Авторская программа "Мир вокруг"
план-конспект занятия
Программа составлена для детей старшей группы на ознакомление с окружающим миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_kruzhka_po_kursu_avtosohranennyy.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы кружка по курсу «Мир вокруг» в старшей группе
Задачи: 1.Продолжать знакомить детей с окружающим миром, упражнять в умении поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать самостоятельно на них по заданной теме.
2.Развивать умение детей различать пользу и опасность предметов и явлений, умение видеть изменения в окружающем мире, умение передавать в рисунках и поделках предмет или явление окружающей действительности.
3.Расширять кругозор детей, мышление, наблюдательность, связную речь, бережное отношение к окружающему миру.
Цель: Помочь дошкольнику свободно и правильно ориентироваться среди множества окружающих его вещей, использовать их по назначению, бережно относиться к предметам материальной культуры, которые сопровождают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.
Пояснительная записка
В нашем современном мире ребёнок получает много информации из телевизионных передач, компьютера, часто это информация учит жестокости и равнодушию. По мере своей занятости многие родители мало читают детям книги, обращают внимание на красоту окружающего мира. Понаблюдав за детьми своей группы, заметила, что дети испытывают трудности в описании предметов, запоминании классификации, не могут ответить на поставленный вопрос. Я изучила результаты диагностики, отметила, что некоторые дети имеют трудности в освоении программы по познавательной деятельности. Чтобы научить детей видеть красоту окружающего мира, умение наблюдать, передавать увиденное в речи, рисунках и поделках мною разработана программа кружковой работы «Мир вокруг», которая направлена на развитие у детей наблюдательности, мышления, развития кругозора, умение видеть изменения в окружающем мире, беречь и заботиться о предметах и явлениях окружающей действительности.
Программа кружка включает в себя:
1.Рассматривание и беседа по иллюстрациям о предметах и явлениях окружающей действительности.
2.Игры и игровые упражнения на развитие наблюдательности, внимания, развитие окружающего мира.
3.Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, просмотр мультфильмов.
4.Экскурсии.
Деятельность по кружковой работе будет проводиться один раз в неделю по 25 минут. Курс кружка рассчитан на один год. Для определения уровня усвоения программы будет проведена диагностика в начале и конце учебного года.
Перспективный план кружковой работы «Мир вокруг»
№ | Дата | Задачи | Приёмы | Примечание | |
1. | «Детский сад» Расширять знания о детях и сотрудниках детского сада, повторить профессии. | Экскурсия по детскому саду, беседа с заведующей, мед. работником, поваром. | |||
2. | «Какими бывают камешки» Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. | Исследование камней, игра с ящиком ощущений, экспериментирование. (Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами?» с.77) | |||
3. | «Игрушки» Расширять знания детей о разных видах игрушек, материал, из которого изготовлены игрушки. | Дидактическая игра «Магазин игрушек» (подбор игрушек из разных материалов). | |||
4. | «Что нам осень принесла» Развивать знания детей о дарах осени в лесу и в огороде. | Дидактические игры «Узнай по описанию», «Угадай по вкусу», «Съедобное-несъедобное», рассматривание иллюстраций, раскрашивание картинок с изображением даров природы. | |||
5. | «Осень золотая» Расширять знания о времени года –осень, повторить признаки осени, осенние месяца. | Рассматривание иллюстраций о времени года осень, рассматривание иллюстраций. | |||
6. | «Жизнь животных и птиц осенью» Побеседовать о жизни животных и птиц осенью. Развивать знания об изменениях в жизни животных и птиц осенью. | Дидактическая игра «Кто где живёт?», рассматривание иллюстраций. | |||
7. | «Берёзка» Формировать знание детей о берёзе: строение дерева, листья, кора, пользе. | Рассматривание иллюстрации, Дидактическая игра «Собери картинку». (Н.А. Рыжова «Деревья от Акации до Ясени» с.11) | |||
8. | «Профессии» Расширять представления о разнообразии профессий, конкретных трудовых действий. | Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» Рассматривание иллюстрации о профессиях. («Познание предметного мира» с.39). | |||
9. | «Знакомимся с электроприборами» (которые освещают, обогревают, охлаждают) Формировать знания детей о бытовых приборах, их разнообразии, пользе для человека. | Сказка «Как электроприборы в магазине поссорились». (К. Нефедова «Бытовые электроприборы» с.2) | |||
10. | «Что такое электричество?» Познакомить детей с названием электричество, его назначением. | Стихи про электричество, сказка «Откуда берётся электричество?» (К Нефедова «Бытовые электроприборы» с.8) | |||
11. | «Приборы, которые несут и передают информацию» Продолжать знакомить детей с электроприборами, их необходимость для человека. | Рассматривание телефона, компьютера, радиоприёмника, чтение сказок, загадывание загадок. (К Нефедова «Бытовые электроприборы » с.41-45) | |||
12. | «Знакомимся с магнитами» Познакомить детей со свойствами магнита, их использованием человеком. | Эксперименты с магнитом. Беседа с детьми о свойстве магнита. (Н А Рыжова «Что у нас под ногами» с.112-115) | |||
13. | «Здравствуй зимушка-зима!» Формировать знания детей о времени года зима, признаках этого времени года. | Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, рассказывание стихов о зиме. | |||
14. | «Жизнь животных и птиц зимой» Формировать знания детей о жизни животных и птиц зимой, повторить названия зимующих птиц, вызвать желание помогать птицам зимой. | Чтение рассказов о жизни животных и птиц зимой, дидактическая игра «Кто где живёт?», рассматривание иллюстраций. | |||
15. | «Ель» Расширять знания детей о ели: познакомить с общими сведениями, использовании в разных целях. | Рассматривание иллюстрации, беседа с детьми «Чудное дерево-ель», эксперименты с хвоинками и шишками. (Н А Рыжова «Деревья: от Акации до Ясеня» с.58-61) | |||
16. | «Любимые праздники» (Новый год, Рождество) Расширять знания о традициях зимних праздников, их особенностях. | Рассказывание стихов к Новому году, заучивание колядок, рассматривание иллюстраций, открыток. | |||
17. | «Живая и неживая природа» Познакомить Дошкольников с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками. | Беседа о живой и неживой природе, игра с мячом «Живое-неживое», загадки об объектах живой и неживой природы. (Н А Рыжова «Наш дом –природа» с.146-151) | |||
18. | «Зимние забавы» Расширять знания детей о зимних забавах, вспомнить знакомые забавы и познакомить с новыми. | Вспомнить сказку «Снегурочка», чтение рассказа Н Носова «На горке», рассказы из личного опыта, рассматривание иллюстраций. | |||
19. | «Воздух невидимка» Формировать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. | Рассматривание иллюстраций. Опыты с комнатными растениями, беседа о Чистом и грязном воздухе. (НА Рыжова «Наш дом – природа» стр.174-175) | |||
20. | «Такой разный песок» Показать детям разнообразие объектов неживой природы, в частности, песка. | Экспериментирование и опыты с песком. (Н А Рыжова «Что нас под ногами?» стр.41-42) | |||
21. | «Правила пользования бытовыми электроприборами» Расширить знания детей об опасных ситуациях, связанных с использованием электроприборов. | Рассматривание иллюстраций о безопасности, беседа о электроприборах- пользе и опасности. (К. Нефедова «Бытовые приборы. Какие они?»стр.58-60) | |||
22. | «Если хочешь быть здоров-закаляйся» Расширять знания детей о здоровом образе жизни. Помочь запомнить названия видов спорта. | Рассматривание иллюстраций о видах спорта, рассказ воспитателя о здоровом образе жизни, рассказ детей из личного опыта. | |||
23. | «Динозавры-гиганты и карлики» Дать детям представление о динозаврах, их разнообразии и приспособлении к условиям жизни. | Рассматривание иллюстраций, игры с фигурками динозаврах, чтение литературы, беседа на заданную тему. (Разработки из интернета). | |||
24. | «У тебя на окне» Расширять знания детей о комнатных растениях, закрепить знания частей растений, способы ухаживания за цветами. | Рассматривание и беседа о комнатных растениях в группе, дидактическая игра «Собери цветок», чтение рассказа о цветах. («Детская энциклопедия») | |||
25. | «Человек и природа» Формировать знания детей о поведении в окружающей обстановке (в лесу, на улице, в парке). | Беседа о деятельности, полезной для природы, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра на классификацию «Собери цветок», чтение знакомых произведений о природе. | |||
26. | «Весна –красна» Расширять знания детей о времени года – весна, вспомнить признаки времени года, помочь запомнить весенние месяца. | Рассматривание иллюстраций о весне, заучивание стихотворения «Весна», беседа о весне. | |||
27. | «Жизнь животных и птиц весной» Формировать знания о жизни животных и птиц весной, умение составлять небольшой рассказ по иллюстрациям. | Чтение рассказов об животных и птиц, рассматривание иллюстраций. Словесные игры: «Угадай по описанию», «Загадки и отгадки». | |||
28. | «Солнечная система» Формировать знания детей о солнечной системе, помочь запомнить названия планет. | Рассматривание модели солнечной системы, иллюстраций, чтение рассказов «Солнечная система» («Энциклопедия дошкольников» стр.10-11). «Как устроен наш космический дом?» (энциклопедия «Я познаю мир. Космос» стр.207-209) | |||
29. | «Земля» Познакомить детей с планетой Земля, объяснить, почему на планете есть жизнь, смена дня и ночи. | Рассматривание глобуса, иллюстраций, Чтение рассказов «Земля» («Энциклопедия дошкольника» стр.18-19), «Почему мы не замечаем вращения земли?» (Энциклопедия «Я познаю мир. Космос» стр.24-25) | |||
30. | «Первый полёт человека» Формировать знания детей об полёте человека в космос. Расширять знания об одежде, питании человека в космосе. | Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов «Первый полёт человека» («Энциклопедия дошкольников», «Первый выход в открытый космос» («энциклопедия «Я познаю мир. Космос» стр.393-395) | |||
31. | «Город, в котором мы живём» Расширять знания детей о городе, в котором они живут, его достопримечательностях. | Экскурсия в музей, познакомить детей с предметами прошлого. | |||
32. | «Мой дом-Россия» Познакомить детей с страной, в которой они живут, символикой страны. Помочь запомнить столицу нашей страны, ФИО президента. | Рассматривание иллюстраций, стенда Российской Федерации, рассказ воспитателя о нашей стране. | |||
33. | «Великий праздник - День Победы» Развивать знания детей о празднике Победы, людях, которые воевали. Воспитывать уважение к старшим. | Рассматривание иллюстраций, открыток, медалей, рассказ воспитателя и детей о празднике Победы. (Информация из интернета) | |||
34. | «Повторяем правила дорожного движения» Расширять знания детей о правилах дорожного движения, повторить название сигналов светофора. | Рассматривание иллюстраций о правилах движения, рассказы детей и воспитателя о поведении на дороге, просмотр мультфильма «Дядя Стёпа-милиционер». | |||
35. | «Мои права и обязанности» Познакомить детей с правами и обязанностями детей. Помочь в умении различать права и обязанности. | Рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, чтение коротких рассказов, чтение книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» (Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка». стр.4-5) | |||
36. | «Мои права и обязанности в детском саду» Побеседовать с детьми о их правах и обязанностях в детском саду, развивать мышление, кругозор. | Рассматривание иллюстрации, фотографии о деятельности детей в детском саду, рассказы из личного опыта детей. (Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка» стр.77) | |||
37. | «Волшебница –вода» Формировать знания детей о элементах круговорота воды в природе, о основных свойствах воды, необходимости для всего живого. | Опыты с водой, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов про воду. Н А Рыжова «Наш дом-природа» стр.134-135) | |||
38. | «Лето красное пришло» Формировать знания детей о времени года-лето, его признаках, изменениях в природе, помочь запомнить летние месяца. | Наблюдение за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций. | |||
39. | «Жизнь животных, птиц летом. Развивать знания о поведении птиц и насекомых летом. Расширять знания о животном мире. | Беседа о жизни животных и птиц летом, рассматривание иллюстраций, лото «Кто где живёт?» | |||
40. | «Виды транспорта» Формировать знания о видах транспорта, развивать умения находить закономерности и особенности видов транспорта. | Рассматривание иллюстраций о видах транспорта, наблюдение за транспортом, игры «Угадай транспорт», «В небе, суше, в воде» | |||
41. | «Удивительный мир насекомых» Расширять знания детей о насекомых, их разнообразии, повадках, пользе и вреде для людей. | Чтение рассказов В. Бианки о насекомых, наблюдение за жуками на участке, рассматривание иллюстраций. | |||
42. | «Безопасность дома и на улице» Формировать знания детей о личной безопасности. Напомнить, как нужно себя вести в той или иной ситуации, если рядом нет взрослых. | Рассматривание иллюстраций о безопасности, чтение книги «Правила поведения для малышей», рассказы из личного опыта детей. | |||
43. | «Домашние и дикие животные» Вспомнить названия животных и их детёнышей, повадки и особенности домашних и диких животных. | Рассматривание иллюстраций о животных, загадывание загадок, рассказ воспитателя и детей о животных (Н А Рыжова «Наш дом-природа» стр.179) | |||
44. | «Древние люди» Дать детям представление о жизни и быте древних людей, их особенностях, к приспособлению окружающему миру. | Рассматривание иллюстраций о древних людях, рассказ воспитателя о жизни древних людей. (Н А Рыжова «Что у нас под ногами» стр.182-184). | |||
45. | «Что такое горы» Формировать знания детей о горах, их образование, развивать умение различать горы от других объектах. | Беседа о горах, моделирование гор, просмотр слайдов, сочинение сказок и рассказов. (Н А Рыжова «Что у нас под ногами» стр.116,120). | |||
46. | «Деревья и кустарники» Приучать детей различать деревья и кустарники, находить их сходства и различие в строении. | Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев и кустарников, беседа, отгадывание загадок про деревья, игра «С какого дерева листочек?» (НА Рыжова «Деревья: от акации до ясеня»стр.22-23) | |||
47. | «Рассматривание цветов на клумбе» Вспомнить с детьми, какие условия были созданы для роста растений, закрепить названия цветов, цветущих на клумбе. | Наблюдение за растениями на клумбе, участие в прополке и поливке цветов в течении лета, повторение стихов о цветах. | |||
48. | «Что? Где? Когда?» Закрепить знания по курсу кружка «Мир вокруг», развивать кругозор, мышление, внимание. | Интеллектуальная игра («Детская энциклопедия», НА Рыжова «Наш дом-природа», К Нефедова «Бытовые электроприборы», произведения советских писателей В Осеевой, В Бианки, В Драгунского) |
Литература:
НА Рыжова «Что у нас под ногами?» НА Рыжова «Деревья: от Акации до Ясеня.» НА Рыжова «Наш дом-природа.» К Нефедова «Бытовые электроприборы. Какие они?» ЛК Санкина «Познание предметного мира.» ТА Шорыгина «Беседы о правах ребёнка.» «Энциклопедия дошкольника»
Уровень усвоения программы»
ВЫСОКИЙ: Ребёнок самостоятельно отвечает на все поставленные вопросы, самостоятельно выполняет практическое задание, отвечает уверенно и чётко.
СРЕДНИЙ: Ребёнок отвечает на все поставленные вопросы с небольшой помощью взрослого, старается выполнять практические задания, речь чёткая, но не очень уверенна.
НИЗКИЙ: Ребёнок не отвечает на вопросы даже с помощью воспитателя, с практическим заданием не справляется, речь не чёткая и не внятная.
Уровень усвоения программы кружковой работы «Мир вокруг»
№ | Фамилия имя детей | Начало года | Конец года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа по экологии"Природа вокруг нас"
Природа – это уникальная книга.Ее тираж – один экземпляр!Только один! И поэтому, читая ее,Нужно беречь каждую страницу!...
авторская программа "Природа вокруг нас"
Программа разработана для дополнительного образования детей 6-7 лет. В программе « Природа вокруг нас» изложены цели и задачи, содержание, приложения. Программа « Природа вокруг нас» адресов...
Авторская программа «Математика вокруг нас» с детьми 4-5 и 5-7 лет
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному разв...
Авторская методическая разработка "Математика вокруг нас"
Предметно-развивающая среда на площадке .Математика в свободной деятельности....
Авторская рабочая программа экологического образования дошкольников "Природа вокруг нас"
Проблемы экологии побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот возрастной период в жизни ребёнка характеризуется особым, ...
Разговор о важном .... Чтобы вокруг были добрые люди и всегда светило ласковое солнышко! (авторская разработка)
quot;Разговор о важном... Чтобы вокруг были добрые люди и всегда светило ласковое солнышко"Вторая младшая группа5 сентября во всех общеобразовательных учреждениях нашего города прошёл "Разг...
Авторская программа по изобразительной деятельности "Мир вокруг нас"
Цель программы- формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, эстетического отношения, развитие фантазии, воображения и художественных способностей детей в творческой деят...