Методика развития количественных предстовлений у дошкольников в период дочисловой деятельности (3-4 года)
методическая разработка (младшая группа) по теме

Рыбаконенко Раиса Алексеевна

Вначале занятия по математике проводятся в форме дидак­тической игры, затем дидактическая игра является одной из час­тей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, мно­гократно проговорить нужные термины (повторить за воспитате­лем или ответить на вопрос).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(3-4 ГОДА)

ПЛАН

  1. Анализ программных задач.
  2. Методика решения каждой задачи:

а)        предварительная работа;

б)        особенности наглядного материала;

в)        методика обучения;

г)        этапы усложнения;

д)        дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.

  1. Учить видеть множество и выделять его элементы:

а)        на ограниченном пространстве;

б)        в подготовленной обстановке.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одного», «немного», «несколько».

3.        Учить составлять множества:

а)        из одинаковых элементов;

б)        из разных элементов;

в)        из подмножеств.

Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу».

4.        Учить сравнивать множества по количеству:

а)        на глаз (резко контрастные по количеству);

б)        путем соотнесения  «один к одному»  (установлением
взаимно однозначного соответствия):

  • способом наложения;
  • способом приложения;
  • составлением пар;
  • соединением рисунков линиями и др.

Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столько — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше».

5.        Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один
элемент.        

Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать
поровну?».

Методика обучения понятиям «один», «много», «ни одного» (задачи № 1, 2, 3, 4-а)

Предварительная работа

В 1-й младшей группе детского сада занятия по математике не проводятся, но работа по математическому развитию детей уже идет на других занятиях и в других режимных процессах. Накапливаются знания об окружающих предметах («что это?», «какой?») и их совокупностях («сколько?»), формируется предметно-практическая деятельность, идет обогащение сенсорного опыта На занятиях по развитию речи детей делят на подгруппы по 5-6 человек, близких по уровню развития речи (говорящие хорошо, говорящие своеобразно, не говорящие). Вводят понятия «много» (больше трех), «мало» (меньше трех), учат использовать существительные во множественном и единственном числе

Особенности наглядного материала

Демонстрационный материал является раздаточным. Используются объемные предметы, игрушки, кубики, шарики строительный материал, вкладыши, пирамидки с тремя колечками, матрешки двух-, трехместные, палочки с наборными шариками, музыкальные инструменты и др.

Методика обучения

Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей группе дети делятся по подгруппам по уровню развития, затем занятия проводятся со всей группой. В специализированных детских садах деление по подгруппам на математических занятиях идет на всех годах обучения.

Так как мышление у детей наглядно-действенное, каждое слово воспитателя сопровождается показом, а любое действие сопровождается словом. Ребенок обязательно должен каждый объект взять в руки, рассмотреть его, подействовать с ним, многократно проговорить нужные термины (повторить за воспитателем или ответить на вопрос).

Фрагмент игры «Мячики»

Наглядный материал: большие синие мячи, маленькие красные мячи, корзина, коробка.

Организация: подгруппа детей (или один ребенок) и воспитатель сидят на ковре, вокруг лежат много мячей.

Речь воспитателя

Речь детей

— Возьми один мяч

— Какой он? Погладь его

— Маленький, красный, гладкий

— Что с ним можно делать?

— Покатать, поиграть

— Покатай, поиграй

— Возьми еще один мяч, другой

— Расскажи о нем

— Большой, синий, гладкий

— Дай мне один мяч

— Сколько у тебя мячей?

— Один мяч

— А у меня сколько мячей?

— Один мяч

— По скольку у нас мячей?

— По одному мячу

— Собери все красные мячи в коробку

— Один мяч, один мяч,...

— Сколько мячей в коробке?

— Много мячей

— А у тебя в руках сколько мячей?

— Ни одного мяча

— Собери все синие мячи в корзину

— Один мяч, один мяч,...

Речь воспитателя

Речь детей

— Сколько мячей в корзине?

— Много мячей

— А в коробке?

— Много мячей

— Поскольку синих и красных мячей?

— Синих и красных мячей по многу

— Дай мне несколько красных мячей

— Сколько красных мячей осталось в коробке?

— Мало мячей. Немного мячей

— Где больше мячей: в коробке или в корзине?

— В корзине мячей больше, чем в коробке

— Где меньше мячей?

— В коробке мячей меньше, чем в корзине

Дидактические игры

Наглядный материал и организация

Основная задача

Ключевые задания и вопросы

«Мячики»

Много маленьких красных и больших синих мячей на ковре. В стороне коробка и корзинка

Учить видеть «один», «много», «ни одного» в подготовленной обстановке. Учить выделять и называть различные свойства предметов. Учить

 составлять множества из одинаковых элементов. Учить сравнивать множества по количеству на глаз

— Что это? — Сколько? — Какой? — Возьми. — Что с ним можно делать? — Покатай, погладь, покидай. - Дай. — Поскольку? — Собери. — Чего больше? — Чего меньше?

«Догони мяч»

Воспитатель вносит корзину с мячами (по количеству детей)

Учить видеть и составлять множества из одинаковых элементов. Учить выделять один элемент из множества

— Что это? — Сколько? — Догоните по одному. — Поскольку у каждого? — Какой? — Что с ним можно делать? — Соберите мячи в корзинку

«Отбери от кубиков шарики»

Воспитатель ввозит машину с кубиками и шариками (по количеству детей). В стороне коробки двух цветов

Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и называть цвет и форму предмета.

Учить группировать предметы по указанному признаку

— Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — Поскольку?

— Собери кубики в красную коробку, а шарики в синюю коробку

«Прогулка кукол»

Машина с разными куклами (по количеству детей). На полу короткая и длинная дорожка

Учить видеть и составлять множества из разных элементов.

Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному».

Повторить понятия «длинный», «короткий»

— Что это? Сколько? Какие?

— Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчики — по короткой дорожке.

— Как сделать так, чтобы в машине стало много кукол?

«Игрушки на столе»

Разные игрушки (по количеству детей) на столе

Закрепить умение видеть и составлять множества из разных элементов.

Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному»

— Что это? Это? Это?...

— Как их можно назвать, одним словом?

— Сколько игрушек?

— Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй.

— Поскольку у вас игрушек?

— Как сделать так, чтобы на столе стало много игрушек?

«Сбор урожая», «В лесу», «Поможем белке собрать грибы» и др.

На ковре различные предметы (яблоки, шишки, грибы...)

Закрепить умение видеть и составлять множества из одинаковых и разных элементов.

Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу»

— Что это? — Сколько? — Возьмите по одному. — Сколько взял? — Поскольку у каждого? — Как сделать много? — Поставьте по одному. — Сколько стало? — Как сделали много?

«Вазы с  флажками»

Три вазы с желтыми, красными,

зелеными флажками

на столе

Учить составлять множество из подмножеств.

Повторить понятия

«вверху», «внизу»,

«впереди», «сзади»,

«справа», «слева».

Повторить понятия

«один», «много», «ни

одного», «по одному»,

«по многу»

— Что это?

— Какие?

— Сколько?

— Возьмите по одному.

— Помашите вверху, внизу,

справа...

— Красные флажки поставьте

в красную вазу, желтые —

в желтую, зеленые — в зеленую.

— Поскольку флажков в каждой вазе?

— Поставим все флажки в одну

вазу.

— Сколько стало?

«Рыбки

в пруду»

Таз с водой, пластмассовые рыбки трех цветов

(по количеству

детей)

Закрепить умение составлять множество из

подмножеств.

Повторить понятия

«один», «много», «ни

одного», «по одному»,

«по многу»

— Давайте сделаем пруд.

— Кто плавает в пруду?

— Что это?

— Сколько? Какие?

— Возьмите по одной.

— Запустите красных рыбок

в пруд, теперь желтых ...

— Поскольку рыбок каждого

цвета?

— Сколько всего рыбок?

«Матрешки

на прогулке»

На грузовике

двухместные матрешки, на столе

два круга, две полоски двух размеров (большие и

маленькие)

Повторить понятия

«один», «много», «ни

одного», «по одному»,

«по многу».

Повторить понятия

«большой», «маленький».

Закрепить умение рас-

полагать предметы вряд и по кругу

— Как матрешки пляшут?

— Что это стучит внутри?

— Кто это? Какие?

— Поставьте больших матрешек

на большой круг, маленьких

— на маленький.

— Какой это хоровод? Это?

— Сделайте

на большой полоске

ручеек из больших матрешек, на маленькой — из маленьких.

— Какой это ручеек? Это?

«Возьми и,

отнеси»

(1 вариант)

На стульях разложены игрушки

(1 мишка, много

матрешек, 1 ведро, много сов-

ков...)

Учить находить «много»

и «один» на ограничен-

ной площади

— Какие предметы лежат на

стульях? Сколько их?

— Возьми одного мишку, отнеси

туда, где много матрешек...

— Сколько взял?

— Сколько на стуле предметов?

Методика обучения сравнению множеств по количеству способами наложения и приложения (задачи № 4-6, 5)

Предварительная работа

Во второй младшей группе дети уже умеют работать с множествами. Видят и составляют группы предметов, выделяя их существенные признаки. Им интересно сравнивать группы по количеству, причем они испытывают тягу к составлению равночисленных множеств. Это является основой для обучения сравнению множеств путем наложения. Необходимо научить их правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному») между предметными множествами, уравнивать группы по количеству, добавляя и убирая один предмет. Это подготовит детей к счетной деятельности и к усвоению понятия числа (образованию соседних чисел).

Наглядный материал

  • Игрушки, строительный материал;
  • Конструкторы, объемные геометрические формы;
  • Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.).
  • Наборы картинок и геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).
  • Однополосные (для наложения) (рис. 1) и двухполосные (для приложения) (рис. 2)    карточки-считалочки (демонстрационные и раздаточные).

Последовательность использования наглядного материала

Объемные игрушки и предметы -------- карточки –считалочки с картинками ------ картинки и чистые карточки ----- геометрические фигуры

Методика обучения

Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения, затем — приложения. Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала.


 Фрагмент занятий

Программные задачи

Наглядный материал

Речь воспитателя

Речь детей

Дать понятия «больше —

меньше»

Однополосные карточки-считалочки демонстрационные и раздаточные

— Что это?

— Цветы

— Сколько?

— Много цветов

— Что это?

— Бабочки

— Сколько?

— Много бабочек

—Поскольку цветов и бабочек?

— Цветов и бабочек по многу

— Бабочки сели на цветочки. Один цветок— одна бабочка, один цветок — одна бабочка...

— Один цветок —одна бабочка, один цветок — одна бабочка...

— На все цветочки сели бабочки?

-Да

— Что можно сказать про цветы и бабочек?

Дети используют разные формулировки.)

— Как еще можно сказать?

— Одна бабочка улетела. Что теперь можно сказать?

— Чего меньше?

— Бабочек меньше, чем цветов

— Чего больше?

— Цветов больше, чем бабочек

— Бабочка прилетела. Что можно сказать?

— Их стало опять поровну

— Цветочек сорвали. Чего теперь меньше?

— Цветов меньше, чем бабочек

— Чего больше?

— Бабочек больше, чем цветов

Работа с демонстрационным материалом

Научить уравнивать множества по количеству, добавляя и убирая один предмет

Картинки демонстрационные

— Кто это?

— Белочки

— Сколько?

— Много белок

— Что это?

— Шишки

— Сколько?

— Много шишек

—Покольку белок и шишек?

— Белок и шишек по многу

— Белочки стали собирать шишки

— Одна белка — одна шишка...

— Всем ли белкам хватило шишек?

— Нет, одной белке не хватило шишки

— Что можно сказать про белок и шишки?

— Шишек меньше, чем белок. Белок больше, чем шишек

— А что нужно сделать, чтобы белок и шишек стало поровну?

— Добавить одну шишку

— Добавим одну шишку

—Что теперь можно сказать?

— Стало поровну (и другие формулировки)

— Что мы сделали, чтобы белок и шишек стало поровну?

— Добавили одну шишку

— А как можно было сделать по-другому? (Воспитатель убирает одну шишку.)

— Убрать одну белку

— Уберем одну белку. Что теперь можно сказать?

(Различные формулировки)

— Как мы сделали поровну?

— Убрали одну белочку

Работа с раздаточным материалом

Раздаточные чистые полоски и геометрические фигуры (5 квадратов, 4 круга) у каждого ребенка на парте

- Положите перед собой полоски

- что у вас на подносе

- квадраты, круги

- возьмите в руку один квадрат. Что вы про него знаете?

(дети вспоминают свойства фигур)

- возьмите в руку один круг. Что вы про него знаете?

- по скольку квадратов и  кругов?

- квадратов и кругов по многу

- разложите квадраты на полоске в ряд. Берите по одному правой рукой. Раскладывайте слева направо

- один квадрат, один квадрат…

- а теперь на каждый квадрат положите по одному кругу

- один квадрат – один круг, один квадрат – один круг…

- на всех ли квадратах лежат круги?

- нет. На одном квадрате нет круга

- что про них можно сказать?

- квадратов больше, чем кругов

- как еще можно сказать?

- кругов меньше, чем квадратов

- а как сделать поровну?

- добавить один круг

- возьмите у меня по одному кругу, добавьте

- что теперь можно сделать?

- квадратов и кругов поровну (и другие формулировки)

- что мы сделали, чтобы квадратов и кругов стало поровну?

- добавили один круг

- ну-ка, верните мне по одному кругу. А как можно сделать поровну по-другому?

- убрать один квадрат

- уберите один квадрат. Что теперь можно сказать?

(дети делают различные формулировки)

- как мы сделали поровну?

- убрали один квадрат

вывод: поровну мы делали двумя способами: добавляли один предмет и убирали один предмет

Замечание. Понятия «больше» и «меньше» даются одновременно. Необходимо добиваться от детей различных вариантов ответов на один вопрос и обязательно проговаривать концовки («кругов меньше, чем квадратов»).

Обучение сравнению множеств по количеству способом приложения идет в той же последовательности, что и способом наложения. Чтобы предотвратить ошибки детей, необходимо:

  • показать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения;
  • обсудить правила работы на карточке, понятия «над» и «под» применительно к ориентировке на листе бумаги;
  • показать приемы работы сначала на вертикально расположенной плоскости (чтобы не подсовывали один предмет под другой);
  • требовать проговаривать при работе: «один цветок — одна бабочка,...» (чтобы не увлекались обкладыванием со всех сторон).

Дидактические игры

«Зайцы в огороде», «Белки на прогулке», «Угостим кукол чаем», «Петрушкины гости», «Что изменилось?» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития количественных представлений у дошкольников

В презентации "Особенности развития количественных представлений у дошкольников" представлен материал поэтапной счетной деятельности детей дошкольного возраста. Материал предназначен для воспитателей ...

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.

Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...

Конспект ОД по развитию количественных представлений у детей 1 - ой младшей группы (2 - 3 года) "Один - много"

ОД проводится с целью диагностирования уровня усвоения детьми пройденного программного материала по темам «Количество и счёт», «Величина и форма». ОД проводится в интересной иг...

Консультация для педагогов "Особенности развития количественных представлений у дошкольников".

Основные этапы развития количественных представлений дошкольников в зависимости от возраста....

Конспект ООД по развитию количественных представлений для дошкольников.

Конспект ООД по развитию количественных представлений для дошкольников. Старшая группа. Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, ху...

Методика развития количественных представлений

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ  КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙУ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД  ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(3-4 ГОДА)...