Авторская программа «Математика вокруг нас» с детьми 4-5 и 5-7 лет
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Негатина Екатерина Анатольевна

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у детей  умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_matematematika_vokrug_nas.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     «Утверждено»

                                                                                         Заведующим МАДОУ ЦРР  д/с №56

                                                                                                   И.Е. Мартьянова

                                                                                                   « 05 » сентября 2015г.

Авторская программа

 «Математика вокруг нас»

с детьми  4-5  и   5-7 лет

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

центра развития ребенка

детского сада комбинированного вида № 56

г.о. Самара

на  2015 -2016 учебный год

                                                             Составитель:

                                                                    Воспитатель Е.А.Негатина

                              Пояснительная   записка

         Программа  разработана  на  основе  основной общеобразовательной  программы ДОУ .

Актуальность  программы образовательного  кружка  «Математика вокруг нас» определена тем, что  дошкольникам  нужно получать  положительную  мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет  детям ознакомиться с этой наукой, со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки дошкольной программы, расширить целостное представление о данной науке.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у детей  умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям дошкольников и предоставляет им возможность познавать материал, развивая  учебную мотивацию.  

Содержание  деятельности  программы представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Данная программа содействует развитию у детей математического образа  мышления: развитию  речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.  

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. 

 Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

  В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только  знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.  Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

 Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах.

Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д.

Педагогическое руководство состоит в создании условий реализации программы, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.

 В данную программу включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном этапе формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

  • Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования.

  • Практическая значимость   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

   

  Отличительными особенностями являются:

  •   Виды организации деятельности  детей , направлены   на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

  •  В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 

          Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают                    

          уровневую оценку в достижении планируемых результатов .

  • Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

  • В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные   Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель  программы

Задачи  программы

Развитие  математического  образа   мышления.

  • расширять кругозор  детей в разных  областях  элементарной  математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
    содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильному  применению  математической терминологии;  

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

     Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 4-5  и 5-7 летнего возраста.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании  групп  играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие дошкольники с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Принципы  программы

Обоснованность  выбора

Актуальность

  • Создание  условий для  повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать  интеллектуальные  возможности  учащихся

Научность

  • Математика  –  учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения

Системность

  • Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность

  • Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

  • Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике

Реалистичность

  • С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 96 занятия

Курс ориентационный

  • Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Организация образовательного процесса

  • Программа рассчитана  на 8  месяцев.
  • Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
  • Количество  занятий       63 в год.

Формы  реализации  образовательного  процесса :

Формы организации

  • практико-ориентированные НОД;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы;
  • семейные гостиные.

 

Виды деятельности

  • индивидуальная

(воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная

(работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая

(разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

Методические  приёмы

  • эвристическая беседа;
  • интеллектуальная игра;
  • викторина;
  • интегрированные занятия;
  • практикум по решению задач  повышенной  

сложности;

  • творческая работа ( участие детей в выпуске

математической стенгазеты);

  • самостоятельная работа;
  • турниры;
  • решение занимательных задач;

                                  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

формируемые

качества

пояснение

Личностный результат

Ребёнок сможет определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения материала по программе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

  1. решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
  2. устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
  3. строить логическую цепь рассуждений;
  4. выдвигать гипотезы;
  5. составлять задачи-шутки, магические квадраты;
  6. читать графическую информацию;
  7. находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
  8. анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
  9. различать существенные и несущественные признаки.
  10. отличать кривые и плоские поверхности;
  11. доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  1. уважение к товарищам и их мнению;
  2. понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
  3. умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  1. постановке учебных задач занятия;
  2. оценке своих достижений;
  3. действовать по плану.

Предметными результатами 

 изучения курса  

 является формирование следующих умений.

- ребёнок сможет описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

                                       Мониторинг

                Проверка  результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и  

          др.

Мониторинг  поводится 2 раза в год ( в начале и в конце  учебного года)

   

Формы подведения итогов реализации программы

  • - тестирование;
  • - практические работы;
  • -творческие  работы ;
  • - контрольные задания;
  • - соревнования;
  • - рефлексия.


                                    Учебный   план

           образовательного кружка  «Математика вокруг нас»

                         на  2015-2016  учебный  год

месяц

содержание

Количество  в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Октябрь

Числа и операции

над ними

1

4

Геометрические фигуры и величины

Пространственно-временные представления

1

4

Ноябрь

Числа и операции

над ними

1

4

Геометрические фигуры и величины

Пространственно-временные представления

1

4

Декабрь

Числа и операции

над ними

1

4

Геометрические фигуры и величины

Пространственно-временные представления

1

4

месяц

содержание

Количество  в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Январь

Числа и операции

над ними

1

3

Геометрические фигуры и величины

Пространственно-временные представления

1

4

Февраль

Числа и операции

над ними

1

4

Геометрические фигуры и величины

Пространственно-временные представления

1

4

Март

Числа и операции

над ними

1

4

Геометрические фигуры и величины

Пространственно-временные представления

1

4

Апрель

Числа и операции

над ними

1

4

Геометрические фигуры и величины

Пространственно-временные представления

1

4

месяц

содержание

Количество  в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Май

Числа и операции

над ними

1

4

Геометрические фигуры и величины

Пространственно-временные представления

1

4

ИТОГО:

63

     

                            Перспективное   планирование    

         программы   « Математика вокруг нас»

                                 

                                     содержание;

  • Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
  • Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
  • Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение от ношений равенства и неравенства.
  • Установление равночисленности двух совокупностей (групп)    
  • предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше

на ... -меньше на ...).

  • Формирование общих представлений о сложении как  

объединении групп предметов в одно целое.

Формирование  общих представлений о вычитании как удалении части предметов  

из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

  • Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
  • Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
  • Составление закономерностей.
  • Поиск нарушения закономерности.
  • Работа с таблицами. Знакомство с символами.

 

                         Перспективное   планирование    

         

Числа и операции над ними

Пространственно-временные представления

Геометрические фигуры и величины

    Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический  счет.

    Образование следующего числа путем прибавления единицы.

Называние, последовательность  и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой.

Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ..)  на наглядной основе.

   Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10   (с использованием наглядной опоры).

   Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

    Число 0 и его свойства.

    Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

  Примеры отношений:

на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня. - завтра - послезавтра, вдоль, через и др.

   Установление  последовательности событий.    

   Последовательность дней в неделе.    

   Последовательность месяцев в году.

   Ориентировка на листе бумаги в клетку.  

   Ориентировка в пространстве с помощью плана.

    Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.  

    Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

    Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

     Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, лома ной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и не замкнутых линиях.

      Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости  выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с не которыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

                                  Тематический  план  

                                (первый  год  обучения)

                                        для   детей     4-5  лет

занятия

тема

1-3

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству

4-5

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства

6-9

Отношение: часть –целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

10-13

Пространственные отношения: на, над, под.

14

Пространственные отношения: справа, слева

15-19

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).

20-22

Пространственные отношения: между, посередине.

23-26

Взаимосвязь между целым   и частью. Представление: один – много

27-29

Число 1 и цифра 1.

30-33

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

34

Число 2 и цифра 2. Пара

35-37

Представление о точке и линии.

38-40

Представление об отрезке и луче.

41-42

Число 3 и цифра 3.

43-45

Представление о замкнутой   и незамкнутой  линиях.

46-48

Представления о ломаной   линии и многоугольнике

49

Число 4 и цифра 4.

50-52

Представление об углах и видах углов.

53-56

Представление о числовом отрезке.

57-59

Число 5 и цифра 5.

60

Пространственные отношения: впереди, сзади.

61

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше

62

Временные отношения: раньше, позже.

63

Упражнения по выбору детей.

 

                       

                             Тематический  план  

                             (второй  год  обучения)

                                    для   детей     5-7 лет

занятия

тема

1-3

Выявление   математических   представлений   детей. Работа с программным материалом  1-го года обучения.

4-7

Число 6 и цифра 6.

8-11

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки

12-14

Число 7 и цифра 7.

15-17

Пространственные   отношения:   тяжелее,   легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки

18-21

Число 8 и цифра 8.

22-25

Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

26-30

Число 9 и цифра 9.

31-35

Представления о площади.  Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины   мерки   (большая   клетка   -   маленькая клетка).

36-40

Число 0 и цифра 0.

41-45

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

46-51

Знакомство   с  пространственными   фигурами   - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

52-56

Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание

57-60

Работа с таблицами.

61-63

Упражнения по выбору детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Математика 1 младшая группа

Рабочая программа по математике 1 младшая группа, Образовательная область "Познание"...

Рабочая программа"математика, конструирование, физкультура (интеграция)

Рабочая программа с интеграцией образовательных областей: математика, конструирование, физкультура. Разработана в соответствии с ФГТ....

авторская программа "Природа вокруг нас"

Программа разработана для дополнительного образования детей 6-7 лет. В программе « Природа вокруг нас» изложены цели и задачи, содержание, приложения. Программа « Природа вокруг нас» адресов...

Программа "Математика вокруг нас" 4-5 лет

Развитие математических способностей, это довольно сложное, комплексное понятие. Состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о величине, которые формируют у ребенка «научные» ...

Рабочая программа (математика)

Программа разработана в соответствии с ООП МБДОУ детский сад «Теремок» с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И...

Авторская программа "Мир вокруг"

Программа составлена для детей старшей группы на ознакомление с окружающим миром...

Дополнительная общеобразовательная программа "Математика вокруг нас"

Дополнительная общеобразовательная программа "Математика вокруг нас"...