авторская программа "Природа вокруг нас"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Программа разработана для дополнительного образования детей 6-7 лет.
В программе « Природа вокруг нас» изложены цели и задачи, содержание, приложения.
Программа « Природа вокруг нас» адресована широкому кругу читателей: педагогам, родителям, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание дошкольников – это познание элементарных взаимосвязей живой и неживой природы и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_vokrug_nas.docx | 122.7 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
« Природа вокруг нас »
для детей подготовительной группы
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Сабурова Ирина Алексеевна- воспитатель
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 6-7 лет.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Природа – это уникальная книга.
Ее тираж – один экземпляр!
Только один! И поэтому, читая ее,
Нужно беречь каждую страницу!
Программа разработана для дополнительного образования детей 6-7 лет.
В программе « Природа вокруг нас» изложены цели и задачи, содержание, приложения.
Программа « Природа вокруг нас» адресована широкому кругу читателей: педагогам, родителям, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание дошкольников – это познание элементарных взаимосвязей живой и неживой природы и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с окружающим миром.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.
С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.
В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, реализация программы «Природа вокруг нас» позволит повысить уровень экологического развития у дошкольников.
Актуальность программы
Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя в детском саду изучению окружающего мира отводится довольно немало времени.
Таким образом, идея создания программы экологического воспитания возникла не случайно. Я надеюсь, что данная программа поможет сформировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему максимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.
Если создать определенную развивающую среду, приобрести необходимое оборудование, подобрать необходимую методическую литературу, проявить творчество, изменить свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение – мы воспитаем новое поколение с новым экологическим мышлением.
Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей, учитывает психологические особенности детей , позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи.
Новизна.
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Природа – наш дом и мы должны научиться жить в нём, не разрушая, не уничтожая. Поэтому главной целью предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам.
Все занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Используемые основные формы и методы работы
- Экскурсии – одно из основных средств развития эмоционального и нравственного отношения к природе; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности, например «Экскурсия к водоёму».
- Наблюдение- за сезонными явлениями и изменениями в природе; животными, птицами; насекомыми; растительностью; трудом взрослых например: « Уборка урожая».
- Беседа – развивает мышление ребёнка, осмысленное восприятие события, например: « Что сделано природой, что человеком».
- Исследовательская деятельность – развивает познавательно – исследовательский интерес, показывая занимательные опыты например: « На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени», привлекая к простейшим экспериментам. Формируются представления о простейших связях и явлениях в природе.
- Интерактивные занятия - эколого-природоведческие игры, игры-путешествия, дидактические игры.
- Работа с родителями – организация выставок, проведение совместных игр, опытов, вечера развлечений. Совместные переживания взрослых и детей сближают семьи, родители узнают о способностях и возможностях своего ребёнка
Цели и задачи программы
Цели программы:
- Формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир.
- Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Основные задачи программы:
- Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края, основ экологического мировоззрения и культуры.
- Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
- Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связь.
Ожидаемый результат:
- Проявляют интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, пытаются оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
- Умеют наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
- Умеют заботиться о живых объектах природы;
- Проявляют желание помочь сверстникам, родителям, педагогу;
- Выполняют правила поведения на природе и в обществе;
- Оценивают свое поведение.
Изучая программу « Природа вокруг нас » ребенок учиться:
- осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм, ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.), для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания.
- формировать свои знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.
- объяснять свое поведение в природе, понимать объяснение взрослых,
- самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя накопленные умения о потребностях живых существ.
- оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Дети овладевают умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции осознанные, у ребенка возникает «свое» желание выполнять эти трудовые операции.
В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.
Выполнение детьми различных заданий доказывает, что отношение старших дошкольников к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережнее относятся к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа.
При контактах с окружающей природой формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения.
Оценочная деятельность детей поднимается на более высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже сформировавшиеся правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.
Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип природосообразности. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. Опирается на зону ближайшего развития.
- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых, например: экскурсии, целевые прогулки, опыты, взаимодействие с родителями.
- Принцип системности. Деятельность планируется систематически; усвоение материалав определённом порядке, доступность и привлекательность необходимой информации. Весь материал составляет систему в тематическом планировании программы.
- Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями. Материал даётся в игровой форме с использованием методов и приёмов, которые прослеживают путь взаимосвязи в природе, например:» Рассеивания семян ветром», « Круговорот воды в природе», и т. д.
- Принцип интеграции. Определяет глубину взаимосвязи разнообразной деятельности детей. Данная программа может быть интегрирована с областями : « Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество», « Музыка», « Чтение художественной литературы», например: « Легенды и сказки о солнечной системе».
- Принцип наглядности. Этот принцип реализуется с помощью различных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное; например: « Проведение наблюдений в природе и фиксация результата в календаре природы, журнале фиксации результатов.»
Условия реализации программы
Эффективность реализации программы в детском саду зависит от создания благоприятные условий:
- Организация «экологического пространства» в помещении детского сада: групповых уголков природы, подборка и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями.
- Создание фонда методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создание мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы;
- Медицинские материалы;
- Бросовый материал;
- Сыпучие продукты;
- Детские халаты, фартуки;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов;
- Различные емкости;
- Природный материал;
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки из различных материалов;
- Экологические наборы (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород;
- Уголок – садовода.
«Умелые ручки»
Центр оборудован столом, мольбертом.
Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Здесь же организуются выставки для детей репродукций известных художников (по темам, по сезонам…); работ самих детей, выполненных в различных техниках.
мероприятия проводимые по проделанной работе:
1) Экологическая информация для родителей на темы:
* данные об экологической ситуации в городе;
* правила поведения в экстремальных условиях;
* выращивание экологически безопасного урожая;
* комнатные, лекарственные, пищевые растения;
* домашние животные , их содержание в доме и значение для ребёнка.
2) Организация выставки детских работ по наблюдениям , увиденным в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
3) Вечер развлечений «Кто в доме живет?». По материалам блоков занятий « Растения», « Животные», « Лес»
4) Викторина на тему «Волшебница вода». По материалам блоков занятий « Вода».
Тематическое планирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| Беседа, рассматривание картинок с детьмина тему: « Вот труба – над нею дым». Чтение рассказа «Экологическая тревога». |
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| Проведение опыта: « Влияние света на окраску растений ».( см. ниже). Отображение результатов в «журнале фиксации результатов». |
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
Литература:
1.. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А Васильева . Общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы». Москва, Изд. «Мозаика-Синтез» 2013 г.
2. А. И. Иванова « Живая экология» , Москва, Изд. « ТЦ «СФЕРА» 2007 г.
3. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова « Формирование культуры дошкольников», Волгоград 2008 г., Изд. « Учитель».
4. Н.Н. Кондратьева «Программа экологического воспитания детей « Мы»,
Санкт-Петербург., Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2001 г.
5. Н.А. Рыжова «Не просто сказки », Москва. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС» 2002 г.
6. Н.А. Рыжова «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко », Москва. изд. « ЛИНКА-ПРЕСС» 1987 г.
7. Н.А. Рыжова «Человек и природа », Москва. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС» 2007 г.
8. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами », Москва Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС» 2007 г.
9.Т.А. Шорыгина « Зелёные сказки», Москва., Изд. « Книголюб» 2006 г.
10. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва., Изд. «Гном и Д» 2008 г.
11. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва Изд. «Гном и Д» 2008 г.
12. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва Изд. «Гном и Д» 2008 г. 13. В.А. Шипунова « Детская безопасность». 14
Журналы « Дошкольное воспитание»:
13. № 7 – 1993г. « Ребёнок и природа», стр. 3.
14. № 7 – 2000г. « Нащ дом – природа», стр 2 -26.
15. №9 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.47
16. №11 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.31
17. №7 – 2005г. «» Воспитание бережного отношения к воде» , стр. 37
Критерии мониторинга освоения программы « Природа вокруг нас »
- Назови лекарственные растения (подорожник, крапива и т.д.)
- Назови и покажи зимующих и перелётных птиц.
- Назови диких животных.
- Назови насекомых, где они живут (муравьи – в муравейниках, пчёлы в ульях).
- Назови времена года, их приметы.
- Назови комнатные растения, расскажи про уход за ними.
- Назови детёнышей животных.
- Почему и как нужно беречь природу?
- Что такое красная книга?
- Почему нужно охранять исчезнувших животных?
- Что такое солнечная система?
- Что такое водоворот в природе?
- Влияние солнечного света на земле.
- Расскажи правила поведения в природе.
- Правила поведения в лесу, парке, речке ит.д.
Заключение
Представленная мною программа « Природа вокруг нас » помогает реализовать ряд основных положений образования дошкольников: общение с природой приносит детям радость, совершенствует его органы чувств, помогает развитию эстетического вкуса, логического мышления, любви ко всему живому, любви к природе, навыкам бережного отношения к ней.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его развитие.
Дети учатся понимать, что в природе всё взаимосвязано. Учатся устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями ( если исчезнут насекомые , некому будет опылять растения, то растения не дадут семян и т. д.). Дети понимают, что жизнь на Земле во многом зависит от окружающей среды : чистый воздух, вода, лес, почва благоприятно сказывается на здоровье и жизни людей, животных, птиц, рыб и т.д.
При ознакомлении детей с явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь в природе в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их понимание.
Приложение № 1.
Опыты о влиянии солнечного света
Ребенок познает мир опытным путем. В ходе экспериментирования ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.
Опыт 1
«Влияние солнечного света на жизнь на Земле»
Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее. Вывод: солнце обогревает Землю.
Опыт 2
«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»
Наливают в два блюдца воду - одно блюдце ставят на солнце, другое - в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.
Опыт 3
«Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»
Материал: ёмкость для воды, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.
Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните ёмкость водой. Поставьте её на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри ёмкости, положив его верхний край на край ёмкости, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.
Если пучок света пропустить через трехгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части: образуется цветовой спектр.
Опыт 4
«Влияние света на окраску растений»
Материал: посаженные в стаканчики растения, крышки для стаканчиков.
Педагог вместе с детьми выращивают в стаканчиках с почвой любые растения- овёс, подсолнечник, пшеницу и т.п. Педагог обращает внимание детей на тот момент, когда проростки только-только появляются из почвы. Проростки бывают белыми и желтоватыми. Через некоторое время они зеленеют. Часть стаканчиков с растениями накрыть крышками и поставить в шкаф, остальные поставить на освещённое место (на окне). Через неделю дети сравнивают растения. Затем оставить растения, выращиваемые в тёмном месте, вместе с растениями на освещённом месте. Через некоторое время окраска восстановится. Данный опыт позволяет сделать 2 вывода: свет влияет на окраску растений и рост.
Опыт 5
«Как реагируют растения на недостаток света»
Любые растения, как комнатные так и выращиваемые специально, дети размещают в группе подальше от источника света. Через несколько дней они заметят, что растение постепенно наклоняется в сторону света, образуя с почвой острый угол. Далее развернуть растение на 180 градусов и продолжают наблюдение. Вскоре замечают, что растение выпрямляется и постепенно наклоняется в противоположную сторону. Данный опыт позволяет сделать выводы: растения могут двигаться и поворачиваться, растения могут определять направление света и тянуться к нему.
Приложение № 2.
Развлечение по экологическому развитию- «Воздух-невидимка» для детей подготовительной группы.
Цель: рассказать детям о значении воздуха в жизни человека, животных и растений. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха. Рассказать о роли растений в очищении воздуха. Развивать у детей речь, мышление, умение слушать вопросы и отвечать на них, отгадывать загадки. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к окружающему, отзывчивость, желание помочь, любознательность. Развлечь и эмоционально настроить детей, вызвать радостное настроение.
Оборудование: тазики с водой, пластиковая бутылка (целая, с крышкой, прозрачные пластиковые бутылки со срезанным дном (с крышками) - для каждого ребенка, стаканчики с водой и соломинкой для коктейля (на каждого ребенка, воздушные шары, стеклянная банка, мыльные пузыри.
Ход:
Воспитатель: - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся. А теперь, мои друзья, друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - о чем мы будем сегодня говорить, узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно: Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель: - Правильно, это воздух. И именно о нем пойдет сегодня речь. Но прежде сядьте поудобнее на свои места (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: - Кто-нибудь из вас увидел воздух? (Предполагаемый ответ-нет). Он невидимка. Он повсюду: вокруг земли, вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем. Но мы можем почувствовать его, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром. В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным, сухим или влажным. Воздух нужен для дыхания людям, животным и растениям. Поэтому если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни людей, ни животных. Без воздуха на Земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем, или наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца. Без воздуха нам не прожить даже 5 минут. Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух, потому что только в нем могут распространяться звуки. Там где нет воздуха, царит безмолвие, тишина. Воздух – это смесь невидимых газов: азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных - кислород. Мы вдыхаем воздух богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ. Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, потому, что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который выдыхают люди и животные, а сами выделяю кислород. Так и живут, помогая друг другу дышать люди и растения. Чем больше на земле лесов и садов, травы и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать человеку. Вот почему надо беречь что? (Ответы детей) Да, надо беречь каждое деревце, кустик и каждую травинку, где бы они ни росли.
Воспитатель: - Ребята! Прислушайтесь! Кто-то стоит за дверью. (Слышатся голоса Знайки и Незнайки: Есть! Нет! Есть.)
Воспитатель: - Наверное, кто-то пришел к нам в гости! (Открываю дверь.Незнайка и Знайка продолжают спорить)
Воспитатель: - Здравствуйте, друзья!
Незнайка и Знайка: - Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: - Что случилось, Незнайка? О чем вы спорите Знайка?
Знайка: - Незнайка говорит, что воздуха нет, потому что его никто не видит. А я говорю, что я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете? (Ответы детей)
Незнайка:- (обращаясь к Знайке) Знаю, знаю (передразнивая его) – это твое любимое слово. А я тебе не верю! Ты докажи, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.
Знайка: - Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.
Воспитатель: - Почему мы не видим воздух? Почему его называют воздух-невидимка? Как ты это докажешь, Знайка?
Знайка: - Ребята, как мы докажем? (Ответы детей) Можно провести опыты.
Воспитатель: - Знайка, возьми на столе то, что тебе надо для опыта. А мы, ребята, вместе с Незнайкой будем внимательно наблюдать за опытом Знайки! (Знайка берет прозрачную бутылку с крышкой со срезанным дном, и показывая её Незнайке и детям говорит)
Знайка: - Ребята, как вы считаете эта бутылочка пустая? Внимательно посмотрите есть ли в ней что нибудь? (Показывает бутылочку всем детям и в последнюю очередь Незнайке.Выслушивает ответы детей, но не оценивает их.)
Незнайка: - Ну что ты престал к нам со своей бутылкой? Каждому ясно, ч то в ней ничего нет и быть не может. Ведь у твоей бутылки даже дна нет!
Знайка (загадочно улыбается) : - Говоришь, нет ничего в моей бутылке? А вот мы сейчас проверим. (Знайка переворачивает бутылку срезанным дном вниз и медленно опускает её в банку с подкрашенной водой и говорит) – Бутылочку нужно держать очень ровно. Что получилось? (В банке вода поднялась выше, банка кажется полнее) А в бутылку вода попадает? (Предполагаемый ответ нет) Почему? (Ответы детей) Делаем вывод: в бутылке есть воздух, он не пускает в бутылку воду. А сейчас я открою бутылку и выпущу воздух из нее. При этом бутылку из банки я не поднимаю. (Открывает крышку бутылки и вода попадает в бутылку, а уровень воды в банке становится меньше)
Знайка: - Делаем еще один вывод: воздух легче воды и поэтому, когда я открыл крышку бутылки вода вытолкнула воздух из бутылки, а сама заняла место воздуха.
Воспитатель: - Хотите самостоятельно проделать этот опыт вместе Знайкой и Незнайкой? (Предполагаемый ответ- да)
Дети подходят к столам и повторяют опыт со Знйкой. В это время ставится овальный столик, с тазиком наполненный водой и целая пластиковая бутылка с крышкой.
Знайка: - Ребята, то что воздух есть вокруг нас и в бутылке, а еще то что он легче воды можно увидеть, проделав еще один опыт. Интересно, что за опыт? (предполагаемый ответ – да)
Воспитатель: - Давайте сделаем круг вокруг овального столика, на котором стоит тазик с водой. (Знайка демонстрирует всем, что из бутылки ничего не сыпется и не льется, закручивает крышку, опускает бутылку на воду)
Знайка: - Тонет бутылка? (предполагаемый ответ – нет)
Приложив силу Знайка погружает бутылку в воду и под водой открывает крышку, появляются звуки и пузырьки.
Знайка: - Что появилось в воде? Предполагаемые ответы - пузырьки и звуки) Откуда они взялись? Это воздух выходит из бутылки, а его место в бутылке занимает вода. А почему Незнайка думал, что в бутылке ничего нет? (Предполагаемый ответ – потому что воздух прозрачный, невидимый)
Знайка: - Ну, что Незнайка, ты убедился в существовании воздуха?
Незнайка: - Эка, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я, например, знаю, как можно воздух увидеть. Теперь я буду вами руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломку)
Незнайка: - Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям) – Ребята, берите стаканы с трубочкой и водой, и дуйте в соломинку, как я! У вас такое получится! Буря в стакане воды! (дети выполняют)
Знайка: - Молодец, Незнайка, это интересный опыт. (дети ставят стаканы с трубочкой на стол и садятся на стульчики)
Незнайка: - А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать (пускает мыльные пузыри) Они такие красивые, разноцветные и летают. Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри? (Ответы детей.)
Знайка: - И я люблю мыльные пузыри пускать, а что находится внутри мыльных пузырей, как ты думаешь, Незнайка?
Незнайка: - Ну, что ты глупые вопросы задаешь? Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!
Знайка: - Неужели, и вы ребята, так думаете? (Ответы детей) – А что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло? (Ответы детей)
Незнайка: - Воздух, мыло – какая разница. Вот ты мне лучше скажи – и я, и ребята, все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайки, лисы тоже есть нос. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?
Знайки: - А у растений нет никаких носов, но за то на листиках есть маленькие дырочки-отверстия их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.
Незнайка: - Значит и колокольчику, и березке, всем нужен воздух? А я об этом не знал. А вот как узнать, что я дышу? Может я просто рот открываю?
Знайка: - А это очень просто. Ребята, и ты Незнайка, поднесите свои ладошки сначала ко рту, затем к носу и подышите. Ладошкам становится тепло от вашего дыхания. А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос (пробуют) .
Незнайка: - Так, теперь все понятно. Я даже придумал где можно найти много воздуха сразу – в шарике! Он так и называется - воздушный шарик.
Знайка: - Ну что, Незнайка, понял, что воздух есть?
Незнайка: - Да, теперь понял, что воздух вокруг нас. Просто я считал, что раз я воздух не вижу, значит, его нет. А вы с ребятами убедили меня, что воздух есть.
Знайка: - Спасибо, ребята, за помощь!
Незнайка: - Спасибо! Вы настоящие друзья!
Знайка: - мы с Незнайкой дарим вам на память о нашей встречи воздушные шары. (дает шары воспитателю)
Воспитатель: - Что нужно сказать за шарики? (Предполагаемые ответы – спасибо)
Незнайка и Знайка: - До свидания! (уходят)
Воспитатель: - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся, и еще друг другу мило улыбнемся! А теперь, руки опустите. Поиграем в игру с мячом. Называется она «Какой воздух». (Тот, кто поймал мяч, возвращает его ведущему со словом-ответом на вопрос: какой может быть воздух - свежий, чистый, теплый, холодный, горячий, влажный, сухой, вредный, полезный, сырой, морской, речной, лесной, городской, грязный, легкий, приятный, не приятный, комнатный, уличный, лечебный)
Воспитатель: - Молодцы, а теперь садитесь на свои места. Подумайте и скажите где воздух чище в лесу или в городе? (Ответы детей) – Что должны делать или не делать люди, чтобы воздух был вокруг нас чистым? Предполагаемые ответы – не ломать деревья, не рвать траву, садить деревья) - Ребята, тот, кому понравилось занятие улыбнитесь – наше занятие законченно. Мне очень приятно, что вы все улыбаетесь! Спасибо.
Приложение № 3.
Игра – путешествие в страну « Лекарственных растений»
Цель: воспитание у детей основ здорового образа жизни,
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о понятии «Природа» и ее видах.
2. Формировать представления детей о пользе и применении лекарственных растений, правильно узнавать и называть их.
3. Закреплять умение детей работать с сигнальными карточками, план-схемой; совершенствовать умения решать проблемные ситуации, создавать условия для использования на практике информации, полученной от организованной деятельности; расширять границы своего опыта, обогащать восприятия мира.
4. Развивать речь, память, логическое и образное мышление, коммуникативность, эмоциональную сферу общения, комбинаторские способности.
Методические приемы: Беседа, дидактическая игра «Заряд бодрости», работы с сигнальными карточками, с план-схемами, дидактическая игра «Что где растет?», физкультминутка, дидактическая игра «Расскажи все о растении», чтение стихов.
Оборудование: Схемы-модели, опорные карточки, карточки с лекарственными растениями, засушенные растения, план-схема, мультимедийный проектор.
Дети входят в зал.
В. – Ребята, а теперь все внимание на меня, смотрите и делайте, как я.
Игра «Заряд бодрости»
- Мои ушки слышат все! (массаж «козелков ушей»)
-Мои глазки видят все! (массаж надбровных дуг)
- Я вздыхаю красоту!
-Я вздыхаю силу!
В. – Теперь я вижу, что вы готовы видеть, слышать, познавать.
- Дети, послушайте стих-е Ф. Тютчева и скажите о чем оно ?
Сияет солнце, воды плещут
На всем улыбка, жизнь во всем
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом
Поют деревья, плещут воды
Любовью воздух растворен
И мир, цветущий природы
Избытком жизни упоен.
- О чем же говорится в этом стихотворении ? (о природе)
- Что такое природа? ( все, что нас окружает, не созданное руками человека).
- На какие два вида делится природа? ( на «живую», и «не живую»).
- Что относится к «живой» природе? (человек, животное, растение).
- Что относится к «не живой» ? ( камни, солнце, звезды).
- Почему мы называем природу «живая»? ( потому, что она питается, растет, размножается).
- Почему «не живая»? ( потому, что она не питается, не растет, не размножается).
- Составьте схему природы - живой и неживой (два ребенка у доски, остальные на местах)
- Оцените сигнальными карточками, правильность составления схемы у доски (оценивают).
В. – Ребята, вы сказали, что к «живой» природе относятся – человек, животные, растения.
- Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных. Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, чем люди стали называть их лекарственными. А в наши дни появилась целая наука, которая занимается лекарственными растениями. Эта наука – фитотерапия.
В. – Ребята, мы с вами много говорили о лекарственных растениях, посмотрите на экран и назовите их (дети называют).
- А вот где они произрастают мы выясним с помощью
Игра «Что где живет?»
Ребенок выходит, показывает на экране растение и говорит, где произрастает и какими целебными свойствами обладает.
- Вот мы и узнали, где и в каких местах можно собрать лекарственные растения.
- Вот мы и узнали, где и каких местах можно собрать лекарственные растения.
- А теперь давайте вспомним о правилах сбора лекарственных растениях и в этом нам поможет наш экран:
1. Нельзя рвать много лекарственных растений.
2. Нельзя собирать ЛР около автомобильных дорог.
3. Нельзя собирать ЛР возле ж/д путей.
4. Нельзя собирать ЛР в сырую, мокрую погоду.
5. Собирать ЛР надо днем, в сухую, ясную погоду.
6. Собирать ЛР надо каждый вид отдельно.
7. Нельзя пробовать ЛР на вкус.
8. После сбора ЛР надо тщательно вымыть руки.
В. – Молодцы, ребята!
Физкультминутка.
Ребенок берет букет с ЛР и читает стихотворение.
И в зарослях лесных,
В полях и на лугах,
Где все для сердца мило
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.
Ребенок передает букет с ЛР восп-лю.
В. – Действительно, в каждом из этих растений заключена большая целительная сила. И сейчас мы поиграем в игру:
«Расскажи все о растении»
- Выбираем из букета одно растение и оно будет переходить из рук в руки, и каждый из вас должен будет сказать несколько слов об этом растении.
- Это растение
- оно лекарственное
- зверобой
- растет на лугах
- на полях
- имеет корень
- стебель
- листья
- цветок
- оно хрупкое
- сухое
- ломкое
- оно пахнет летом
- пахнет летом
- пахнет свежестью
-применяют от кашля
- от простуды
- от гриппа
- делают отвары
- настой
- целебный чай
В. – Дети, если летом мы не смогли заготовить ЛР, то их можно приобрести в аптеках.
Приложение № 4.
Игры для детей 6- 7 лет
Игра «Знаешь ли ты…»
Цель: классифицировать объекты живой природы, закреплять знание моделей.
Ход: У играющих игровые поля с изображением в первом ряду модели зверей, во втором ряду – птиц, в третьем – рыб, в четвертом – насекомых. Ведущий говорит: «Птица». Игроки из предложенного набора карточек должны выбрать и положить на соответствующую строку изображение любой птицы, затем зверей и т.д. Выигрывает тот, кто больше выложит фишек.
Игра «Кто кому нужен?»
Цель: та же, что в предыдущей игре.
Оборудование: карточки с изображением объектов живой и неживой природы.
Ход игры: игрокам предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что на Земле ничего нет. И вдруг появились птицы (или другие живые существа). Смогут ли они жить на такой Земле? Что необходимо им для жизни?» Составление цепочки зависимостей.
Игра «Природа и человек»
Цель: закрепить, систематизировать знания о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Ход: Сначала проводится беседа, в процессе которой уточняются знания о том, что окружающие нас предметы или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.
«Что сделано человеком?» - спрашивает ведущий и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов он задает новый вопрос: «Что создано природой?»
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия.
Материал: 7 карточек, разделенных на 4 квадрата, с изображением объектов природы и 7 мелких белых карточек.
1 карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик
2 карточка: ель, мак, кот, река
3 карточка: снег, камень, облако, птица
4 карточка, заяц, еж, лиса, рыба
5 карточка: сова, мышь, колос, черепаха
6 карточка: дерево, птица, солнце, человек
7 карточка: река, облако, песок, камыш
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым квадратом ту картинку, которая является « лишней», обосновать свои действия
Игра «Бывает - не бывает»
Цель: развивать логическое внимание.
Ход: Игра требует богатого воображения и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он отвечает правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Чередуются реальные и нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч: игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа по экологии"Природа вокруг нас"
Природа – это уникальная книга.Ее тираж – один экземпляр!Только один! И поэтому, читая ее,Нужно беречь каждую страницу!...
Авторская программа «Математика вокруг нас» с детьми 4-5 и 5-7 лет
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному разв...
Авторская методическая разработка "Математика вокруг нас"
Предметно-развивающая среда на площадке .Математика в свободной деятельности....
Авторская рабочая программа экологического образования дошкольников "Природа вокруг нас"
Проблемы экологии побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот возрастной период в жизни ребёнка характеризуется особым, ...
Авторская программа "Мир вокруг"
Программа составлена для детей старшей группы на ознакомление с окружающим миром...
Разговор о важном .... Чтобы вокруг были добрые люди и всегда светило ласковое солнышко! (авторская разработка)
quot;Разговор о важном... Чтобы вокруг были добрые люди и всегда светило ласковое солнышко"Вторая младшая группа5 сентября во всех общеобразовательных учреждениях нашего города прошёл "Разг...
Авторская программа по изобразительной деятельности "Мир вокруг нас"
Цель программы- формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, эстетического отношения, развитие фантазии, воображения и художественных способностей детей в творческой деят...