Повышение речевой активности на протяжении детей раннего возраста через устное народное творчество
статья по развитию речи (младшая группа)

Ооржак Менди Олеговна

Формиование речи на протяжении на первых лет жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_kopiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Повышение речевой активности детей раннего возраста через устное народное творчество»

План:

  1. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни
  2. Условия и задачи развития речи
  3. Значение произведений устного народного творчества в развитии детей
  4. Социальное воспитание детей через истоки народной мудрости
  5. Система работы
  6. Этапы работы
  7. Вывод

В системе дошкольного образования развитие речи занимают ведущее место, потому что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи  фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение народным языком в дошкольном детстве, является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Общеизвестно, что основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.

По развитию речи детей раннего возраста определяются следующие задачи:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире и учить выражать свои мысли словами.
  2. Совершенствовать понимание речи взрослых: умение выполнять его инструкции, слушать и воспринимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
  3. Содействовать развитию умения вступать в диалог, обращаться с вопросами, просьбами; стимулировать инициативные обращения в совместных играх
  4. Развивать умения слушать и пересказывать сказки, совместно со взрослым – подговаривать за ним.
  5. Содействовать развитию умения рассказывать об изображенном на картинках, об игрушках, о событиях из личного опыта
  6. Вызывать интерес к художественной литературе

Всем известно, что развитие речи неразрывно связано с художественными произведениями.  

Припевки, потешки, песенки – первые художественные произведения, которые слышат дети с самого раннего возраст, Взрослые используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь устное народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Коза рогатая»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает устанавливать контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку- воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания:

Например: Кто у нас пригожий?

                    Кто у нас хороший,

                    Ванечка (Демир) - хороший!

                    Ванечка - пригожий!

Простые короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на отдых, сон, т.е. использование в режимных моментах, при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождали потешкой, песенкой. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождали процесс умывания словами:

НАПРИМЕР: «Чистая водичка, моет  Аюше личико,

Намзырай - ладошки, а пальчики Санчай». 

Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем они уже использовали народные потешки во время игр, при укладывании спать:

             Например:  Вот и люди спят,

                                   Вот и звери спят.

                                   Птицы спят на веточках,

                                   Лисята спят на горочках…

                  Орлан кызым уду оой-оой

                  Уду кызым опей-опей!

                  Часыгбайым удуй берзин

                  Отурбаалы увай-увай, оой-оой

      Очень большое значение имеют произведения устного народного творчества для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая:

                 Например: «Не плачь, не плачь, куплю калач»

Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры-забавы с использованием фольклора. Воспитатели вводят в игры, развлечения хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность.

Например: Так в развлечении «Солнышко»

Дождик, дождик

Полно лить,

Малых детушек мочить!

             Чаашкын, чаашкын эки чаг,

             Чалгааравайн чаг-ла чаг!

             Чернин кырын каастап-ла,

             Чараш унуш оссун-не!

  Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких петешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

                                 Например: Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши Гуси у пруда:

Га-ГА! Га-га!

Наши курочки в окно:

Ко, ко, ко!

                  Использование потешек при наблюдениях, в играх.

Например: «Солнышко-ведрышко! Освети!

Обогрей - телят да ягнят, еще маленьких ребят».

Это помогает вызвать интерес к природным явлениям, запомнить текст.

Особое внимание следует обратить, на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Организуя работу по речевому развитию детей через устное народное творчество были созданы соответствующие условия:

1. подобрали книги, наглядный материал (картинки, иллюстрации),

2. приобрели и изготовили настольно-печатные игры, которые помогали бы детям закреплять простейшие речевые навыки знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

3. пополнили книжный уголок. В книжном уголке разместили книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки.

4. в театральном уголке поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, разные виды театров дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений.

Чтобы потешка, прибаутка, песенка, байка или сказка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Вся работа с произведениями включает несколько этапов.

  1. этап –

Предварительная работа - знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза)

- рассматривание картинок, игрушек, животных

- обследование предмета

-игры с ними

- наблюдения (за дождиком, кошечкой…)

- дидактические игры («Кто что ест?»)

- пропевание песенок «Колобок»

На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

  1. этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка)

- рассказывание и чтение сказки, потешки …

- повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций

-беседа по содержанию

-выборочное чтение отрывков, песенок

- обыгрывание (с куклой «Водичка, водичка…»)

Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.

3   этап - Повторение потешек, сказок - повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Это помогает закрепить и расширить знания детей

- рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок

- Рассматривание иллюстраций

- чтение без показа иллюстраций

-прием договаривания стихотворных слов и фраз  (катится колобок, а навстречу ему…)

- проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек)

- проигрывание диалогов героев

Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

4 этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности

- использование в режимных процессах

- элементы и игры драматизации

- Дидактические игры «Узнай потешку» (показ иллюстрации, а ребенок читает потешку)

- чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3

- использование героев сказок на других занятиях

Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.

Воспитателю необходимо помнить о том, что каждая строчка несет определенное смысловое содержание, и если кто-то из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания в целом. В этом заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми и повторяемость занятий.

Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь практически: система занятий должна отражать несколько этапов, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения.

Неоднократное повторение какого-либо отрывка или всего произведения обеспечивает поэтапность обучения. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей.

Учеными доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом предъявлении игрушки, не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках (в третий, четвертый раз). Вот почему необходимо соблюдать принципы повторяемости (цикличности). Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей 2,3 года жизни, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования.

Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Принцип вариативности (повторение в несколько измененном варианте) поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свертывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста развивает речь.

Благодаря этой систематичной, планомерной работе дети научились понимать речь взрослого, выполняют словесную инструкцию. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. На занятиях могут слушать знакомые произведения без показа иллюстраций, помогают воспитателю подговаривать сказки и потешки при пересказе. А также активно рассказывают об изображениях на картинках, игрушках, о событиях из своей жизни.

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры.

ЛИТЕРАТУРА

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1996.

Соломенникова О.А. Радость творчества – М.: Мозаика-Синтез, 2008, - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на всестороннее формирование личности ребёнка. Поэтому я, считаю необходимым использовать все виды фольк...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится весьма небезопасной для него. И наша задача дать каждому ребенку основные понятия...

Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество.

Развитие речи детей дошкольного возраста  через устное народное творчество....

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество .

Дошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы безопасной жизнедеятельности.Безопасность - это не сумма знаний, а необходимость формирования ответс...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и ра...

Презентация. Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество.

Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество....