"Воспитание этики межнационального общения между детьми дошкольного возраста"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
С.В.Демина
Воспитание этики межнационального общения между детьми дошкольного возраста.
Наилучшее воздействие на формирование
дружеских чувств к детям других национальностей
оказывает общение с ними в быту и детском саду.
М.И.Богомолова
В настоящее время перед национально-региональной системой воспитания и обучения встал ряд специфических задач, от решения которых зависит социально-культурное развитие народов России.
Резкое возрастание интереса к проблеме межнационального общения обусловлено сегодня самой жизнью, необходимостью снятия напряженности между народами, при этом замечу, что действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала.
Этика межнационального общения – это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений.
Этикой межнационального общения человек способен овладевать буквально с первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к внешним формам поведения. Питательной средой для нее служит уважение к человеку, когда детям еще не известно о существовании разных народов, а затем к человеку иной национальности, когда они узнают об этом. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую ценность гуманных отношений, в которых утверждается чувство собственного достоинства.
Сегодня общество задумывается, какие же задачи должны решаться в детском саду в русле обсуждаемой проблемы. По моему убеждению, у дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения. Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку они взаимосвязаны. Воспитывая симпатию к детям разных национальностей в основном через предлагаемые мною темы: любовь к матери, родным, близким людям; верность другу и любовь к родной природе, я вызываю желание дружить с ними, раскрывая нравственные качества, свойственные сверстникам и взрослым каждой национальности, воспитываю уважение к народам, которых они представляют.
Важно также дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела - значит и человек добрый, хороший.
Решение названных задач возможно благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких (четырех-пяти) народах: месте жительства каждого из них; труде, по возможности с учетом его специфики направленности на общее благо; быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья); языке, народном творчестве (сказки, загадки и другие виды фольклора, подвижные игры), искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства), нравственных общечеловеческих качествах народа.
Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой и изобразительной, на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и инициативе детей.
Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и все мы такие разные. Воспитанники должны осознавать, как было бы скучно, не интересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.
В связи с этим, рассмотрю средства воспитания культуры межнационального общения у старших дошкольников.
Средство – это то, что служит для осуществления какой-либо цели.
Для успешного и эффективного процесса воспитания культуры межнационального общения у дошкольников необходимо применение различных средств. Прежде всего, к средствам воспитания принято относить различные виды деятельности.
Эффективность использования любых средств во многом зависит от нас - воспитателей, нашей профессиональной этики и нравственной культуры.
К средствам воспитания этики межнационального общения можно отнести:
1.традиции.
2.общение.
3.художественную литературу.
4.сказки.
5.пословицы и поговорки.
6.национальные куклы.
7.подвижные игры с использование национальных атрибутов.
8.произведения искусства и др.
Более подробно рассмотрю практическое обоснование системы воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Как уже было отмечено, важным условием жизнедеятельности человека является общение, в ходе которого ребенок усваивает систему ценностных ориентаций, нравственные установки, я рассматриваю культуру межнационального общения как составляющую культуры поведения человека. В связи с этим, воспитание у детей культуры межнационального общения - это интегрированный процесс введения детей в мир отношений людей - представителей разных культур и формирования у дошкольников положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, развития национального самосознания, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание на этой основе доброжелательных отношений к людям разных национальностей и способностей к конструктивному диалогу и сотрудничеству.
Данный процесс включен во все доступные для дошкольника в саду виды деятельности: коммуникативную, игровую, трудовую, познавательную, продуктивную и требует поэтапной организации деятельности. Каждому из этапов будут характерны определенные условия, средства, результаты деятельности.
Рассмотрим некоторые этапы игр и видов непосредственно образовательной деятельности по реализации целей воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Непосредственно образовательная деятельность взрослого и ребёнка данной темы разработана с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации воспитательной работы в группе.
1-й этап: «Я и мой мир»
Цель – самоидентификация ребенка, принятие себя как личности, члена семьи, ребенка, ориентация в социальных отношения в микросреде (семье, ближайшем окружении), формирование умения конструктивно взаимодействовать с членами семьи, уважения к своей семье и своему миру.
К этому этапу относятся:
Тренинг для детей старшей группы по теме: «Я мальчик, я девочка». Цель: формировать представления о сходстве и различиях мальчиков и девочек.
Игра «Знакомство»;
Игра «Найди пару»;
Игра «Взаимное доверие»;
Игра «Возрастная последовательность»;
2-ой этап: « Я и моя нация»
Цель: национальная самоидентификация ребенка, формирование представлений о собственной национальности и культуре своего народа, ознакомление с культурой других народов, развитие уважительного отношения к культуре другого человека.
Во многом эффективность культуры межнационального общения обеспечивает национальная самоидентификация (отождествление себя как представителя определённой нации, национальности, народа).
В старшем дошкольном возрасте ребёнок может осознать понятия планеты Земля, нации, народы, многообразие народов, моя национальность, мой народ, народное творчество. Например:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы по теме: «Русский национальный костюм».
Цели: создать у детей представление о себе, как о гражданах России, достойных продолжателях и хранителях её культурных традиций; приобщать к сокровищнице народной поэтической речи.
3-й этап: «Я и другие народы»
Цель- расширение представлений и знаний о культуре других народов, осознание себя как активного участника межнационального общения, развитее способности к диалогу и сотрудничеству в межнациональном общении.
Воспитание этики межнационального общения у дошкольников требует формирования у них представлений о других народах и положении себя в системе отношений народов России. В случае отсутствия данных представлений в сознании детей обучение непосредственно навыкам межнационального общения не будут иметь почвы под собой. Ребенку в этом возрасте тогда будет не понятно об общении с кем именно идет речь. Например, к этому этапу относятся:
Дни народной игры
Цели: знакомить детей с разнообразием народных игр.
Например, Русские народные игры: «Краски», «Почта», «Ловишки», «Жмурки», «Горелки» и др.
Мордовские народные игры: «В ключи», «В платки», «Кулюкушки», «В курочек», «Раю-раю» и др.
Татарская народная игра «Лис и курочки» и др.
Белорусская народная игра «Мельница» и др.
«Будем вместе дружить»
Цель – расширение представлений о дружбе, взаимовыручке, сотрудничестве и диалоге, о культуре общения, об этике межнационального общения, формирование направленности на сотрудничество и диалог с представителями разных национальностей.
Заключительный этап работы по воспитанию культуры межнационального общения предполагает формирование непосредственно знаний и умений по организациям продуктивного общения представителями различных народов. Для ребенка старшего дошкольника в этом аспекте достаточным будет установление связей хороших отношений между людьми разных наций. При этом воспитательная работа по данной проблеме также должна носить деятельный и проблемный характер.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы по теме:
«Дружат дети всей Земли»
Цель: выявить знания у детей своей этнической принадлежности, их отношение к сверстникам разных рас и национальностей.
Отдельно хочется остановиться на работе с родителями. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядом и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного, межнационального воспитания, я считаю, должно строиться под девизом «Все друг другу мы нужны».
Помощь родителей для достижения целей по межнациональному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они её оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
В нашем детском саду традиционными стали следующие формы работы с семьей:
1.Выпуск газет для родителей (новая газета ежегодно);
2.Проектная деятельность;
3.Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах;
4.Выставки совместных поделок;
5.Фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп;
6.Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
Интересно проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников – они способствуют сплочению семьи, т.к. в процесс вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.
Все выставки оформляются в холле детского сада, поэтому посетить их имеют возможность не только дети и их родители, но и гости.
Традиционным в работе коллектива нашего детского сада стало проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные темы. Это поделки из природного и бросового материалов, приуроченные к праздничным датам.
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между ними. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.
Родители активно участвуют в мероприятиях по проведению выставок. Чтобы еще больше заинтересовать их, мы многие выставки проводим в виде конкурсов. Например, конкурсы игрушек «Новогодняя фантазия»; конкурс рисунков «Моя семья», «Это моя Родина»; конкурсы игрушек и кукол к 8 марта «Мамы всякие нужны»; конкурс поделок «Чудеса своими руками»; «Сюрпризы осени»; конкурс кукол в национальных костюмах «Мы все такие разные» и т.д.
В нашем дошкольном учреждении оборудован мини – музей «Русская изба», «Мордовская изба», а в каждой группе созданы народные уголки в рамках смотра – конкурса уголков « Моя малая Родина», с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов Поволжья: русской, мордовской национальностей и воспитания уважения к людям различных национальностей и их обычаям.
Мини – музей «Русская изба», «Мордовская изба», и народные уголки в группах стали неотъемлемой частью предметно – развивающей среды нашего детского сада. Каждый из них – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Ещё одна цель педагогического процесса: прожить жизнь с каждой народностью – в течение года, вместе с детьми и взрослыми, одной большой семьей. Изучались обряды, традиции, изготавливались костюмы; проигрывались сцены сказок, каждого отдельного народа; знакомились с особенностями национальной кухни; играли в сюжетно – ролевые игры, а потом готовились и вместе с родителями проводили встречи, посиделки и большие национальные праздники, объединяющие всех в МДОУ.
Мы планируем расширять и углублять связь с семьями воспитанников – ведь они первые воспитатели наших детей.
Подводя итог, можно констатировать, что развитие межнационального общения, нравственных чувств дошкольников, с использованием фольклора и традиций народов Поволжья возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательного – воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.
Литература.
1. Абсалямова А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе - Уфа: Творчество. 1997.-310с.
2. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников М., Просвещение, 1988. -309с.
3. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношениям к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. Серия «психолого-педагогические науки». М., Прометей, 1993.-369с.
4. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость. – М.:Просвещение 1996. 233с.
5. Оконешникова, А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга:. – Якутск. 1998. 363с.
6. Суслова, Э. Рекомендации по темам: «Воспитание у детей этики межнационального общения» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. 86с.
7. Суслова Э.К.Формирование любви к Родине, начал гражданственности и этики межнационального общения взаимосвязаны // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. – 85с.
8. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего ребенка) // Воспитание дошкольников. – 2005. - №2. – С.76с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Доклад "Воспитание этики межнационального общения детей дошкольного возраста"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ – САД) № 11 «ЖЕМЧУЖИНКА» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДОКЛАД...
Консультация "Руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников. Воспитание положительных форм общения между детьми"
консультация...
Пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников
В статье рассмотриваются пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников...
Мастер класс для родителей, совместно с воспитанниками старшей группы на тему "Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста»
Мастер класс для родителей, совместно с воспитанниками старшей группы на тему "Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста»...
Формирование культуры межнационального общение детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском...
Статья «Воспитание культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
Статья «Воспитание культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»...
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье раскрыта значимость воспитания культуры межнационального общения в воспитании детей дошкольного...