Рабочая программа кружка "Игралочка"
рабочая программа по математике (старшая группа)
Рабочая программа математического кружка «Игралочка» с детьми 5-6 лет.
При составлении программы кружка использовалась Программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igralochka.docx | 296.85 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..3
II. Содержательный раздел:
2.1. Учебный план………………………………………………………….7
2.2. Перспективно-тематическое планирование …………………………8
III. Организационный раздел:
3.1. Организация кружковой деятельности……………………………….14
3.2. Материально-техническое обеспечение…………... …………………15
3.3. Перечень программ, технологий, методических пособий……………16
I. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа математического кружка «Игралочка» с детьми 5-6 лет разработана на основе ООП МКДОУ детский сад «Улыбка», с учётом программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и ФГОС ДО.
При составлении программы кружка использовалась Программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 года № 273 - ФЗ
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)
- Устав ДОУ
- Образовательная программа ДОУ
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Организация кружка «Игралочка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
Цель кружковой работы:
- создание условий для развития математических способностей, расширения кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
- формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
- обогащать и активизировать словарь детей
- выработать привычку максимально полно включаться в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности положительным эмоциям ребёнка.
- привить любовь к конкретному предмету – математике.
Разделы рабочей программы:
1. «Количество и счет»
Закрепить представления о числах и цифрах до 5.
Дать представления о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.
Продолжить учить считать по образцу и названному числу, понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
Учить воспроизводить количество движений по названному числу, писать цифры от 1 до 10, отгадывать математические загадки, составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале, из неравенства сделать равенство, записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, различать количественный и порядковый счет в пределах 10.
Познакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др.), с математическими знаками +, - , <, >.
2. «Геометрические фигуры»
Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
Познакомить с геометрической фигурой – трапецией, тетрадью в клетку.
Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек, рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур, выкладывать из сетных палочек геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, символические изображения предметов (домик, лодка, елочка и др.)
3. «Величина»
- Цель:
Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»; «широкий», «уже», «еще поуже», «самый узкий»; «высокий», «ниже», «еще ниже», «самый низкий» и т.д.), делить предмет на 2, 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Развивать глазомер.
4. «Ориентировка во времени
Закрепить и углубить временные представления о частях суток, временах года.
Учить называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.
Знакомить с названиями месяцев.
5.«Ориентировка в пространстве»
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу, ориентироваться в тетради в клетку.
6. «Логические задачи»
Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез.
Планируемый результат (целевые ориентиры):
К концу ребенок знает и умеет:
-считать по образцу и названному числу в пределах десяти;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
- пользоваться математическими знаками +, -, =, <, >;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрическую фигуру — трапецию;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
РАЗДЕЛ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |
1 | «Количество и счет» | 10 |
2 | «Геометрические фигуры» | 6 |
3 | «Величина» | 4 |
4 | «Ориентировка во времени» | 5 |
5 | «Ориентировка в пространстве» | 3 |
6 | «Логические задачи» | 4 |
2.2. Перспективно-тематическое планирование
№ | РАЗДЕЛ | ТЕМА | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ЛИТЕРАТУРА |
1 | Величина | Большой, поменьше, маленький | Закреплять знания о числе и цифре 1, умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький), выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку. Учить писать цифру 1. Знакомить с названием первого осеннего месяца – сентябрь. | Е. В. Колесникова, с. 20 |
2 | Количество и счет | Знаки «+», «=» | Закреплять знания о числе и цифре 2, умение писать цифру 1, отгадывать математические загадки, записывать решение загадки цифрами и математическими знаками, ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур; Знакомить со знаками «+», «-», учить писать эти знаки, соотносить форму предмета с геометрической фигурой. Учить писать цифру 2. | Е. В. Колесникова, с.23 |
3 | Логическая задача | Установление закономерностей | Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой, выкладывать квадрат из счетных палочек, рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку. Учить писать цифру 3, решать логическую задачу на установление закономерностей. Знакомить с тетрадью в клетку, с пословицами, в которых упоминается число. | Е. В. Колесникова, с. 26 |
4 | Количество и счет | Числа и цифры 1,2,3, | Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр, писать цифру 4, устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять умение писать цифры 2,3. | Е. В. Колесникова, с. 29 |
5 | Ориентировка во времени | Месяц | Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр, писать цифру 5; решать логическую задачу на установление несоответствия. Закреплять умение писать цифры 1,2,3,4, понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов. Знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел, названием текущего месяца – октябрь. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | Е. В. Колесникова, с. 31 |
6 | Количество и счет | Число и цифра 6 | Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью знаков и цифр, писать цифру 6, порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?, решать логическую задачу на установление закономерностей. Знакомить с цифрой 6, составом числа 6 из двух меньших чисел. | Е. В. Колесникова, с. 34 |
7 | Геометрические фигуры | Квадрат, треугольник | Учить отгадывать математические загадки, устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, выкладывать из счетных палочек треугольник, домик, рисовать треугольники в тетради в клетку. Закреплять умение писать цифры 3,4,5,6. Знакомить со знаками<, >. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Е. В. Колесникова, с. 36 |
8 | Количество и счет | Соответствие между числом и цифрой | Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, решать логическую задачу на установление закономерностей, учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Знакомить с загадками, в которых присутствуют числа. | Е. В. Колесникова, с. 38 |
9 | Количество и счет | Знак «–» Цифра 0 | Учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр, решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; писать цифру 0, дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Знакомить со знаком « - » и цифрой 0. | Е. В. Колесникова, с. 40 |
10 | Ориентировка в пространстве | Слева, справа, впереди, сзади | Продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; сравнивать смежные цифры, устанавливать зависимость между ними; находить различие в двух похожих рисунках; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, пользоваться знаками <, >. Закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе. | Е. В. Колесникова, с. 43 |
11 | Величина | Часть и целое | Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; писать цифру 7, порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором по счету месте?, выкладывать из счетных палочек прямоугольник, рисовать прямоугольник в тетради в клетку, преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания, понимать, что часть меньшего целого, а целое больше части, решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Знакомить с цифрой 7. | Е. В. Колесникова, с. 45 |
12 | Ориентировка во времени | Дни недели | Продолжать знакомить с цифрой 7, составом числа 7 из двух меньших чисел, днями недели. Закреплять умение писать цифры от 1 до 7. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | Е. В. Колесникова, с. 48 |
13 | Количество и счет | Число и цифра 8 | Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, писать цифру 8, правильно использовать и писать знаки + или -, решать логическую задачу. Знакомить с цифрой 8. | Е. В. Колесникова, с. 50 |
14 | Величина | Деление предмета на 4 части | Упражнять в различии порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте? Учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части, делить предмет на 2,4 части. | Е. В. Колесникова, с. 52 |
15 | Геометрические фигуры | Овал | Учить решать примеры на сложение и вычитание, определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу, рисовать овалы в тетради в клетку. | Е. В. Колесникова, с. 54 |
16 | Количество и счет | Знаки «<» , «>» | Закреплять умение правильно пользоваться знаками < , >. Учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, правильно отвечать на вопросы: сколько? Который? На каком по счету месте? Упражнять в различении количественного и порядкового счета. | Е. В. Колесникова, с. 56 |
17 | Ориентировка во времени | Дни недели, месяц | Учить отгадывать математическую загадку, писать цифру 9, записывать дни недели условными обозначениями (один кружок – понедельник, два – вторник и т.д.), решение с помощью цифр и математических знаков, решать математическую задачу на установление закономерностей; Знакомить с цифрой 9, названиями дней недели. Закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «еще ниже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще выше». | Е. В. Колесникова, с. 58 |
18 | Количество и счет | Порядковый счет | Учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету? На котором по счету месте? соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними; складывать квадрат на 2,4,8 треугольников, разрезать по линии сгиба, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. | Е. В. Колесникова, с. 60 |
19 | Геометрические фигуры | Трапеция | Учить отгадывать математическую загадку, писать цифру 10, выкладывать из счетных палочек трапецию, рисовать трапецию в тетради в клетку, находить различия в двух похожих рисунках. Знакомить с цифрой 10, геометрической фигурой – трапецией. | Е. В. Колесникова, с. 63 |
20 | Логическая задача | Дорисовка недостающих фигур | Закреплять умение писать цифры от 1 до 10; знания геометрических фигур: трапеции, круге, квадрате, треугольнике. Учить понимать отношения между числами, составлять число 10 из двух меньших чисел, решать логическую задачу на установление закономерностей. | Е. В. Колесникова, с. 65 |
21 | Количество и счет | Решение задач | Учить решать задачи, записывать решение, отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру, пользоваться знаками + , -, рисовать в тетради в клетку кораблик. | Е. В. Колесникова, с. 66 |
22 | Геометрические фигуры | Фигуры из счетных палочек | Учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись, решать логическую задачу на анализ и синтез, выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку). Упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте? | Е. В. Колесникова, с. 69 |
23 | Ориентировка в пространстве | Влево, вправо, вперед, назад | Учить решать примеры на сложение и вычитание, составлять числа 7,8,9,10 из двух меньших чисел; различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад», учить двигаться в указанных направлениях. Способствовать развитию графических навыков – рисование машины. | Е. В. Колесникова, с. 71 |
24 | Логическая задача | Установление закономерностей | Учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов, пользоваться знаками <, >, решать логическую загадку на установление закономерностей. Закреплять знания о днях неделях. | Е. В. Колесникова, с. 73 |
25 | Геометрические фигуры | Шестиуголь ник | Учить составлять задачи на сложение и вычитание; решать логическую задачу на сходство и различие; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; записывать и читать запись. Знакомить с название месяца – март. Закреплять знания о зимних месяцах (декабрь, январь, февраль); навыки самоконтроля и самооценки. | Е. В. Колесникова, с. 75 |
26 | Ориентировка во времени | Части суток | Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; читать запись; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; рисовать символическое изображение кошки из треугольников в тетради в клетку; использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький» Закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь). Способствовать развитию глазомера. | Е. В. Колесникова, с. 77 |
27 | Количество и счет | Решение задач. Порядковый счет. | Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки; читать запись задачи; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; развивать мышление. Закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счету? | Е. В. Колесникова, с. 79 |
28 | Ориентировка в пространстве | Ориентировка на листе бумаги | Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись; решать логическую задачу на анализ синтез; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять умение составлять число 10 из двух меньших, понятия «левый верхний / нижний угол», «правый верхний / нижний угол», «середина». | Е. В. Колесникова, с. 81 |
29 | Логическая задача | Дорисовка предмета | Учить составлять задачи, записывать и читать запись; решать логическую задачу на установление соответствия; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Знакомить с название месяца – апрель. Закреплять знания о первом месяце весны – марте; о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | Е. В. Колесникова, с. 83 |
30 | Геометрические фигуры | Рисование предмета из заданных фигур | Упражнять в различии количественного и порядкового счета. Учить отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?; рисовать лягушку в тетради в клетку. Закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись; умение ориентироваться относительно себя, другого лица. | Е. В. Колесникова, с. 85 |
31 | Количество и счет | Сложение числа 10 из двух меньших | Закреплять навыки порядкового и количественного счета; умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте? Продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления; выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов (дом, елка, лодка); решать логическую задачу на анализ и синтез; видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | Е. В. Колесникова, с. 87 |
32 | Ориентировка во времени | Весенние месяцы | Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Ознакомление с названием месяца – май. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Е. В. Колесникова, с. 88 |
III. Организационный раздел
3.1. Организация кружковой деятельности
Продолжительность реализации программы кружка: программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет, рассчитана на 1 год обучения.
Организация занятий: проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.
Длительность занятия: 25 мин.
Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Место проведения: помещение группы «Дельфинчики»
3. 2. Материально-техническое обеспечение
- Геометрические фигуры и тела;
- Полоски, ленты разной длины и ширины;
- Магнитная доска;
- Набор цифр и математических знаков на каждого ребенка;
- Настольно-печатные игры по математике;
- Простые карандаши;
- Раздаточный материал на каждого ребенка
- Набор счетных палочек на каждого ребенка;
- Тетради на печатной основе.
3.3. Перечень программ, технологий, методических пособий
1. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки». М., 2010.
2. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти» М.: ТЦ Сфера, 2018
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...