Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в старину» в подготовительной группе №12 компенсирующей направленности
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Голубева Наталья Николаевна

Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (русская печь, ухват, чугунок, лучина, колыбель);

2. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;

3. Обогатить словарь детей новыми словами: русская изба, ухват, чугунок, лучина, колыбелька;

 4. Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

5. Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности

                                            

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №21 города Россоши Россошанского района Воронежской области

                             

                                         Конспект 

непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Путешествие в старину»

                              в подготовительной группе №12

компенсирующей направленности

                                                                 

                                                         Воспитатель: Голубева Н.Н

                                             Россошь 2023 г.

Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. 

Задачи:

1. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (русская печь, ухват, чугунок, лучина, колыбель);

2. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;

3. Обогатить словарь детей новыми словами: русская изба, ухват, чугунок, лучина, колыбелька;

 4. Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

5. Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности

                                             Ход занятия:

Слайд 1

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

(Россия)

Воспитатель: Правильно, Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь, Русь – матушка. Давайте вспомним, как на Руси люди здоровались и поздороваемся с нашими гостями (правую руку на сердце и поклон). Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные.

Воспитатель: Сегодня я вас всех приглашаю в путешествие. Мы окунемся в старые времена и узнаем, как жили люди на Руси, как они вели домашнее хозяйство, растили детей.

 А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте встанем в круг и будем произносить волшебные слова.

Повторяйте за мной:

Ты катись, катись клубок,

Со овражка на мосток.

Только сильно не спеши

Путь - дорожку в старину нам укажи.

(бросаю клубок)

Давайте пойдем за клубочком и узнаем, куда он нас привел.

Отгадайте загадку:

Стоит жилище - деревянные бочища,

Внутри печь, да дрова - это русская …. (изба).

Слайд 2

Воспитатель: Так куда нас привел клубочек?

(ответы детей)

Слайд 3

Много разных и нужных предметов в русской избе, но центральное место в каждом доме занимала печь.

Слайд 4

Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужна печь?

Она давала тепло, в ней готовили пищу, разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду.

Воспитатель: Ребята, чем растапливали печь? (дровами) Давайте покажем, как заготавливали дрова в старину.

Физминутка

Слайд 6

За дровами в лес пойдем (шагают)

И пилу с собой возьмем (шагают)

Вместе пилим мы бревно («пилят», чуть наклонившись вперед)

Очень толстое оно (разводят руками и покачивают головой)

Чтоб дрова пролезли в печку («колют дрова»),

Их разрубим на дощечки.

Молодцы!

Воспитатель: А вы знаете, в чем хозяйка готовила еду в русской печи.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок

Слайд 7

Воспитатель. Смотрите, вот он. Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Слайд 8

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

Да, правильно. В старину семьи были большие, члены семьи рассаживались за стол, на лавки.

Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду.

Воспитатель: В центре стола всегда стоял…

 (самовар).

Слайд 9

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай и прикусывали кусочком сахара. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Садимся с ребятами за стол

Дыхательная гимнастика «Подуй на чай»

Я люблю горячий чай,

Но не пью я сгоряча.

Я на чай слегка подую,

Так его и остужу я.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем освещалось жилище в старину?

Действительно, в то время людям приходилось тяжело без освещения. Люди старались делать работу в светлое время суток. Они ложились спать рано и рано вставали, чтобы успеть многое сделать. А когда темнело в доме, они использовали лучину.

Слайд 10

Воспитатель. Ребята, что же такое лучина? (деревянная палочка). А как бы вы назвали подставку, на которой держится деревянная щепка или палочка? (ответы детей). На самом деле эта подставка называлась светцы. А от какого слова такое название? («свет») Как вы думаете, какой конец зажигали? Как вы догадались? (этот конец тонкий и быстрее загорится).

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, как горит лучина.

(Вспоминаем технику безопасности, садимся за стол зажигаем лучину и наблюдаем)

Много ли света давала лучина?

Вечерами люди собирались около лучины и занимались своими делами. Но лучина быстро прогорала, и ее приходилось менять на новую. Как вы считаете, удобна ли была лучина в использовании? (дымила, быстро прогорала, коптила).

Почему под лучиной стоит миска с водой? (Дома, мебель и домашняя утварь в те далекие времена была сделана из дерева. Если огонь или искра попадали на дерево, то мог начаться пожар и сгореть весь дом. Поэтому под лучину ставили миску с водой).

По большим праздникам для полноты света в избе зажигали дорогие и редкие свечи.

Воспитатель: На Руси в семьях было много детей. Маленьких детей качали в колыбельках. Ее подвешивали к потолку. Положит мама ребеночка в колыбельку, качнет раз – другой, а сама в это время пряжу прядет.

Слайд 11

(Дети подходят к колыбельке и рассматривают её).

Колыбелька - первый домик младенца.

Как вы думаете, почему она так называлась? (Качать, укачивать)

Ответы детей.

Над колыбелью всегда был полог из ситца или холста.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, кажется кто-то плачет.

(плач ребенка в записи)

Воспитатель: Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим. Воспитатель достаёт из люльки куклу.

Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы кукла заснула?

Ответы детей.

Воспитатель: А, как поется колыбельная песня? (ласково, тихо, медленно, негромко, нежно и т.д.)

Ответы детей.

Давайте попробуем спеть колыбельную песенку.

(Дети поют колыбельную)

Баю – баюшки – баю

Не ложися на краю

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

Или

Баю – баю – баю

Куколку качаю

Куколка устала

Целый день играла.

Воспитатель: Ну вот, кажется наша кукла уснула.

Воспитатель: А еще старину люди сами мастерили игрушки. Самой любимой была кукла, сделанная из тряпок, лоскутков.

Слайд 12

Воспитатель: В каждой крестьянской семье таких кукол могло быть очень много. Старшие дети мастерили кукол для самых маленьких. Какая особенность их объединяет? Правильно! Они безликие. Дети, играющие с тряпичной куклой, не имеющей лица, придумывали ей разное настроение (грусть, веселье, удивление). Бабушки и мамы учили детей «вертеть» кукол с пяти лет. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

И пока наша куколка спит, давайте с вами попробуем смастерить куклу в люльке своими руками. Согласны?

Проходите в мастерскую и садитесь за стол.  Давайте сначала разомнем свои ручки.

 Пальчиковая гимнастика «Наша куколка»

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, 
(шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала – 
(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло 
(ребенок кладет руку на стол, а другой закрывает ее)

Воспитатель: Какие красивые куколки у вас получились!

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное называйте. Начнём с меня - ухват…

(Дети называют по очереди старинные слова).

Ребенок: Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Приглашаем наших гостей к столу отведать угощение, да чайком побаловаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект «Социально-коммуникативное развитие» Непосредственно - образовательная деятельность Тема «Путешествие в страну Правдилию» (подготовительная группа)

Задачи: 1)Сформировать у детей представление о положениях Конвенции о правах ребенка, в доступной для них форме.1.     2)Уточнить и закрепить знания детей о своей семье.2....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе №6 компенсирующей направленности с использованием приемов социоигровой технологии.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе №6 компенсирующей направленности с использованием приемов социоигровой технологии.Тема: «Такая разная осень».Цель:...

Конспект образовательной деятельности Прогулка-экскурсия с элементами образовательного геокешинга Тема: «Путешествие к гнезду сороки» (подготовительная группа).К конкурсу "Воспитатель года"-2021

Конспект образовательной деятельности с детьми.Прогулка-экскурсия с элементами образовательного геокешинга. Тема: "Путешествие к гонезду сороки"(подготовительная группа)...

Конспект ООД по развитию математических представлений на тему «Путешествие на ферму» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Конспект ООД по развитию математических представленийна тему «Путешествие на ферму»в подготовительной группе компенсирующей направленности...