«Приключение Симки и Нолика в стране часов»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Шагитова Елена Дмитриевна

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством  игры – путешествия у детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

1.Развивающие: создавать условия диалогического мышления, сообразительности, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

2.Воспитательные: Воспитывать навыки самостоятельной и коллективной работы. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к познавательной деятельности.

3. Обучающие: Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам. Закрепить представления о составе числа 10, навыки счета в пределах 10, взаимосвязь целого и частей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Шагитова Елена Дмитриевна

воспитатель по интеллектуальному развитию

г. Нижнекамск МБДОУ №69

           Конспект занятия по познавательному развитию «Приключение Симка и Нолик  в стране часов»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Тема занятия: Знакомство с часами и составом числа 10, цифрой 10

Используемая образовательная программа:

- Л.Г.Петерсон «Раз - ступенька, два - ступенька»

-  Л.С. Метлина  «Математика в детском саду»

Предварительная работа с воспитанниками: закрепление состава  числа 9, решение логических задач,  закрепить признаки времен года, беседа о времени.

Материалы к занятию:

Демонстрационный - модель циферблата часов с подвижными стрелками; таблица для закрепления знания состава числа 10; цифры 1-10; 9 красных и 9 синих квадратов; презентация (картинки с различными часами).

Раздаточный - модель циферблата часов с подвижными стрелками; 9 красных и 9 синих квадратов, листы с часами без цифр.

Структура занятия:

1.Вводная часть

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию

2. Основная часть

Цель: реализация задач программного содержания

Методические приемы:

1.Путешествие с Фиксиками

- работа с часами

2. Физминутка

3. Закрепление счетных умений в пределах 10

4. «Нарисуй правильно время на часах» (нарисовать на часах стрелки)

3. Итоговая  часть

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством  игры – путешествия у детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

1.Развивающие: создавать условия диалогического мышления, сообразительности, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

2.Воспитательные: Воспитывать навыки самостоятельной и коллективной работы. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к познавательной деятельности. 

3. Обучающие: Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам. Закрепить представления о составе числа 10, навыки счета в пределах 10, взаимосвязь целого и частей. 

Ход занятия:

Организационный момент:

Проводится с детьми игра с мячом «Назови скорее». Дети встают в круг. У воспитателя мяч, она бросает ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос.

Вопросы:

1. Назови первый месяц года?

2. Сколько месяцев году?

3. Какой сейчас месяц?

4. Назови последний месяц года?

5. Какое сейчас время года?

6. Сколько дней в неделе?

7. Какой сейчас день недели?

8. Сколько дней в неделе мы отдыхаем?

9. Какой день недели наступит после воскресенья?

10. Назови второй день недели?

11. В какое время суток мы идем в детский сад?

12. Назови части суток по порядку?

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Давайте присядем на стульчики.

Сегодня к вам в гости пришли Симка и Нолик. ( Включается презентация)

Дети: Здравствуй Симка и Нолик.

Воспитатель: Он хочет вам загадать загадку:

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день, и ночь

Стучим, стучим.

Дети: Часы.

Воспитатель:  Правильно! А ещё у часов  есть две помощницы. Угадайте, кто это?

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка - только раз,

Та, что выше, - каждый час.

Дети: Стрелки часов.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Скажите мне, какие часы бывают?

Дети: Солнечные, водяные, песочные, настенные, ручные.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие часы приготовили вам Фиксики.

Демонстрация на экране различные виды часов.

Воспитатель: Ребята, а для чего нужны часы?

Дети: Чтобы знать точное время и не опаздывать на работу папе и маме, а нам в детский сад.

Воспитатель: Правильно, чтобы знать, когда идти на прогулку, завтракать. Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах как называется? Кто знает? 

Дети: Циферблат.

Воспитатель: Молодцы! Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны?

(Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая (маленькая) проходит по  кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный.)

Дети: Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты.

Воспитатель: Правильно. А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая цифру 1, это значит, что часы показывают 1 час.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Покажите на часах, какое время скажу». Сядем за столы. Перед вами модели часов с подвижными стрелками. Нужно поставить стрелки так, какое время скажу. Начинаем игру.

Воспитатель: Поставьте, на часах стрелки так, чтобы они показывали 5 часов. Как поставили стрелки на часах?

Дети: Короткая стрелка показывает цифру 5, длинная стрелка цифру 12.

(Игра продолжается. Во время работы воспитатель сверяет результаты действий детей (по образцу на доске).

II. Физкультминутка: «Часы».

Сабрина показывает движения.

Наклоны головы то к одному, то к другому плечу:

Тик-так, тик-так-

Все часы идут вот так:

Тик-так.

Дети раскачиваются в такт мятника:

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так,

Тик-так.

Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» - голова наклоняется к правому плечу, потом к левому, как часы и т.д.:

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так.

III. Закрепление счетных умений в пределах 10.

Воспитатель: Я решила вам показать свои сокровища. Посмотрите в мою корзинку, в ней драгоценные камни двух цветов. Рубины и сапфиры. Я люблю порядок во всём. Поэтому прошу вас собрать мои драгоценности так, чтобы получилось 10 разноцветных камней. Давайте разделимся на 2 команды и прошу собрать камни так, чтобы их получилось 10

Ребёнок: На 1 синий и 9 красных.

Воспитатель: Верно. А, вы ребята на столах тоже сложите ваши камни, чтобы получилось 10.

Дети: 1+9.

Воспитатель просит детей сосчитать квадратики на татарском языке.

Воспитатель: Сколько получилось камней?

Дети: ун

Воспитатель: А ещё?

Дети вспоминают все возможные варианты. В случаи затруднения воспитатель позволяет им пользоваться «волшебным домиком» - опорной таблицей для закрепления знания состава числа 10.

Дети: 3 синих и 7 красных. 3+7=10.

Дети: 4 синих и 6 красных. 4+6=10.

Дети: 5 синих и 5 красных. 5+5=10.

Дети: 6 синих и 4 красных. 6+4=10.

Дети: 7 синих и 3 красных. 7+3=10.

Дети: 8 синих и 2красных. 8+2=10.

Дети: 9 синих и 1 красный. 9+1=10.

Воспитатель: Проверьте друг у друга, правильно ли собрали камни? Правильно? У всех так получилось? Молодцы! А теперь прослушайте внимательно стихотворение:

Жил Фиксики у нас,

 Нолик вставал с кроваткики в час,

В два смотрел в калейдоскоп,

В три смотрел он в микроскоп

Он в четыре улыбался,

В пять на качельках  покачался,

В шесть принес запасные гайки,

В семь играл с Симкой в салки,

В восемь - хитро щурил глазки,

В девять - ел и слушал сказки,

В девять – пошёл в кровать поспать,

Потому что в час вставать.

 Воспитатель: Ребята нарисуйте на часах стрелки так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения и рисунками.

В три смотрел он в микроскоп (Три часа)

В шесть тащил запасные гайки (Шесть часов)

В семь играл с Симкой в салки (Семь часов.)

В восемь хитро щурил глазки. (Восемь часов.)

Вопросы.

Сколько времени было на часах, когда Нолик вставал с лежанки? (час)

Сколько времени было на часах, когда Нолик ел и слушал сказки? (9) Сколько времени было на часах, когда принес запасные гайки? (6)

IV. Итог занятия.

Воспитатель: Что нового сегодня интересного вы узнали?

Для чего нужны часы?

Ответы детей.

Воспитатель: А можно прожить без часов? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята! А что вам понравилось? Что бы вы хотели узнать?

Воспитатель: Подняли правую руку вверх и погалдели себя по голове. Молодцы! Все справились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по Познавательному развитию в старшей группе на тему: «Симка и Нолик узнают секреты конфет»

Данный конспект является итоговым мероприятием по детской проектной деятельности в детском саду.  В процессе работы над проектом  дети знакомились с процессом изготовления шоколада, его прои...

"Симка и Нолик в гостях у друзей"

Конспект НОД по ФЭМП...

КВЭСТ на День Знаний "Сокровища Симки и Нолика"

КВЭСТ разрабатывался на День Знаний для детей старшего возраста с ТНР вновь пришедших в ДОУ....

конспект оод "Симка и Нолик в гостях у ребят" (технология портфолио)

осознание ребенком самого себя и своего места в семье и социуме...

Непосредственно образовательная деятельность по художественному развитию: «Лесенка для Симки и Нолика».

Цели: -Формирование навыков и умений раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук.-Развитие мелкой моторики рук;-Развитие активности в процессе лепки;- Развитие воображения, фантазии;-Ф...