Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (подготовительная группа)
рабочая программа по математике (подготовительная группа) по теме
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно -образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp.docx (42.37 КБ) | 42.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016г.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений». Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов в основном через игру на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование фигур. Дети не только пользуются известными им знаками и символами, но и находят другие способы условного обозначения фигур, временных и пространственных отношений и т.д.
В подготовительной группе продолжительность образовательной деятельности до 30 минут, 2 раза в неделю, 72 в год.
Сроки реализации: Данная рабочая программа реализуется в течение 2017-2018 учебного года.
Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений»
Цели и задачи
Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи:
Количество и счет. Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Знакомить с числами второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуру по словесному описанию и перечислению, их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению
Ориентировка в пространстве. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Формы работы
• дидактические упражнения и игры;
• подвижные игры, направленные на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур;
• художественная литература и др.
Особенности развития детей целевой группы
К моменту перехода в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Очень важно на основе занятий по математике развивать у детей приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий), пространственное воображение, вариативность мышления.
Планируемые результаты
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
-Называть числа в прямом и (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
- Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
- Различать величину: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его части.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб; проводить их сравнение.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости) лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
- Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца, года; последовательность всех дней недели, времен года.
Система оценки индивидуального развития детей (октябрь, апрель)
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику. По методике Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова
Содержание воспитательно-образовательной работы
Примерное распределение программного материала на год
№ | Программное содержание | Кол |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Деление группы предметов на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком. Объединение частей в целую группу (множество), дополнение, удаление из множества части (частей), сравнение отдельных частей. Установление зависимости между множеством и его частью. Нахождение по части целого и по целому его части. Создать условия для закрепления знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. Отсчитывание предметов по образцу и заданному числу из большего количества. Счет на слух, на ощупь, счет движений (в пределах 10). Счет предметов в пределах 20. знакомство с особенностью образования чисел 11-20 (при условии успешного овладения навыками счета до 10). Формирование внимания независимости числа от пространственно-качественных свойств предметов (цвета, формы, размера), расположение предметов в пространстве, направления счета (слева направо, справа налево, с середины, от любого предмета). Знакомство с цифрами 0 – 9. Определение количественного состава числа из единиц (в пределах 10). Формирование навыков порядкового счета (в пределах 10); уточнение значения вопросов «сколько?», «какой?», «который?», представление о взаимном расположении предметов в ряду: до, после, между, перед, за. Формирование представлений о связях и отношениях между рядом состоящими числами: знание последующего и предыдущего числа для каждого числа натурального ряда в пределах 10, взаимно обратных отношений между рядом стоящими числами в пределах 10 (6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1 др.). Называние чисел в прямом и обратном порядке от любого числа (устный счет) в пределах 10. Называние предыдущего и последующего чисел к названному числу или обозначенному цифрой, называние пропущенного при счете числа, понимание выражений «до» и «после». Создать условия для уточнения приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части. Обеспечить условия для ознакомления с составом чисел из двух меньших (на числах до 10). Создать условия для знакомства с монетами достоинством в 1, 2, 5 рублей, 1, 5, 10 копеек, их набором и разменом. Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычитаний (присчитывание второго слагаемого и отсчитывание вычитаемого по единицы). Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+,-,=). Счет предметов со сменой основания счета (счет групп). Сравнение и измерение длины предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумага в клетку). Развития понимания зависимости результата измерения длины от величины меры. Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры; развитие понимания зависимости результата измерения длины от величины меры. Сравнение предметов по весу (тяжелее – легче). Знакомство с весами. Формирование представлений о геометрических фигурах. Знакомство с многоугольником, эго элементами (углы, вершины, стороны). Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; составление фигур из частей и палочек. Формирование ориентировки на листе бумаги (на странице книги, тетради). Уточнение понятий: выше-ниже, правее-левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, вокруг и т.д. Определение направления движения в пространстве, развитие умения двигаться в соответствии с условными обозначениями; моделирование пространственных отношений с помощью рисунка, схемы, плана. | 3 4 3 3 4 4 5 4 3 4 4 3 5 3 4 4 3 4 3 2 |
итого | 72 |
Перспективно календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | Деление множества на части и объединении его частей | Упражнять в делении множества на части и объединении его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его часть. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько7», «Который по счету?». «На котором месте?». Закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду): слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели |
2. | Деление множества на части и объединении частей в целую группу | Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5. Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их. Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры. |
3. | Количественный счет в прямом и обратном порядке в пределах 10. | Познакомить с цифрами 1 и 2 учить обозначать числа цифрами. Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа. Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках |
4. | Цифра 3. Предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10. | Познакомить с цифрой 3. Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10. Совершенствовать умение сравнивать 10 предметов (по длине, ширине, высоте), располагать их в возрастающем и убывающем порядке, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. |
5. | Цифра 4. Количественный состав числа 5 из единиц. | Познакомить с цифрой 4. Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной из сравниваемых предметов. Развивать умение обозначать в речи свое местоположение относительно другого лица. |
6. | Количественный состав числа 6 из единиц. Цифра 5. | Познакомить с количеством составом числа 6 из единиц. Познакомить с цифрой 5. Закреплять умение последовательно называть дни недели. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. |
7. | Состав числа 6 из единиц. Цифра 6. | Продолжать учить составлять число 6 из единиц. Познакомить с цифрой 6. Уточнить приемы деления круга на 2-4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т.д.). Развивать умение двигаться в пространстве в соответствии с условными обозначениями. |
8. | Состав числа 7 и 8 из единиц. Цифра 7. | Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц. Познакомить с цифрой 7. Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т.д.). Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках. Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели. |
Октябрь | ||
9. | Состав числа 7 и 8 из единиц. Цифра 8. | Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц. Познакомить с цифрой 8. Закреплять последовательное название дней недели. Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу |
10. | Состав числа 9 из единиц. Цифра 9. | Познакомить с составом числа 9 из единиц. Познакомить с цифрой 9. Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа. Развивать глазомер. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы. |
11. | Состав числа 9 из единиц. Цифры от 1-9 | Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц. Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9. Развивать понимание независимости результата счета от его направления. Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче. Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме. |
12. | Состав числа 10 из единиц. Цифра 0. | Познакомить с составом числа 10 из единиц. Познакомить с цифрой 0. Продолжать находить предыдущее число к названному, последующее число к названному. Уточнить представление о весе предметов и относительности веса при их сравнении. Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже. |
13. | Состав числа 10 из единиц. | Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Познакомить с обозначением числа 10. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника. Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение. |
14. | Состав числа 3 из двух меньших чисел. Знакомство с цифрами от 1 до 9. | Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9. Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины, закреплять представления о временах года и месяцах осени. |
15. | Состав числа 4 из двух меньших чисел. | Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10. Развивать умение анализировать форму предметов и их отдельных частей. Совершенствовать представления о весе предметов и умение определять независимо от их внешнего вида одинаково весят предметы или нет. Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели. |
16. | Состав числа 5 из двух меньших чисел. | Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа. |
Ноябрь | ||
17. | Состав числа 6 из двух меньших чисел. | Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на 2 меньших числа. Продолжать знакомить с образование чисел второго порядка в пределах 15. Познакомить с измерением величин с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. |
18. | Состав числа 7 из двух меньших чисел. | Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием второго десятка в пределах 20. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться на листке бумаги в клетку. |
19. | Состав числа 8 из двух меньших чисел. | Учит составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 15. Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться на листке бумаги в клетку. |
20. | Состав числа 9 из двух меньших чисел. | Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Совершенствовать навыки счета в пределах 20. Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать развивать умение ориентироваться на листке бумаги в клетку. |
21. | Состав числа 10 из двух меньших чисел. | Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10. Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры. Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку. |
22. | Количественное и порядковое значение числа в пределах 10. | Закреплять представление о количественном и порядковом значении числа в пределах 10. Закреплять умение составлять число 10 из единиц. Совершенствовать навыки измерения величины предметов; познакомить с зависимостью результатов измерения от величины условной меры. Развивать умение двигаться в пространстве в заданном направлении. Совершенствовать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур. |
23. | Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек. | Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек. Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку. Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру. |
24. | Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей | Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов. Формировать представления о времени, познакомить с песочными часами. |
Декабрь | ||
25. | Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей их набором и разменом. | Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей, их набором и разменом. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Продолжать учить считать по заданной мере в пределах 20. Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам |
26. | Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей их набором и разменом. | Продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене. Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры. Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов. Продолжать учить определять форму предметов и их частей. |
27. | Измерение объема сыпучих веществ с помощью условной меры. | Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять представление о многоугольнике; познакомить с его частными случаями: пятиугольником и шестиугольником. |
28. | Правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры. | Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10. Развивать чувство времени; учить различать длительность временных интервалов в пределах 5 минут. Развивать умение моделировать геометрические фигуры |
29. | Совершенствование умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. | Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. Закреплять представления о последовательности времен и месяцев года. Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств. Упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества |
30. | Закрепление умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. | Закреплять умение раскладывать число на два меньших числа и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. Развивать умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число к названному. Закреплять представления о последовательности дней недели. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение видоизменять геометрические фигуры. |
31. | Арифметические задачи на сложение. | Учить составлять арифметические задачи на сложение. Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
32. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
Январь | ||
33. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, логическое мышление |
34. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и разменом. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, логическое мышление. |
35. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. Знакомство с часами. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку |
36. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. Деление целого на 8 равных частей. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20. Развивать умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и его части. Развивать умение определять местоположение предметов относительно друг друга. |
37. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. Счет предметов по образцу. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение. Упражнять в счете предметов по образцу. Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
38. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение называть зимние месяцы. Совершенствовать умение составлять число из единиц. Упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур. |
39. | Дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом. Продолжать формировать умение определять отрезок прямой линии и измерять его длину по клеткам. Развивать представления о величине предметов. |
40. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. Представление о весе предметов. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Расширять представления о весе предметов. Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры. Совершенствовать умение ориентироваться в клетку, выполнять задания по словесной инструкции. |
Февраль | ||
41. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. Измерение высоты предметов с помощью условной меры. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа. Развивать логическое мышление. |
42. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки счета со сменой его основания. Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку. Развивать логическое мышление. |
43. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки счета со сменой его основания. Закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными обозначениями |
44. | Представление о количественном и порядковом значениях числа. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять представления о количественном и порядковом значениях числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». |
45. | Деление круга на 8 равных частей | Арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в пределах 10. Совершенствовать умение делать круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части. Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. Развивать внимание. |
46. | Ориентировка на листе бумаги в клетку. Арифметические задачи на сложение и вычитание. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10. Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Развивать внимание. |
47. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. Измерение длины предметов с помощью условной меры. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года. |
48. | Составление числа из двух и меньших чисел и раскладывание числа на два меньших числа. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении составлять число из двух и меньших чисел и раскладывать число на два меньших числа. Закреплять представления о монетах достоинством 1. 2, 5, 10 рублей. Развивать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Упражнять в умении определять вес предметов с помощью весов. |
Март | ||
49. | Составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Закреплять умение в последовательном назывании дней недели. Развивать способность в моделировании пространственных отношений между объектами на плане. Развивать пространственное восприятие форм |
50. | Составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Счет в прямом и обратном порядке. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Совершенствовать умение ориентироваться конструировать объемные геометрические фигуры. Упражнять в счете в прямом и обратном порядке. |
51. | Решение арифметических задач на сложение и вычитание. | Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
52. | Составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Ориентирование на листе бумаги в клетку. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
53. | Составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Ориентирование на листе бумаги в клетку. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года. Развивать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
54. | Составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Ориентирование на листе бумаги в клетку. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направления их движения. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
55. | Составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Ориентирование на листе бумаги в клетку. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
56. | Составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Состав числа из двух меньших. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
Апрель | ||
57. | Составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Ориентирование на листе бумаги в клетку. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять представления объемных и плоских геометрических фигурах. Развивать внимание, память и логическое мышление |
58. | Составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Ориентирование на листе бумаги в клетку. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 20. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
59. | Составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
60. | Ориентировка на листе бумаги в клетку. Арифметические задачи на сложение и вычитание. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10. Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Развивать внимание. |
61. | Ориентировка на листе бумаги в клетку. Арифметические задачи на сложение и вычитание. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10. Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Развивать внимание |
62. | Счёт в прямом и обратном порядке в пределах 20. | Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
63. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять представления объемных и плоских геометрических фигурах. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
64. | Арифметические задачи на сложение и вычитание. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
Май | ||
65. | Повторение Ориентировка на листе бумаги в клетку. Работа по закреплению пройденного материала | Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Развивать внимание. |
66. | Повторение. Количественное и порядковое значение числа в пределах 10. Работа по закреплению пройденного материала | Закреплять представление о количественном и порядковом значении числа в пределах 10. Закреплять умение составлять число 10 из единиц. Совершенствовать навыки измерения величины предметов; познакомить с зависимостью результатов измерения от величины условной меры. Развивать умение двигаться в пространстве в заданном направлении. Совершенствовать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур. |
67. | Повторение. Арифметические задачи на сложение и вычитание. Работа по закреплению пройденного материала | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. |
68. | Повторение. Счёт в прямом и обратном порядке в пределах 20. Работа по закреплению пройденного материала | Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
69. | Повторение Составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10 Работа по закреплению пройденного материала | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
70. | Повторение Решение арифметических задач на сложение и вычитание. Работа по закреплению пройденного материала | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
71. | Дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом. Продолжать формировать умение определять отрезок прямой линии и измерять его длину по клеткам. Развивать представления о величине предметов |
72. | Повторение Решение арифметических задач на сложение и вычитание. Работа по закреплению пройденного материала | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память и логическое мышление. |
Список средств обучения
➢ Наглядно – дидактический материал
- Дидактические игры – по разделам;
- Предметные картинки;
- Демонстрационный материал;
- Раздаточный материал;
- Карточки, схемы, таблицы;
- Мелкие игрушки и различные предметы;
- Игрушки;
- Пеналы.
➢ Доска
➢ Панно
➢ Фланелеграф
➢ Календари
➢ Часы
➢ Строительный материал и т.д.
Список литературы
1. Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика – синтез, 2006
2. Волина В. Праздник числа М – 1994
3. Дьяченко О.М. Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М – 1991
4. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М – 1985
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М – 1985
6.Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство: М.; Мозаика-Синтез, 2016
7.Столяр А.А. Давайте поиграем. М - 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной области "Познавательное развитие". Раздел "Ознакомление с окружающим миром" (2 младшая группа)
laquo;Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображени...
Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (2 младшая группа)
Данная учебная программа составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, В. В. Г...
Рабочая программа Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (первая младшая группа)
Перспективное календарно - тематическое планирование для 1 младшей группы по познавательному развитию...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Познавательная развитие. "Раздел: Познавательное"
Задача регионального компонента – способствовать формированию духовно-нравственных ориентаций, развитие творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира....
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Познавательная развитие. "Раздел: Формирование элементарных математических представлений"
рФормирование элементарных математических представлений...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Познавательная развитие. "Раздел: Познавательное развитие"
Познавтельное развитие...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Познавательная развитие. "Раздел: Познавательное развитие"
Формирование элементарных математических представлений...
- Мне нравится (1)