Методическая разработка: Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру с использованием ИКТ в подготовительной группе детского сада «В лесу»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Лебедева Мария Николаевна

Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру в подготовительной  группе детского сада. Тема: «В лесу». В конспекте-беседе подобраны стихотворения, загадки про лес. Используем презентации "Съедобные грибы" и "Несъедобные грибы", карточки со знаками для дидактической игры, карточки для игры «Узнай дерево по листку" , карточные макеты несъедобные и съедобные грибы .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру в подготовительной  группе детского сада

«В лесу»

Цели:

  • Пробудить интерес к лесу и его обитателям.
  • Познакомить с правилами сбора грибов.
  • Познакомить с правилами поведения в лесу.
  • Вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.

Демонстрационный материал: 

  • Плакаты о лесе
  •  карточки для игры «Узнай дерево по листку»
  • карточные макеты несъедобные и съедобные грибы
  • презентация «Съедобные грибы»
  • презентация «Несъедобные грибы»
  • конверт с письмом от Старика-Годовика
  • Карточки со знаками для дидактической игры: «Не разводить костёр», «Не шуметь», «Не ломать ветки», «Не рвать растения», «Не разорять птичьи гнёзда», «Не портить кору деревьев», «Не брать с собой собаку», «Не топтать грибы», «Не трогать детенышей зверей», «Не мусорить».

Содержание организованной деятельности детей.

Организационный момент.

Воспитатель:

         Ребята, отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

(ЛЕС)

(ответы детей)

Воспитатель:

Ребята, вы были в лесу? (ответы детей)

Вы  любите гулять в лесу? (ответы детей)

Что вы видели в лесу? (ответы детей)

Чем запомнилась прогулка? (ответы детей)

Знаете, какие деревья растут в лесу? (ответы детей)

Воспитатель:

        Нам с вами пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно!?

        А письмо нам прислал Старик-Годовик. (открываем письмо)

        Старик-Годовик пишет нам (читаем письмо):

«Вы детки разумные, умные. У меня случилась беда, злой волшебник заколдовал мой лес. Мне нужна ваша помощь, что бы расколдовать мой лес. Вам нужно разгадать вот такие  загадки:

(воспитатель читает загадки, а дети отгадывают)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту – в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличии от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница).

Она весну встречает,

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платье в полоску

Ты узнаешь ….. (березку)?

                        Я из крошки-бочки вылез

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз ни туч.

Я накормлю свиней и белок,

Ничего что плод мой мелок. (Дуб)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Будто снежный шар бела

По весне она цвела.

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)

Хоть он совсем хрупкий,

А спрятался в скорлупку,

Заглянешь в серединку, увидишь сердцевинку.

Из плодов он тверже всех,

Называется ….. (орех)

Что дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные коралы.

(Рябина)

Воспитатель:

Вот мы и помогли Старику-Годовику разгадать загадки и расколдовать лес.

Давайте, ребята, поиграем в игру «Узнай дерево по листьям».

Воспитатель показывает детям карточки с изображением листьев деревьев, дети называют их.

Воспитатель:

Много разных деревьев растёт в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, и нуждаются в защите и бережном отношении.

Родился маленький дубок

И я стою и не дышу

Родился маленький дубок,

Он по колено ландышу.

Он под защитою травы

И в землю не глубок

Из жёлудя родился,

И в жёлудь бы укрылся-

В тень листиков дубок.

Л.Николаенко.

Воспитатель:

 Какую роль играет лес в жизни животных и человека?

Лес - защитник человека.

Лес - родной дом растениям и животным.

Лес - помощник земледельца.

Лес - украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.

Воспитатель:

Как, ребята, вы понимаете эти слова?

Не зря о лесе говорят:

Лес богатство и краса,

Береги свои леса.

Враг природы тот,

Кто леса не бережёт!

(ответы детей)

Воспитатель:

Да лес - это богатство нашей страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю. Кормит людей, животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.

Воспитатель:

Дети, а зачем, с какой целью вы ходите в лес?

Дети:

         Отдохнуть,  полюбоваться цветами,  подышать чистым воздухом.  Послушать голос леса: тишину, шелест листвы, пение птиц.  Полакомиться ягодами,  собрать грибы. Погулять.

Воспитатель:

Как вы думаете, о чём дальше пойдёт речь?

Спрячется за пень,

Шапка набекрень.

Кто подходит близко-

Кланяется низко.

(Гриб)

 Воспитатель:

А сейчас мы с вами посмотрим про грибы. (просмотр презентаций: «Съедобные грибы» и «Несъедобные грибы»)

Воспитатель:

Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие грибы вы знаете? Отгадайте загадки о грибах.

 (дети отгадывают загадки, а воспитатель показывает карточные макеты съедобных и несъедобных грибов)

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ...(боровик)

***

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ...(подосиновик)

***

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ...(опята)

***

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок ...(масленок)

***

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы ...(волнушки)

***

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые ...(лисички)

***

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ...(мухомор)

***

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые ...(поганки)

***

Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)

***

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это – ...(сыроежки)

***

Под осиною ребятки бегают, играют в прятки.

Где один покажется – там и другой окажется. (Подосиновики)

***

Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.

Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

***

Он в лесу стоял, никто его не брал,

В красной шапке модной, никуда не годный. (Мухомор)

***

Что за ребятки на пеньках столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой? (Опята)

***

Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут ...(маслёнок)

***

В шляпке розовой мохнатой, – но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко, для соления ...(волнушка)

Дидактическая игра «Найди знак».

Воспитатель читает короткое стихотворение, а ребенок, правильно ответивший, подходит к столу и показывает карточку.

Карточки со знаками:

- «Не разводить костёр»,

- «Не шуметь»,

- «Не ломать ветки»,

- «Не рвать растения»,

- «Не разорять птичьи гнёзда»,

- «Не портить кору деревьев»,

-«Не брать с собой собаку»,

-«Не топтать грибы»,

-«Не трогать детенышей зверей»,

-«Не мусорить».

Стихотворения:

1

Что бы лес дружил с тобой,

Мусор уноси с собой!

2

НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева- деточка.

3

НЕ порть кору деревьев
Автографом своим,
Что ты тут был, поверим,
Но лучше б ты не был!

4

НЕ бери собаку в лес:
Видишь, пёс в гнездо полез.
Он не понимает,
Что птенцов пугает!

5

Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!

6

Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.

7

Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери! 

8

Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши! 

9

НЕ рвите в лесу букеты,
Запомнить надо про это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!

10

Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!

11

НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!

12

Увидел детеныша,

Ты отойди,

С собою его - ты не бери!

Итог НОД:

Ребята, лес – это большой дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. Хозяин всего этого огромного лесного царства – Старик-Годовик. Он следит за порядком в лесу, за чистотой, охраняет лес от браконьеров и пожаров.

Если вы знаете правила поведения в лесу, то Старик-Годовик всегда вам будет рад.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ

Слайд 2

МОХОВИК

Слайд 3

БЕЛЫЙ ГРИБ

Слайд 4

ПОДОСИНОВИК

Слайд 5

РЫЖИК

Слайд 6

ЛИСИЧКИ

Слайд 7

МАСЛЯТА

Слайд 8

ВОЛНУШКИ

Слайд 9

СЫРОЕЖКА

Слайд 10

ПОДБЕРЕЗОВИК


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ

Слайд 2

ЛОЖНОДОЖДЕВИК

Слайд 3

ПОГАНКА

Слайд 4

МУХОМОР

Слайд 5

САТАНИНСКИЙ ГРИБ

Слайд 6

Паутинник фиолетовый

Слайд 7

СВИНУШКА

Слайд 8

ЛОЖНЫЕ ОПЯТА

Слайд 9

ВАЛУЙ

Слайд 10

РОГАТИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Кроссворд: "Инструменты".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста знакомятся со строительными инструментами....

Методическая разработка по теме «Художественная литература как средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста»

Целью данной методической разработки является повышение познавательного интереса детей к окружающей действительности через художественную литературу. Методическая разработка может быть реком...

Конспект занятия по теме «Библиотека» Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада

ЦеЦЦель: Сформировать у детей представление о библиотеке.Задачи:1. Дать знание, что такое библиотека.2. Познакомить с историей создания книги.3. Познакомить с работой библиотекаря.4. Обогащение речи н...

Методическая разработка Речевая гимнастика - как средство развития речи на физкультурном занятии в детском саду

laquo;Азбука речегимнастики для дошкольников»:поквартальное распределение речевой гимнастики и речетативов...

Авторская методическая разработка "Проведение комплексных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с использованием дидактики программы: «Разговор о здоровье и правильном питании»

ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИКИ ПРОГРАММЫ:«РАЗГОВОР О ЗДОРОВЬЕ И ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»...

Конспект методической разработки занятия совместной деятельности по развитию речи в средней группе детского сада

laquo;Составление описательного рассказа Поздняя осень с элементами мнемотехники»....