Пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников
статья на тему
В статье рассмотриваются пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_i_sredstva_vospitaniya_etiki_mezhnatsionalnogo_obshcheniya_u_doshkolnikov.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников
Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство и необходимое условие воспитания добрых чувств к представителям разных народов. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно благодаря многонациональному составу детей дошкольных учреждений.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Д.Б.Эльконин утверждает, что в старшем дошкольном возрасте «ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми», в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств, по-видимому связанных с его национальной принадлежностью. Дети становятся чувствительны к национальному фактору. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.
Эмоциональная отзывчивость, складывающиеся предпосылки к эмоциональной саморегуляции, когда эмоции становятся «умными», рождается культура чувств, восприимчивость, открытость, доверчивость ребенка, подражательность, социальная ориентация на точку зрения другого человека, способность ориентироваться в некоторых явлениях общественной жизни, отсутствие этнических стереотипов – все это позволяет формировать этику общения дошкольников с людьми разных национальностей.
Каким же должно быть формирующееся у детей отношение к людям разных национальностей? Безусловно, доброжелательным, уважительным, построенном на интересе и симпатии к сверстникам и взрослым прежде всего своего родного народа, а также иных рас и национальностей. Сегодня мы в полной мере осознаем: человек уже в первые годы своей жизни должен всей душой, всем сердцем полюбить свой родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости. Только тогда он сможет с пониманием и неподдельным интересом отнестись к культуре других народов, проникнуться симпатией и уважением к людям иных национальностей.
Естественно, нельзя воспитывать доброе отношение к людям, не давая определенных знаний о них. Поэтому детей обогащают представлениями о быте, культуре, труде того или иного народа, его высоких нравственных качествах, о том, что сближает, роднит данный народ с другими.
Важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший. Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой и изобразительной, на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и инициативе детей.
Сегодня мы вновь и вновь задумываемся, какие же задачи должны решаться в детском саду в русле обсуждаемой проблемы. По нашему убеждению, у дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения. Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку они взаимосвязаны: воспитывая симпатию к детям разных национальностей (в основном через предлагаемые нами темы: любовь к матери, родным, близким людям; верность к другу и любовь к родной природе), мы вызываем желание дружить с ними; раскрывая нравственные качества, свойственные сверстникам и взрослым каждой национальности, воспитываем уважение к народам, которых они представляют.
Важно также дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший.
Решение названных задач оказывается возможным благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких народах: месте жительства каждого из них; труде; быте; языке, народном творчестве, искусстве. Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой и изобразительной, на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и инициативе детей.
Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и мы все такие разные. Как было бы скучно, неинтересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.
Для развития ярких, образных представлений о каком-либо народе важна последовательность работы. Прежде всего детей знакомят с устным народным творчеством. Через симпатию к героям народных сказок, интерес к потешкам, пословицам и загадкам формируется психологическая готовность к усвоению других знаний. Затем детям читают рассказы, Стихи, показывают фильмы о жизни сверстников определенного народа в целях воспитания дружелюбия к ним. Организуют экскурсии в музей народного творчества, на выставки художественных картин, прикладного искусства, чтобы накапливались впечатления, уточнялись и углублялись имеющиеся представления о народе. Стимулируют возникновение различных видов продуктивной деятельности вне занятий путем внесения национальных кукол, дополнительных иллюстраций, книг, проведения кратковременных бесед с детьми. В деятельности представления детей не только формируются, но и окрашиваются личным отношением к тому или иному народу, углубляются, способствуя развитию интереса, добрых чувств к людям определенной национальности.
Что необходимо учесть педагогу при формировании непосредственного опыта общения со сверстниками разных национальностей? Он должен знать, дети каких национальностей воспитываются в группе, и при равном доброжелательном отношении ко всем не упустить это из виду. Если кто-то из ребят не пользуется симпатией, авторитетом товарищей, ему надо помочь (быть более внимательным к нему, совместно с родителями развивать его умения, способности, замечать достижения, привлекать к делу в качестве помощника, высказывать желание поиграть вместе с ним, отмечать положительные качества ребенка и др.).
Там, где воспитание этики межнационального общения осуществляется систематически и целенаправленно, появление в группе ребенка другой национальности, плохо говорящего по-русски, вызывает у детей положительную реакцию – интерес и доброжелательность. Ведь они уже знают, что у каждого народа свой язык, имели возможность послушать звучание часто употребляемых ими слов на языках некоторых других народов.
Среди множества средств воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей особо выделяется устное народное творчество, в частности народная сказка. Она – кладезь общечеловеческих нравственных ценностей. Сказка глубоко жизненна и бесконечно прекрасна. Не случайно дошкольный возраст называют «порой игр и сказок». Сказки разных народов доступны пониманию детей, они пробуждают у них интерес к быту, труду и искусству людей разных национальностей. Вместе с симпатией, любовью к героям сказок у ребят пробуждается уважение к народу, их создавшему.
Большие возможности для воспитания у детей этики межнационального общения, обладающие огромной силой эмоционально – интеллектуального воздействия таят в себе живопись, декоративно – прикладное искусство и музыка. Детей пленяет красота картин художников, изображающих природу и жителей разных областей России, других стран, изделий народных промыслов, раскрывающих художественный вкус, богатство культуры народа. Прекрасные образы декоративно – прикладного искусства передают нравы и обычаи народов, учат понимать и любить красоту, восхищаться ею, с уважением относиться к труду народных умельцев.
Особое значение игры и прежде всего игры сюжетно - ролевой, творчески состоит в том, что она способствует воспитанию у детей определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку окружающая действительность своеобразно отражается в игре, она, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне выражает свои мысли и чувства, в том числе симпатию, дружеское отношение к людям разных национальностей. Представления детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений.
Чрезвычайно важно воспитывать детей в духе мира, объяснять им значимость, ценность дружбы. Безусловно детей-дошкольников мы только начинаем учить дружбе. С того момента, когда ребенок начинает понимать
значение слова «друг», мы учим его дорожить дружбой: «Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги», «Друзья познаются в беде», «Новых друзей наживай, а старых не забывай». Постепенно ведем ребят от понимания необходимости дружбы между детьми, взрослыми, теми и другими, людьми и природой к первоначальному осознанию важности дружбы между людьми разных национальностей, убеждаем их в этом. При воспитании дружелюбия к сверстникам разных национальностей, в основе которого умение сочувствовать, сострадать, сорадоваться, мы учим детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание и умение помочь, защитить в случае необходимости, т.е. учим доброте – тому, без чего невозможна дружба, да и вообще истинно человеческие отношения.
Однако добрые чувства к людям иных национальностей нельзя воспитывать только путем чтения и рассказывания о дружбе народов, как бы ни были хороши и интересны художественные произведения и беседы. Уважение к человеку, культуру общения с людьми, и в первую очередь сверстниками разных национальностей, формируют с помощью доступных дошкольникам видов деятельности. Детей необходимо упражнять в проявлении добрых чувств. В процессе воспитания симпатии, дружелюбия к сверстникам и уважения к взрослым людям разных национальностей решаются и другие важные задачи. Мы приближаем детей к осознанию самоценности дружбы, учим их жить в мире и согласии, формируем общую культуру ребенка.
Литература
- Знакомство детей с этикой общения: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Л.С.Куприна, Т.А.Бударина.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 400 с.
- Журнал «Дошкольное воспитание».- №8, 2010. – с. 26
- Воспитание у детей этики межнационального общения / Э.К.Суслова. – М.: А.П.О., 2008. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Доклад "Воспитание этики межнационального общения детей дошкольного возраста"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ – САД) № 11 «ЖЕМЧУЖИНКА» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДОКЛАД...
Влияние сюжетно - ролевой игры на воспитание у старших дошкольников этики межнационального общения
В статье рассматривается проблема влияния сюжетно - ролевой игры на воспитание у старших дошкольников этики межнационального общения, а также такие педагогические термины как: сюжетно - ролевая и...
"Воспитание этики межнационального общения между детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Этнопедагогика как средство формирования культуры межнационального общения и гармонизации отношений в обществе
laquo;Зачатки педагогической культуры является общими у всехкультурных групп»Г.С.Волков Россия является многонациональным государством...
Доклад "Воспитание у детей этики межнационального общения"
Воспитание у детей этики межнационального общения...
Статья "Игра как средство воспитания межнационального общения у дошкольников
Статья для педагогов...
Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников
Особое значение игры, и прежде всего игры сюжетно-ролевой, творческой, состоит в том, что она способствует воспитанию у детей определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизн...