Дополнительная общеобразовательная программа "Математика вокруг нас"
методическая разработка (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная программа "Математика вокруг нас"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_matematika_vokrug_nas.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………3
2. Учебный план…………………………………………………………………6
3. Содержание программы………………………………………………………10
4. Планируемые (ожидаемые) результаты……………………………………19
5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы…………………...20
6. Методические материалы ……………………………………………………21
7. Организационно-педагогические условия…………………………………..24
7.1. Календарный учебный график…………………………………………..24
7.2.Материально-технические условия……………………………………...24
7.3. Кадровое обеспечение реализации Программы………………………..25
7.4. Список учебно-методической литературы……………………………..25
- Пояснительная записка
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты. Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. Объем представлений, предложенный данной программой, следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием, составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднено. Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия. Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:
- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог с взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления – способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.
Перечень нормативно-правовых актов
Дополнительная общеобразовательная программа «Математика вокруг нас» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч.11 ст. 13
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Цель и задачи программы
Цель программы – овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности «Математика вокруг нас».
Задачи:
- Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
- Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
- Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.
- Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.
- Активизировать проявление инициативы в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата.
- Формировать умение рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог с взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Адресат программы
Программа адресована дошкольникам 4-5 лет.
Количество детей в группе: 10-25 человек
Уровень программы, объем и срок реализации
Срок реализации программы: 8 месяцев
Объем программы: количество учебных часов - 32
Условия реализации Программы
Формы обучения: подгрупповая, очная, во вторую половину дня
Режим занятий: 1 раз в неделю, всего 32 занятия в год.
Продолжительность занятий: 20 мин.
Уровень программы: стартовый
Место проведения: групповая комната.
- Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля (аттестации) | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними. Большой и маленький. Круг (находить среди множества фигур). Быстро, медленно. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
2 | Сравнение чисел 3-4, счет по образцу, загадки. Времена года (осень). Слева, справа. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
3 | Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат (находить среди множества фигур). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
4 | Счет по образцу, сравнение чисел 4-5. Части суток. Слева, посередине, справа. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
5 | Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
6 | Закрепить знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Треугольник (находить среди множества фигур). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
7 | Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
8 | Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный. Овал (находить среди множества фигур). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
9 | Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
10 | Закрепление знания о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий.. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
11 | Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3-4. Прямоугольник (находить среди множества фигур). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
12 | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
13 | Знакомство с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
14 | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
15 | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Счет по образцу, сравнение чисел 3-4. Далеко, близко. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
16 | Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года (зима, весна, лето, осень). | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
17 | Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
18 | Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4-5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
19 | Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
20 | Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
21 | Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Установление последовательности событий (части суток). Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще поуже», « самый узкий». | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
22 | Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
23 | Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
24 | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
25 | Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
26 | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
27 | Закрепление знаний о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
28 | Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
29 | Закрепление знаний о цифрах 1,2,3, 4, 5. Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
30 | Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
31 | Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
32 | Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач |
3. Содержание Программы
Месяц | Тема занятия | Цель занятия |
Сентябрь | Вводное занятие (диагностика) | Знакомство детей с новым видом деятельности, Выявление уровня развития математических способностей и ЗУНов у детей 3-4 лет |
Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними. Величина. Большой и маленький. Геометрические фигуры. Круг (находить среди множества фигур). Ориентировка во времени. Быстро, медленно. | закреплять умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много; считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильными приемами счета; считать слева направо, называть числительные по порядку, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже; сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними; сравнивать знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединять предметы по этому признаку; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; закреплять знания о геометрической фигуре круг (находить среди других геометрических фигур); формировать представление, что круги могут быть разного размера; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
Количество и счет. Сравнение чисел 3-4, счет по образцу, загадки. Ориентировка во времени. Времена года (осень). Ориентировка в пространстве. Слева, справа. | учить считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приемами счета; считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов; закреплять знания о времени года (осень); продолжать учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе; учить ориентироваться на листе бумаги; формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
Количество и счет. Установление соответствия между числом и количеством предметов. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Геометрические фигуры. Квадрат (находить среди множества фигур). Логическая задача. Развитие внимания. | учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; закреплять умение считать предметы (в пределах 5); продолжать учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи; учить выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку; закрепить знания о геометрической фигуре квадрат; формировать представление, что квадраты могут быть разного размера; развивать зрительное внимание; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
Количество и счет. Счет по образцу, сравнение чисел 4-5. Ориентировка во времени. Части суток. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. | продолжать учить считать предметы (в пределах 5); упражнять в сравнении двух групп предметов; учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет; учить устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов; закреплять представления о частях суток; продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа); формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
Октябрь | Количество и счет. Знакомство с цифрой 1. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате. Логическая задача. | учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1; учить писать цифру 1, используя образец; находить цифру 1 среди множества других цифр; закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине); учить понимать последовательность расположения геометрических фигур; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки |
Количество и счет. Закрепить знания о цифре 1. Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Геометрические фигуры. Треугольник (находить среди множества фигур). | закрепить знание о цифре 1; учить соотносить цифру с количеством предметов; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), объединять предметы по этому признаку; закрепить знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других; формировать представление, что треугольники могут быть разного размера; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
Количество и счет. Знакомство с цифрой 2. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше. | познакомить с цифрой 2; учить писать цифру 2; учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; учить различать понятия «далеко», «близко»; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2. Величина. Короткий, длинный. Геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур). | закрепить знания о цифре 2; учить соотносить цифру с количеством предметов; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности (длинный, короткий); закрепить знания о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур; формировать представление, что овалы могут быть разного размера; формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
Ноябрь | Количество и счет. Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка во времени. Времена года (осень). | учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3; учить писать цифру 3 по точкам; находить цифру 3 среди множества других цифр; продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов; закрепить знания детей о времени года (осень); учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. |
Количество и счет. Закрепления знания о цифрах 1, 2, 3. Величина. Высокий, низкий. Логическая задача. Развитие внимания. | закрепить знания о числе и цифре 3; продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов; закреплять умение писать цифры 1, 2, 3; закреплять умение сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по этому признаку; развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3-4. Величина. Широкий, узкий. Геометрические фигуры. Прямоугольник (находить среди множества фигур). | учить отгадывать математические загадки; продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов; закреплять умение сравнивать знакомые предметы по ширине (широкий, узкий); закреплять знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других; формировать представление, что прямоугольники могут быть разного размера; | |
Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства. Ориентировка в пространстве. Положение предметов по отношению к себе. Логическая задача. Развитие внимания. Геометрические фигуры. Круг, овал. | учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, квадрате); учить отсчитывать предметы по образцу; учить устанавливать равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга; продолжать учить определять положение предметов по отношению к себе; развивать зрительное внимание; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
Декабрь | . Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача. Развитие внимания. | учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; познакомить с цифрой 4 как знаком числа 4; учить обводить цифру 4 по точкам; находить цифру 4 среди множества других цифр; учить соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький»; способствовать развитию зрительного внимания; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки |
Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Логическая задача. Ориентировка в пространстве. Влево, вправо. | закрепить знания о числе и цифре 4; продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количеством предметов; закрепить знания о геометрических фигурах треугольник, прямоугольник; учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо); формировать умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Счет по образцу, сравнение чисел 3-4. Ориентировка в пространстве. Далеко, близко. Логическая задача. | учить считать по образцу и названному числу; учить понимать отношения между числами (3-4); учить отгадывать загадки, в которых присутствуют числа; учить соотносить цифру с количеством предметов; формировать пространственные представления (далеко, близко); закреплять представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник; учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под. Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник. Ориентировка во времени. Времена года (зима, весна, лето, осень). | учить соотносить цифру с количеством предметов; формировать представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, перед, посередине); закреплять знания о геометрических фигурах; закреплять знания о временах года (зима, весна, лето, осень). | |
Январь | Количество и счет. Знакомство с цифрой 5. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. | учить отгадывать математические загадки; познакомить с цифрой 5; учить писать цифру 5 по точкам; учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, спереди, сзади); закрепить знания о времени года (зима); формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки |
Количество и счет. Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4-5. Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. | закреплять умение считать в пределах 5; учить соотносить цифру с количеством предметов; учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии; учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов; раскрыть на конкретном примере понятия «быстро», «медленно»; | |
Февраль | Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными. Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина. Геометрические фигуры. Логическая задача | учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить ориентироваться на листе бумаги; учить видеть геометрические фигуры в предметах; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля |
Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Величина. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький). Логическая задача. | продолжать учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить отгадывать математические загадки; учить понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; учить соотносить количество предметов с цифрой; учить видеть геометрические фигуры в контурах предметов; продолжать учить сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький); формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
Количество и счет. Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Логическая задача. Установление последовательности событий (части суток). Величина. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще поуже», « самый узкий». | учить сравнивать количество предметов; учить понимать независимость числа от величины предметов; закреплять навыки порядкового счета в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить сравнивать предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку; учить решать логическую задачу на установление последовательности событий (части суток); формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
Количество и счет. Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр. | учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов; упражнять в сравнении двух групп предметов; учить соотносить цифру с количеством предметов; учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», правильно пользоваться этими словами; закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат; познакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
Март | Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике. | продолжать учить порядковому счету (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов; закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. |
Количество и счет. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. Развитие внимания. | учить соотносить цифру с количеством предметов; учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, в середине); способствовать развитию зрительного внимания; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Ориентировка в пространстве. Влево, вправо. Логическая задача. Установление последовательности событий. | закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить соотносить количество предметов с цифрой; продолжать учить различать понятия «влево», «вправо»; учить устанавливать последовательность событий; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Величина. Развитие глазомера. Логическая задача. Развитие внимания. | учить соотносить цифру с количеством предметов; учить устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения; учить отгадывать математические загадки; учить сравнивать предметы разных размеров по величине; учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; учить решать логические задачи на установление закономерностей. | |
Апрель | Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете. Ориентировка в пространстве. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Логическая задача. Развитие внимания. | закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить решать логическую задачу на установление последовательности событий; закреплять умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе; закреплять умение различать и называть времена года (весна, лето, осень, зима); формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля. |
Количество и счет. Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача. Развитие внимания. | закреплять умение считать (в пределах 5); закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; учить сравнивать числа 4 и 5, развивать представления о равенстве и неравенстве групп предметов; учить решать логическую задачу на сравнение; формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3, 4, 5. Порядковый счет. Логическая задача. Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу. | закрепить знания о цифрах от 1 до 5; продолжать учить порядковому счету до 5, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; | |
Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. Логическая задача. Развитие внимания. | закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; закреплять умение видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела; способствовать развитию зрительного внимания; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
Май | Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Ориентировка в пространстве. Слева, справа. Логическая задача. Развитие внимания. | продолжать учить соотносить цифру и количество предметов; учить отгадывать математические загадки; продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя; учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. |
Количество и счет. Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Величина. Широкий, узкий. Ориентировка во времени. Времена года. | продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой; продолжать учить отгадывать математические загадки; закреплять умение понимать отношения между числами; закрепить на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно»; продолжать учить сравнивать предметы по ширине; продолжать учить решать логические задачи | |
Закрепление всех изученных тем. Повторение игр, физкультминуток. |
4. Планируемые (ожидаемые) результаты
Предполагается, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у дошкольников средней группы является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.
Дошкольники, которые научаться логически мыслить, будут обладать следующими качествами:
- умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;
В результате проведения занятий дополнительной общеобразовательной программы дети будут уметь:
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- проводить аналогию между разными предметами;
- составлять алгоритм решения логических заданий.
5. Формы аттестации (контроля), оценочные материалы
Мониторинг образовательного процесса проводится два раза в год: сентябрь, май.
Показатели овладения детьми приемами логического мышления:
- Отношение связей и зависимостей между предметами
- Геометрические фигуры и тела
- Пространственные и временные отношения
- Величины, их связи и зависимости
- Познавательные и речевые умения
- Самостоятельность при выполнении заданий
- Интерес к математическим знаниям
Критерии оценки результатов:
Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.
Пользуется числами до 10, допускает ошибки при подсчитывании.
Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).
Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам («все большие», «все некруглые»). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
Обобщает группы предметов по количеству, числу, размеру, устанавливает неравенство. Считает до 10.
Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы до 8.
Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т. д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если. уберем, добавим?» Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.
Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.
6. Методические материалы
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности:
- рассматривание,
- слушание,
- познавательные беседы,
- выполнение творческих заданий.
В практике работы используются следующие формы:
- физкультминутки;
- пальчиковые игры;
- малоподвижные игры;
- беседы
- конструирование;
- дидактические игры;
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
Методические приемы:
- поддержка ребенка в ситуации неудачи;
- одобрение поведения;
- анализ игровой ситуации;
- постепенное усложнение задачи;
- анализ образцов поведения сказочных героев.
- прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
- тематический просмотр видеозаписей.
Содержание развивающих игр по ФЭМП для детей 4-5 лет
Месяц | Название игры | Цель |
Сентябрь | «Цвет и форма» | Упражнять в определении цвета, формы предметов, в нахождении одинаковых форм. |
«Сколько?» | Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Счет в пределах 5. | |
«Куда еду?» | Учить ориентироваться на листе бумаги, правильно называть углы листа бумаги. | |
Октябрь | «Закрой окошки в домиках» | Упражнять в сравнении геометрических фигур, размера, цвета. |
«Какая фигура лишняя?» | Учить путем сравнения определять какая фигура лишняя. Развитие внимания, памяти, речи. | |
Домино | Счет в пределах 5. Учить сравнивать. Развитие памяти, внимания, мышления. | |
Лабиринты Танграм | Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом. Развитие пространственного мышления, умения сравнивать, анализировать. Одновременно усваивает эталоны формы и величины, осознает структуру геометрических фигур. | |
Ноябрь | «На что похоже?» Танграм, «Волшебный круг» | Учить видеть в предложенной геометрической фигуре окружающие предметы, похожие по форме. |
«Жил-был кружочек» «Часть и целое» | Учить соотносить величину, размер, цвет. Развитие глазомера, внимания, мышления, памяти. Учить видеть часть предмета и предмет в целом виде. | |
«Веселое лото» | Счет в пределах 10. Учить сравнивать. Развитие памяти, внимания, мышления. | |
«Разноцветные узоры» | Учить ориентировать по схеме при составлении узора. Ориентировка на листе бумаги. | |
Декабрь | Логические блоки Дьенеша | Закрепление знаний о геометрических фигурах, величине, форме, цвете. |
«Раз, два сосчитай» | Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Счет в пределах 10. | |
«Где Я?» | Упражнять детей в ориентировке относительно другого человека, предмета. | |
Январь | «Чем мы похожи?» («Танграм», «Волшебный круг») | Упражнять детей в умении сравнивать предметы, находить сходства и различия. |
«Одно свойство» | Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее. | |
Февраль | «Веселый счет» | Формировать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном счете до 10, количественный состав чисел из двух меньших в пределах 5. |
«Где спрятался зайка?» | Закреплять знания пространственных отношении: на, над, под, слева, справа, вверху, внизу. | |
«Геометрическое лото» | Упражнять детей в определении геометрических фигур, цвета и величины. | |
«Подбери по контуру» («Танграм», Волшебный круг») | Закреплять знания геометрических фигур, определяя их по контуру. | |
Март | «Кто в теремочке живет?» | Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Счет в пределах 10. Количественный состав чисел из двух меньших в пределах 5. |
«Подбери узор» | Закреплять знания пространственных отношении: на, над, под, слева, справа, вверху, внизу. | |
«Кто лишний?» | Учить путем сравнения определять какая фигура лишняя. Развитие внимания, памяти, речи. | |
«Танграм» | Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей. | |
Апрель | «Путешествие по магазинам» | Формировать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном счете до 10, количественный состав чисел из двух меньших в пределах 5. |
«Найди различия» Лабиринты | Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом. Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти. | |
«Волшебный круг» | Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. | |
«Математический планшет» | Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме, при помощи резиночек. | |
Май | «Сколько нас?» | Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 10. учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. |
«Электронная муха» «Смена позиций» | Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Развитие аналитического мышления, умения планировать свои дальнейший ход. | |
«Что лишние?» | Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро находить нужную фигуру, описывая ее. | |
«Прозрачный квадрат» | Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей. |
7. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Календарный учебный план
Учебный период | Количество учебных недель | Объем программы | Продолжительность каникул | Мониторинг |
01.09.2020 – 31.05.2021 | 32 | 1/4/32 | 28.12.2020 – 09.01.2021 | Диагностика проводится в начале и конце года |
Материально-технические условия
Перечень материалов и оборудования
- обучающие настольно-печатные игры по математике;
- мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
- геометрические мозаики и головоломки;
- тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;
- тетрадь в крупную клетку;
- простой карандаш; набор фломастеров;
- линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
- счетный материал;
- набор цифр;
- компьютер.
Кадровое обеспечение реализации программы
Программу реализует педагог с уровнем образования не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.
Список литературы
- З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002г.
- З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997г.
- В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997г.
- А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996г.
- В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
- Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007г.
- Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002г.
- З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»
Актуальность и новизна программыНовизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно нескольк...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по знакомству с окружающим миром природы «Мир вокруг нас»
Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, осуществляющих экологическое воспитание. Природа окружает ребенка с ранних лет, ее...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Вокруг света"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокруг света» имеет естественно-научную направленность. В данной программе познавательное развитие детей 5-7 лет осуществляетс...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Мир вокруг нас"
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей в возрасте от 5 до 6 лет. Цель программы:Создание возможностей для удовлетворения познавательного интереса обучающихся, развитие тв...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Мир вокруг нас"
Период дошкольного детства – это наиболее благоприятный период для формирования адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения...