Авторская программа «Математика вокруг нас» с детьми 4-5 и 5-7 лет
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у детей умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matematematika_vokrug_nas.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждено»
Заведующим МАДОУ ЦРР д/с №56
И.Е. Мартьянова
« 05 » сентября 2015г.
Авторская программа
«Математика вокруг нас»
с детьми 4-5 и 5-7 лет
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
центра развития ребенка
детского сада комбинированного вида № 56
г.о. Самара
на 2015 -2016 учебный год
Составитель:
Воспитатель Е.А.Негатина
Пояснительная записка
Программа разработана на основе основной общеобразовательной программы ДОУ .
Актуальность программы образовательного кружка «Математика вокруг нас» определена тем, что дошкольникам нужно получать положительную мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет детям ознакомиться с этой наукой, со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки дошкольной программы, расширить целостное представление о данной науке.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у детей умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям дошкольников и предоставляет им возможность познавать материал, развивая учебную мотивацию.
Содержание деятельности программы представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Данная программа содействует развитию у детей математического образа мышления: развитию речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах.
Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д.
Педагогическое руководство состоит в создании условий реализации программы, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
В данную программу включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном этапе формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
- Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Отличительными особенностями являются:
- Виды организации деятельности детей , направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают
уровневую оценку в достижении планируемых результатов .
- Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
- В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель программы | Задачи программы |
Развитие математического образа мышления. |
|
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 4-5 и 5-7 летнего возраста.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие дошкольники с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
Принципы программы | Обоснованность выбора |
Актуальность |
|
Научность |
|
Системность |
|
Практическая направленность |
|
Обеспечение мотивации |
|
Реалистичность |
|
Курс ориентационный |
|
Организация образовательного процесса
- Программа рассчитана на 8 месяцев.
- Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
- Количество занятий 63 в год.
Формы реализации образовательного процесса :
Формы организации |
|
Виды деятельности |
(воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
(работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
(разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); |
Методические приёмы |
сложности;
математической стенгазеты);
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
формируемые качества | пояснение |
Личностный результат | Ребёнок сможет определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
|
Метапредметными результатами изучения материала по программе являются формирование универсальных учебных действий (УУД). | В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
|
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений. | - ребёнок сможет описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. |
Мониторинг
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и
др.
Мониторинг поводится 2 раза в год ( в начале и в конце учебного года)
Формы подведения итогов реализации программы |
|
Учебный план
образовательного кружка «Математика вокруг нас»
на 2015-2016 учебный год
месяц | содержание | Количество в неделю | Количество в месяц | Количество в год |
Октябрь | Числа и операции над ними | 1 | 4 | |
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления | 1 | 4 | ||
Ноябрь | Числа и операции над ними | 1 | 4 | |
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления | 1 | 4 | ||
Декабрь | Числа и операции над ними | 1 | 4 | |
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления | 1 | 4 |
месяц | содержание | Количество в неделю | Количество в месяц | Количество в год |
Январь | Числа и операции над ними | 1 | 3 | |
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления | 1 | 4 | ||
Февраль | Числа и операции над ними | 1 | 4 | |
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления | 1 | 4 | ||
Март | Числа и операции над ними | 1 | 4 | |
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления | 1 | 4 | ||
Апрель | Числа и операции над ними | 1 | 4 | |
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления | 1 | 4 |
месяц | содержание | Количество в неделю | Количество в месяц | Количество в год |
Май | Числа и операции над ними | 1 | 4 | |
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления | 1 | 4 | ||
ИТОГО: | 63 |
Перспективное планирование
программы « Математика вокруг нас»
содержание;
- Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
- Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
- Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение от ношений равенства и неравенства.
- Установление равночисленности двух совокупностей (групп)
- предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше
на ... -меньше на ...).
- Формирование общих представлений о сложении как
объединении групп предметов в одно целое.
Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов
из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
- Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
- Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
- Составление закономерностей.
- Поиск нарушения закономерности.
- Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Перспективное планирование
Числа и операции над ними | Пространственно-временные представления | Геометрические фигуры и величины | ||
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Называние, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ..) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. | Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня. - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана. | Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, лома ной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и не замкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с не которыми общепринятыми единицами измерения различных величин. | ||
Тематический план
(первый год обучения)
для детей 4-5 лет
№ занятия | тема |
1-3 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству |
4-5 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства |
6-9 | Отношение: часть –целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале) |
10-13 | Пространственные отношения: на, над, под. |
14 | Пространственные отношения: справа, слева |
15-19 | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). |
20-22 | Пространственные отношения: между, посередине. |
23-26 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много |
27-29 | Число 1 и цифра 1. |
30-33 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. |
34 | Число 2 и цифра 2. Пара |
35-37 | Представление о точке и линии. |
38-40 | Представление об отрезке и луче. |
41-42 | Число 3 и цифра 3. |
43-45 | Представление о замкнутой и незамкнутой линиях. |
46-48 | Представления о ломаной линии и многоугольнике |
49 | Число 4 и цифра 4. |
50-52 | Представление об углах и видах углов. |
53-56 | Представление о числовом отрезке. |
57-59 | Число 5 и цифра 5. |
60 | Пространственные отношения: впереди, сзади. |
61 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше |
62 | Временные отношения: раньше, позже. |
63 | Упражнения по выбору детей. |
Тематический план
(второй год обучения)
для детей 5-7 лет
№ занятия | тема |
1-3 | Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения. |
4-7 | Число 6 и цифра 6. |
8-11 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки |
12-14 | Число 7 и цифра 7. |
15-17 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки |
18-21 | Число 8 и цифра 8. |
22-25 | Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. |
26-30 | Число 9 и цифра 9. |
31-35 | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка). |
36-40 | Число 0 и цифра 0. |
41-45 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. |
46-51 | Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. |
52-56 | Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание |
57-60 | Работа с таблицами. |
61-63 | Упражнения по выбору детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Математика 1 младшая группа
Рабочая программа по математике 1 младшая группа, Образовательная область "Познание"...
Рабочая программа"математика, конструирование, физкультура (интеграция)
Рабочая программа с интеграцией образовательных областей: математика, конструирование, физкультура. Разработана в соответствии с ФГТ....
авторская программа "Природа вокруг нас"
Программа разработана для дополнительного образования детей 6-7 лет. В программе « Природа вокруг нас» изложены цели и задачи, содержание, приложения. Программа « Природа вокруг нас» адресов...
Программа "Математика вокруг нас" 4-5 лет
Развитие математических способностей, это довольно сложное, комплексное понятие. Состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о величине, которые формируют у ребенка «научные» ...
Рабочая программа (математика)
Программа разработана в соответствии с ООП МБДОУ детский сад «Теремок» с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И...
Авторская программа "Мир вокруг"
Программа составлена для детей старшей группы на ознакомление с окружающим миром...
Дополнительная общеобразовательная программа "Математика вокруг нас"
Дополнительная общеобразовательная программа "Математика вокруг нас"...