «Правильно пойдёшь – игрушки найдёшь».

- Что на нем изображено? Давайте рассмотрим план.

В нём указано, как найти дорогу к домику лисы.

На плане нарисованы из геометрических фигур ель - из треугольников, сосна из овала, флажок – из прямоугольника, домик – треугольник и квадрат.

В соответствии с рисунком в группе расставлены предметы: ёлочка, сосна - плакат, флажок, домик.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунок – план, выясняет:

- Как вы думаете, что это за дерево? (ель)

- Какие геометрические фигуры использовал снеговик, чтобы нарисовать ель?

(треугольники)

- Сколько треугольников у  ели?

(три)

- Все ли треугольники одинаковые по размеру?

(нет).

-Какой по порядку самый большой треугольник, если вести счёт сверху вниз? (третий)

-Какой по порядку самый маленький треугольник? (первый)

-Какой по порядку средний треугольник? (второй)

-Следующее дерево – это сосна.

- Какую геометрическую  фигуру использовал снеговик , чтобы нарисовать сосну? (овал)

-На что похож следующий рисунок? (флажок)

- Какую  геометрическую  фигуру использовал снеговик , чтобы нарисовать флажок?

-Что нарисовано последним? (домик)

- Из каких фигур состоит домик? (квадрат и треугольник). 

- Как вы думаете, где лиса спрятала Снеговика и игрушки?

(в лесу)

- Лес далеко, как же нам до него добраться?

(ответы детей) 

Дидактическая игра «Починим «ковёр – самолёт».

Воспитатель:

-Ребята,  предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие на волшебном ковре - самолете.

Воспитатель  показывает «ковер-самолет».

Воспитатель:

 -Ой, ребята, его прогрызли мыши. Надо срочно починить «ковер-самолет».

- У меня на подносе лежат заплатки - геометрические фигуры.

Дети по очереди  накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.

Воспитатель:

-Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта коврика?

(формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга).

Воспитатель:

-Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт.

Воспитатель  и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета.

Звучит аудиозапись «Звук летающего ковра – самолёта».

Наш ковёр летит и  мчится,

Трудностей  мы не боимся.

В сказочный мир попадём,

И  игрушки  там найдём!

Звучит аудиозапись «Звуки зимы».

Воспитатель:

-Вот мы и оказались на зимней полянке. Как здесь холодно, но чтобы не замёрзнуть и отправиться по нашему маршруту спасения, давайте немного погреемся.

Физминутка.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Да, да, да.

Ножки тоже мы погреем,

Мы попрыгаем скорее,

Прыг, прыг, прыг.

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Так, так, так.

Игровая ситуация «Правильно пойдёшь – игрушки найдёшь».

Воспитатель:

-От какого предмета надо начать движение? (от ёлочки)

-В каком направлении двигаться? (на карте прямо, вверх, а на плоскости прямо, вперёд)

-До какого предмета нужно дойти? (до сосны).

-Сколько шагов надо сделать в этом направлении? (числовые карточки с разным количеством кругов прикреплены к плану)(5 шагов).

Дети идут в данном направлении. Воспитатель обращает внимание детей на ёлочные  шары (большие и маленькие) на искусственном снеге.

-Ребята, посмотрите, лиса растеряла некоторые игрушки.

Игровая ситуация «Потерянные шары»

Воспитатель предлагает мальчикам собрать большие шары, девочкам маленькие шары.

 -Одинаковые ли шары по величине?

-Положите на верхнюю ступеньку счётной лесенки все большие шары, а на нижнюю ступеньку маленькие шары.

-Поровну ли больших и маленьких шаров?

-Каких шаров больше?

-Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько больших (маленьких) шаров?

-Посчитайте шары.

Воспитатель считает вместе с детьми и делает обобщающий жест и уточняет у детей:

-Сколько больших шаров? (5)

-Сколько маленьких шаров?

Воспитатель уточняет:

-Надо каждый маленький шар положить точно под большим шаром. Больших шаров и 4 маленьких шара – сравните, что больше? (5 больших шаров больше, чем 4маленьких шара).

-4 маленьких шара и 5 больших шаров, сравните, что меньше? (4 маленьких шара меньше, чем 5 больших шаров).

-Как сделать так, чтобы и больших и маленьких шаров стало поровну? 

Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета. Вызванный ребенок уравнивает предметы одним из способов. 

Воспитатель:

- По сколько стало больших и маленьких шаров? Ребята, хотя шары и разной величины, но их всё равно поровну, потому что количество от величины не зависит.

Затем восстанавливает неравенство и просит другого ребенка установить равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование числа 5.   

Воспитатель:

-Ребята, возьмём шары с собой, и пойдём дальше искать Снеговика.

Воспитатель предлагает продолжить движение по заданному маршруту. Он уточняет направление и предмет, до которого надо дойти (до флажка)

- Как вы думаете, куда мы должны идти? (направо)

-До какого предмета нужно дойти? (до флажка). Ребята, но посмотрите - здесь у нас сугробы. Поэтому надо перепрыгнуть  через них (полусферы).

-Сколько прыжков надо сделать  в этом направлении? (числовые карточки с 4 кругами  прикреплена к плану(4 прыжка).

Звучит аудиозапись песенки «Песня Вити и Маши».

IV.  Самостоятельная деятельность детей.

Работа с раздаточным материалом. Игра «Разложи флажки по ширине».

Воспитатель:

-Ребята, лиса так спешила, что растеряла здесь новогодние флажки.

 -Давайте их тоже возьмём на ёлку. Но сначала надо их аккуратно и

правильно сложить.

Воспитатель предлагает всем детям подойти к своим столам, каждому ребёнку даёт по 3 флажка одного цвета, одинаковой длины, но разной ширины.

-Чем похожи флажки (цветом и длиной).

-Чем отличаются флажки? (шириной).

-Найдите самый широкий флажок.

-Как мы можем сравнить флажки между собой? (путём сравнения его с другими способом наложения и приложения)

Вызванный ребёнок работает на фланелеграфе  с воспитателем. Дети располагают флажки горизонтально. Среди оставшихся флажков дети находят опять самый широкий и помещают его рядом с первым. Дети заканчивают ряд самым узким флажком.

Вызванный ребёнок рассказывает о ширине флажков, используя слова

широкий, уже, самый узкий.

-Ребята, Все справились с этим заданием. Посмотрите, как у вас должно было получиться. Давайте сами себя проверим и оценим.

Воспитатель предлагает оценить себя с помощью значков, которые лежат  у детей на тарелочке (весёлый смайлик, полное ведро «У меня всё получилось – работал в полную силу», грустный смайлик, чуть – чуть наполненное ведро - «Мне нужна помощь. Работаю не в полную силу»).

-Ребята, помогите своему соседу, кому нужна помощь.

V. Организация продуктивной деятельности.

Воспитатель:

-Ну, а мы поспешим и продолжим наш путь.

Воспитатель предлагает продолжить движение по заданному маршруту. Он уточняет направление и предмет, до которого надо дойти (до домика)

- Как вы думаете, куда мы должны идти? (назад 3 шага и налево)

-До какого предмета нужно дойти? (до домика).

Дети делают 3 шага назад.

Воспитатель:

-Посмотрите – здесь тёплый ручей течёт. Поэтому надо пройти нам по мостику.

Дети идут по мостику (гимнастическая скамейка) друг за другом.

Воспитатель:

-Вот мы и на месте.

 

Выходит лиса (переодетая девочка).

Воспитатель:

-Здравствуй лисичка. Мы знаем, что ты спрятала Снеговика и игрушки. Мы предлагаем тебе вместе украсить ёлочку и повеселиться  на новогоднем празднике.

Лиса мнётся, потом соглашается.

-Хорошо. Только вот помогите мне собрать бусы, которые у меня рассыпались. Я их хочу одеть на праздник.

Воспитатель  предлагает детям разделиться на пары и занять соответствующий коврик на полу для выполнения задания. Для этого раздаёт образцы, которые соответствуют образцу на коврике.

Воспитатель:

-Прежде, чем мы будем делать бусы, давайте погреем наши пальчики.

 Скоро мы увидим нашего Снеговика, давайте напомним ему о себе.

Пальчиковая гимнастика.

Мы слепили снежный ком.                  Лепим двумя руками комок.

Шляпу сделали на нем.                      Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову.

Нос приделали и вмиг.                       Приставляем кулачки к носу.

Получился снеговик.                         Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.  

Звучит аудиозапись песни «Зимняя сказка» (минусовка). 

Игра с палочками Кюизенера «Бусы».

Воспитатель:

-Сейчас, мы будем делать из этих палочек бусы в той последовательности, как у вас на образце. Нужно будет продолжить ряд.  

-Проверьте, какого цвета «бусинки» в этой цепочке?

-Цепочка разорвалась и «бусы» рассыпались. Перемешайте все «бусинки». Как узнать, каких «бусинок» больше? Меньше?

-Что для этого надо сделать?

Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого цвета больше. После этого воспитатель предлагает детям собрать «бусы» в той же последовательности, как на образце.

-А теперь давайте проверим друг у друга правильно ли вы собрали бусы по образцу. Если ваши товарищи справились, положите весёлое солнышко, если нет – грустное.

Воспитатель предлагает парам поменяться местами на ковриках и проверить своих соседей. Дети показывают значки.

Воспитатель:

-Лисичка, посмотри, тебе нравятся бусы?

Лиса:

-Спасибо, ребята. Простите меня, пожалуйста. Я больше так не буду.

Тут выходит Снеговик  (взрослый)

Лиса даёт мешок с игрушками.

VI. Итог непосредственно организованной образовательной деятельности.

Снеговик:

-Ребята, простим лисичку?

-Какие вы молодцы.

-Тяжело было найти дорогу ко мне?

-Какие трудности вам встретились по пути?

-Что было труднее всего делать?

VII. Рефлексия. Сюрпризный момент.

- Ну, если вам не было тяжело выполнять задания, я вам дарю новогодние звёздочки (светящиеся звёзды на палочках) Кому понравилось сегодняшнее новогоднее приключение, зажгите звезду. А кто затруднялся в выполнении некоторых заданий, можете звезду не зажигать.

Воспитатель:

-Ну, а теперь скорее летим все к ёлочке, чтобы успеть её украсить для зверей к Новому году. Все на борт нашего ковра – самолёта.

Звучит аудиозапись песенки «Пусть дорога нелегка, знаем без подсказки, что добро сильнее зла наяву и в сказке».

Дети, Лиса, Снеговик, воспитатель  садятся на ковёр – самолёт и летят к ёлочке.

После НОД дети продолжают играть в сюжетно – ролевую игру «Украшаем ёлочку для зверей».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. – М.: Просвещение,1985.

2.Новикова В.П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3 -7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. – 88 с. : цв. вкл.

3.Педагогический опыт: сб. метод., разработок вып. 39: Находками делюсь с коллегами: /Саратовское областное отделение общественной организации «Педагогическое общество России». – Саратов: Саратовское обл. отделение общественной организации  «Педагогическое общество России».- 2014 – 200с.

Помораева И.А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 64с.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-

маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКААСИНТЕЗ, 2014. —  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект, событие): «В гости к кукле Кате»

Возрастная группа: Первая группа раннего возрастаФорма НОД: познание +физическая культураФорма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) - подгрупповаяУчебно-методический комплект:...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по теме: «Скворец»

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема: «Скворец»Возрастная группа: дети 5-7 летФорма НОД: интегрированное  (развитие речи и р...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по экологическому образованию на тему "Путешествие капельки"

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по экологическому образованию на тему "Путешествие капельки"...

Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме "Вот она - какая, вода!"

Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме "Вот она - какая, вода!"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Пасхальные яйца Курочки Рябы»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема: «Пасхальные яйца Курочки Рябы»Данный конспект направлен на освоение детьми нетрадицио...