Методика развития количественных представлений
консультация по математике (младшая группа)
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(3-4 ГОДА)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolichestvo_i_schyot.pptx | 986.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
задачи 1 . Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др. 2 . Учить видеть множество и выделять его элементы: а) на ограниченном пространстве; б) в подготовленной обстановке. Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одного», «немного», «несколько». 3. Учить составлять множества: а) из одинаковых элементов; б) из разных элементов; в) из подмножеств. Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу». 4. Учить сравнивать множества по количеству: а) на глаз (резко контрастные по количеству); б) путем соотнесения «один к одному» (установлением взаимно однозначного соответствия): способом наложения; способом приложения; составлением пар; соединением рисунков линиями и др. Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столько — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше». 5.Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один элемент . Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать поровну?»
Структура действий воспитателя Формируем понятие «один»
Номер программной задачи Речь воспитателя Речь детей 1 — Возьми один мяч 1 — Какой он? Погладь его — Маленький, красный, гладкий 1 — Что с ним можно делать? — Покатать, поиграть 1 — Покатай, поиграй 1 — Возьми еще один мяч, другой 1 — Расскажи о нем — Большой, синий, гладкий 1 — Дай мне один мяч 1.2 — Сколько у тебя мячей? — Один мяч 1,2 — А у меня сколько мячей? — Один мяч 2,3 — По сколько у нас мячей? — По одному мячу 2,3 — Собери все красные мячи в коробку — Один мяч, один мяч,... 2 — Сколько мячей в коробке? — Много мячей 2 — А у тебя в руках сколько мячей? — Ни одного мяча 2,3 — Собери все синие мячи в корзину — Один мяч, один мяч,...
Структура действий воспитателя Формируем понятия: «много», «мало», « больше,меньше »
Номер про граммной задачи Речь воспитателя Речь детей 2 — Сколько мячей в корзине? — Много мячей 2 — А в коробке? — Много мячей 2,3 — По сколько синих и красных мячей? — Синих и красных мячей по многу 2 — Дай мне несколько красных мячей 2 — Сколько красных мячей осталось в коробке? — Мало мячей. Немного мячей 2,4(а) — Где больше мячей: в коробке или в корзине? — В корзине мячей больше, чем в коробке 2,4(а) — Где меньше мячей? — В коробке мячей меньше, чем в корзине
Найдите в речи воспитателя и детей все слова, которые являются математическими понятиями. Укажите номера математических задач(или задачу) напротив каждого задания или вопроса.
«Отбери от кубиков шарики» Воспитатель ввозит машину с кубиками и шариками (по количеству детей). В стороне коробки двух цветов Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и называть цвет и форму предмета. Учить группировать предметы по указанному признаку — Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — По скольку ? — Собери кубики в красную коробку, а шарики в синюю коробку «Прогулка кукол» Машина с разными куклами (по количеству детей). На полу короткая и длинная дорожка Учить видеть и составлять множества из разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному». Повторить понятия «длинный», «короткий» — Что это? Сколько? Какие? — Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчики — по короткой дорожке. — Как сделать так, чтобы в машине стало много кукол?
«Игрушки на столе» Разные игрушки (по количеству детей) на столе Закрепить умение видеть и составлять множества из разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному» — Что это? Это? Это?... — Как их можно назвать одним словом? — Сколько игрушек? — Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй. — По скольку у вас игрушек? — Как сделать так, чтобы на столе стало много игрушек? «Сбор урожая», «В лесу», «Поможем белке собрать грибы» и др. На ковре различные предметы (яблоки, шишки, грибы...) Закрепить умение видеть и составлять множества из одинаковых и разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» — Что это? — Сколько? — Возьмите по одному. — Сколько взял? — По скольку у каждого? — Как сделать много? — Поставьте по одному. — Сколько стало? — Как сделали много?
«Вазы с флажками» Три вазы с жел - тыми , красными, зелеными флаж - ками на столе Учить составлять мно - жество из подмножеств. Повторить понятия «вверху», «внизу», «впереди», «сзади», «справа», «слева». Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» — Что это? — Какие? — Сколько? — Возьмите по одному. — Помашите вверху, внизу, справа... — Красные флажки поставьте в красную вазу, желтые — в желтую, зеленые — в зе- леную. — По скольку флажков в каж- дой вазе? — Поставим все флажки в одну вазу. — Сколько стало? «Рыбки в пруду» Таз с водой, пла- стмассовые рыб- ки трех цветов (по количеству детей) Закрепить умение со- ставлять множество из подмножеств. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» — Давайте сделаем пруд. — Кто плавает в пруду? — Что это? — Сколько? Какие? — Возьмите по одной. — Запустите красных рыбок в пруд, теперь желтых... — По скольку рыбок каждого цвета? — Сколько всего рыбок?
«Вазы с флажками» Три вазы с жел - тыми , красными, зелеными флаж - ками на столе Учить составлять мно - жество из подмножеств. Повторить понятия «вверху», «внизу», «впереди», «сзади», «справа», «слева». Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» — Что это? — Какие? — Сколько? — Возьмите по одному. — Помашите вверху, внизу, справа... — Красные флажки поставьте в красную вазу, желтые — в желтую, зеленые — в зе- леную. — По скольку флажков в каж- дой вазе? — Поставим все флажки в одну вазу. — Сколько стало? «Рыбки в пруду» Таз с водой, пла- стмассовые рыб- ки трех цветов (по количеству детей) Закрепить умение со- ставлять множество из подмножеств. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» — Давайте сделаем пруд. — Кто плавает в пруду? — Что это? — Сколько? Какие? — Возьмите по одной. — Запустите красных рыбок в пруд, теперь желтых... — По скольку рыбок каждого цвета? — Сколько всего рыбок?
«Матрешки на прогулке» На грузовике двухместные мат- решки, на столе два круга, две по- лоски двух раз- меров (большие и маленькие) Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Повторить понятия «большой», « малень - кий». Закрепить умение рас- полагать предметы в ряд и по кругу — Как матрешки пляшут? — Что это стучит внутри? — Кто это? Какие? — Поставьте больших матрешек на большой круг, малень - ких — на маленький. — Какой это хоровод? Это? —Сделайте на большой полос- ке ручеек из больших матре - шек , на маленькой — из ма - леньких . — Какой это ручеек? Это? «Возьми, отнеси» (1 вариант) На стульях разло- жены игрушки (1 мишка, много матрешек, 1 вед- ро, много сов- ков...) Учить находить «много» и «один» на ограничен- ной площади — Какие предметы лежат на стульях? Сколько их? — Возьми одного мишку, отнеси туда, где много матрешек... — Сколько взял? — Сколько на стуле предметов?
«Возьми, отнеси» (II вариант) На стульях разложены игрушки (1 мишка, много мишек, 1 матрешка, много матрешек) Учить находить «много» и «один» на ограниченной площади, обращая внимание только на количественный состав — Какие предметы лежат на стульях? Сколько их? — Возьми одного мишку, отнеси туда, где много матрешек... — Сколько взял? — Сколько на стуле предметов? «Возьми, отнеси» (III вариант) В групповой комнате специально расставлены предметы (1 и много) Учить находить «много» и «один» в подготовленной обстановке. — Возьми одну чашку и отнеси туда, где много, каких хочешь, предметов. — Куда отнес? Почему?
«Возьми, отнеси» (IV вариант) Свободная обстановка в групповой комнате Учить находить «много» и «один» в свободной обстановке — Давайте посмотрим, каких предметов у нас в группе много, а какой только один «Возьми, отнеси» (V вариант) Дети вокруг воспитателя Учить находить «много» и «один» без наглядности — Каких имен у присутствующих детей много, а какое только одно?
Методика обучения сравнению множеств по количеству способами наложения и приложения (задачи № 4-6, 5)
Наглядный материал • Игрушки, строительный материал; • Конструкторы, объемные геометрические формы; • Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.). • Наборы картинок и геометрических фигур ( демонстраци¬онные и раздаточные). • Однополосные (для наложения) (рис. 1) и двухполосные (для приложения) (рис. 2) карточки-считалочки ( демонст¬рационные и раздаточные). Последовательность использования наглядного материала Объемные игрушки и предметы -------- карточки –считалочки с картинками ------ картинки и чистые карточки ----- геометрические фигуры
Методика обучения Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения, затем — приложения. Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала.
Замечание. Понятия «больше» и «меньше» даются одновременно. Необходимо добиваться от детей различных вариантов ответов на один вопрос и обязательно проговаривать концовки («кругов меньше, чем квадратов»). Обучение сравнению множеств по количеству способом приложения идет в той же последовательности, что и способом наложения. Чтобы предотвратить ошибки детей, необходимо: • показать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения; • обсудить правила работы на карточке, понятия «над» и «под» применительно к ориентировке на листе бумаги; • показать приемы работы сначала на вертикально расположенной плоскости (чтобы не подсовывали один предмет под другой); • требовать проговаривать при работе: «один цветок — одна бабочка,...» (чтобы не увлекались обкладыванием со всех сторон).
Дидактические игры «Зайцы в огороде», «Белки на прогулке», «Угостим кукол чаем», «Петрушкины гости», «Что изменилось?» и др.
Задание для самостоятельной работы студентов Составить конспект занятия для II младшей группы ДОУ по теме «Сравнение множеств путем приложения» из трех частей: работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, дидактическая игра ( на задачи из других разделов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие количественных представлений
· Развивать зрительное восприятие ,логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, речевое дыхание,воспитывать интерес к занятиям, воспитывать умение до...
Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и ра...
Использование наглядного дидактического материала в развитии количественных представлений у младших дошкольников.
Статья "Использование наглядного дидактического материала в развитии количественных представлений у младших дошкольников"....
Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров
Процесс формирования количественных представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грам...
Методика развития количественных предстовлений у дошкольников в период дочисловой деятельности (3-4 года)
Вначале занятия по математике проводятся в форме дидактической игры, затем дидактическая игра является одной из частей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей груп...
Особенности методики формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Особенности методики формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.Основатель методики формирования количественных представлений в детском саду, построенн...
Методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Полноценное развитие количественных представлений у дошкольника оказывает огромное влияние на общее развитие его личности, готовит ребенка к школьному обучению, расширяет его жизненные возможност...