Методика развития количественных предстовлений у дошкольников в период дочисловой деятельности (3-4 года)
методическая разработка (младшая группа) по теме
Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, многократно проговорить нужные термины (повторить за воспитателем или ответить на вопрос).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 41.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(3-4 ГОДА)
ПЛАН
- Анализ программных задач.
- Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения.
Анализ программных задач
Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.
- Учить видеть множество и выделять его элементы:
а) на ограниченном пространстве;
б) в подготовленной обстановке.
Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одного», «немного», «несколько».
3. Учить составлять множества:
а) из одинаковых элементов;
б) из разных элементов;
в) из подмножеств.
Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу».
4. Учить сравнивать множества по количеству:
а) на глаз (резко контрастные по количеству);
б) путем соотнесения «один к одному» (установлением
взаимно однозначного соответствия):
- способом наложения;
- способом приложения;
- составлением пар;
- соединением рисунков линиями и др.
Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столько — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше».
5. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один
элемент.
Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать
поровну?».
Методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного» (задачи № 1, 2, 3, 4-а)
Предварительная работа
В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется предметно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия «много» (больше трех), «мало» (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе
Особенности наглядного материала
Демонстрационный материал является раздаточным. Используются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечками, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шариками, музыкальные инструменты и др.
Методика обучения
Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.
Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, многократно проговорить нужные термины (повторить за воспитателем или ответить на вопрос).
Фрагмент игры «Мячики»
Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие красные мячи, корзина, коробка.
Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспитатель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.
Речь воспитателя | Речь детей |
— Возьми один мяч | |
— Какой он? Погладь его | — Маленький, красный, гладкий |
— Что с ним можно делать? | — Покатать, поиграть |
— Покатай, поиграй | |
— Возьми еще один мяч, другой | |
— Расскажи о нем | — Большой, синий, гладкий |
— Дай мне один мяч | |
— Сколько у тебя мячей? | — Один мяч |
— А у меня сколько мячей? | — Один мяч |
— По скольку у нас мячей? | — По одному мячу |
— Собери все красные мячи в коробку | — Один мяч, один мяч,... |
— Сколько мячей в коробке? | — Много мячей |
— А у тебя в руках сколько мячей? | — Ни одного мяча |
— Собери все синие мячи в корзину | — Один мяч, один мяч,... |
Речь воспитателя | Речь детей |
— Сколько мячей в корзине? | — Много мячей |
— А в коробке? | — Много мячей |
— Поскольку синих и красных мячей? | — Синих и красных мячей по многу |
— Дай мне несколько красных мячей | |
— Сколько красных мячей осталось в коробке? | — Мало мячей. Немного мячей |
— Где больше мячей: в коробке или в корзине? | — В корзине мячей больше, чем в коробке |
— Где меньше мячей? | — В коробке мячей меньше, чем в корзине |
Дидактические игры | Наглядный материал и организация | Основная задача | Ключевые задания и вопросы |
«Мячики» | Много маленьких красных и больших синих мячей на ковре. В стороне коробка и корзинка | Учить видеть «один», «много», «ни одного» в подготовленной обстановке. Учить выделять и называть различные свойства предметов. Учить составлять множества из одинаковых элементов. Учить сравнивать множества по количеству на глаз | — Что это? — Сколько? — Какой? — Возьми. — Что с ним можно делать? — Покатай, погладь, покидай. - Дай. — Поскольку? — Собери. — Чего больше? — Чего меньше? |
«Догони мяч» | Воспитатель вносит корзину с мячами (по количеству детей) | Учить видеть и составлять множества из одинаковых элементов. Учить выделять один элемент из множества | — Что это? — Сколько? — Догоните по одному. — Поскольку у каждого? — Какой? — Что с ним можно делать? — Соберите мячи в корзинку |
«Отбери от кубиков шарики» | Воспитатель ввозит машину с кубиками и шариками (по количеству детей). В стороне коробки двух цветов | Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и называть цвет и форму предмета. Учить группировать предметы по указанному признаку | — Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — Поскольку? — Собери кубики в красную коробку, а шарики в синюю коробку |
«Прогулка кукол» | Машина с разными куклами (по количеству детей). На полу короткая и длинная дорожка | Учить видеть и составлять множества из разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному». Повторить понятия «длинный», «короткий» | — Что это? Сколько? Какие? — Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчики — по короткой дорожке. — Как сделать так, чтобы в машине стало много кукол? |
«Игрушки на столе» | Разные игрушки (по количеству детей) на столе | Закрепить умение видеть и составлять множества из разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному» | — Что это? Это? Это?... — Как их можно назвать, одним словом? — Сколько игрушек? — Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй. — Поскольку у вас игрушек? — Как сделать так, чтобы на столе стало много игрушек? |
«Сбор урожая», «В лесу», «Поможем белке собрать грибы» и др. | На ковре различные предметы (яблоки, шишки, грибы...) | Закрепить умение видеть и составлять множества из одинаковых и разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» | — Что это? — Сколько? — Возьмите по одному. — Сколько взял? — Поскольку у каждого? — Как сделать много? — Поставьте по одному. — Сколько стало? — Как сделали много? |
«Вазы с флажками» | Три вазы с желтыми, красными, зелеными флажками на столе | Учить составлять множество из подмножеств. Повторить понятия «вверху», «внизу», «впереди», «сзади», «справа», «слева». Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» | — Что это? — Какие? — Сколько? — Возьмите по одному. — Помашите вверху, внизу, справа... — Красные флажки поставьте в красную вазу, желтые — в желтую, зеленые — в зеленую. — Поскольку флажков в каждой вазе? — Поставим все флажки в одну вазу. — Сколько стало? |
«Рыбки в пруду» | Таз с водой, пластмассовые рыбки трех цветов (по количеству детей) | Закрепить умение составлять множество из подмножеств. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» | — Давайте сделаем пруд. — Кто плавает в пруду? — Что это? — Сколько? Какие? — Возьмите по одной. — Запустите красных рыбок в пруд, теперь желтых ... — Поскольку рыбок каждого цвета? — Сколько всего рыбок? |
«Матрешки на прогулке» | На грузовике двухместные матрешки, на столе два круга, две полоски двух размеров (большие и маленькие) | Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Повторить понятия «большой», «маленький». Закрепить умение рас- полагать предметы вряд и по кругу | — Как матрешки пляшут? — Что это стучит внутри? — Кто это? Какие? — Поставьте больших матрешек на большой круг, маленьких — на маленький. — Какой это хоровод? Это? — Сделайте на большой полоске ручеек из больших матрешек, на маленькой — из маленьких. — Какой это ручеек? Это? |
отнеси» (1 вариант) | На стульях разложены игрушки (1 мишка, много матрешек, 1 ведро, много сов- ков...) | Учить находить «много» и «один» на ограничен- ной площади | — Какие предметы лежат на стульях? Сколько их? — Возьми одного мишку, отнеси туда, где много матрешек... — Сколько взял? — Сколько на стуле предметов? |
Методика обучения сравнению множеств по количеству способами наложения и приложения (задачи № 4-6, 5)
Предварительная работа
Во второй младшей группе дети уже умеют работать с множествами. Видят и составляют группы предметов, выделяя их существенные признаки. Им интересно сравнивать группы по количеству, причем они испытывают тягу к составлению равночисленных множеств. Это является основой для обучения сравнению множеств путем наложения. Необходимо научить их правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному») между предметными множествами, уравнивать группы по количеству, добавляя и убирая один предмет. Это подготовит детей к счетной деятельности и к усвоению понятия числа (образованию соседних чисел).
Наглядный материал
- Игрушки, строительный материал;
- Конструкторы, объемные геометрические формы;
- Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.).
- Наборы картинок и геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).
- Однополосные (для наложения) (рис. 1) и двухполосные (для приложения) (рис. 2) карточки-считалочки (демонстрационные и раздаточные).
Последовательность использования наглядного материала
Объемные игрушки и предметы -------- карточки –считалочки с картинками ------ картинки и чистые карточки ----- геометрические фигуры
Методика обучения
Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения, затем — приложения. Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала.
Фрагмент занятий
Программные задачи | Наглядный материал | Речь воспитателя | Речь детей |
Дать понятия «больше — меньше» | Однополосные карточки-считалочки демонстрационные и раздаточные | — Что это? | — Цветы |
— Сколько? | — Много цветов | ||
— Что это? | — Бабочки | ||
— Сколько? | — Много бабочек | ||
—Поскольку цветов и бабочек? | — Цветов и бабочек по многу | ||
— Бабочки сели на цветочки. Один цветок— одна бабочка, один цветок — одна бабочка... | — Один цветок —одна бабочка, один цветок — одна бабочка... | ||
— На все цветочки сели бабочки? | -Да | ||
— Что можно сказать про цветы и бабочек? | Дети используют разные формулировки.) | ||
— Как еще можно сказать? | |||
— Одна бабочка улетела. Что теперь можно сказать? | |||
— Чего меньше? | — Бабочек меньше, чем цветов | ||
— Чего больше? | — Цветов больше, чем бабочек | ||
— Бабочка прилетела. Что можно сказать? | — Их стало опять поровну | ||
— Цветочек сорвали. Чего теперь меньше? | — Цветов меньше, чем бабочек | ||
— Чего больше? | — Бабочек больше, чем цветов |
Работа с демонстрационным материалом | ||||
Научить уравнивать множества по количеству, добавляя и убирая один предмет | Картинки демонстрационные | — Кто это? | — Белочки | |
— Сколько? | — Много белок | |||
— Что это? | — Шишки | |||
— Сколько? | — Много шишек | |||
—Покольку белок и шишек? | — Белок и шишек по многу | |||
— Белочки стали собирать шишки | — Одна белка — одна шишка... | |||
— Всем ли белкам хватило шишек? | — Нет, одной белке не хватило шишки | |||
— Что можно сказать про белок и шишки? | — Шишек меньше, чем белок. Белок больше, чем шишек | |||
— А что нужно сделать, чтобы белок и шишек стало поровну? | — Добавить одну шишку | |||
— Добавим одну шишку | ||||
—Что теперь можно сказать? | — Стало поровну (и другие формулировки) | |||
— Что мы сделали, чтобы белок и шишек стало поровну? | — Добавили одну шишку | |||
— А как можно было сделать по-другому? (Воспитатель убирает одну шишку.) | — Убрать одну белку | |||
— Уберем одну белку. Что теперь можно сказать? | (Различные формулировки) | |||
— Как мы сделали поровну? | — Убрали одну белочку | |||
Работа с раздаточным материалом | ||||
Раздаточные чистые полоски и геометрические фигуры (5 квадратов, 4 круга) у каждого ребенка на парте | - Положите перед собой полоски | |||
- что у вас на подносе | - квадраты, круги | |||
- возьмите в руку один квадрат. Что вы про него знаете? | (дети вспоминают свойства фигур) | |||
- возьмите в руку один круг. Что вы про него знаете? | ||||
- по скольку квадратов и кругов? | - квадратов и кругов по многу | |||
- разложите квадраты на полоске в ряд. Берите по одному правой рукой. Раскладывайте слева направо | - один квадрат, один квадрат… | |||
- а теперь на каждый квадрат положите по одному кругу | - один квадрат – один круг, один квадрат – один круг… | |||
- на всех ли квадратах лежат круги? | - нет. На одном квадрате нет круга | |||
- что про них можно сказать? | - квадратов больше, чем кругов | |||
- как еще можно сказать? | - кругов меньше, чем квадратов | |||
- а как сделать поровну? | - добавить один круг | |||
- возьмите у меня по одному кругу, добавьте | ||||
- что теперь можно сделать? | - квадратов и кругов поровну (и другие формулировки) | |||
- что мы сделали, чтобы квадратов и кругов стало поровну? | - добавили один круг | |||
- ну-ка, верните мне по одному кругу. А как можно сделать поровну по-другому? | - убрать один квадрат | |||
- уберите один квадрат. Что теперь можно сказать? | (дети делают различные формулировки) | |||
- как мы сделали поровну? | - убрали один квадрат | |||
вывод: поровну мы делали двумя способами: добавляли один предмет и убирали один предмет |
Замечание. Понятия «больше» и «меньше» даются одновременно. Необходимо добиваться от детей различных вариантов ответов на один вопрос и обязательно проговаривать концовки («кругов меньше, чем квадратов»).
Обучение сравнению множеств по количеству способом приложения идет в той же последовательности, что и способом наложения. Чтобы предотвратить ошибки детей, необходимо:
- показать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения;
- обсудить правила работы на карточке, понятия «над» и «под» применительно к ориентировке на листе бумаги;
- показать приемы работы сначала на вертикально расположенной плоскости (чтобы не подсовывали один предмет под другой);
- требовать проговаривать при работе: «один цветок — одна бабочка,...» (чтобы не увлекались обкладыванием со всех сторон).
Дидактические игры
«Зайцы в огороде», «Белки на прогулке», «Угостим кукол чаем», «Петрушкины гости», «Что изменилось?» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития количественных представлений у дошкольников
В презентации "Особенности развития количественных представлений у дошкольников" представлен материал поэтапной счетной деятельности детей дошкольного возраста. Материал предназначен для воспитателей ...
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.
Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 2. Методика развития музыкального восприятия как основы творческой деятельности детей дошкольного возраста
Тема 1Тема 2Тема 3Практическая работа....
Конспект ОД по развитию количественных представлений у детей 1 - ой младшей группы (2 - 3 года) "Один - много"
ОД проводится с целью диагностирования уровня усвоения детьми пройденного программного материала по темам «Количество и счёт», «Величина и форма». ОД проводится в интересной иг...
Консультация для педагогов "Особенности развития количественных представлений у дошкольников".
Основные этапы развития количественных представлений дошкольников в зависимости от возраста....
Конспект ООД по развитию количественных представлений для дошкольников.
Конспект ООД по развитию количественных представлений для дошкольников. Старшая группа. Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, ху...
Методика развития количественных представлений
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙУ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(3-4 ГОДА)...