РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Игралочка»
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему
Рабочая программа кружка по математике для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_igralochka.docx | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
1.2 Цель рабочей программы
Создать условия для расширения кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста.
1.3 Задачи рабочей программы
- Привить любовь к математике.
- Формирование представлений о числе и количестве:
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).
- Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Развитие представлений о форме: Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
- Развитие пространственной ориентировки:
- Развитие ориентировки во времени: Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
1.4 Принципы и подходы в организации кружка
- умственное развития дошкольника.
- индивидуализация: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
- индивидуальный подход: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманность: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
2.Содержательный раздел
2.1. Календарно – тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель | Структура |
Сентябрь | 1.Мониторинг 2.Сравнение групп предметов 3.Сложение. 4.Пространственные отношения: на, над, под. | Закрепить представления о равенстве групп предметов, умение правильно выбирать знак равенства и неравенства. Закрепить знание свойств предметов. Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «плюс». Закрепить знания о свойствах предметов. Уточнить пространственные отношения: на, над, под. Закрепить представления о сложении как объединении предметов. | |
Октябрь | 1.Пространственные отношения: слева, справа. 2.Вычитание. 3.Пространственные отношения: между, посередине. 4.Точка. Линия. Прямая и кривая линии. | Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева. Закрепить понимание смысла действия сложения Формировать представление об вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения. Уточнить пространственные отношения: между, посередине. Закрепить понимание смысла действия вычитания. Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях. Закрепить умения соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева. | |
Ноябрь | 1.Отрезок. Луч 2.Ломаная линия, многоугольник.
4.Число 5. Цифра 5. | Сформировать представления об отрезке, луче. Познакомить с понятием ломаная линия, Многоугольник. Продолжить формирование представлений о свойствах предметов, взаимосвязи целого и частей, составе числа 3 Сформировать представления о различных видах углов – прямом, остром, тупом. Закрепить знание цифры 1-4, счет до 4, знание числа 4, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольник. Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепить знания цифры 1-4, понятия многоугольника. | |
Декабрь | 1.Впереди–сзади 2.Больше. Меньше. 3.Раньше, позже. 4. Столько же. | Уточнить пространственное отношения: впереди – сзади. Взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание едениц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5, сформировать представления о составе числа 5. Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками больше и меньше Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше, позже. Закрепить представления о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, числовом отрезке, количественном и порядковом счете предметов. Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар. Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц с помощью числового отрезка, представления о числах и цифрах 1-5 . | |
Январь | 1.Количественный счет. 2. Овал. 3. Образование числа 6. Части суток. 4. Образование числа 7. Геометрические фигуры. Игра: «На какую фигуру похож предмет». | Ориентироваться на листе бумаги. Учить счету заданного числа предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положения геометрических фигур. Игра: «Разложи по порядку». Познакомить детей с фигурой овальной формы. Раскладывать фигуры в порядке убывания и возрастания размера. Игра: «Что с начала, а что потом». Показать образование числа 6, учить вести счет и отчет в пределах 6. Называть последовательность части суток Показать образование числа 7, вести счет в пределах 7. Закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой. | |
Февраль | 1. Количество и счет в пределах 7. Ориентироваться на листе бумаги. Игра: «Справа, как слева». 2.Счет предметов. Части суток. Игра: «Загадки» 3. Образование числа 8. Ориентироваться в пространстве. Игра «Кто, где стоит». 4.Счет предметов. Геометрические фигуры. Игра: «Сложи фигуру из палочек». | Учить счету до 7, закрепить образование числа 6 и 7. Ориентироваться на листе бумаги. Дать детям представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении. Учить отгадывать загадки о частях суток. Познакомить с образованием числа 8. Учить определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Упражнять в счете предметов расположенных по-разному. Учить выкладывать геометрические фигуры из палочек. | |
Март | 1. Образование числа 9. Величина. Игра: «Разложи полотенца по порядку». 2.Отсчет предметов по образцу, ориентироваться во времени. Игра: «Когда это бывает? » 3.Геометрические фигуры. Ориентироваться в пространстве. 4.«Мир загадок». Счет предметов. | Познакомить детей с образованием числа 9. Счет до 9. Учить устанавливать размерные отношения между 5-ти предметами по ширине. Учить видеть равное количество разных предметов, и отображать то в речи, закрепить знания о частях суток. Упражнять в группировке геометрических фигур по разным признакам (цвету, размеру). Закреплять пространственные направления слева, справа, сверху, внизу, сзади, между. Называть текущий день недели. Умение решать логические задачи. | |
Апрель | 1. Образование числа 10. Величина. Игра : «Длинный – короткий». 2. Счет до 10. Дни недели. Игра: «Неделька», «Кто знает, пусть дальше считает». 3.Сравнение чисел. Ориентироваться в пространстве. «Пройди лабиринт». 4.Составление числа 2 и 3 из единиц. Ориентироваться на листе бумаги. Графический диктант. | Показать образование числа 10, учить вести счет в пределах 10, устанавливать отношения между предметом по длине. Дать детям представление о том, что 7 дней составляет неделю. Познакомить с названием каждого дня. Учить счету до 10. Учить воспроизводить множество, «В котором на один предмет больше или меньше, чем в другом». Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Познакомить с количественным составлением числа из единиц. Учить составлять группы, содержащие указанное число предмета. Развивать внимание, глазомер. | |
Май | 1.Сравнение смежных чисел. Геометрические фигуры. Игра: «Геометрическое лото». 2.Повторение. 3.Мониторинг 4. Мониторинг | Сравнение смежных чисел с опорой на начальный материал. Группировать геометрические фигуры по цвету и размеру. Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 1-5. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. |
- Основные методы и приемы реализации программы
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
- Показ мультимедийных материалов
3.Организационный раздел
3.1 Материально – техническое обеспечение программы
Необходимое оборудование и материалы:
Цветные счетные палочки
Мозаика
Объемные геометрические фигуры
Шаблоны из геометрических фигур
Конструкторы
Раздаточный материал (цифры и математические знаки)
Цветная бумага
Крупа (гречка, рис)
Цветные веревочки
Пуговицы
Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага)
3.2 Место рабочей программы в режиме дня
Минимальный состав группы 10- 15 человек.
Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.
Программа рассчитана на 1 год на детей 5 – 6 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 25 минут. Большую часть программы составляют практические занятия.
3.3 Особенности предметно – пространственной развивающей среды
В группе создан «Мир математических игр»: лото, домино, разрезные картинки, дидактические игры. В наличии пособия, раздаточный материал.
Методическое обеспечение рабочей программы
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
- «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000.
- Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА «ИГРАЛОЧКА» для младшей группы (3-4 г.)
Цель:· Обучение детей забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;·...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Игралочка». Возрастная группа первая младшая.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Игралочка». Возрастная группа первая младшая.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...
Программа кружка "Игралочка" для детей раннего возраста 2018-2019 г.
Программа кружка "Игралочка" для детей раннего возраста 2018-2019 г....
Рабочая программа кружка «Игралочки» в старшей дошкольной группе
Рабочая программа кружка «Игралочки» в старшей дошкольной группе...
Рабочая программа кружка «Игралочка»
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование пол...
Рабочая программа кружка "Игралочка"
Рабочая программа математического кружка «Игралочка» с детьми 5-6 лет. При составлении программы кружка использовалась Программа «Математические ступеньки&raq...