Программа кружка "Занимательная математика"
календарно-тематическое планирование по математике (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_matematika.doc | 337 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение:
В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом.
И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Наши дети, имеющие речевые нарушения, часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, оречевлении своих действий, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, у нас возникла идея создания кружка «Занимательной математики». Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.
Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование рабочих тетрадей, альбомов Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. И дети и родители с удовольствием принимают участие в математических праздниках, викторинах и конкурсах, оформляют газеты, книги-раскладушки на математические темы.
Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Работа кружка «Занимательной математики» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Цель кружка «Занимательная математика»: Закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности, качественная подготовка детей к школе.
Задачи:
- Развитие логического мышления и творческих способностей.
- Развитие математических способностей и склонностей.
- Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.
- Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
- Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
- Овладение навыками речевого общения, упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Расширение и активизация словаря.
В организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделяется развитию логического мышления. Работа распределяется по разделам:
- Количество и счет,
- Ознакомление с геометрическими фигурами,
- Определение величины.
- Ориентировка во времени и в пространстве.
- Решение логических задач.
Таким образом, можно утверждать, что использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Динамика обучения показывает, что проведение непосредственно образовательной деятельности по математике с использованием современных подходов, дает положительный результат в развитии математических способностей детей.
Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых
Раздел | Задачи | Игры |
Количество и счет | Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, совершенствование навыков счета, счет предметов слева направо, согласование числительных с сущ. в роде, числе. Знакомство с математическими знаками +,-,=, <,>,и их написание. Знакомятся с составом числа из 2-х меньших. Учить соотносить числа от0 до9 с количеством предметов. Учить решать арифметические задачи развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Совершенствование навыков счета, формирование устойчивого интереса к математическим знаниям, развитие внимания, памяти. | «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей», «Назови меньше на 1, больше на 1», «Вверх, вниз по числовой лестнице», «Составь и реши задачу» |
Геометрические фигуры | Закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике. Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений животных из геометрических фигур. | «Назови предметы данной формы», «Что общего и чем отличаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру и форме», «Найди лишнюю фигуру», «Конструктор», «Почини одеяло», «Танграм», «Пифагор». |
Определение величины | Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, обозначают величину следующими словами: высокий- низкий, длинный- короткий и т.д. Продолжать учить понимать зависимость величины предметов от пространственного расположения. | «Подбери шарф для куклы», «Подбери мебель для 3-х медведей», « Что выше?», «Построим забор». |
Ориентировка во времени | Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели. | «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Режим дня», «Когда это бывает?», «Что перепутал художник?» |
Решение логических задач | Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) | Кубики Никитина, Блоки Дьенеша, Палочки Кьюизене, «Волшебный квадрат», «Соты», «Волшебный круг», Кроссворды и задачи в стихах |
Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика»
Сроки проведения | Содержание работы (тема) | Задачи | Дидактические игры |
октябрь | Количество и счет: | Числа и цифры от 1 до 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки + и -. | «Разложи правильно», «Куда вставить карточку?» «Найди свою пару», «Сосчитай и построй», «Игры с мячом», «Сделай поровну», «У кого столько же?» «Пересчитай предметы», «Лепка цифр и геометрических фигур» из пластилина. |
Величина. | Большой, маленький, поменьше. | «Разноцветные листья», «Узнай грибок», «Катя и Катенька», «Кому - что?» | |
Ориентировка во времени. | Знакомство с названием осенних месяцев. | «Кто работает рано утром?», «Путешествие ночью», «Было - будет», | |
Ориентировка в пространстве. | Ориентировка на листе бумаги. | «Кто идет в гости к Белоснежке?», «Кому звонит Айболит?», «Помоги Ивану - царевичу найти волшебный сундук», «Веселый бельчонок», «Волшебная яблоня», | |
Геометрические фигуры | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. | «Магазин без продавца», «Покажи фигуру», «Найди предмет такой же формы», «Достань названный предмет», «Угадай, что спрятали», «Конструктор», «Разноцветные подносы», «Вот какие овощи», | |
ноябрь | Количество и счет | Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. | «Сколько?» «Рассеянный художник», «Сколько?», «Зайчата- плутишки», «Назови и напиши цифру», «Напиши правильно знаки», «Смотри, слушай, делай». |
Величина | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | «Какой?», «Фрукты большие и маленькие», «Деление на команды», «Кто быстрее?» | |
Ориентировка в пространстве. | Понятия:: лево -право, впереди, сзади. | «Лабиринт», «Помоги мышке добраться к сыру», «Сравни комнаты по плану», «Как Красной шапочке пройти к бабушке?», «Найди карточки с одинаковым расположением предметов», «Что где находится?» «Найди и исправь ошибки», «Слуховой диктант». | |
Ориентировка во времени. | Повторение названий осенних месяцев. Части суток. | «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», «Какой сегодня день?» | |
Геометрические фигуры | Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. | «Какие фигуры видишь?» «Заполни пустые квартиры», «Кто лишний и почему?», «Каких фигур недостает?», «Найди место», «Собери бусы». | |
Декабрь | Количество и счет | Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>. | «Мальчики», «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Разложи лекарства», «Наведи порядок» |
Величина | Часть и целое. | «Снеговики», «Подбери куклам одежду для прогулки», «Как зовут мальчиков?» | |
Ориентировка во времени и в пространстве | Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели. | «Назови дни недели», «Назови скорее», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Найди игрушку», «Найди похожую», «Нарисуй картинку», «Покажи где?», | |
Геометрические фигуры | Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. | «Разложи по коробкам», «Строители», «Продавцы», | |
Январь | Количество и счет | Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших .Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки<,>. | «Исправь ошибку», Убираем цифры», «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру», «Сосчитайте по порядку», «Кто внимательный?» «Наведи порядок», |
Ориентировка во времени и в пространстве | Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. | «Клумба», «Покупки», «Новоселье», | |
Величина. | Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. | «Мишка и мишутка», «Башни для мишек», «Забор», «Разные дома», | |
Геометрические фигуры. | Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | «Сколько треугольников?», «Танграм», «Волшебный круг», «Платье для Наташки», «Кто где живет?» | |
Февраль | Количество и счет | Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших. | «Что изменилось?», «Которой игрушки не стало?», «Считай, не ошибись», «Садовник», «Письмо». |
Геометрические фигуры | Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур .Трапеция. Повторение названий геометрических фигур. | «Соты», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенша». «Игры с разноцветными прищепками» | |
Ориентировка во времени и пространстве. | Дни недели. Месяцы зимы. Части суток. | «Расскажи про свой узор», «Путешествие по комнате», «Двенадцать месяцев», | |
Величина. | Высокий - низкий. Часть и целое. | «Лото», «Где, чей дом?» | |
март | Количество и счет. | Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. | «Заполни пустые клетки», «Вычислительная машина», «Игры с разноцветными прищепками» |
Величина | Сравнение предметов по всем показаниям величины. | «Сравни пояса», «Подбери обувь», «Дорога». | |
Геометрические фигуры | Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур | «Гусеница», «Найди такую же», «Я найду, а ты продолжи», «Гном строит дом», «Платья для кукол», | |
Ориентировка во времени и в пространстве. | Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года. | «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя стройся!», «День и ночь- сутки прочь», «Подбери картинки», | |
апрель | Количество и счет | Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. | «Примеров много- ответ один», «Сколько?» «Игры с разноцветными прищепками» |
Геометрические фигуры | Четырехугольники, шестиугольники. Повторение круг, овал, треугольник. | «Мастерская», «Укрась коврик», «Что на что похоже?», «Посмотри и назови». | |
Ориентировка во времени и в пространстве | Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | «Комната для кукол», «Бабочки», «Запомни и выложи», «Времена года», «Игры с разноцветными прищепками» | |
май
| Количество и счет. | Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. | «Напиши цифру», «Составь задачу и запиши», «Помоги другу», «Соберемся в школу», |
Геометрические фигуры | Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. | «Сравни грузы», «Разбитая ваза», «Составь картинку из фигур», «На какую фигуру похож предмет?», «Нарисуй правильно», | |
Ориентировка в пространстве и во времени. | Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. | «Поездка на трамвае», «Соседи медвежонка», «Назови скорее», «Нарисуй правильно», «Слушай и рисуй». |
Приложение 1
Диагностические материалы
№ | исследуемая функция | автор методики | источник (выходные данные) |
1. | Внимание. | - Таблицы Шульте; - «Корректурная проба»; - Тест «Цифровая таблица». - «Нахождение недостающих деталей» | С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»; Т.Г. Богданова «Диагностика познавательной сферы ребенка». М.Н.Ильина «Тесты для детей» |
2. | Память. | - «Запомни картинки»; - «10 слов»; - «Пиктограмма» (методика А.Р.Лурия). | С.Д. Забрамная «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». |
3. | Мышление. | - «Четвертый лишний»; - «Поиск закономерностей»; - «Простые аналогии», «Сложные аналогии»; - «Последовательные картинки» (тест Векслера); - «Классификация»; - «Понимание пословиц, поговорок»; - «Схематизация» (методика Венгера). | С.Д. Забрамная Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». |
4. | Восприятие. | - «Разрезные картинки»; - Методика «Эталоны» (Л.А. Венгер); - «Узнавание наложенных друг на друга изображений» (фигуры Поппельрейтора); - «Заполнение отсутствующих деталей»; - «Коробка форм». | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей»; С.Д. Забрамная Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» |
5. | Креативность (творческое воображение). | - «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. - Тест «Назови картинку». | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей». |
6. | Геометрические фигуры | - «Графический диктант»; - «Лабиринт». | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей». «Диагностика развития и воспитанности дошкольников» М.В. Корепанова (Образовательная система «Школа -2100») БАЛАСС Москва 2005г. |
7. | Обследование словаря. Диагностика логопедическая | С.Г.Шевченко | Альбом для логопеда/О.Б.Иншакова.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). |
8. | Самостоятельная речь. Диагностика логопедическая | Альбом для логопеда/О.Б.Иншакова.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). | |
9. | Математические способности | Е.В. Колесникова | «Математические ступеньки. Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова |
Приложение 2
Дидактические игры по формированию математических представлений
№ | Игры | Содержание |
1. | Игры с цифрами и числами («Количество и счет») | «Считай не ошибись!» Цель: Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете. Оборудование: Мяч. Ход: Перед началом игры детям сообщается в каком порядке они будут считать (в прямом или обратном). Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большому количеству детей принять в ней участие. «Кто быстрее» Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд, находить предыдущее и последующее число. Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание. Оборудование: Карточки с цифрами. Ход: Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором рубашкой кверху лежат карточки с цифрами. В зависимости от количества детей в командах числа на карточках могут быть такими: 1,3,5,7- у одной команды и 2,4,6,8 - у другой команды (либо 1,2,3,5,6,7 и т.п.). По сигналу воспитателя дети каждой команды должны построиться по порядку. Команды могут располагаться напротив друг друга. Каждой команде задается вопрос: -Каких чисел не хватает в другой команде? -Почему вы считаете, что не хватает, например числа 4? (Потому что за числом 3, идет 4, либо потому что между числами 3 и 5 должно стоять число 4, либо перед числом 5 должно стоять число 4). «Разложи лекарства» Цель: Закрепить порядковый и количественный счет до (например 8), закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи. Оборудование: Фигуры разной формы, цвета и размера. Ход: Дети садятся за столы, на которых для каждого имеются геометрические фигуры, лежащие вперемешку. Воспитатель рассказывает, что девочка, которая любит играть в больницу, поручила детям выдать больным куклам таблетки. Воспитатель, показывает детям карточку с цифрой 4, говорит: -Возьмите вот столько не желтых таблеток. Дети выбирают 4 фигуры желтого цвета, но разной формы. Воспитатель показывает карточку с цифрой 7, говорит: -Возьмите столько же не квадратных таблеток. Дети выбирают 7 фигур разного цвета и разной формы. Воспитателем могут задаваться вопросы следующего содержания: -Сколько всего кукол- пациентов находиться в больнице, если каждой кукле доктор прописал по 1 таблетке? (показывает цифру 8) -Сколько таблеток треугольной формы надо для 3 больных кукол? |
2. | Игры путешествие во времени («Ориентировка во времени») | «Живая неделя» Цель: Закрепление названий дней недели и их последовательности. Оборудование: Кружки разного цвета (цвета радуги). Ход: Для игры к доске вызываются 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. «Было-будет» Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени. Ход: Дети слушают стихотворение и определяют, о чем в нем говорится словами было или будет. 1.Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой… (было) 2.Уронили мишку на пол,- Оторвали мишке лапу….(было) 3.На улице две курицы С петухом дерутся, Две маленькие девочки Смотрят и смеются….(есть) Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет. Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы (было). Завтра у нас будет елка. И т.д. |
3. | Игры на ориентирование в пространстве | «Продавцы» Цель: Закрепить знания о свойствах предметов. Закрепить знания о направлениях «право», «лево». Оборудование: Геометрические фигуры разного цвета и размера. На доске нарисованы полки магазина. Ход: На столах детей наборы геометрических фигур. «В магазин завезли товар и продавцам нужно расставить его на полках так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар. -На полку справа поставьте желтые предметы, на полку слева-красные. -Назовите все, что поставили на полку справа (слева). -На верхнюю полку поставьте большой квадрат, слева от него большой круг, справа - большой треугольник. Детям даются разные задания расстановки фигур используя слова «право», «лево». «Соседи» Цель: Закрепить пространственные представления. Оборудование: Рисунок 3-х этажного дома, по 3 окна на каждом этаже. Изображения 9 сказочных героев на магнитах. Ход: Крокодил Гена и Чебурашка построили дом для друзей, помогите им найти свои квартиры. -Незнайка живет в квартире, которая находится на 2 этаже в центре. Дети находят окно и прикладывают изображение Незнайки к окну. -Красная шапочка живет в квартире над квартирой Незнайки. -Винни Пух - в квартире под квартирой Незнайки. -Пятачок - слева от Винни Пуха. И т.д. Пока не заполнятся все квартиры. «Сделай коврик цветным» Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (на листе). Оборудование: Прямоугольный лист бумаги, на котором нарисованы контуры геометрических фигур в углах и в центре. Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами будем раскрашивать коврик. Фигуру, которая нарисована в правом верхнем углу раскрасить красным цветом; фигуру, в левом нижнем углу раскрасить желтым цветом; фигуру, в правом нижнем углу раскрасить синим цветом; фигуру, в центре - зеленым; фигуру, в левом верхнем углу - оранжевым цветом. 2 вариант - рисование фигур на чистом листе по заданию воспитателя. «Найди игрушку» Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве по заданию. Оборудование: Письмо от Карлсона с инструкциями, игрушки. Ход: Воспитатель: Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетел Карлсон и принес подарок. Но он любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти. Далее воспитатель читает инструкции из письма. «Надо встать перед столом, пройти 3 шага вправо и т.д.» Дети выполняют задание и находят игрушку. Игра может усложняться тем, что в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. |
4. | Игры с геометричес-кими фигурами | «Геометрическая мозаика» Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения. Оборудование: Наборы фигур. Ход: Дети делятся на команды в соответствии с уровнем умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например: -Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу) -Работа по условию (собрать фигуру человека) -Работа по собственному замыслу. Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. «Разложи по коробкам» Цель: Повторить формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки. Оборудование: Коробочки с нарисованными на них геометрическими фигурами. Карточки с нарисованными предметами. Ход: Детям раздаются карточки с нарисованными предметами. Дети определяют форму предмета и кладут карточку в коробку с подходящей фигурой. |
5. | Величина | «Сок на завтрак» Цель: Закрепить сравнение предметов по высоте, закреплять умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила. Оборудование: Столбики разной высоты и цвета ( стаканы сока). 2 одинаковых круга (подносы) Ход: В детском саду готовят завтрак, наливают сок в стаканы. Например: красный - морковный, желтый - апельсиновый, зеленый- яблочный, синий- сливовый. Воспитатель просит поставить стаканы на 2 подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком. -Как вы будете это делать? Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм: -Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан - на другой поднос. -Чем отличаются стаканы? (Цветом и высотой) -Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (Стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота) -Как будем сравнивать стаканы по высоте? (поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край, если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте). |
Литература:
- Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
- Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007
- Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с Общим недоразвитием речи» СПб, «Детство-пресс» 2003
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993
- Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
- Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина «И учеба, и игра: математика», Ярославль, 1997.
- Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.
- Л.Н. Зырянова, Т.В. Лужбина «Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях» Ростов-на-Дону «Феникс»2012
- Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике в средней группе Детский сад 2100
рабочая программа...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра Для...
авторизированная программа "Веселая математика"
Авторизированная программа "Веселая математика" для детей старшего возраста....
Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»....
Рабочая программа по математике. Адаптация детей к школе. (М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части.)
Математика (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)(М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» 2, 3 части)Программа составлена на основе Комплексной программы развити...
Рабочая программа по Математике. Образовательная область «Познавательное развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"- (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Математика»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...