Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (2 младшая группа)
рабочая программа по математике (младшая группа) по теме
Данная учебная программа составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapisk6.doc_matematika.doc (103.5 КБ) | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через формирование элементарных математических представлений.
Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия. Сама способность к обобщению и абстрагированию развивается на основе практики выявления свойств реальных предметов, сопоставления и группировки их по выделенным свойствам. Поэтому специальная работа по формированию математических представлений ведется на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой в детском саду.
Данная учебная программа составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводится с сентября месяца 1 раз в неделю до 15 минут с подгруппой детей. Всего 36 занятия в год.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).
Цель программы: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом.
Задачи,
Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.). Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета.
Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Содержание образовательной деятельности
Примерное распределение программного материала на год.
№ П/п | Программное содержание | Количество НОД, где данная тема является основной |
1 2 3 4 5 6 | Образование группы из нескольких(3-5) однородных предметов и выделение из группы одного предмета. Нахождение в ближайшем окружении совокупности одинаковых предметов и одного предмета, сначала специально подготовленных, а затем без подготовки( в комнате, на участке детского сада). Знакомство с кругом, квадратом, треугольником. Обследование и различение фигур. Развитие ориентировки в основных пространственных направлениях от себя: справа (направо), слева (налево), вверху (верхняя), внизу (нижняя), над, под, впереди, сзади. Соотнесение предметов в группах один к одному путем их наложения и приложения друг к другу. Развитие умения выяснять, в какой из групп предметов больше (меньше или поровну). Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте (величине в целом) путем наложения и приложения друг к другу. Воспроизведение заданного количества предметов, звуков, движений по образцу в пределах 1-3 (без счета и называния числа). Формирование представлений о частях суток (утро- вечер, день- ночь). | 3 6 4 4 7 6 |
№ | Программное содержание | Кол-во НОД |
1 | Количество | 14 |
2 | Величина | 8 |
3 | Форма | 6 |
4 | Ориентировка в пространстве | 4 |
5 | Ориентировка во времени | 4 |
Всего | 36 |
Календарно - тематическое планирование
Месяц | НОД | Программное содержание. |
Сентябрь | 1 | Дидактическая игра «Подбери такие же». Учить выделять общий признак предмета. |
2 | Ориентировка в групповой комнате. | |
3 | Дидактическая игра «длинный-короткий» Соотношение предметов путем наложения их друг на друга. | |
4 | Дидактическая игра «Посади на свою скамеечку» Развивать умения видеть общий признак предметов группы.(форма, цвет, величина) | |
Октябрь | 1 | Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур. |
2 | Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький. | |
3 | Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова один, много, мало. | |
4 | Познакомить со способами составления группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного. | |
Ноябрь | 1 | Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем. |
2 | Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по размеру — большой, маленький. | |
3 | Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короче. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного. | |
4 | Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короне. | |
Декабрь | 1 | Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат. |
2 | Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. | |
3 | Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный — короткий, длиннее—короче, одинаковые по длине. Упражнять и находить один и много предметов в окружающей обстановке. | |
4 | Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный —короткий, длиннее — короче. | |
Январь | 1 | Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать выражения по много, поровну. Учить ориентироваться на собственном теле, различать правую и левую руки. |
2 | Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько — сколько. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный —короткий, длиннее — короче. | |
3 | Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий—узкий, шире—уже. Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько —сколько. | |
4 | Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий—узкий, шире—уже. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько — сколько. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. | |
Февраль | 1 | Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения выражениями по много, поровну, столько — сколько. Закреплять навыки Сравнения двух предметов по ширине, учим. пользоваться словами шире - уже, одинаковые по ширине. |
2 | Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько — сколько. Продолжать знакомить с треугольником, сравнивать его с квадратом. | |
3 | Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько — сколько. Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами впереди — сзади (позади), вверху - внизу. Справа (направо) — слева (налево). | |
4 | Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий —низкий, выше —ниже. Упражнять в определении пространственных направлений от себя. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько — сколько. | |
Март | 1 | Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться понятиями столько —сколько, больше—меньше. Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь. |
2 | Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше —меньше, столько — сколько. Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словам и высокий — низкий, выше — ниже. | |
3 | Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения слонами больше — меньше, столько — сколько, поровну. Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник. | |
4 | Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями по много, поровну, столько —сколько, больше—меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте обозначать результаты сравнения соответствующими словами. | |
Апрель | 1 | Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться понятиями столько —сколько, больше—меньше. Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь. |
2 | Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими слонами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять в различении и нахождении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. | |
3 | Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | |
4 | Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький. | |
Май | 1 | Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много. Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди —сзади, вверх у— внизу, слева —справа. |
2 | Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. | |
3 | Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер. | |
4 | Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько — сколько, больше—меньше. |
Педагогическая диагностика образовательного процесса.
Список | Количество | Величина | Форма | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени |
1 | |||||
2 | |||||
3 |
Средства обучения
- Игрушка
- ТСО (магнитофон, ноутбук)
- Демонстрационный материал:
- Фланелеграф или магнитная доска
- Предметные и сюжетные картинки
- Игрушки
- Предметы
- Раздаточный материал:
- Карточки с двумя полосками
- Изображения животных, предметов
- Геометрические фигуры, формы.
Список используемой литературы
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Методическое пособие «Занятия по формированию элементарных математических представлений» И.А. Помораева, В.А. Позина, 2008г.
- «Математика в детском саду». Л.С. Метлина, 1984г.
- «Математика для дошкольников». Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, 1992г.
- «Математика для малышей». Е.В. Сербина, 1992.
Примерное распределение программного материала на год.
№ П/п | Программное содержание | Количество занятий, где данная тема является основной |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Образование группы из нескольких(3-5) однородных предметов и выделение из группы одного предмета. Нахождение в ближайшем окружении совокупности одинаковых предметов и одного предмета, сначала специально подготовленных, а затем без подготовки( в комнате, на участке детского сада). Знакомство с кругом, квадратом, треугольником. Обследование и различение фигур. Развитие ориентировки в основных пространственных направлениях от себя: справа (направо), слева (налево), вверху (верхняя), внизу (нижняя), над, под, впереди, сзади. Соотнесение предметов в группах один к одному путем их наложения и приложения друг к другу. Развитие умения выяснять, в какой из групп предметов больше (меньше или поровну). Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте (величине в целом) путем наложения и приложения друг к другу. Воспроизведение заданного количества предметов, звуков, движений по образцу в пределах 1-3 (без счета и называния числа). Формирование представлений о частях суток (утро- вечер, день- ночь). | 3 6 4 4 7 6 3 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе
Цель: обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с использованием элементов ТРИЗ технологии....
Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (подготовительная группа)
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно -образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по образовательной области «Познавательное разв...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Репка" образовательная область «Познавательное развитие» - раздел: формирование элементарных математических представлений.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Репка" образовательная область «Познавательное развитие» - раздел: формирование элементарных...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Бусинки" образовательная область «Познавательное развитие» - раздел: формирование элементарных математических представлений.
laquo;Математика – царица наук» — это высказывание великого немецкого “короля математиков” Карла Фридриха Гаусса. Ну, скажете Вы, это понятно, о своей профессии все так ...
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений». в средней группе Тема: «Счёт и воспроизведение движений. Ориентация в пространстве ».
Конспект по образовательной области "Познавательное развитие" по ФЭМП...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» возрастная группа: младшая гр.
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» возрастна...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Познавательная развитие. "Раздел: Формирование элементарных математических представлений"
рФормирование элементарных математических представлений...