Приобщение детей к математике через устное народное творчество
статья по математике по теме
В статье описывается, как развить интерес к математике посредством устного народного творчества. Статья будет интересна воспитателям детских садов и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к математике через устное народное творчество
Составитель: Кокорева Тамара Ивановна воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ д/с №52 г. Арзамаса
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка играет математика. Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. А детство не возможно представить без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами, научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить приводит к появлению «проблем с математикой». Как следствие теряется интерес к предмету, появляется страх, что – это не понять и т.п.
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же у народа существует огромное количество произведений устного народного творчества для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.
По этому воспитателям и родителям чтобы помочь ребенку в изучении учебного материала и не потерять интерес к предмету нужно чаще использовать потешки, загадки, считалки, поговорки, скороговорки, фрагменты сказок.
При обучении дошкольников началам математики особое внимание обращают на развитие у них самостоятельности мышления, умственных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение доказывать правильность тех или иных суждений. Неоценимую помощь могут оказать загадки – замечательные образцы устного народного творчества.
В многообразии существующих загадок значительное место занимают загадки математического содержания. Эти загадки – с одной стороны своеобразная увлекательная игра, а с другой стороны упражнение в выделении количества, формы, величины, как общего признака анализируемых предметов, определении простейших математических связей, зависимостей.
У нас семь братьев, именем разные
Летами все равные, отгадай кто мы? (Дни недели)
Два брюшка
Четыре ушка
Что это такое? (Подушка)
Нет углов у меня
А похож на блюдце я
На тарелку и на крышку
На кольцо и колесо
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня? (Круг)
Например, с помощью загадок дети могут быть включены в активную работу по составлению и сравнению различных геометрических фигур: квадрата и прямоугольника, треугольника и четырехугольника, круга и квадрата. Можно предложить загадку про квадрат:
Угла четыре мне даны
И все стороны равны
Прямоугольнику я брат
А зовут меня… (Квадрат)
Можно задать следующие вопросы: про какую фигуру говорится в загадке? Почему квадрат прямоугольнику брат? В чем сходство, отличие?
Выполнение упражнений по упорядочиванию предметов по высоте будет более живым и интересным, если предложить следующую загадку
Что за дивные подружки:
Все они живут друг в дружке
А как выйдут посмотри:
Выше, ниже малыши
Как зовут их, назови? (Матрешки)
Дети отгадывают загадки, а для доказательства правильности ответа расставляют матрешек по росту: от самой высокой (большой), до самой низкой (маленькой). Затем предложить более сложные задания: найти на глаз матрешку большего или меньшего размера, чем образец, подобрать для каждой матрешки коробку соответствующую размеру.
Решение подобных задач требует от ребенка активной мыслительной деятельности: умение сравнивать игрушки по величине, соотносить их по размеру, умение объяснять ход своих рассуждений.
Еще один вид малых форм фольклора скороговорка. Цель скороговорки- научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произношения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных и пространственных характеристик.
- Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.
- Три свиристели еле-еле свистели у ели.
- У пеньков опять пять опят.
- Полпогреба репы, полколпака гороху.
- У четырех черепах по четыре черепашонка.
Методика работы над скороговоркой проста. Сначала взрослые произносят скороговорку, а дети слушают, затем они произносят очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп (взрослые выступают в этом случае в роли дирижера).
Пословицы и поговорки можно использовать с целью закрепления количественных, пространственных и временных представлений у детей. Например:
- Семь раз отмерь, один отрежь.
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- Семеро одного не ждут.
- Один в поле не воин.
- У лени семь праздников на неделе.
Педагогам необходимо выяснить, как ребенок понимает ту или иную пословицу, объяснить ее смысл на примерах, конкретных ситуациях. Старшим дошкольникам можно предложить следующее задание: вставь в пословицу пропущенное название чисел.
Необходимо помнить, что поговорка в отличие от пословицы не имеет нравоучительного смысла. Поговорка- это меткий , выразительный образ, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе». Многие поговорки строятся на гиперболе: «Заблудился в трех соснах».
Из всего многообразия форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Они несут познавательную, эстетические функции, а вместе с играми, прелюдией к которым они чаще всего выступают, способствуют физическому развитию детей.
Считалки с числами можно применять для закрепления порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.
Применять считалки можно для закрепления прямого и обратного счета. Например:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайка погулять.
Что нам делать, как нам быть?
Надо заиньку ловить!
Снова будем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять-
Встанем, дети, в круг опять.
Пять, четыре, три, два,один-
В «кошки-мышки играть хотим!»
С помощью фольклорных сказок дети легче усваивают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, учат импровизации. Например, после чтения или рассказывания сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Рукавичка» и др. можно выставить фигурки зверей (или предметы заместители), предложить их сосчитать, спросить- кто пришел первым (вторым и т. д.) к теремку или каким по счету прискакал заяц? Кого встретил колобок первым, вторым и т. д. Затем можно предложить угостить зверей конфетами, контролируя действия детей вопросами: Всех ли угостили? Нет ли зверей, у кого нет конфет? Что можно сказать о количестве зверей и конфет?
Дети очень активны в восприятии сказок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В этом случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное отношение к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»
Мастер–класс– это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта. Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...
Непосредственно-образовательная деятельность: «По приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству, посредством малых форм»
1. Знакомство детей первой младшей группы раннего возраста с малыми формами фольклора.Формирование эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту литературно-художественные произведения: песенки, по...
"Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России"
Содержание.1. Актуальность.2. Научная обоснованность.3. Технология.4. Работа с детьми.o Тематическое планирование.o Критерии диагностического обследования детей.o Диагностическая карта.o Работа с деть...
Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России
Цель данной методической разработки: донести до педагогов, работающих с детьми шести – семи лет, ценность былин как источника народной мудрости. Показать возможност...
Повышение речевой активности на протяжении детей раннего возраста через устное народное творчество
Формиование речи на протяжении на первых лет жизни....
Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество
В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на всестороннее формирование личности ребёнка. Поэтому я, считаю необходимым использовать все виды фольк...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится весьма небезопасной для него. И наша задача дать каждому ребенку основные понятия...