авторская программа "Природа вокруг нас"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

САБУРОВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА

Программа разработана для дополнительного образования детей 6-7 лет.

 

В программе « Природа вокруг нас» изложены цели и задачи, содержание, приложения.

 

Программа « Природа вокруг нас» адресована широкому кругу читателей: педагогам, родителям, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Экологическое воспитание дошкольников – это познание элементарных взаимосвязей живой и неживой природы и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с окружающим миром.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_vokrug_nas.docx122.7 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА

« Природа вокруг нас »


для детей подготовительной группы

на 2013 – 2014 учебный год

Составитель:

Сабурова Ирина Алексеевна- воспитатель


 

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 6-7 лет.

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Природа – это уникальная книга.

Ее тираж – один экземпляр!

Только один! И поэтому, читая ее,

Нужно беречь каждую страницу!

Программа разработана для дополнительного образования детей 6-7 лет.

В программе « Природа вокруг нас» изложены цели и задачи, содержание, приложения.

Программа « Природа вокруг нас» адресована широкому кругу читателей: педагогам, родителям, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание дошкольников – это познание элементарных взаимосвязей живой и неживой природы и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с окружающим миром.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

 Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.

     С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.

     В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому,  реализация программы «Природа вокруг нас» позволит повысить уровень экологического развития у дошкольников.

                                                                                            Актуальность программы

Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя в детском саду изучению окружающего мира отводится довольно немало времени.

Таким образом, идея создания программы экологического воспитания возникла не случайно. Я надеюсь, что данная программа поможет сформировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему максимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.

Если создать определенную развивающую среду, приобрести необходимое оборудование, подобрать необходимую методическую литературу, проявить творчество, изменить свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение – мы воспитаем новое поколение с новым экологическим мышлением.

   Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными  особенностями детей, учитывает психологические особенности детей , позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи.

Новизна.

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Природа – наш дом и мы должны научиться жить в нём, не разрушая, не уничтожая.                                                                                                                                                                                                                 Поэтому главной целью предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам.

Все занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности  ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.


                       Используемые основные формы и методы работы

  • Экскурсии – одно из основных средств развития эмоционального и нравственного отношения к природе; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности, например «Экскурсия к водоёму».
  • Наблюдение- за сезонными явлениями и изменениями в природе; животными, птицами; насекомыми;  растительностью; трудом взрослых например: « Уборка урожая».
  • Беседа – развивает мышление ребёнка, осмысленное восприятие события, например: « Что сделано природой, что человеком».
  • Исследовательская деятельность – развивает познавательно – исследовательский интерес, показывая занимательные опыты например: « На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени», привлекая к простейшим экспериментам. Формируются представления о простейших связях и явлениях в природе.
  • Интерактивные занятия - эколого-природоведческие игры, игры-путешествия, дидактические игры.
  •  Работа с родителями – организация выставок, проведение совместных игр, опытов, вечера развлечений. Совместные переживания   взрослых и детей сближают семьи, родители узнают о способностях и возможностях  своего ребёнка

Цели и задачи программы

Цели программы:

- Формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир.

- Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.

Основные задачи программы:

- Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края,  основ экологического мировоззрения и культуры.

- Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

-  Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связь.

Ожидаемый результат:

  • Проявляют  интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, пытаются оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
  • Умеют  наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
  • Умеют заботиться о живых объектах природы;
  • Проявляют желание помочь  сверстникам, родителям, педагогу;
  • Выполняют  правила  поведения на природе и в обществе;
  • Оценивают свое поведение.

 Изучая  программу « Природа вокруг нас » ребенок учиться:

  • осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм, ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.), для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания.
  • формировать свои знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.
  •  объяснять свое поведение в природе, понимать объяснение взрослых,
  •  самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя накопленные умения о потребностях живых существ.
  • оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.

     Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Дети  овладевают  умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции  осознанные, у ребенка  возникает «свое» желание выполнять эти трудовые операции.

В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.

Выполнение детьми различных заданий доказывает, что отношение старших дошкольников к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережнее относятся к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа.

При контактах с окружающей природой формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения.

         Оценочная деятельность детей поднимается на более высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже сформировавшиеся правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.

 Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • Принцип природосообразности. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. Опирается на зону ближайшего развития.
  • Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых, например: экскурсии,  целевые прогулки, опыты, взаимодействие с родителями.
  • Принцип системности. Деятельность планируется систематически; усвоение материалав определённом порядке, доступность и привлекательность необходимой информации. Весь материал составляет систему в тематическом планировании программы.
  • Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями. Материал даётся в игровой форме с использованием методов и приёмов, которые прослеживают путь взаимосвязи в природе, например:» Рассеивания семян ветром», « Круговорот воды в природе», и т. д.
  •  Принцип интеграции. Определяет глубину взаимосвязи разнообразной деятельности детей. Данная программа может быть интегрирована с областями : « Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество», « Музыка», « Чтение художественной литературы», например: « Легенды и сказки о солнечной системе».
  • Принцип наглядности. Этот принцип реализуется с помощью различных пособий и развивающей среды.  Он соответствует основным  формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное; например: « Проведение наблюдений в природе и фиксация результата в календаре природы, журнале фиксации результатов.»

Условия реализации программы

Эффективность реализации программы в детском саду зависит от создания благоприятные условий:

  • Организация «экологического пространства» в помещении детского сада: групповых уголков природы, подборка и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями.
  • Создание фонда методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
  • Создание мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Маленький ученый»

  • Представлены различные приборы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы;
  • Медицинские материалы;
  • Бросовый материал;
  • Сыпучие продукты;
  • Детские халаты, фартуки;
  • Журнал для фиксирования результатов.

«Уголок природы»

  • Календарь природы, модель календаря природы;
  • Уголок цветов;
  • Различные емкости;
  • Природный материал;
  • Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
  • Игрушки из различных материалов;
  • Экологические наборы (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).

 «Огород на подоконнике»

  • Мини – огород;
  • Уголок – садовода.

«Умелые ручки»        

Центр оборудован столом, мольбертом.

Детям предложены различные материалы:

  • Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
  • Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
  • Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)

Здесь же организуются выставки для детей репродукций известных художников (по темам, по сезонам…); работ самих детей, выполненных в различных техниках.

мероприятия проводимые  по проделанной работе:

1) Экологическая информация для родителей на темы:
* данные об экологической ситуации в городе;
* правила поведения в экстремальных условиях;
* выращивание экологически безопасного урожая; 
* комнатные, лекарственные, пищевые растения;
* домашние животные , их содержание в доме и значение для ребёнка.
2) Организация выставки детских работ по наблюдениям , увиденным в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.

3) Вечер развлечений «Кто в доме живет?». По материалам блоков занятий « Растения», « Животные», « Лес»

4) Викторина на тему «Волшебница вода». По материалам блоков занятий « Вода».

Тематическое планирование


№п/п


Месяц


Темы


Задачи


Фома 
проведения


Дидактический материал, оборудование


Литература


1


Сентябрь 


1. «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе.


Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. Формировать бережное отношение к природе.


Беседа.                          Игра: «Что сделано природой, что человеком» (см. ниже).Наблюдение за трудом взрослых: « Уборка урожая»


Обитатели живого уголка, материалы из экспериментальной зоны (камни, песок, глина)


Журнал
« Дошкольное воспитание» № 7 – 2000г. , стр. 8
« Поговорим … о природе»
Н.А. Рыжова,
И. Быстрова 


2. «Наш дом – природа»


Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано. Умение наблюдать, описывать и строить предложения.


Беседа по безопасности «Как вести себя на природе?» наблюдение на участке детского сада.                             Игра: «Кто кому нужен».( см. ниже)


Размещение бумажных бабочек, насекомых на участке детского сада.


Журнал
« Дошкольное воспитание»
№ 7 – 2000г. , стр. 2
«Кто какого цвета»


2


Октябрь


1. «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки)


Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.


Экскурсия к ближайшему водоёму.                        Беседа по безопасности: « Как вести себя около водоёма».              


Пластиковые бутылки для воды.


« Волшебница вода» стр.6 
Журнал
« Дошкольное воспитание» 
№ 7 – 2005г. стр. 41
« Сказка о капельке» Т. Адамовская


2. «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода)


Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.


Дидактическая игра. « Какой вода бывает?»Проведение опыта : « На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»(см. ниже). Отображение результатов  в журнале фиксации результатов.


Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя.


Загадки о воде и её состоянии. 
См. Н.А. Рыжова
« Волшебница вода» стр.11


3. «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)


Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Умение находить причинно-следственные связи.


Задания в уголке природы.


Мисочки для воды,
план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти


Стихотворение 
Г. Люшнина
« Капелька» См. Н.А. Рыжова
« Волшебница вода» стр.25


4. «Водные растения и животные. Загрязнение 
водоемов»


Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни. Прививать навыки экологически грамотного поведения по отношению к воде, как к природному ресурсу.


Беседа, рассматривание иллюстраций с детьми на тему « Что растёт в воде?». Игра : « Четвёртый лишний» ( см. ниже)


Рисунки, фотографии водоёмов и водных растений.


См. Н.А. Рыжова
« Волшебница вода» стр.31


3


Ноябрь


1. «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. 


Дать представление о воздухе как материальнойсреде, и о ветре как движении воздуха. Умение наблюдать за явлениями природы.


Развлечение «Воздух – невидимка». (см. ниже)


Втазики с водой, пластиковая бутылка, стаканчики с водой, воздушные шары, стеклянная банка, мыльные пузыри.


Стихотворение «Мыльные пузыри» С. Маршака См. Н.А. Рыжова
«Воздух-невидимка стр.15


2. Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром.


Познакомить детей с семенами , имеющие разнообразные «крылышки» с помощью которых ветер разносит их.


Беседа , наблюдение  с детьми  на тему:
« Крылатые семена»


Семена с клёна, репейника, одуванчика ;карточки с рисунками листьев; семена бобовых и подсолнечника.


См . Н.А. Рыжова
«Воздух-невидимка стр.51


3. Чистый и загрязнённый воздух. 


Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

 Беседа, рассматривание картинок с детьмина тему: « Вот труба – над нею дым». Чтение рассказа «Экологическая тревога».


Картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами.

Сказочный герой Карлсон.


Рассказ 
« Экологическая тревога. «Дымоловка» из книги А.Дитрих
« Почемучка»


4. Солнце – источник света и тепла.


Познакомить детей с «небесным светилом» -солнцем.
Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.


Рассматривание, наблюдение и беседа с детьми  на тему:  « Солнце источник света и тепла».


Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка, бинокли


Журнал
« Дошкольное воспитание» 
№ 11 – 2000г.
стр. 31


4


Декабрь


1. Роль света в жизни растений , животных, человека. 
Сезонные изменения в природе.


Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира.
Учить понимать причины сезонных изменений в природе.


Беседа в живом уголке комнаты.Проведение опыта :» Как реагируют растения на недостаток света». Отображение результатов опыта в  «журнале фиксации результатов» (см. ниже)


Горшочки для посадки растений 
( для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.)


См. Н.А. Рыжова
«Солнышко, солнышко выгляни в окошечко» .


2. Легенды и сказки о солнце.


Формировать представления детей о значении солнца через легенды и сказки.


Чтение художественной литературы с последующим обсуждением.


Художественные произведения : легенды и сказки о солнце.


См. Н.А. Рыжова
«Солнышко, солнышко выгляни в окошечко» .


3.Почва – верхний слой земли –« Живая земля»


Познакомить детей с понятием « Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой.


Рассматривание различных образцов земли , чтение рассказа « Почва-живая земля».


Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной.
 


См. Н.А. Рыжова
«Что у нас под ногами» , 
Н.А. Рыжова «Не просто сказки», рассказ « Почва- 
живая земля»


4. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека.


Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. 

Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека.


Практическое
задание в уголке природы. Наблюдение.


Песок, глина, перегной, семена, дождевые черви или жужелица, музыкальные заставки. 


И. Белавина, 
Н. Найдёнкая 
« Планета - наш дом», стр. 24
« Почва»


5


Январь


1. Песок и глина.


Закрепить знания о минералах: песок, глина. Формировать экологическое мышление.


Практическое задание в уголке природы. Наблюдение.


Глина, песок, часы песочные, банка с водой, поднос для лепки, фишки для награждения


Журнал
« Дошкольное воспитание»
№ 9 – 2000г. 
стр. 47
С.Николаева


2.Камни.


Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: ( морские, речные, ценные ( мрамор, гранит), драгоценные. 


Практическое задание в уголке природы. Загадывание загадок.


Наборы камней, лупы. Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях.


Журнал
« Дошкольное воспитание»
№17 – 2005г. 
стр. 27


3. Разнообразие видов растений.


Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы.
Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам.


Обобщающая беседа. Дидактическая игра: «Лото».


Демонстрационный материал из серии 
« Знакомство с окружающим миром», дидактическая игра «Лото»


Т.А. Шорыгина
« Кустарники. Какие они?»
Т.А. Шорыгина
« Травы. Какие они?»


4. Части растений.


Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений.


Беседа: « Из каких частей состоит растение». Рассматривание иллюстраций.


Демонстрационный материал из серии 
« Знакомство с окружающим миром», гербарий растений.


Технологии программы экологического образования детей « Мы», стр. 109, занятие « Как узнать растения»


6


Февраль


1. Развитие растений. Влияние света , тепла и воды на жизнь растений.


Формировать у детей представления о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.

Проведение опыта: « Влияние света на окраску растений ».( см. ниже). Отображение результатов в  «журнале фиксации результатов».


Растения теневыносливые и светолюбивые.
Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях.


А.И. Иванова
« Живая экология», стр.60
« Растения»


2. Растения – пища животных и человека.


Дать детям представления о растениях, как пище животных и человека.


Беседа по вопросам и иллюстрациям, дидактическая игра
« Кто что ест?»


Иллюстрации трав, овощей, фруктов, злаков, дидактическая игра.


Н.А. Рыжова
« Человек и природа», Демонстрационный материал из серии 
« Знакомство с окружающим миром»,


3. Лекарственные  растения.


Познакомить детей с лекарственными растениями.
Учить находить  их в природе.


Игра – путешествие в страну « Лекарственных растений»


Иллюстрации лекарственных.
Гербарий этих растений. Кукла Айболит.


« Секреты Лесовичка» - рассказ о лекарственных растениях. См.
«Форм.экологической культуры» стр. 58


4. Охрана растений.

Красная книга природы. 


Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности.


Беседа по безопасности:
« Растения просят помощи». Рассматривание плакатов, картин.


Рисунки охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы, репродукции художников- пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева.


Журнал
« Дошкольное воспитание» 
№ 7 – 2005г. стр. 14


7


Март


1. Разнообразие животного мира.

Знакомство с различными представителями животного мира..


Познакомить детей с разнообразными видами животных. Учить видеть общее у животных, относящихся к разным систематическим группам, но приспособленным к сходным условиям.


Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию.


Демонстрационный материал из серии 
« Знакомство с окружающим миром», 
« Животные»


См. Н.А. Рыжова
«Кто в доме природе живёт» 
( материалы блока 
« Животные»)


2. Рыбы.


Расширять знания детей о разновидностях рыб( аквариумные; пресноводные –прудовые, речные; морские; океанические).


Рассматривание иллюстраций о рыбах, беседа по содержанию, рисование рыб.


Иллюстрации с видами рыб и мест их обитания, аквариум с рыбами, альбомы, цветные карандаши


Демонстрационный материал из серии 
« Знакомство с окружающим миром»: « Рыбы в картинках», «Обитатели океана в картинках» 


3. Земноводные.


Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные. 
Их особенностями и средой обитания.


Рассматривание иллюстраций с земноводными, беседа по содержанию, рисование земноводных.


Иллюстрации с видами земноводных и мест их обитания, альбомы , краски.


Демонстрационный материал из серии 
« Знакомство с окружающим миром»: «Земноводные в картинках».


4. Пресмыкающиеся 


Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся. 

Их особенностями и средой обитания.


Рассматривание иллюстраций с пресмыкающимися, беседа по содержанию, рисование.


Иллюстрации с видами  пресмыкающихся  и мест их обитания, альбомы, фломастеры, трафареты.


Демонстрационный материал из серии 
« Знакомство с окружающим миром»: «Пресмыкающееся  в картинках».


8


Апрель


1. Насекомые.


Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть 


Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых.


Наглядный материал «Насекомые в картинках», сачки, коробочки – садки для насекомых.


Демонстрационный материал из серии 
« Знакомство с окружающим миром», 
«Насекомые»


2. Птицы.


Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам,


Беседа : « Какая птица, где живёт». Наблюдение за птицами на прогулке. Насыпать корм в кормушки. 


Наглядный материал «Птицы в картинках».


Т.А. Шорыгина
«Птицы. Какие они?»


3. Звери.


Учить группировать животных по общим признакам. 


Беседа : « Звери, какие они?»


Демонстрационный материал из серии 
« Знакомство с окружающим миром», 
« Животные»


Т.А. Шорыгина
«Звери. Какие они?»


4. Животные разных континентов. Красная книга Природы.


Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе.
Познакомить детей с Красной книгой.


Беседа. Игра: Знаешь ли ты»( см. ниже ).


Демонстрационный материал из серии 
« Знакомство с окружающим миром»,  Красная книга Природы.


«Красная книга Природы».


9


Май 


1. Лес - как пример сообщества.


Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности.


Беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями.          Игра: «Бывает-не бывает» ( см. ниже )


Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения» В лесу» И. Белоусова


См. Н.А. Рыжова
«Кто в доме природе живёт» материалы блока « Лес».
Хрестоматия для детского сада.
Стихи о природе. Стр.97.


2. Лес и человек.

Охрана леса.


Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения.


Экскурсия в лес. Беседа по безопасности: « Как надо вести себя в лесу»


Заповеди правильного поведения людей в лесу.


3.Десять заповедей друзей природы.


Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.


Дидактическая игра: « Угадай правило».


Рисунки с графическим изображением правил .


Журнал
« Дошкольное воспитание» 
№ 7 – 1993г. стр. 6


4. Нужны все на свете 
( Обобщение знаний)


Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам.
Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе , быту.


Экологический вечер развлечений: 
« Земля наш общий дом»


Костюмы по содержанию.


См.
« Форм.экологической культуры» стр.145

Литература:

1.. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А Васильева . Общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы». Москва, Изд. «Мозаика-Синтез» 2013 г.
 2. А. И. Иванова « Живая экология» , Москва, Изд. « ТЦ «СФЕРА» 2007 г.
3. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова « Формирование культуры дошкольников», Волгоград 2008 г., Изд. « Учитель».
4. Н.Н. Кондратьева «Программа экологического воспитания детей « Мы»,
Санкт-Петербург., Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2001 г.
5. Н.А. Рыжова «Не просто сказки », Москва. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС» 2002 г.
6. Н.А. Рыжова «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко », Москва. изд. « ЛИНКА-ПРЕСС» 1987 г.
7. Н.А. Рыжова «Человек и природа », Москва. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС» 2007 г.
8. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами », Москва Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС» 2007 г.
9.Т.А. Шорыгина « Зелёные сказки», Москва., Изд. « Книголюб» 2006 г.
10. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва., Изд. «Гном и Д» 2008 г.
11. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва Изд. «Гном и Д» 2008 г.
12. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва Изд. «Гном и Д» 2008 г.                                                                                                                                                                                13. В.А. Шипунова « Детская безопасность».                                                                                                                                           14
Журналы « Дошкольное воспитание»:

13. № 7 – 1993г. « Ребёнок и природа», стр. 3.
14. № 7 – 2000г. « Нащ дом – природа», стр 2 -26.
15. №9 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.47
16. №11 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.31
17. №7 – 2005г. «» Воспитание бережного отношения к воде» , стр. 37 

Критерии мониторинга освоения программы  « Природа вокруг нас »

  1. Назови лекарственные растения (подорожник, крапива и т.д.)
  2. Назови и покажи  зимующих и перелётных птиц.
  3. Назови диких животных.
  4. Назови насекомых, где они живут (муравьи – в муравейниках, пчёлы в ульях).
  5. Назови времена года, их приметы.
  6. Назови комнатные растения, расскажи про уход за ними.
  7. Назови детёнышей животных.
  8. Почему и как  нужно беречь природу?
  9. Что такое красная книга?
  10. Почему нужно охранять исчезнувших животных?
  11.  Что такое солнечная система?
  12.  Что такое водоворот в природе?
  13.  Влияние солнечного света на земле.
  14.  Расскажи правила поведения в природе.
  15. Правила поведения в лесу, парке, речке ит.д.

Заключение

Представленная мною программа « Природа вокруг нас » помогает реализовать ряд основных положений образования дошкольников:  общение с природой приносит детям радость, совершенствует его органы чувств, помогает развитию эстетического вкуса, логического мышления, любви  ко всему живому, любви к природе, навыкам  бережного отношения к ней.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его развитие.

        Дети учатся понимать, что в природе всё взаимосвязано. Учатся  устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями ( если исчезнут насекомые , некому будет опылять растения, то растения не дадут семян и т. д.). Дети понимают, что жизнь на Земле во многом зависит от окружающей среды : чистый воздух, вода, лес, почва благоприятно сказывается на здоровье и жизни людей, животных, птиц, рыб и т.д.

При ознакомлении детей с  явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь в природе в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их понимание.

 Приложение № 1.

Опыты о влиянии солнечного света

Ребенок познает мир опытным путем. В ходе экспериментирования ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.

                                                          Опыт 1 

«Влияние солнечного света на жизнь на Земле»

Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее. Вывод: солнце обогревает Землю.

 Опыт 2

«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»

Наливают в два блюдца воду - одно блюдце ставят на солнце, другое - в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.

                                                                  Опыт 3

«Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»

Материал: ёмкость для воды, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.

Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните ёмкость водой. Поставьте её на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри ёмкости, положив его верхний край на край ёмкости, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

 Если пучок света пропустить через трехгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части: образуется цветовой спектр.

  Опыт 4

                «Влияние света на окраску растений»

Материал: посаженные в стаканчики растения, крышки для стаканчиков.

Педагог вместе с детьми выращивают в стаканчиках с почвой любые растения- овёс, подсолнечник, пшеницу и т.п. Педагог обращает внимание детей на тот момент, когда проростки только-только появляются из почвы. Проростки  бывают белыми и желтоватыми. Через некоторое время они зеленеют. Часть стаканчиков с растениями накрыть крышками и поставить в шкаф, остальные поставить на освещённое место (на окне). Через неделю дети сравнивают растения. Затем оставить растения, выращиваемые в тёмном месте, вместе с растениями на освещённом месте. Через некоторое время окраска восстановится. Данный опыт позволяет сделать 2 вывода: свет влияет на окраску растений и рост.

1263361703_0_1a4cb_102e52e7_xl

 Опыт 5

              «Как реагируют растения на недостаток света»

Любые растения, как комнатные так и выращиваемые специально, дети размещают в группе подальше от источника света. Через несколько дней они заметят, что растение постепенно наклоняется в сторону света, образуя с почвой острый угол. Далее развернуть растение на 180 градусов и продолжают наблюдение. Вскоре замечают, что растение выпрямляется и постепенно наклоняется в противоположную сторону. Данный опыт позволяет сделать выводы: растения могут двигаться и поворачиваться, растения могут определять направление света и тянуться к нему.

Приложение № 2.

Развлечение по экологическому развитию- «Воздух-невидимка» для детей подготовительной группы.

Цель: рассказать детям о значении воздуха в жизни человека, животных и растений. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха. Рассказать о роли растений в очищении воздуха. Развивать у детей речь, мышление, умение слушать вопросы и отвечать на них, отгадывать загадки. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к окружающему, отзывчивость, желание помочь, любознательность. Развлечь и эмоционально настроить детей, вызвать радостное настроение.

Оборудование: тазики с водой, пластиковая бутылка (целая, с крышкой, прозрачные пластиковые бутылки со срезанным дном (с крышками) - для каждого ребенка, стаканчики с водой и соломинкой для коктейля (на каждого ребенка, воздушные шары, стеклянная банка, мыльные пузыри.

Ход:

Воспитатель: - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся. А теперь, мои друзья, друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - о чем мы будем сегодня говорить, узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно: Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель: - Правильно, это воздух. И именно о нем пойдет сегодня речь. Но прежде сядьте поудобнее на свои места (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: - Кто-нибудь из вас увидел воздух? (Предполагаемый ответ-нет). Он невидимка. Он повсюду: вокруг земли, вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем. Но мы можем почувствовать его, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром. В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным, сухим или влажным. Воздух нужен для дыхания людям, животным и растениям. Поэтому если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни людей, ни животных. Без воздуха на Земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем, или наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца. Без воздуха нам не прожить даже 5 минут. Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух, потому что только в нем могут распространяться звуки. Там где нет воздуха, царит безмолвие, тишина. Воздух – это смесь невидимых газов: азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных - кислород. Мы вдыхаем воздух богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ. Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, потому, что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который выдыхают люди и животные, а сами выделяю кислород. Так и живут, помогая друг другу дышать люди и растения. Чем больше на земле лесов и садов, травы и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать человеку. Вот почему надо беречь что? (Ответы детей) Да, надо беречь каждое деревце, кустик и каждую травинку, где бы они ни росли.

Воспитатель: - Ребята! Прислушайтесь! Кто-то стоит за дверью. (Слышатся голоса Знайки и Незнайки: Есть! Нет! Есть.)

Воспитатель: - Наверное, кто-то пришел к нам в гости! (Открываю дверь.Незнайка и Знайка продолжают спорить)

Воспитатель: - Здравствуйте, друзья!

Незнайка и Знайка: - Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: - Что случилось, Незнайка? О чем вы спорите Знайка?

Знайка: - Незнайка говорит, что воздуха нет, потому что его никто не видит. А я говорю, что я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете? (Ответы детей)

Незнайка:- (обращаясь к Знайке) Знаю, знаю (передразнивая его) – это твое любимое слово. А я тебе не верю! Ты докажи, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.

Знайка: - Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.

Воспитатель: - Почему мы не видим воздух? Почему его называют воздух-невидимка? Как ты это докажешь, Знайка?

Знайка: - Ребята, как мы докажем? (Ответы детей) Можно провести опыты.

Воспитатель: - Знайка, возьми на столе то, что тебе надо для опыта. А мы, ребята, вместе с Незнайкой будем внимательно наблюдать за опытом Знайки! (Знайка берет прозрачную бутылку с крышкой со срезанным дном, и показывая её Незнайке и детям говорит)

Знайка: - Ребята, как вы считаете эта бутылочка пустая? Внимательно посмотрите есть ли в ней что нибудь? (Показывает бутылочку всем детям и в последнюю очередь Незнайке.Выслушивает ответы детей, но не оценивает их.)

Незнайка: - Ну что ты престал к нам со своей бутылкой? Каждому ясно, ч то в ней ничего нет и быть не может. Ведь у твоей бутылки даже дна нет!

Знайка (загадочно улыбается) : - Говоришь, нет ничего в моей бутылке? А вот мы сейчас проверим. (Знайка переворачивает бутылку срезанным дном вниз и медленно опускает её в банку с подкрашенной водой и говорит) – Бутылочку нужно держать очень ровно. Что получилось? (В банке вода поднялась выше, банка кажется полнее) А в бутылку вода попадает? (Предполагаемый ответ нет) Почему? (Ответы детей) Делаем вывод: в бутылке есть воздух, он не пускает в бутылку воду. А сейчас я открою бутылку и выпущу воздух из нее. При этом бутылку из банки я не поднимаю. (Открывает крышку бутылки и вода попадает в бутылку, а уровень воды в банке становится меньше)

Знайка: - Делаем еще один вывод: воздух легче воды и поэтому, когда я открыл крышку бутылки вода вытолкнула воздух из бутылки, а сама заняла место воздуха.

Воспитатель: - Хотите самостоятельно проделать этот опыт вместе Знайкой и Незнайкой? (Предполагаемый ответ- да)

Дети подходят к столам и повторяют опыт со Знйкой. В это время ставится овальный столик, с тазиком наполненный водой и целая пластиковая бутылка с крышкой.

Знайка: - Ребята, то что воздух есть вокруг нас и в бутылке, а еще то что он легче воды можно увидеть, проделав еще один опыт. Интересно, что за опыт? (предполагаемый ответ – да)

Воспитатель: - Давайте сделаем круг вокруг овального столика, на котором стоит тазик с водой. (Знайка демонстрирует всем, что из бутылки ничего не сыпется и не льется, закручивает крышку, опускает бутылку на воду)

Знайка: - Тонет бутылка? (предполагаемый ответ – нет)

Приложив силу Знайка погружает бутылку в воду и под водой открывает крышку, появляются звуки и пузырьки.

Знайка: - Что появилось в воде? Предполагаемые ответы - пузырьки и звуки) Откуда они взялись? Это воздух выходит из бутылки, а его место в бутылке занимает вода. А почему Незнайка думал, что в бутылке ничего нет? (Предполагаемый ответ – потому что воздух прозрачный, невидимый)

Знайка: - Ну, что Незнайка, ты убедился в существовании воздуха?

Незнайка: - Эка, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я, например, знаю, как можно воздух увидеть. Теперь я буду вами руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломку)

Незнайка: - Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям) – Ребята, берите стаканы с трубочкой и водой, и дуйте в соломинку, как я! У вас такое получится! Буря в стакане воды! (дети выполняют)

Знайка: - Молодец, Незнайка, это интересный опыт. (дети ставят стаканы с трубочкой на стол и садятся на стульчики)

Незнайка: - А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать (пускает мыльные пузыри) Они такие красивые, разноцветные и летают. Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри? (Ответы детей.)

Знайка: - И я люблю мыльные пузыри пускать, а что находится внутри мыльных пузырей, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка: - Ну, что ты глупые вопросы задаешь? Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!

Знайка: - Неужели, и вы ребята, так думаете? (Ответы детей) – А что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло? (Ответы детей)

Незнайка: - Воздух, мыло – какая разница. Вот ты мне лучше скажи – и я, и ребята, все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайки, лисы тоже есть нос. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?

Знайки: - А у растений нет никаких носов, но за то на листиках есть маленькие дырочки-отверстия их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.

Незнайка: - Значит и колокольчику, и березке, всем нужен воздух? А я об этом не знал. А вот как узнать, что я дышу? Может я просто рот открываю?

Знайка: - А это очень просто. Ребята, и ты Незнайка, поднесите свои ладошки сначала ко рту, затем к носу и подышите. Ладошкам становится тепло от вашего дыхания. А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос (пробуют) .

Незнайка: - Так, теперь все понятно. Я даже придумал где можно найти много воздуха сразу – в шарике! Он так и называется - воздушный шарик.

Знайка: - Ну что, Незнайка, понял, что воздух есть?

Незнайка: - Да, теперь понял, что воздух вокруг нас. Просто я считал, что раз я воздух не вижу, значит, его нет. А вы с ребятами убедили меня, что воздух есть.

Знайка: - Спасибо, ребята, за помощь!

Незнайка: - Спасибо! Вы настоящие друзья!

Знайка: - мы с Незнайкой дарим вам на память о нашей встречи воздушные шары. (дает шары воспитателю)

Воспитатель: - Что нужно сказать за шарики? (Предполагаемые ответы – спасибо)

Незнайка и Знайка: - До свидания! (уходят)

Воспитатель: - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся, и еще друг другу мило улыбнемся! А теперь, руки опустите. Поиграем в игру с мячом. Называется она «Какой воздух». (Тот, кто поймал мяч, возвращает его ведущему со словом-ответом на вопрос: какой может быть воздух - свежий, чистый, теплый, холодный, горячий, влажный, сухой, вредный, полезный, сырой, морской, речной, лесной, городской, грязный, легкий, приятный, не приятный, комнатный, уличный, лечебный)

Воспитатель: - Молодцы, а теперь садитесь на свои места. Подумайте и скажите где воздух чище в лесу или в городе? (Ответы детей) – Что должны делать или не делать люди, чтобы воздух был вокруг нас чистым? Предполагаемые ответы – не ломать деревья, не рвать траву, садить деревья) - Ребята, тот, кому понравилось занятие улыбнитесь – наше занятие законченно. Мне очень приятно, что вы все улыбаетесь! Спасибо.

Приложение № 3.

Игра – путешествие в страну « Лекарственных растений»

Цель: воспитание у детей основ здорового образа жизни,

Задачи:

1. Расширить и углубить знания детей о понятии «Природа» и ее видах.

2. Формировать представления детей о пользе и применении лекарственных растений, правильно узнавать и называть их.

3. Закреплять умение детей работать с сигнальными карточками, план-схемой; совершенствовать умения решать проблемные ситуации, создавать условия для использования на практике информации, полученной от организованной деятельности; расширять границы своего опыта, обогащать восприятия мира.

4. Развивать речь, память, логическое и образное мышление, коммуникативность, эмоциональную сферу общения, комбинаторские способности.

Методические приемы: Беседа, дидактическая игра «Заряд бодрости», работы с сигнальными карточками, с план-схемами, дидактическая игра «Что где растет?», физкультминутка, дидактическая игра «Расскажи все о растении», чтение стихов.

Оборудование: Схемы-модели, опорные карточки, карточки с лекарственными растениями, засушенные растения, план-схема, мультимедийный проектор.

Дети входят в зал.

В. – Ребята, а теперь все внимание на меня, смотрите и делайте, как я.

Игра «Заряд бодрости»

- Мои ушки слышат все! (массаж «козелков ушей»)

-Мои глазки видят все! (массаж надбровных дуг)

- Я вздыхаю красоту!

-Я вздыхаю силу!

В. – Теперь я вижу, что вы готовы видеть, слышать, познавать.

- Дети, послушайте стих-е Ф. Тютчева и скажите о чем оно ?

Сияет солнце, воды плещут

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом

Поют деревья, плещут воды

Любовью воздух растворен

И мир, цветущий природы

Избытком жизни упоен.

- О чем же говорится в этом стихотворении ? (о природе)

- Что такое природа? ( все, что нас окружает, не созданное руками человека).

- На какие два вида делится природа? ( на «живую», и «не живую»).

- Что относится к «живой» природе? (человек, животное, растение).

- Что относится к «не живой» ? ( камни, солнце, звезды).

- Почему мы называем природу «живая»? ( потому, что она питается, растет, размножается).

- Почему «не живая»? ( потому, что она не питается, не растет, не размножается).

- Составьте схему природы - живой и неживой (два ребенка у доски, остальные на местах)

- Оцените сигнальными карточками, правильность составления схемы у доски (оценивают).

В. – Ребята, вы сказали, что к «живой» природе относятся – человек, животные, растения.

- Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных. Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, чем люди стали называть их лекарственными. А в наши дни появилась целая наука, которая занимается лекарственными растениями. Эта наука – фитотерапия.

В. – Ребята, мы с вами много говорили о лекарственных растениях, посмотрите на экран и назовите их (дети называют).

- А вот где они произрастают мы выясним с помощью

Игра «Что где живет?»

Ребенок выходит, показывает на экране растение и говорит, где произрастает и какими целебными свойствами обладает.

- Вот мы и узнали, где и в каких местах можно собрать лекарственные растения.

- Вот мы и узнали, где и каких местах можно собрать лекарственные растения.

- А теперь давайте вспомним о правилах сбора лекарственных растениях и в этом нам поможет наш экран:

1. Нельзя рвать много лекарственных растений.

2. Нельзя собирать ЛР около автомобильных дорог.

3. Нельзя собирать ЛР возле ж/д путей.

4. Нельзя собирать ЛР в сырую, мокрую погоду.

5. Собирать ЛР надо днем, в сухую, ясную погоду.

6. Собирать ЛР надо каждый вид отдельно.

7. Нельзя пробовать ЛР на вкус.

8. После сбора ЛР надо тщательно вымыть руки.

В. – Молодцы, ребята!

Физкультминутка.

Ребенок берет букет с ЛР и читает стихотворение.

И в зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мило

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

Ребенок передает букет с ЛР восп-лю.

В. – Действительно, в каждом из этих растений заключена большая целительная сила. И сейчас мы поиграем в игру:

«Расскажи все о растении»

- Выбираем из букета одно растение и оно будет переходить из рук в руки, и каждый из вас должен будет сказать несколько слов об этом растении.

- Это растение

- оно лекарственное

- зверобой

- растет на лугах

- на полях

- имеет корень

- стебель

- листья

- цветок

- оно хрупкое

- сухое

- ломкое

- оно пахнет летом

- пахнет летом

- пахнет свежестью

-применяют от кашля

- от простуды

- от гриппа

- делают отвары

- настой

- целебный чай

В. – Дети, если летом мы не смогли заготовить ЛР, то их можно приобрести в аптеках.

Приложение № 4.

Игры для детей 6- 7 лет

Игра «Знаешь ли ты…»

 

Цель: классифицировать объекты живой природы, закреплять знание моделей.

Ход: У играющих игровые поля с изображением в первом ряду модели зверей, во втором ряду – птиц, в третьем – рыб, в четвертом – насекомых. Ведущий говорит: «Птица». Игроки из предложенного набора карточек должны выбрать и положить на соответствующую строку  изображение любой птицы, затем зверей и т.д. Выигрывает тот, кто больше выложит фишек.

 Игра «Кто кому нужен?»

 

Цель: та же, что в предыдущей игре.

Оборудование: карточки с изображением объектов живой и неживой природы.

Ход игры: игрокам предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что на Земле ничего нет. И вдруг появились птицы (или другие живые существа). Смогут ли они жить на такой Земле? Что необходимо им для жизни?» Составление  цепочки зависимостей.

Игра «Природа и человек»

Цель: закрепить, систематизировать знания  о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Ход: Сначала проводится беседа, в процессе которой уточняются знания  о том, что окружающие нас предметы  или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что сделано человеком?» - спрашивает ведущий и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов  он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

Игра «Четвертый лишний»

 

Цель: учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия.

Материал: 7 карточек, разделенных на 4 квадрата, с изображением объектов природы и 7 мелких белых карточек.

      1 карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик

      2 карточка: ель, мак, кот, река

      3 карточка: снег, камень, облако, птица

      4 карточка, заяц, еж, лиса, рыба

      5 карточка: сова, мышь, колос, черепаха

      6 карточка: дерево, птица, солнце, человек

      7 карточка: река, облако, песок, камыш

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым квадратом ту картинку, которая является « лишней», обосновать  свои действия

Игра «Бывает - не бывает»

 

Цель: развивать логическое внимание.

Ход: Игра требует богатого воображения и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он отвечает правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Чередуются реальные и нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч: игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа по экологии"Природа вокруг нас"

Природа – это уникальная книга.Ее тираж – один экземпляр!Только один! И поэтому, читая ее,Нужно беречь каждую страницу!...

Авторская программа «Математика вокруг нас» с детьми 4-5 и 5-7 лет

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному разв...

Авторская методическая разработка "Математика вокруг нас"

Предметно-развивающая среда на площадке .Математика в свободной деятельности....

Авторская рабочая программа экологического образования дошкольников "Природа вокруг нас"

Проблемы экологии  побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот возрастной период  в жизни  ребёнка характеризуется особым, ...

Авторская программа "Мир вокруг"

Программа составлена для детей старшей группы на ознакомление с окружающим миром...

Разговор о важном .... Чтобы вокруг были добрые люди и всегда светило ласковое солнышко! (авторская разработка)

quot;Разговор о важном... Чтобы вокруг были добрые люди и всегда светило ласковое солнышко"Вторая младшая группа5 сентября во всех общеобразовательных учреждениях нашего города прошёл "Разг...

Авторская программа по изобразительной деятельности "Мир вокруг нас"

Цель программы-  формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, эстетического отношения,  развитие фантазии, воображения и художественных  способностей детей в творческой деят...