ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа)
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье раскрыта значимость воспитания культуры межнационального общения в воспитании детей дошкольного возраста. Анализируется место и значение воспитания культуры общения в воспитании культуры межнационального общения дошкольников. Представлены теоретические и практические аспекты воспитания культуры межнационального общения, охарактеризованы основные понятия. Ключевые слова: культура, культура общения, культура межнационального общения, педагогические условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liparteliani_n.h.-doshk-vozrast-2.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье раскрыта значимость воспитания культуры межнационального общения в воспитании детей дошкольного возраста. Анализируется место и значение воспитания культуры общения в воспитании культуры межнационального общения дошкольников. Представлены теоретические и практические аспекты воспитания культуры межнационального общения, охарактеризованы основные понятия. Ключевые слова: культура, культура общения, культура межнационального общения, педагогические условия.
Введение
ООН и другие Международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека сказано:
«Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами...».
Дошкольный возраст – это период, когда уже необходимо проводить социально-педагогическую деятельность, направленную на понимание содействия, терпимости и дружбы между представителей всех народов. Дошкольный возраст значимый период социализации личности, усвоения норм, правил взаимодействия, период, когда закладывается почва для формирования установок, стереотипов, представлений о самом себе и других людях [3].
В дошкольном возрасте большую часть информации дети воспринимают на веру, обращаются со своими размышлениями и выводами к близким взрослым: родителям и воспитателям. Как показали наши наблюдения, дети начинают обращать внимание и придавать значение различиям во внешности, речи (акцент), в поведении и др. в пяти- шестилетнем возрасте. У малыша возникают вопросы, ответы на которые он ищет в беседе с воспитателями, с родителями, с другими членами семьи, в общении со сверстниками. Отношения к людям с другими традициями, выражающимися в манере общения, одежде, поведении, во многом зависит от того, какую информацию получит ребенок от референтных для него лиц.
В качестве примера приведем одну из ситуаций такого взаимодействия. В старшей группе детского сада есть девочка, которая плохо говорит на русском языке, носит национальную одежду в садик, ее мама общается только через переводчика, одним из переводчиков порой является девочка, назовем ее Ася. Другая девочка, дадим ей имя Света, не смотря на языковой барьер общается с Асей, считает ее своей подругой, и отмечает, что Ася разговаривает на русском, но не со всеми. Мы попросили Асю узнать, чем вызвана избирательность общения. Оказалось, что Ася играет и разговаривает с теми детьми, которые, как она уверена, не будут смеяться, если девочка допустит ошибки в произношении.
Воспитатели провели беседу с группой детей о том, что Ася хочет играть и общаться со всеми, и ей нужна помощь. Дети прониклись просьбой и вместо того, чтобы смеяться, стали исправлять ошибки в произношении, если таковые могли заметить. Как известно, дошкольный возраст сенситивен к развитию речи и через год, Ася уже почти без ошибок с небольшим акцентом стала общаться со многими детьми, стала чувствовать себя уверенно и свободно, шутит сама и понимает шутки детей и взрослых, что также свидетельствует о достаточно высоком уровне развития речи.
Не умаляя значимости родителей в воспитании и развитии ребенка, не следует забывать, что в дошкольном возрасте дети большую часть дня проводят в детском саду (конечно, при условии посещения данного типа учреждения). Однако, дошкольное учреждение является лишь помощником в воспитании ребенка родителями. Именно родители – первые и главные воспитатели своих детей. По нашим наблюдениям и в процессе беседы была выявлена еще одна особенность в отношении родителей к дошкольному возрасту и к дошкольным образовательным учреждениям. Около 65% родителей рассматривают дошкольный возраст как подготовку к школе, выделяя это как одну из задач, которую призваны решать педагоги ДОО. А значит воспринимают дошкольный возраст как подготовку в младшему школьному возрасту. Отчасти с этим мнением можно согласиться, но нельзя ни в коем случае забывать о самобытности каждого возрастного этапа, имеющего свои новообразования, ведущий вид деятельности и т.д. Однако, равно как мы обращаемся к опыту дошкольников начиная работу с младшими школьниками стоит и работникам дошкольных учреждений заглянуть немного вперед.
Как отмечает О.В. Мусатова [8] в своей работе: младший школьный возраст - один из самых важных периодов в развитии личности. Как известно, в этом возрасте формируются важные личностные новообразования, такие как становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим, усвоение социальных норм, и, конечно, нравственное развитие. Во многом решающими составляющими социализации, нравственного развития ребенка, являются опыт и знания, полученные в дошкольном возрасте.
Современное поликультурное воспитание в детском саду занимает очень важную роль среди всех обучающих программ, поскольку позволяет сформировать в детях правильное отношение к этнокультурной действительности, делает детей компетентными во всех сопряженных с этим вопросах. Проводится большая работа по формированию любви к Родине, уважению к традициям и обычаям своего народа, а также к народному искусству. У детей развивается более терпимое отношение ко всем проявлениям национальных особенностей, которые встречаются не только на территории нашей страны, но и за её пределами. Именно поэтому культурное или даже поликультурное воспитание является таким важным для всех ребят дошкольного возраста. Оно закладывает в них самые азы, основы понимания разницы между различными традициями и культурами народов, позволяя понять, что каждая из них является уникальной и достойной уважения.
Другая сторона работы с дошкольниками заключается в знакомстве с традициями и привычками с особенностями быта русского народа. Развитие чувства гордости и уважения к великому, радушному народу, развитие чувства благодарности и уважения к стране, которая предоставила условия для жизни и развития представителям других государств, испытывающих трудности. Например детям объясняют, что нужно кушать за столом сидя на стульчиках а не сидеть во время приема пищи на полу с тарелкой на коленях. Необходимо пользоваться столовыми приборами, а не кушать руками, как принято в их семьях. Воспитатели рассказывают, что за блюда готовят повара, из чего они состоят, почему русская кухня имеет такие традиции, как это связано с природными и погодными условиями. Буквально убеждают родителей и детей попробовать новые блюда, убедиться как это вкусно.
Вспомним о том, что ребенок проводит в детском саду до двенадцати часов в сутки и недопустимо, если он отказывается от еды только потому, что это блюдо не готовят в его семье. Родители прониклись убеждениями педагогов и некоторые рассказывали, что стали учиться готовить дома те блюда, которые есть в меню дошкольного учреждения. После чего последовало продолжение знакомства с традициями и бытом разных народов. В продолжении работы над воспитанием этнотолерантности, был проведен «День Кыргызстана». Один из воспитанников ДОО выступил в роли настоящего знатока своей родной культуры. Под звуки народной кыргызской песни он появился перед ребятами своей группы в национальном костюме. Мальчик очень интересно и увлеченно рассказал о том, как устроена юрта, из чего она сделана и что она значит для кыргызов. Показал макет жилища кыргызов, познакомил с музыкальными инструментами, играми кыргызских детей, научил танцевать народный танец батыров (воинов). Такая беседа превратилась в настоящий праздник. Детям за одну встречу стало многое понятно в культуре не известного для них народа.
Например, в одном из детских садов воспитатели провели родительское собрание с целью разъяснить особенности кухни в ДОО, особенности приема пищи и т.д. Специально для этой встречи повара приготовили все ингредиенты, из которых готовится борщ. И воспитатели рассказывали и показывали как происходит приготовление этого распространенного первого блюда. Объясняли, как важна каша для детского питания, приводили в пример сказки, пословицы и др.
В ДОО появилась новая традиция – проведение дня национальной культуры, в рамках таких встреч дети разных национальностей могут рассказать о своей семье, культуре, традициях и обычаях. При этом важно не только знакомить с культурой малых народов но и с культурой доминирующего по численности на территории России русского народа. Для осуществления межнационального воспитания, развития культуры межнационального общения могут применяться различные методы, приемы и формы работы [8].
Кратко расскажем о некоторых из них. Художественно- изобразительная деятельность. Дети не только рассматривали рисунки и фотографии костюмов, они с увлечением раскрашивали в раскрасках национальные костюмы, придумывали свои объясняя для какого народа и какие природные особенности они учли, дети рассматривали кукол в национальных костюмах. Интегрированные занятия позволили решить ряд воспитательных задач: от развития эстетического вкуса до развития этнотолерантности. Затем музыкальные, игровые занятия. Поскольку именно в игре дети познают окружающий мир лучше всего, поликультурное воспитание основывается, прежде всего, именно на этом методе, именно на этой форме работы.
Большой интерес вызвало обсуждение национальных игр и вновь дети прослеживали причину популярности игры, интересовались географическими особенностями территории, на которой проживает тот или иной народ. Это потребовало колоссальной подготовки, но результат оправдал усилия, затраченные на разработку и подготовку мероприятия. Читали сказки народов проживающих на территории России.
Особое место в жизни дошкольников занимают мультфильмы, их можно отнести к универсальным средствам межнационального воспитания. В рамках недели развития культуры межнационального общения, детям были показаны мультфильмы цикла «Гора самоцветов», каждый из которых начинается словами о том, в какой стране мы живем, какой у нас герб и флаг, почему именно такая символика государства. Затем следовал краткий рассказ об особенностях образа жизни одного из народов, их традициях и просмотр мультфильма, снятого по сказке того народа с которым знакомились дети. Так дети в увлекательной форме усваивают большой объем познавательной информации, у них формируется интерес к культуре и образу жизни других народов, уважительное отношение ко всем людям нашей планеты в независимости от этнических различий.
Культура межнационального общения воспитателя выступает частью педагогической культуры как общественного явления [4]. Велика роль родителей в воспитании культуры общения в целом и культуры межнационального общения в частности. Не всегда родители осознают значимость этого аспекта воспитания и одна из задач дошкольных учреждений состоит не только в воспитании культуры межнационального общения дошкольников в рамках ДОО, но и подключение к решению этой важной задачи родителей ребенка, актуализации значимости данного вопроса в сознании всех членов семьи.
Литература:
- Абаскалова Н.П. Модель мониторинга «Школы здоровья» с позиций системного подхода // Теоретические и методологические проблемы современных наук: матер. XVIII Междун. научно-практ. конф. – Новосибирск: ЦСРНИ, 2016.- 240 с.
- Беловолов В.А., Беловолова С.П., Ушакова Е.В. Формирование конкурентоспособного специалиста - приоритетное направление деятельности факультета начальных классов // Подготовка конкурентоспособного специалиста на факультете начальных классов: матер. научно-практ. конф. - Новосибирск, 2007. - С. 7-19.
- Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированный подход к конструированию учебного плана в дошкольной образовательной организации // Теоретические и методологические проблемы современных наук: матер. XVIII Междун. научно-практ. конф. - Новосибирск: ЦСРНИ, 2016. - 240 с.
- Касенова Н.Н. Особенности профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в поликультурном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 13.
- Мардахаев Л.В. Основы общей, специальной и социальной педагогики учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университетов. – М., Тула, 2007.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: словарь П.-Я. – М.: Перспектива, 2011.
- Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учеб. пособ. для студ. высш. учебн. завед. - М.: Перспектива, 2016. - 120 с.
- Мусатова О.В. Особенности гендерного самосознания современных младших школьников // Гендерные исследования в гуманитарных науках: сб. ст. по матер. III Междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2015.
- Орлова Р.А. Модель формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения
младших школьников// Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2. - С. 337-344.
- Орлова Р.А., Беловолов В.А. Формирование культуры межнационального общения как социо-педагогический феномен Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №11. - С. 273-283.
- Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. –576 с.
- Суховей Е.А. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе исследовательской деятельности по русскому языку // Сибирский педагогический журнал 2014. -
№ 1. - С. 92-95.
- Толокнова О.В. Изменения в общеобразовательной подготовке средних учебных заведений в 1977-1992 гг. Аспирантский сборник НГПУ – 2003 / Под ред. А.Ж. Жафярова. Ч. 4. – Новосибирск, 2003. – С. 131-136.
- Толокнова О.В. Проблема обеспечения школ квалифицированными педагогическими кадрами в период всеобщего среднего образования // Молодая наука: Сб. научных трудов молодых ученых. Вып. 1 / Отв. ред. Н.С. Уваров. – Куйбышев, 2002.- С. 67-71.
- Ушакова Е.В. Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов как педагогическая проблема
// Сибирский педагогический журнал. 2008. - № 9. - С. 146-159.
- Ушакова Е.В. Формирование техник речевой коммуникации у будущих учителей формирование техник речевой коммуникации у будущих учителей // Сибирский педагогический журнал. 2008. - №10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание культуры поведения при обучении детей дошкольного возраста правилам столового этикета».
Статья «Воспитание культуры поведения при обучении детей дошкольного возраста правилам столового этикета»....
"Воспитание этики межнационального общения между детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Статья «Роль родителей и педагогов в воспитании культуры родного языка у детей дошкольного возраста»
Развитие речи выступает одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей не только в детском саду, но и дома в семье. С возрастом все большую роль, в общем, и специально-речевом развит...
Развитие и воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде.Дошкольный возраст имеет огромное значение в воспитании культуры речевого общения, поск...
«Развитие речи и культуры речевого общения у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности».
познакомить с практическими подходами развития речи детей в образовательном процессе ...
Методические рекомендации педагогам для работы по формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации педагогамдля работы по формированию культуры речевого общенияу детей дошкольного возраста. На современ...