Конспект ООД по развитию количественных представлений для дошкольников.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Сафеева Марина Николаевна

Конспект ООД по развитию количественных представлений для дошкольников.

 

Старшая группа.

 

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: сформировать у детей представления о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком « - ». Развивать навыки согласования  имен существительных с числительными. Развивать внимание, логическое мышление.

Задачи программного содержания:

Обучающие задачи:

1.    Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части.

2.     Познакомить детей со знаком « - ».

3.    Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.

 Развивающие задачи:

1.     Развивать диалогическую речь.

2.     Развивать внимание, логическое мышление, память.

3.     Развивать познавательную активность, любознательность.

 Воспитательные задачи:

1.     Формировать навыки сотрудничества во время проведения СОД.

2.     Формировать коммуникативные навыки.

3.     Продолжать формировать навыки самооценки.

 Форма организации: групповая.

 Материалы для проведения СОД:

 Демонстрационный - 5 картинок с изображением головных уборов (3 синих и 2 красных шапки); знаки « - » и « = ».

Раздаточный - набор одинаковых фигур (по 1 красному квадрату и 4 желтых круга); знаки « - » и « = »; модели «мешков» из альбомных листов (один из целого листа, а два  других из половин); набор картинок зимней одежды и чистые альбомные листы, альбомные листы с нарисованными геометрическими фигурами.

 

 Вводная  часть

   Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона СОД. Введение в игровую ситуацию.

 Воспитатель:

- Дети, нам в группу необходимо приобрести одежду для кукол, пособия и, конечно, какую-нибудь новую игрушку. Я предлагаю вам сходить сегодня вместе со мной в магазин за покупками. Вы хотите пойти?

Дети: Да!

Воспитатель: Во что же мы будем складывать наши покупки? Что нам необходимо взять с собой?

Дети: Давайте возьмем сумку или пакет!

Воспитатель: Хорошо.

Для того чтобы нам оказаться в магазине, вы должны назвать любой предмет зимней одежды.

(Дети называют предметы зимней одежды и проходят к столам, садятся на свои места).

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и в магазине!

 

Основная  часть

Дидактическая игра «Отдел головных уборов»

Воспитатель: Итак, мы с вами оказались в отделе, где продаются головные уборы. Посмотрите, что лежит на полке?

Дети: На полке лежат шапки.

Воспитатель: Сколько всего шапок лежит на полке?

Дети: На полке лежат 5 шапок.

Воспитатель: Нам необходимо купить 2 шапки для наших кукол, возьми с полки 2 шапки и положи их  в сумку.

(ребенок берет с полки 2 шапки и кладет их в сумку).

Воспитатель: Спасибо! Сколько шапок осталось?

Дети: На полке осталось 3 шапки.

Воспитатель: Молодцы! А кто помнит, сколько шапок было на полке?

Дети: На полке было 5 шапок.

Воспитатель: А какого цвета были шапки?

Дети: 3 синих и 2 красных шапки было на полке.

Воспитатель: Молодцы! Итак, ребята, посмотрите, что у нас получилось:

(Воспитатель восстанавливает ситуацию с помощью моделей).

Сколько было всего шапок?

Дети: Было 5 шапок.

Воспитатель: Что произошло потом?

Дети: Мы купили 2 красные шапки. Убрали их с полки в сумку.

(Воспитатель ставит модели красных шапок в первый маленький мешок и маркером проводит «волшебные ниточки»).

Воспитатель: Что осталось?

Дети: Осталось 3 синие шапки.

(Воспитатель ставит модели синих шапок во второй маленький  мешок).

Воспитатель: Значит, - все шапки в большом мешке - мы разложили на две части: то, что взяли, и то, что осталось.

Воспитатель: Как можно назвать действие, которое мы выполнили?

(воспитатель дает детям высказаться).

Это действие называется  «вычитание». Обозначают его с помощью знака « - ».

(Воспитатель ставит маркером знак « - »).

 Воспитатель: Ребята, скажите, сколько шапок осталось в большом мешке?

Дети: Осталось 3 синие шапки.

Воспитатель: Сравните их с теми, что мы положили во второй маленький мешок. Какой знак можно между ними поставить?

Дети: 3 и 3 - одинаковое количество. Значит знак « = ».

Воспитатель: Молодцы!

(Воспитатель ставит маркером знак « = »).

 Воспитатель: Покажите целое, первую часть, вторую. Почему на первом месте самый большой мешок?

Дети: Потому, что первый мешок - «целое».

Воспитатель: Почему два других мешка меньше, чем первый  мешок?

Дети: Эти два мешка - «части».

Воспитатель: Молодцы! Мы сделали первую покупку! Пойдем теперь в другой отдел магазина за пособиями для занятий.

  Дидактическая игра «Отдел учебных пособий»

 (Дети с воспитателем подходят к столам, стоящим в «Отделе учебных пособий», на которых лежит раздаточный материал: набор одинаковых фигур (по 1 красному квадрату и 4 желтых круга); знаки « - » и « = »; модели «мешков» из альбомных листов (один из целого листа, а два  других из половин)). 

Воспитатель: А вот и пособия, которые понадобятся нам для занятий. Что это?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры?

Дети: Красные квадраты и зеленые круги.

Воспитатель: Выложите все геометрические фигуры на большой лист. Большой лист будет у нас большим мешком. Это целое.

Маленькие листы бумаги - это маленькие мешки, части. В них мы будем класть геометрические фигуры из большого мешка.

Отложите из большого мешка в маленький мешок красный квадрат. Какие фигуры останутся для второго маленького мешка?

Дети: Желтые круги.

Воспитатель: Сколько желтых кругов?

Дети: 4 желтых круга.

Воспитатель: Молодцы! Значит, эти 4 желтых круга у нас остались для второго маленького мешка.

Выложите во второй маленький мешок, то, что осталось. Расставьте знаки.

Покажите целое, первую часть, вторую. Посмотрите внимательно, если мы из целого отнимем одну часть, то, что произойдет?

Дети: Останется другая часть.

Воспитатель: Молодцы! Вы заметили очень важное свойство вычитания: если из целого вычесть одну из частей, то останется другая часть.

Теперь мы сделали и вторую покупку. Давайте, сложим все геометрические фигуры в сумку, теперь они будут в нашей группе.

 Физкультминутка

Снятие мышечного напряжения.

Нам пора идти в следующий отдел магазина.

 А давайте по пути зайдем в игровую комнату и поиграем.

(Звучит «Песня Буратино», дети проходят в игровую комнату).

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел!

Чтобы нам его достать, надо на носочки встать!

 Дидактическая игра «Отдел одежды» (Повторение)

Воспитатель: А теперь, мы  пройдем в следующий отдел, в котором продают одежду.

(Дети с воспитателем подходят к столам, стоящим в «Отделе одежды», на которых лежит раздаточный материал: набор картинок зимней одежды и чистые альбомные листы).

Воспитатель: Посмотрите, вся одежда перемешалась! Разложим ее аккуратно?

Дети: Давайте!

Воспитатель:

- Положите шарф в верхний левый угол.

- Шапку положите в правый нижний угол.

- Пальто положите в левый нижний угол.

- Варежки положите посередине листа.

(Дети работают с раздаточным материалом).

Молодцы, вся одежда теперь у нас лежит аккуратно!

Давайте сосчитаем нашу одежду:

- одна шапка, две шапки…..       пять шапок.

- один шарф, два шарфа…...    пять шарфов.

- одно пальто, два пальто…     пять пальто.

 (Дети считают одежду вслух).

Молодцы! Давайте купим здесь пальто для нашей куклы.

(Дети кладут пальто в сумку).

 Дидактическая игра «Отдел игрушек»

Воспитатель: Вот мы и дошли до самого любимого отдела в магазине. Это отдел, в котором продают игрушки.

Дети проходят за столы, на которых лежат альбомные листы с нарисованными геометрическими фигурами. 

Воспитатель: Выберите игрушку, которая вам больше всего нравится. Найдите геометрические фигуры, которые использовал художник, при рисовании этой игрушки, и раскрасьте в заданный цвет.

(Дети выполняют задания на альбомных листах).

Воспитатель: А теперь здесь мы купим игрушку нам в группу.

(Дети покупают игрушку медведя).

 

 Заключительная часть

 Игрушка медведь: Как я рад, что вы меня забрали из магазина. Я уже заждался. Какие отделы магазина посетили, и что там делали?

 

Дети: Мы были в отделах «Головные уборы», «Учебные пособия», «Одежда» и «Игрушки».

Мы познакомились с новым действием вычитанием.

Игрушка медведь: А как выполняют это действие?

Дети: Из целого отнимают часть, и остается другая часть.

Игрушка медведь: Как интересно. Нарисуйте дома, мне, пожалуйста, картинки, где спрятаны круг, квадрат. А я с удовольствием их буду искать.

Воспитатель: Ребята, давайте порадуем наших кукол покупками. А медведя познакомим с другими нашими игрушками.

(Дети одевают  новую одежду на кукол и играют с медведем).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию количественных представлений для дошкольников.

 

Старшая группа.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: сформировать у детей представления о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком « - ». Развивать навыки согласования  имен существительных с числительными. Развивать внимание, логическое мышление.

Задачи программного содержания:

Обучающие задачи:

1.    Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части.

2.     Познакомить детей со знаком « - ».

3.    Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.

 Развивающие задачи:

1.     Развивать диалогическую речь.

2.     Развивать внимание, логическое мышление, память.

3.     Развивать познавательную активность, любознательность.

 Воспитательные задачи:

1.     Формировать навыки сотрудничества во время проведения СОД.

2.     Формировать коммуникативные навыки.

3.     Продолжать формировать навыки самооценки.

 Форма организации: групповая.

 Материалы для проведения СОД:

 Демонстрационный - 5 картинок с изображением головных уборов (3 синих и 2 красных шапки); знаки « - » и « = ».

Раздаточный - набор одинаковых фигур (по 1 красному квадрату и 4 желтых круга); знаки « - » и « = »; модели «мешков» из альбомных листов (один из целого листа, а два  других из половин); набор картинок зимней одежды и чистые альбомные листы, альбомные листы с нарисованными геометрическими фигурами.

 Вводная  часть

   Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона СОД. Введение в игровую ситуацию.

 Воспитатель:

- Дети, нам в группу необходимо приобрести одежду для кукол, пособия и, конечно, какую-нибудь новую игрушку. Я предлагаю вам сходить сегодня вместе со мной в магазин за покупками. Вы хотите пойти?

Дети: Да!

Воспитатель: Во что же мы будем складывать наши покупки? Что нам необходимо взять с собой?

Дети: Давайте возьмем сумку или пакет!

Воспитатель: Хорошо.

Для того чтобы нам оказаться в магазине, вы должны назвать любой предмет зимней одежды.

(Дети называют предметы зимней одежды и проходят к столам, садятся на свои места).

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и в магазине!

Основная  часть

Дидактическая игра «Отдел головных уборов»

Воспитатель: Итак, мы с вами оказались в отделе, где продаются головные уборы. Посмотрите, что лежит на полке?

Дети: На полке лежат шапки.

Воспитатель: Сколько всего шапок лежит на полке?

Дети: На полке лежат 5 шапок.

Воспитатель: Нам необходимо купить 2 шапки для наших кукол, возьми с полки 2 шапки и положи их  в сумку.

(ребенок берет с полки 2 шапки и кладет их в сумку).

Воспитатель: Спасибо! Сколько шапок осталось?

Дети: На полке осталось 3 шапки.

Воспитатель: Молодцы! А кто помнит, сколько шапок было на полке?

Дети: На полке было 5 шапок.

Воспитатель: А какого цвета были шапки?

Дети: 3 синих и 2 красных шапки было на полке.

Воспитатель: Молодцы! Итак, ребята, посмотрите, что у нас получилось:

(Воспитатель восстанавливает ситуацию с помощью моделей).

Сколько было всего шапок?

Дети: Было 5 шапок.

Воспитатель: Что произошло потом?

Дети: Мы купили 2 красные шапки. Убрали их с полки в сумку.

(Воспитатель ставит модели красных шапок в первый маленький мешок и маркером проводит «волшебные ниточки»).

Воспитатель: Что осталось?

Дети: Осталось 3 синие шапки.

(Воспитатель ставит модели синих шапок во второй маленький  мешок).

Воспитатель: Значит, - все шапки в большом мешке - мы разложили на две части: то, что взяли, и то, что осталось.

Воспитатель: Как можно назвать действие, которое мы выполнили?

(воспитатель дает детям высказаться).

Это действие называется  «вычитание». Обозначают его с помощью знака « - ».

(Воспитатель ставит маркером знак « - »).

 Воспитатель: Ребята, скажите, сколько шапок осталось в большом мешке?

Дети: Осталось 3 синие шапки.

Воспитатель: Сравните их с теми, что мы положили во второй маленький мешок. Какой знак можно между ними поставить?

Дети: 3 и 3 - одинаковое количество. Значит знак « = ».

Воспитатель: Молодцы!

(Воспитатель ставит маркером знак « = »).

 Воспитатель: Покажите целое, первую часть, вторую. Почему на первом месте самый большой мешок?

Дети: Потому, что первый мешок - «целое».

Воспитатель: Почему два других мешка меньше, чем первый  мешок?

Дети: Эти два мешка - «части».

Воспитатель: Молодцы! Мы сделали первую покупку! Пойдем теперь в другой отдел магазина за пособиями для занятий.

  Дидактическая игра «Отдел учебных пособий»

 (Дети с воспитателем подходят к столам, стоящим в «Отделе учебных пособий», на которых лежит раздаточный материал: набор одинаковых фигур (по 1 красному квадрату и 4 желтых круга); знаки « - » и « = »; модели «мешков» из альбомных листов (один из целого листа, а два  других из половин)). 

Воспитатель: А вот и пособия, которые понадобятся нам для занятий. Что это?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры?

Дети: Красные квадраты и зеленые круги.

Воспитатель: Выложите все геометрические фигуры на большой лист. Большой лист будет у нас большим мешком. Это целое.

Маленькие листы бумаги - это маленькие мешки, части. В них мы будем класть геометрические фигуры из большого мешка.

Отложите из большого мешка в маленький мешок красный квадрат. Какие фигуры останутся для второго маленького мешка?

Дети: Желтые круги.

Воспитатель: Сколько желтых кругов?

Дети: 4 желтых круга.

Воспитатель: Молодцы! Значит, эти 4 желтых круга у нас остались для второго маленького мешка.

Выложите во второй маленький мешок, то, что осталось. Расставьте знаки.

Покажите целое, первую часть, вторую. Посмотрите внимательно, если мы из целого отнимем одну часть, то, что произойдет?

Дети: Останется другая часть.

Воспитатель: Молодцы! Вы заметили очень важное свойство вычитания: если из целого вычесть одну из частей, то останется другая часть.

Теперь мы сделали и вторую покупку. Давайте, сложим все геометрические фигуры в сумку, теперь они будут в нашей группе.

 Физкультминутка

Снятие мышечного напряжения.

Нам пора идти в следующий отдел магазина.

 А давайте по пути зайдем в игровую комнату и поиграем.

(Звучит «Песня Буратино», дети проходят в игровую комнату).

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел!

Чтобы нам его достать, надо на носочки встать!

 Дидактическая игра «Отдел одежды» (Повторение)

Воспитатель: А теперь, мы  пройдем в следующий отдел, в котором продают одежду.

(Дети с воспитателем подходят к столам, стоящим в «Отделе одежды», на которых лежит раздаточный материал: набор картинок зимней одежды и чистые альбомные листы).

Воспитатель: Посмотрите, вся одежда перемешалась! Разложим ее аккуратно?

Дети: Давайте!

Воспитатель:

- Положите шарф в верхний левый угол.

- Шапку положите в правый нижний угол.

- Пальто положите в левый нижний угол.

- Варежки положите посередине листа.

(Дети работают с раздаточным материалом).

Молодцы, вся одежда теперь у нас лежит аккуратно!

Давайте сосчитаем нашу одежду:

- одна шапка, две шапки…..       пять шапок.

- один шарф, два шарфа…...    пять шарфов.

- одно пальто, два пальто…     пять пальто.

 (Дети считают одежду вслух).

Молодцы! Давайте купим здесь пальто для нашей куклы.

(Дети кладут пальто в сумку).

 Дидактическая игра «Отдел игрушек»

Воспитатель: Вот мы и дошли до самого любимого отдела в магазине. Это отдел, в котором продают игрушки.

Дети проходят за столы, на которых лежат альбомные листы с нарисованными геометрическими фигурами. 

Воспитатель: Выберите игрушку, которая вам больше всего нравится. Найдите геометрические фигуры, которые использовал художник, при рисовании этой игрушки, и раскрасьте в заданный цвет.

(Дети выполняют задания на альбомных листах).

Воспитатель: А теперь здесь мы купим игрушку нам в группу.

(Дети покупают игрушку медведя).

 Заключительная часть

 Игрушка медведь: Как я рад, что вы меня забрали из магазина. Я уже заждался. Какие отделы магазина посетили, и что там делали?

 

Дети: Мы были в отделах «Головные уборы», «Учебные пособия», «Одежда» и «Игрушки».

Мы познакомились с новым действием вычитанием.

Игрушка медведь: А как выполняют это действие?

Дети: Из целого отнимают часть, и остается другая часть.

Игрушка медведь: Как интересно. Нарисуйте дома, мне, пожалуйста, картинки, где спрятаны круг, квадрат. А я с удовольствием их буду искать.

Воспитатель: Ребята, давайте порадуем наших кукол покупками. А медведя познакомим с другими нашими игрушками.

(Дети одевают  новую одежду на кукол и играют с медведем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития количественных представлений у дошкольников

В презентации "Особенности развития количественных представлений у дошкольников" представлен материал поэтапной счетной деятельности детей дошкольного возраста. Материал предназначен для воспитателей ...

Конспект СОД по развитию количественных представлений для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей представления о вычетании как об удалении из группы предметов ее части. Знакомство детей со знаком "-". Развитие навыков согласования имен существительных с числительным...

Конспект ОД по развитию количественных представлений у детей 1 - ой младшей группы (2 - 3 года) "Один - много"

ОД проводится с целью диагностирования уровня усвоения детьми пройденного программного материала по темам «Количество и счёт», «Величина и форма». ОД проводится в интересной иг...

Консультация для педагогов "Особенности развития количественных представлений у дошкольников".

Основные этапы развития количественных представлений дошкольников в зависимости от возраста....

Консультация для родителей на тему: “ Особенности развития количественных представлений у дошкольников».

Консультаци для родителей на тему: "Особенности развития колличественных представлений у дошкольников"....

Конспект НОД по развитию количественных представлений у детей 1 младшей группы (2-3 года)

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей....