Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в старину» в подготовительной группе №12 компенсирующей направленности
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (русская печь, ухват, чугунок, лучина, колыбель);
2. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
3. Обогатить словарь детей новыми словами: русская изба, ухват, чугунок, лучина, колыбелька;
4. Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
5. Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_puteshestvie_v_starinu_.pdf | 1.12 МБ |
konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_starinu_.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №21 города Россоши Россошанского района Воронежской области
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
на тему: «Путешествие в старину»
в подготовительной группе №12
компенсирующей направленности
Воспитатель: Голубева Н.Н
Россошь 2023 г.
Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (русская печь, ухват, чугунок, лучина, колыбель);
2. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
3. Обогатить словарь детей новыми словами: русская изба, ухват, чугунок, лучина, колыбелька;
4. Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
5. Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности
Ход занятия:
Слайд 1
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живём?
(Россия)
Воспитатель: Правильно, Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь, Русь – матушка. Давайте вспомним, как на Руси люди здоровались и поздороваемся с нашими гостями (правую руку на сердце и поклон). Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные.
Воспитатель: Сегодня я вас всех приглашаю в путешествие. Мы окунемся в старые времена и узнаем, как жили люди на Руси, как они вели домашнее хозяйство, растили детей.
А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте встанем в круг и будем произносить волшебные слова.
Повторяйте за мной:
Ты катись, катись клубок,
Со овражка на мосток.
Только сильно не спеши
Путь - дорожку в старину нам укажи.
(бросаю клубок)
Давайте пойдем за клубочком и узнаем, куда он нас привел.
Отгадайте загадку:
Стоит жилище - деревянные бочища,
Внутри печь, да дрова - это русская …. (изба).
Слайд 2
Воспитатель: Так куда нас привел клубочек?
(ответы детей)
Слайд 3
Много разных и нужных предметов в русской избе, но центральное место в каждом доме занимала печь.
Слайд 4
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужна печь?
Она давала тепло, в ней готовили пищу, разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду.
Воспитатель: Ребята, чем растапливали печь? (дровами) Давайте покажем, как заготавливали дрова в старину.
Физминутка
Слайд 6
За дровами в лес пойдем (шагают)
И пилу с собой возьмем (шагают)
Вместе пилим мы бревно («пилят», чуть наклонившись вперед)
Очень толстое оно (разводят руками и покачивают головой)
Чтоб дрова пролезли в печку («колют дрова»),
Их разрубим на дощечки.
Молодцы!
Воспитатель: А вы знаете, в чем хозяйка готовила еду в русской печи.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….
Дети: Чугунок
Слайд 7
Воспитатель. Смотрите, вот он. Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Слайд 8
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).
Да, правильно. В старину семьи были большие, члены семьи рассаживались за стол, на лавки.
Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду.
Воспитатель: В центре стола всегда стоял…
(самовар).
Слайд 9
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай и прикусывали кусочком сахара. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Садимся с ребятами за стол
Дыхательная гимнастика «Подуй на чай»
Я люблю горячий чай,
Но не пью я сгоряча.
Я на чай слегка подую,
Так его и остужу я.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем освещалось жилище в старину?
Действительно, в то время людям приходилось тяжело без освещения. Люди старались делать работу в светлое время суток. Они ложились спать рано и рано вставали, чтобы успеть многое сделать. А когда темнело в доме, они использовали лучину.
Слайд 10
Воспитатель. Ребята, что же такое лучина? (деревянная палочка). А как бы вы назвали подставку, на которой держится деревянная щепка или палочка? (ответы детей). На самом деле эта подставка называлась светцы. А от какого слова такое название? («свет») Как вы думаете, какой конец зажигали? Как вы догадались? (этот конец тонкий и быстрее загорится).
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, как горит лучина.
(Вспоминаем технику безопасности, садимся за стол зажигаем лучину и наблюдаем)
Много ли света давала лучина?
Вечерами люди собирались около лучины и занимались своими делами. Но лучина быстро прогорала, и ее приходилось менять на новую. Как вы считаете, удобна ли была лучина в использовании? (дымила, быстро прогорала, коптила).
Почему под лучиной стоит миска с водой? (Дома, мебель и домашняя утварь в те далекие времена была сделана из дерева. Если огонь или искра попадали на дерево, то мог начаться пожар и сгореть весь дом. Поэтому под лучину ставили миску с водой).
По большим праздникам для полноты света в избе зажигали дорогие и редкие свечи.
Воспитатель: На Руси в семьях было много детей. Маленьких детей качали в колыбельках. Ее подвешивали к потолку. Положит мама ребеночка в колыбельку, качнет раз – другой, а сама в это время пряжу прядет.
Слайд 11
(Дети подходят к колыбельке и рассматривают её).
Колыбелька - первый домик младенца.
Как вы думаете, почему она так называлась? (Качать, укачивать)
Ответы детей.
Над колыбелью всегда был полог из ситца или холста.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, кажется кто-то плачет.
(плач ребенка в записи)
Воспитатель: Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим. Воспитатель достаёт из люльки куклу.
Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы кукла заснула?
Ответы детей.
Воспитатель: А, как поется колыбельная песня? (ласково, тихо, медленно, негромко, нежно и т.д.)
Ответы детей.
Давайте попробуем спеть колыбельную песенку.
(Дети поют колыбельную)
Баю – баюшки – баю
Не ложися на краю
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Или
Баю – баю – баю
Куколку качаю
Куколка устала
Целый день играла.
Воспитатель: Ну вот, кажется наша кукла уснула.
Воспитатель: А еще старину люди сами мастерили игрушки. Самой любимой была кукла, сделанная из тряпок, лоскутков.
Слайд 12
Воспитатель: В каждой крестьянской семье таких кукол могло быть очень много. Старшие дети мастерили кукол для самых маленьких. Какая особенность их объединяет? Правильно! Они безликие. Дети, играющие с тряпичной куклой, не имеющей лица, придумывали ей разное настроение (грусть, веселье, удивление). Бабушки и мамы учили детей «вертеть» кукол с пяти лет. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
И пока наша куколка спит, давайте с вами попробуем смастерить куклу в люльке своими руками. Согласны?
Проходите в мастерскую и садитесь за стол. Давайте сначала разомнем свои ручки.
Пальчиковая гимнастика «Наша куколка»
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло (ребенок кладет руку на стол, а другой закрывает ее)
Воспитатель: Какие красивые куколки у вас получились!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное называйте. Начнём с меня - ухват…
(Дети называют по очереди старинные слова).
Ребенок: Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Приглашаем наших гостей к столу отведать угощение, да чайком побаловаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект «Социально-коммуникативное развитие» Непосредственно - образовательная деятельность Тема «Путешествие в страну Правдилию» (подготовительная группа)
Задачи: 1)Сформировать у детей представление о положениях Конвенции о правах ребенка, в доступной для них форме.1. 2)Уточнить и закрепить знания детей о своей семье.2....
Конспект проведения занятия по развитию речи в подготовительной группе №6 компенсирующей направленности «Путешествие в весёлую страну смеха»
Конспект по развитию речи - составлению рассказа....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе №6 компенсирующей направленности с использованием приемов социоигровой технологии.
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе №6 компенсирующей направленности с использованием приемов социоигровой технологии.Тема: «Такая разная осень».Цель:...
Конспект образовательной деятельности Прогулка-экскурсия с элементами образовательного геокешинга Тема: «Путешествие к гнезду сороки» (подготовительная группа).К конкурсу "Воспитатель года"-2021
Конспект образовательной деятельности с детьми.Прогулка-экскурсия с элементами образовательного геокешинга. Тема: "Путешествие к гонезду сороки"(подготовительная группа)...
Конспект образовательной деятельности Прогулка-экскурсия с элементами образовательного геокешинга Тема: «Путешествие к гнезду сороки» (подготовительная группа).К конкурсу "Воспитатель года"-2021
Конспект образовательной деятельности с детьми....
КОНСПЕКТ проведения интегрированного занятия по ФЭМП в подготовительной группе № 10 компенсирующей направленности тема: «Защитники Отечества»
Конспект ко Дню защитника Отечества...
Конспект ООД по развитию математических представлений на тему «Путешествие на ферму» в подготовительной группе компенсирующей направленности
Конспект ООД по развитию математических представленийна тему «Путешествие на ферму»в подготовительной группе компенсирующей направленности...