Психолого – педагогические основы сенсорного развития и сенсорного воспитания.
статья по математике (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_portf1.docx | 7.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогические основы сенсорного развития и сенсорного воспитания.
Солдаева Н. С.
Завадская С. В.
Россия, г. Тольятти, АНО ДО «Планета детства «Лада», ДОУ № 173.
Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущения ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предметов, с которыми ребёнок непосредственно соприкасается, действует. Ощущения и восприятие в отечественной психологии рассматриваются как особые действия анализаторов направленные на обследование предмета, его особенностей
С восприятия предметов и явлений окружающего мира особенностей начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Огромное значение в развитии ребёнка раннего и дошкольного возраста играет именно сенсорное развитие, т.е. развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Зарубежные (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли) и отечественные (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер и др.) педагоги и психологи считали сенсорное воспитание, направленное на сенсорное развитие, одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущения и восприятия.
Именно сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребёнка. Большое значение для человеческой деятельности, особенно творческой деятельности, имеет высокий уровень сенсорного развития. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка «сенсорной культурой» (М. Монтессори). Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое предполагает не упражнение врождённых способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребёнка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных сотрудников – педагоги и психологи института дошкольного воспитания АПН СССР – А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьяковым и другими.
Это изучение показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов.
Сенсорные эталоны (А.В. Запорожец) – это общественные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе истории, практики выделились системы тех сенсорных чувств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: система мер веса, длины, направлений, геометрических фигур (форм), цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и другие. Каждый сенсорный эталон имеет своё словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объёмные геометрические фигуры и другие.
Освоение эталонных значений проходит 3 периода, которые отражают возможности ребёнка систематизировать полученные им представления о свойствах предметов.
Первый период (до 3 лет жизни) – период сенсорных предэталонов – ребёнок отражает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного длительного приспособления – некоторые особенности формы, величины предметов, расстояние и т.д.
Второй период (до 5 лет) – ребёнок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносятся с определёнными предметами, направлениями, например, овал определяется через форму огурца, круг – мяча.
Третий период (от 5 лет и старше) – происходит усвоение детьми общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета (на основе накопленного опыта и его обобщения под руководством взрослого).
В этот период ребёнок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: небо голубое, крыша у домика треугольная, яблоко как шар и т.д.
Овладение системами перцептивных действий с системами эталонов происходит в тесном единстве и взаимосвязи. С одной стороны, перцептивные действия обеспечивают выделение различных свойств, которые затем обобщаются и приобретают эталонное значение. С другой – овладение эталонами перестраивает перцептивные действия, делает их более обобщёнными, свёрнутыми и целенаправленными.
Ребёнок дошкольного возраста должен овладеть перцептивными действиями, при этом для вычленения первой группы качеств требуются более простые действия, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимания, надавливания для определения твёрдости и мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т.п.
Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не единичное действие, а система действий, производимых в определённой последовательности. Чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выяснить признаки материала: прочность, твёрдость, прозрачность, особенности поверхности и т.д. Например, признаками металла в отличие от других материалов будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении, прочность, особенности звучания при ударе и другие. Для их выделения необходимо владеть системой действий. Система обследовательских действий необходима также для выявления звуковысотных отношений и ритма, звукового состава слова (слушание, проговаривание, движение и т.д.).
С возрастом ребёнка характер обследовательских действий меняется, так, с 3 до 4 лет – характер примитивный, не отличается от манипуляции с предметами, с 4 до 5 лет – носит более целенаправленный характер, с 5 до 7 лет – движения ребёнка более тонкие.
В исследованиях Н.Н. Поддьякова доказывается необходимость обучения детей обследовательским действиям, которые проводятся как специально организованное восприятие предметов в целях выявления тех или иных его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по – разному в зависимости от целей обследования и самих обследовательских качеств.
Существуют общие правила для многих видов обследования: восприятие целостного облика предмета, мысленное деление на основные части и выявление их признаков (формы, величины, цвета, материала и др.); пространственное соотношение частей друг с другом (слева, справа, сверху и т.д.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.
Работы А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгера показали, что необходимо создавать условия для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности. Для осуществления этой цели важны, во – первых, система знаний, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учёта определённых качеств, свойств, отношений; во – вторых, использование сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических игр и упражнений; в – третьих – использование всех видов деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Содержание сенсорного воспитания реализуется на протяжении всего дошкольного детства с учётом тех видов деятельности детей, которые возникают и развиваются у них в разные возрастные периоды.
В результате сенсорного воспитания и сенсорного развития ребёнок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно – образного мышления; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формирование относительной самостоятельности в познавательной и практической деятельности.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности складываются в процессе восприятия, которые определяются усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.
На этой основе могут определяться следующие задачи сенсорного воспитания:
1. Развитие восприятия и ощущения.
2. Развитие у детей перцептивных действий.
3. Формирование у детей систем сенсорных эталонов.
4. Развитие у детей умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.
Список литературы:
1.Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1998.
2.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л.А. Венгера.- М. Просвещение, 1973.
3. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.А. Аванесовой. – М. Просвещение, 1981.
4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Составители: Венгер Л.А. и Дьяченко О.М. – М. Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)
Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...
Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
В данном материале содержится информация о порядке создания ПМПк, его целях и задачах, составе специалистов, о роли взаимодействия психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательн...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ
Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...
Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...