Методика развития количественных представлений
консультация по математике (младшая группа)

 Татьяна Бельтюкова М

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ  КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД  ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(3-4 ГОДА)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolichestvo_i_schyot.pptx986.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ДОЧИСЛОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3-4 ГОДА)

Слайд 2

задачи 1 . Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др. 2 . Учить видеть множество и выделять его элементы: а) на ограниченном пространстве; б) в подготовленной обстановке. Активизация словаря: учить понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами: «один», «много», «мало», «ни одно­го», «немного», «несколько». 3. Учить составлять множества: а) из одинаковых элементов; б) из разных элементов; в) из подмножеств. Активизация словаря: учить понимать вопрос «поскольку?», при ответе использовать слова: «по одному», «по многу». 4. Учить сравнивать множества по количеству: а) на глаз (резко контрастные по количеству); б) путем соотнесения «один к одному» (установлением взаимно однозначного соответствия): способом наложения; способом приложения; составлением пар; соединением рисунков линиями и др. Активизация словаря: учить пользоваться словами: «столь­ко — сколько», «поровну», «одинаково»; «больше», «меньше». 5.Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один элемент . Активизация словаря: учить понимать вопрос «как сделать поровну?»

Слайд 3

Структура действий воспитателя Формируем понятие «один»

Слайд 4

Номер про­граммной задачи Речь воспитателя Речь детей 1 — Возьми один мяч 1 — Какой он? Погладь его — Маленький, красный, гладкий 1 — Что с ним можно делать? — Покатать, поиграть 1 — Покатай, поиграй 1 — Возьми еще один мяч, другой 1 — Расскажи о нем — Большой, синий, гладкий 1 — Дай мне один мяч 1.2 — Сколько у тебя мячей? — Один мяч 1,2 — А у меня сколько мячей? — Один мяч 2,3 — По сколько у нас мячей? — По одному мячу 2,3 — Собери все красные мячи в коробку — Один мяч, один мяч,... 2 — Сколько мячей в коробке? — Много мячей 2 — А у тебя в руках сколько мячей? — Ни одного мяча 2,3 — Собери все синие мячи в корзину — Один мяч, один мяч,...

Слайд 5

Структура действий воспитателя Формируем понятия: «много», «мало», « больше,меньше »

Слайд 7

Номер про­ граммной задачи Речь воспитателя Речь детей 2 — Сколько мячей в корзине? — Много мячей 2 — А в коробке? — Много мячей 2,3 — По сколько синих и красных мячей? — Синих и красных мячей по многу 2 — Дай мне несколько красных мячей 2 — Сколько красных мячей осталось в коробке? — Мало мячей. Немного мячей 2,4(а) — Где больше мячей: в коробке или в корзине? — В корзине мячей больше, чем в коробке 2,4(а) — Где меньше мячей? — В коробке мячей меньше, чем в корзине

Слайд 8

Найдите в речи воспитателя и детей все слова, которые являются математическими понятиями. Укажите номера математических задач(или задачу) напротив каждого задания или вопроса.

Слайд 10

«Отбери от кубиков ша­рики» Воспитатель вво­зит машину с ку­биками и шарика­ми (по количест­ву детей). В стороне короб­ки двух цветов Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и назы­вать цвет и форму пред­мета. Учить группировать предметы по указанно­му признаку — Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай. — Построй. — Сколько? — По скольку ? — Собери кубики в красную ко­робку, а шарики в синюю ко­робку «Прогулка кукол» Машина с разны­ми куклами (по количеству де­тей). На полу короткая и длинная дорожка Учить видеть и состав­лять множества из раз­ных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному». Повторить понятия «длинный», «короткий» — Что это? Сколько? Какие? — Девочки проведут кукол по длинной дорожке, а мальчи­ки — по короткой дорожке. — Как сделать так, чтобы в ма­шине стало много кукол?

Слайд 11

«Игрушки на столе» Разные игрушки (по количеству детей) на столе Закрепить умение ви­деть и составлять мно­жества из разных эле­ментов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному» — Что это? Это? Это?... — Как их можно назвать одним словом? — Сколько игрушек? — Возьми одну. Расскажи о ней. Поиграй. — По скольку у вас игрушек? — Как сделать так, чтобы на сто­ле стало много игрушек? «Сбор уро­жая», «В лесу», «По­можем бел­ке собрать грибы» и др. На ковре различ­ные предметы (яблоки, шишки, грибы...) Закрепить умение ви­деть и составлять мно­жества из одинаковых и разных элементов. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» — Что это? — Сколько? — Возьмите по одному. — Сколько взял? — По скольку у каждого? — Как сделать много? — Поставьте по одному. — Сколько стало? — Как сделали много?

Слайд 12

«Вазы с флажками» Три вазы с жел - тыми , красными, зелеными флаж - ками на столе Учить составлять мно - жество из подмножеств. Повторить понятия «вверху», «внизу», «впереди», «сзади», «справа», «слева». Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» — Что это? — Какие? — Сколько? — Возьмите по одному. — Помашите вверху, внизу, справа... — Красные флажки поставьте в красную вазу, желтые — в желтую, зеленые — в зе- леную. — По скольку флажков в каж- дой вазе? — Поставим все флажки в одну вазу. — Сколько стало? «Рыбки в пруду» Таз с водой, пла- стмассовые рыб- ки трех цветов (по количеству детей) Закрепить умение со- ставлять множество из подмножеств. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» — Давайте сделаем пруд. — Кто плавает в пруду? — Что это? — Сколько? Какие? — Возьмите по одной. — Запустите красных рыбок в пруд, теперь желтых... — По скольку рыбок каждого цвета? — Сколько всего рыбок?

Слайд 13

«Вазы с флажками» Три вазы с жел - тыми , красными, зелеными флаж - ками на столе Учить составлять мно - жество из подмножеств. Повторить понятия «вверху», «внизу», «впереди», «сзади», «справа», «слева». Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» — Что это? — Какие? — Сколько? — Возьмите по одному. — Помашите вверху, внизу, справа... — Красные флажки поставьте в красную вазу, желтые — в желтую, зеленые — в зе- леную. — По скольку флажков в каж- дой вазе? — Поставим все флажки в одну вазу. — Сколько стало? «Рыбки в пруду» Таз с водой, пла- стмассовые рыб- ки трех цветов (по количеству детей) Закрепить умение со- ставлять множество из подмножеств. Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу» — Давайте сделаем пруд. — Кто плавает в пруду? — Что это? — Сколько? Какие? — Возьмите по одной. — Запустите красных рыбок в пруд, теперь желтых... — По скольку рыбок каждого цвета? — Сколько всего рыбок?

Слайд 14

«Матрешки на прогулке» На грузовике двухместные мат- решки, на столе два круга, две по- лоски двух раз- меров (большие и маленькие) Повторить понятия «один», «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Повторить понятия «большой», « малень - кий». Закрепить умение рас- полагать предметы в ряд и по кругу — Как матрешки пляшут? — Что это стучит внутри? — Кто это? Какие? — Поставьте больших матрешек на большой круг, малень - ких — на маленький. — Какой это хоровод? Это? —Сделайте на большой полос- ке ручеек из больших матре - шек , на маленькой — из ма - леньких . — Какой это ручеек? Это? «Возьми, отнеси» (1 вариант) На стульях разло- жены игрушки (1 мишка, много матрешек, 1 вед- ро, много сов- ков...) Учить находить «много» и «один» на ограничен- ной площади — Какие предметы лежат на стульях? Сколько их? — Возьми одного мишку, отнеси туда, где много матрешек... — Сколько взял? — Сколько на стуле предметов?

Слайд 15

«Возьми, отнеси» (II вариант) На стульях разло­жены игрушки (1 мишка, много мишек, 1 матреш­ка, много матре­шек) Учить находить «много» и «один» на ограничен­ной площади, обращая внимание только на ко­личественный состав — Какие предметы лежат на стульях? Сколько их? — Возьми одного мишку, отнеси туда, где много матрешек... — Сколько взял? — Сколько на стуле предметов? «Возьми, отнеси» (III вариант) В групповой ком­нате специально расставлены предметы (1 и много) Учить находить «много» и «один» в подготовлен­ной обстановке. — Возьми одну чашку и отнеси туда, где много, каких хо­чешь, предметов. — Куда отнес? Почему?

Слайд 16

«Возьми, отнеси» (IV вариант) Свободная обста­новка в группо­вой комнате Учить находить «много» и «один» в свободной обстановке — Давайте посмотрим, каких предметов у нас в группе много, а какой только один «Возьми, отнеси» (V вариант) Дети вокруг вос­питателя Учить находить «много» и «один» без наглядно­сти — Каких имен у присутствующих детей много, а какое только одно?

Слайд 17

Методика обучения сравнению множеств по количеству способами наложения и приложения (задачи № 4-6, 5)

Слайд 18

Наглядный материал • Игрушки, строительный материал; • Конструкторы, объемные геометрические формы; • Всевозможные вкладыши (матрешки, ведерки и др.). • Наборы картинок и геометрических фигур ( демонстраци¬онные и раздаточные). • Однополосные (для наложения) (рис. 1) и двухполосные (для приложения) (рис. 2) карточки-считалочки ( демонст¬рационные и раздаточные). Последовательность использования наглядного материала Объемные игрушки и предметы -------- карточки –считалочки с картинками ------ картинки и чистые карточки ----- геометрические фигуры

Слайд 19

Методика обучения Сначала учим детей сравнению множеств по количеству приемом наложения, затем — приложения. Понятия даются небольшими порциями с предварительным закреплением. Все термины отрабатываются на большом разнообразии наглядного материала.

Слайд 33

Замечание. Понятия «больше» и «меньше» даются одновременно. Необходимо добиваться от детей различных вариантов ответов на один вопрос и обязательно проговаривать концовки («кругов меньше, чем квадратов»). Обучение сравнению множеств по количеству способом приложения идет в той же последовательности, что и способом наложения. Чтобы предотвратить ошибки детей, необходимо: • показать переход от способа сравнения множеств наложением к способу приложения; • обсудить правила работы на карточке, понятия «над» и «под» применительно к ориентировке на листе бумаги; • показать приемы работы сначала на вертикально расположенной плоскости (чтобы не подсовывали один предмет под другой); • требовать проговаривать при работе: «один цветок — одна бабочка,...» (чтобы не увлекались обкладыванием со всех сторон).

Слайд 35

Дидактические игры «Зайцы в огороде», «Белки на прогулке», «Угостим кукол чаем», «Петрушкины гости», «Что изменилось?» и др.

Слайд 36

Задание для самостоятельной работы студентов Составить конспект занятия для II младшей группы ДОУ по теме «Сравнение множеств путем приложения» из трех частей: работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, дидактическая игра ( на задачи из других разделов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие количественных представлений

·       Развивать зрительное восприятие ,логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, речевое дыхание,воспитывать интерес к занятиям, воспитывать умение до...

Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и ра...

Использование наглядного дидактического материала в развитии количественных представлений у младших дошкольников.

Статья "Использование наглядного  дидактического материала  в развитии количественных представлений у младших дошкольников"....

Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров

Процесс формирования количественных представлений предполагает  планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грам...

Методика развития количественных предстовлений у дошкольников в период дочисловой деятельности (3-4 года)

Вначале занятия по математике проводятся в форме дидак­тической игры, затем дидактическая игра является одной из час­тей занятия. В дошкольных учреждениях общего вида в начале года во 2-й младшей груп...

Особенности методики формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Особенности методики формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.Основатель  методики формирования количественных представлений в детском саду, построенн...

Методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Полноценное развитие количественных представлений у до­школьника оказывает огромное влияние на общее развитие его личности, готовит ребенка к школьному обучению, расширяет его жизненные возможност...