Использование математических игр в группах детского сада
консультация по математике на тему
Данный доклад я подготовила к педагогическому совету 02.11.2010 г.
Можно сказать, что это скорее обобщение моего педагогического опыта работы в ДОУ.
Надеюсь мои наблюдения Вам помогут.
P.S. Данные восстановлены с сайта dou654@edusite.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_matematicheskih_igr.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Белякова, воспитатель
ГОУ Детский сад №654
Технология использования математических игр в группах ДОУ
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания, памяти, воображения, речи. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия.
Основная задача – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и конечно через игры. Важно не просто дать сумму знаний, а научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Необходимым условием, определяющим успешное математическое и интеллектуальное развитие, является моделирование проблемно-игровой ситуации, позволяющей соединить элементы познавательного, учебного и игрового общения, а также позволяющей ребенку занять субъективную позицию и обеспечивающей рост его самостоятельности и творчества.
Главные компоненты проблемно-игровой ситуации тесно связаны между собой: активный осознанный поиск способа достижения результата осуществляется на основе принятия цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.
Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности.
Включение в занятие развивающих игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует увеличению времени работоспособности детей на занятиях.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Кроме того, использование развивающих игр позволяет существенно повысить интерес воспитанников к предмету, позволяет им лучше запомнить материал, а также «раскрепощает» сознание и мышление ребенка. Развивать наглядно - образное и элементы словесно-логического мышления дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития, так как это способствует повышению процесса усвоения ребенком знаний в этой области, формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.
Поскольку развивающие математические игры могут использоваться не только в образовательной деятельности и при этом очень важна роль взрослого, причем она меняется на разных этапах освоения детьми новых игр. При проведении математических игр педагог должен соблюдать определенные принципы:
- Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы.
- Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью игры или сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.
- Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.
- Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. Взрослый выступает в роли «консультанта».
- Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются.
- Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
- Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу. Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полностью). Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
- Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
- Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий.
- Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.
Т.о., использование развивающих игр может осуществляться на всех этапах усвоения знаний: формирование, закрепление, повторение, обобщение, систематизация, оценка и контроль. Игры-занятия - наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ТРИЗ в старшей группе детского сада "Беседа о осени"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Беседа о осени" расчитан на детей старшего дошкольного возраста и относится к разделу "Ознакомление с природой". Для лучшего усвоения понятий и с...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средней группе детского сада.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средней группе детского сада....
Конспект творческого мероприятия с использованием ИКТ в старшей группе детского сада с учётом ФГОС Тема: «День космонавтики»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобзовательная школа №555 с углубленным изучением англиского языка «Белогорье»Приморского района Санкт-Петербурга Структурное ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе детского сада с учётом ФГОС Тема: «Вежливые науки»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобзовательная школа №555 с углубленным изучением англиского языка «Белогорье»Приморского района Санкт-Петербурга Структурное подраз...
Методическая разработка: Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру с использованием ИКТ в подготовительной группе детского сада «В лесу»
Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру в подготовительной группе детского сада. Тема: «В лесу». В конспекте-беседе подобраны стихотворения, загадки про лес. Использу...
Статья об использовании театрализации в старшей группе детского сада
Театрализация пр сказке "Волшебник Изумрудного города"....
Занятие с использованием ИКТ в средней группе детского сада. Тема: «Апельсинчик идет гулять».
Занятие с использованием ИКТ технологий по убучению детей правилам поведения на улице в весенний период....