Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России
методическая разработка по художественной литературе на тему

Калашникова Татьяна Викторовна

Цель данной методической разработки: донести до педагогов, работающих  с  детьми  шести – семи   лет, ценность былин как источника народной мудрости. Показать возможность использования былин в практике  работы для формирования у детей интереса к устному народному  творчеству  и   истории   России. Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес к русскому народному творчеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byliny.docx59.58 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема  методической  разработки:

 "Русские  былины как средство приобщения детей шести лет

      к   устному   народному  творчеству  и   истории  России".

Данная   методическая  разработка  может  быть  использована  педагогами,  работающими  с  детьми  шести – семи  лет  в  системе  дополнительного  образования  или  в  дошкольных  образовательных  учреждениях.  Разработка  содержит  конкретные  материалы  и  указания  по  организации  и  проведению    учебных   занятий.  

Цель данной методической разработки: донести до педагогов, работающих  с  детьми  шести – семи   лет, ценность былин как источника народной мудрости. Показать возможность использования былин в практике  работы для формирования у детей интереса к устному народному  творчеству  и   истории   России.

Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес к русскому народному творчеству.

           Автор     Калашникова  Татьяна  Викторовна

                    Педагог  дополнительного  образования

       муниципального   бюджетного   образовательного   учреждения                        

                   дополнительного  образования  детей

                 дома  детского  творчества   “Созвездие”

                            г. Краснодар

                                 2015 г.


                                                                   Покой всех городов и сел старинных
                                                                  Стерёг дозор богатырей былинных.
                                                                  Пускай те дни прошли, но слава вам,
                                                                         Не  давшим  Русь  врагу   богатырям!

            Пояснительная     записка

Россия – наша Родина. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся, если мы будем  прежде  всего  озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Не  секрет,  что  именно   сейчас  мы по  новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

В данной методической разработке будет рассмотрена возможность использования эпосного (былинного) материала для формирования у детей шести – семи  лет интереса к устному народному творчеству и истории России.

Почему именно эпосный материал стал предметом методического исследования? Дело в том, что именно былины никогда не являлись объектом глубокого внимания педагогов-дошкольников. Возможно, это произошло, из-за их трудной читаемости и нежелания педагогов понять тот глубокий смысл и исторический реализм, заложенный в каждой из них.

 Благодаря  тому,  что   многие  дети  просмотрели  современный  цикл  мультфильмов  о  былинных  героях,  у  них  появился  живой   интерес  к  данной  теме.  Красочные,  яркие,  музыкальные,  с  добрым  чувством  юмора  мультфильмы  о  богатырях  не  оставили  ребят  равнодушными.   Вследствие  этого  педагог  может  опираться  на  уже имеющийся  у   детей  опыт  знакомства  с  героями  былин.

     Именно былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. С ними стоят рядом только сказки и песни, но если вспомнить, что былины одновременно и сказывались, и пелись, то их своеобразие в фольклоре станет очевидным. Однако и пелись, и сказывались былины по-особому. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью, грандиозностью рассказывания.

Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, явил образец для подражания, обладал влекущей силой примера. Даже враг представал могучим, чтобы подвиг героя становился ещё более значительным.

Русский эпос насчитывает десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алёша Попович, и Садко-купец, и Микула Селянинович и многие другие герои.  За  дубовыми  столами  в  палатах  князя  Владимира  собиралось  по  девяносто  богатырей! Как бы ни отличались они происхождением, нравом, поведением, деянием, сословным положением - все они выражают собой единый комплекс народных исторических понятий и представлений о том, каким быть человеку и как вести себя в мирные дни и в годину бедствия и лихолетья, когда враг грозит Руси истреблением и гибелью.

Историки культуры находят в былинном эпосе многие достоверные черты старинного быта. Из былины можно узнать о свадебном обряде и о правилах древнего благочестия, об устройстве городских стен и ворот, о росписи и украшениях в теремах, о воинском оружии, составе дружины, об игре на гуслях, об устройстве ладьи и сохи. Множество примет исчезнувшего древнерусского быта делают былины ценным источником историко-культурных знаний о жизни наших предков.

У каждой былины есть своя реальная жизненная основа, но эпическая песня соединяет её с вымыслом. Это не роняет в наших глазах богатырские былины, а возвышает их. Историческое деяние предстаёт художественно обобщённо. Именно благодаря этому свойству былины и дошли до нас из тьмы отдалённого времени. Здесь истоки непреходящего значения былин. Как памятник художественного творчества былина сохраняла своё значение в течение долгих веков, последовавших за эпохой Киевской и Новгородской Руси. Это своё значение они сохранят навсегда.

А  были  ли  на  самом  деле  богатыри?  Об  этом  спорят  учёные,  а  народная  мудрость  говорит: “Не  было  бы  снегу – не  было  бы  следу”.

Конспекты  занятий,  представленные  в  данной  методической  разработке,    составлены  по  единому  плану.

  1. Вводная  часть.
  2. Основная  часть.
  3. Заключительная  часть.

  Цель вводной  части  занятия - заинтересовать. Это  особенно  актуально в работе с детьми. Поэтому здесь необходимо использовать самые разнообразные методы и приёмы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию положительного эмоционального отношения к предложенной теме. Это: эмоциональный рассказ  с использованием иллюстраций, показом слайдов, альбомов,  книг. Большую роль здесь играет выразительная речь педагога, его искреннее желание пробудить у каждого ребёнка неподдельный интерес к историческому наследию своей Родины.

   В основную  часть занятия  включается чтение былины с последующей беседой по её содержанию  и  обязательно   входят следующие виды деятельности: подвижные   игры  и   этюды на создание выразительных образов.   Такая  работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.

     Заключительная  часть  занятия – это  подведение  итогов   и изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.  Это  может  быть  раскрашивание  иллюстрации,  которую  предложит  педагог  или  рисунок,  который  ребёнок  выполнит  самостоятельно.

Организация и планирование  занятий должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Педагог должен быть готовым к импровизации, встречной активности детей. В процессе осуществления такого сценария ребёнок должен чувствовать себя младшим партнёром, ведомым    взрослым,   который  постоянно   учитывает   его  инициативу.

В  течение  занятия дети  "проживают" события, происходящие с былинными героями, систематизируют  полученные   знания,  учатся пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию, закрепляют в разговорной речи старославянские слова и изречения,  которыми так богат  русский  язык.

Анализ  работы показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Многие из них легко ориентируются в содержании знакомых былин, могут назвать героев и оценить их поступки.

У большинства детей сформированы элементы представлений о быте, основных занятиях людей в Древней Руси: дети называют ремёсла, предметы утвари, одежды, а также имеют представление об укладе жизни древних славян.

Несколько  детей легко оперирует словами и оборотами старославянского  происхождения. Они с удовольствием пользуются ими в играх и в общении со сверстниками.

Особенно полюбился детям сюжет былины "Ставр Годинович".

Всё это говорит об интересе к историческому прошлому России и устному народному творчеству, возникшем у детей в результате проведённой педагогической деятельности.

Выводы:  такой подход к использованию эпоса даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к устному народному творчеству и истории России. Былины можно и нужно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Они помогают духовному становлению ребёнка. Самому педагогу  необходимо "услышать музыку стиха" народного эпоса, понять и творчески осмыслить глубокий смысл и мудрость, заложенную в его содержании. Только тогда он сможет стать не просто посредником между объектами и явлениями истории и культуры и ребёнком, а соавтором, творческим интерпретатором, "проводником" в мир культуры, в мир обыкновенных и необыкновенных вещей, сказок, мифов, преданий, былин, музыки и многого другого.

                                      Приложения
Тема:  Былина “Илья Муромец и Соловей Разбойник”.

Цель: Дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес к русскому народному творчеству.

Задачи: 

  • Формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник".
  • Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов; об их подвигах слагали былины).
  • Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины.
  • Обогатить словарный  запас  детей словами и выражениями:  былины, богатыри, травушка-муравушка, земля-матушка, студёная водица. 
  • Помочь понять содержание былины, используя вопросы.
  • Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: репродукция картины  В.М. Васнецова "Богатыри".    

                   Иллюстрации.  Книги.

Музыкальный  материал: А.П.Бородин  “Богатырская  симфония”

                                             1  часть.

Педагог:   Сегодня  я  приглашаю  вас  совершить       удивительное путешествие  по  русским  былинам, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми мы встретимся, будут сопровождать вас всю жизнь.

   Если вы спросите меня: "Что же такое былина?", - я не смогу ответить точно  на  ваш  вопрос. Это и сказка, и быль, и песня, и стих, и просто повествование. Нас будут ждать самые невероятные встречи и приключения:  мы  узнаем  как   русский богатырь Илья Муромец  сразился  с непобедимым Соловьем Разбойником, а  богатырь  Добрыня Никитич освободил из плена красавицу Забаву Путятичну. Побываем на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручим из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

Кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина – Россия   называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

Сегодня мы познакомимся с главным былинным героем - Ильёй Муромцем. Вот он  на картине "Богатыри" В.М.Васнецова вместе со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем несёт караульную службу на заставе. Они отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец - крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алёша Попович - сын попа. Но их объединяет одно - желание в трудную минуту помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.

Здесь, на картине, Илья Муромец стоит в центре, "богатырь богатырей", мужественный, спокойный, уверенный в своих силах. Он охраняет покой своей Родины, мирную жизнь русичей - так раньше называли жителей Древней Руси.

Каждое утро Илья Муромец со своими товарищами выходит в дозор, в чистое поле, и честно несёт свою нелёгкую службу.

   Предлагаю послушать былину   “Илья  Муромец  и  Соловей  Разбойник”  и ответить на вопросы. (Слушание  былины  сопровождается  звучанием  музыки).

В том ли в городе во Муроме, в том ли в селе Карачарове жила-была семья. И росло в той семье чадо милое - Ильюшенька сын Иванович. Опечалил он родителей своих - был здоровьем слаб, все в избе на печи лежал и не мог он встать на резвы ноженьки.  Так пролежал на печи он тридцать лет и три годика.

Как в одно утро ранее постучали ко Илюшеньке калики-перехожие. Говорят: "Напои ты нас добрый молодец водой студеной, жажда мучает!" Отвечает им Илюшенька: "Стыдно старые за водой посылать безногого!" Тут напрягся Илюшенька и пошел по сырой земле-матушке. Лишь принес он воды студеной страничкам как они молвили: "А ты испей водицы студеной!" Выпил Илья водицы колодезной. Тут случилось чудо чудное. И почувствовал Илья в себе силу богатырскую.

А как стал Илюшенька богатырем, так отправился совершать подвиги ратные.

Узнал он, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Путь его был далек и опасен. Прямоезжая дорожка заколодена, заколодена дорожка, замуравлена.

И на добром коне тут никто не прохаживал. Место сие называлось  Черная Грязь, что у реки Смородины. Сидит там Соловей-Разбойник. И свищет он по-соловьиному, кричит по-звериному. И от этого травушка-муравушка заплетается. Все лазоревы цветочки осыпаются. Темны лесушки к земле все преклоняются. И люди, что были там все мертвы лежат.

Когда Муромец подъехал ближе, Соловей засвистел. Его добрый конь стал спотыкаться. Он берет тугой лук разрывчатый и стрелу колену, накладывает и стреляет во врага и выбивает око со косицею. Пристегнул его к стремечку и повез по чисту полю. Прямо в стольный Киев град ко князю Владимиру. И все приговаривал: "Полно тебе свистать по-соловьиному, полно тебе сиротить да малых детушек!"

Вопросы  по  содержанию  былины.

1.Как назывались город и село, где родился Илья Муромец?

2.Как он провёл свои первые 30 лет жизни?

3. Кто помог ему избавиться от тяжёлого недуга?

4. Благодаря какой волшебной силе Илья Муромец стал настоящим богатырём?

5.Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления?

6. Как называлось место, где он встретил Соловья-разбойника?

7.Как Илья Муромец победил его?

8.Куда направился Илья Муромец после победы над Соловьём-разбойником?

На Руси всегда любили помериться силушкой богатырской.      

Предлагаю  поиграть  в  игру  "Петушиные бои".

Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры: не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной. Поощрять дух соперничества.

Материал: Мелок  или  обруч.

Ход: На полу чертится круг  или  кладётся  обруч, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой). По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать  из  круга друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу - тот выиграл.

После  игры  педагог  предлагает  детям   нарисовать  богатыря  или  изобразить  тот  момент  былины,  который  больше  всего  понравился  и  запомнился.

Тема:   Былина  “Ставр Годинович”.

          Цель:  Формировать     представления   о    некоторых  аспектах    

              жизни древних славян:  cемейных  взаимоотношениях на      

                      основе      былины    "Ставр Годинович".

 Задачи: 

  • Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: (в те времена в Древней Руси во главе государства стояли Великие князья; столицей Киевской Руси был город Киев; князья управляли государством, принимали заморских послов, вершили суд, устраивали пиры, Древняя Русь была богатым государством).
  • Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины.
  • Обогатить словарный  запас  детей словами и  выражениями:  опала, острог, догадка, пир, бояре, князья, Киев-град.
  •  Помочь понять содержание былины, используя вопросы.
  • Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: Иллюстрации с изображением портретов правителей                Древней Руси, Золотых ворот и Софийского собора в Киеве.  Книги.

Музыкальный  материал: М.П.Мусоргский “Богатырские  ворота”  из  сюиты  “Картинки  с  выставки”.

     Педагог:   В Древней Руси во главе государства стояли Великие князья. В разное время это были: Ярослав Мудрый, Владимир Красное Солнышко, Вещий Олег, Княгиня Ольга, Владимир Мономах. Князья не только управляли государством, но также принимали заморских послов, вершили суды; князья любили попировать с дружинниками в честь своих ратных  (военных) побед, а для простых горожан киевские князья устраивали скачки, турниры, различные игрища.
    Древняя Русь славилась далеко за её пределами. Русь была большим и богатым государством. Чужеземцы, посещавшие столицу Древней Руси - Киев, рассказывали о его богатстве. Недаром Главные ворота Киева назывались Золотыми. Обитые золочёной медью, они ярко блестели на солнце. Золотом горели и купола многочисленных церквей. Но больше других поражал воображение путешественников главных храм Киева - Софийский собор: величественный каменный красавец, украшенный тринадцатью куполами.

   Предлагаю послушать былину   “Ставр  Годинович”  и ответить на вопросы. (Слушание  былины  сопровождается  звучанием  музыки).

Случилось это давным-давно в городе во Киеве. Правил Киевом великий князь, звали его Владимиром.

Вот однажды собрал князь гостей; князей да бояр на пир честной. Сидят гости на пировании в палатах белокаменных - пьют, едят, да друг пред дружкой похваляются. Только один гость сидит не хвастает, зовут его Ставром Годиновичем. И спросил его князь: "Что молчишь, сидишь, Ставрушка? Али нечем тебе похвастаться". Отвечает ему Ставр: "Есть у меня, светлый князь, и золота и серебра предостаточно. Но свою жену Василису я ценю дороже злата-серебра! Нет ей равной по уму по всей Руси Великой, всех она перехитрит!"

Не понравились князю таковы слова гостя честного и задумал Владимир нехорошее. Приказал он своим слугам схватить Ставра Годиновича, посадить его в погреба глубокие. "Если женушка твоя такая умная, пусть сумеет тебя оттуда высвободить".

И дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Как узнала она, что муж ее сидит в темном погребе, стала она думать - как его освободить из острога. И подумала она: "Деньгами его не выкупишь, силою не выручишь, а могу спасти его своею догадкою, женской хитростью, да изворотливостью".

Первым наперво - отрезала она косоньки свои длинные, уложила волосы по- молодецки. Назвалась добрым молодцом Василием Микуловичем и отправилась из терема высокого в путь - выручать мужа любимого.

Приезжает она к князю Владимиру, в его палаты белокаменные, называется добрым молодцем и просит себе в жены княжескую дочь. Но княжна молодая догадывается, что это женщина и просит: "Испытай его, батюшка!" Говорит тогда князь: "Не угодно ли тебе сходить в баньку - попариться?" Отвечает тот: "Не худо бы!"

Только собрался князь в баню, а гость уже выходит: "С легким паром!" Раздосадовался князь и говорит ему на другой день: "Не угодно ли после баньки отдохнуть?" Отвечает Василий: "Не худо бы!" В спаленке он головой ложится, где ногам быть, а ногами ложится на подушечку  и  накрывается. Тут вошел князь, посмотрел: есть широкие плечи богатырские! А на третий день говорит ему князь: "Не угодно ли с моими дворянами потешиться. Сходить на широкий двор, в колечко золоченое стрелять".

Дворяне стреляли - не попали, Василий Микулович стрелял - попал. И с боярами потешился: взял одного одной рукой, другого другой, а третьего посередочке и всех лбами свел, за раз он наземь троих положил.

Испугался князь и отдал за него дочь. Настал день свадьбы, но не весел сидит жених. Говорит: "Грустно у тебя князь, музыканты играют - что собаки воют!" Говорит князь: "Так нет других!" Изумился жених: "Как нет, а слыхал я, что у тебя во погребах томится Ставр - именитый гусляр! Выпусти его, сделай милость!"

Вышел тут Ставр, так и разоблачилась Василиса. Удивился Ставр: "А где же твои косы шелковые?" Василиса ему: "А косами я тебя из погреба высвободила!" Тут стыдно стало князю и отпустил он их с миром. И ушли они, и зажили счастливо!

Вопросы  по  содержанию  былины.

1.Где происходит действие былины?

2.Как звали Великого князя, который правил в те времена Киевом?

3.Почему князь посадил Ставра Годиновича в острог?

4.Как звали жену Ставра Годиновича?

5. Как она спасла своего мужа?

6.Кто не поверил "добру молодцу" Василию Микуловичу?

7. Как испытывал князь "добра молодца"?

8. Почему князь Владимир отпустил Ставра Годиновича и Василису Микуличну?

 Как хорошо, что восторжествовала справедливость и победило добро!     Я предлагаю сыграть в игру "Был у князя пир большой".

 Был у князя пир большой           (дети показывают, поднимая вверх руки),

 Ставр заносчив был  душой     (стоят, подбоченясь, задрав голову кверху).

 Князь свой голос надсадил         (поглаживают горло),

 Ставра в погреб посадил         (садятся на корточки и обхватывают голову          

                                                    руками).

 Василиса услыхала                   (приставляют руку к уху),

 На коне вмиг прискакала         (имитируют верховую езду).

 Стала князя укорять           (хмурят брови и грозят указательным пальцем),

 Стала топать и ругать          (топают).

 Испугался знатный князь       (втягивают голову в плечи, отворачиваются),

 Отпустил всех восвоясь         (машут рукой на прощание).

После  игры  педагог  предлагает  детям   нарисовать  богатыря  или  изобразить  тот  момент  былины,  который  больше  всего  понравился  и  запомнился.

Тема: "Путешествие по Древней Руси.  Былина  "Садко".

         Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах    

             жизни древних славян на основе былины "Садко".

 Задачи: 

  • Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: (в те времена появились первые ремесленники: кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи; ремесленники в то время использовали очень простые инструменты; ремесленники продавали свои товары на торжищах).
  • Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины.
  • Обогатить словарный  запас  детей словами и  выражениями: гусли, гусляр, торжища, невод, торговый ряд, палаты белокаменные, Ильмень-озеро, Новгород.
  •  Помочь понять содержание былины, используя вопросы.
  • Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением людей, занятых разным ремеслом.

Музыкальный  материал: Н.А.Римский-Корсаков  Симфоническая  картина  “Море”  из  оперы  “Садко”.

   Педагог: В  давние – давние   времена появились первые ремесленники - специалисты в разных видах ремесла: кузнецы (ковали из железа ограды, подковы,   орудия   труда),    ювелиры   (создавали   украшения),   гончары

(занимались производством посуды  из  глины), ткачи (занимались производством тканей). Ремесленники в то время использовали очень простые инструменты. Только личное мастерство ремесленника позволяло ему производить изделия, которые нравились тем, кто их заказывал.

Сначала ремесленные изделия изготавливались для  семьи  мастера. Но затем соседи или другие люди, кому нравился вид и качество изделий ремесленника, стали заказывать ему тот или иной товар.

Для того чтобы его изготовить, нужны были металлы, глина, пряжа, дерево или другое сырьё. Вот и приходилось заказчику или самому мастеру отправляться разыскивать их в местах обмена и торговли –  торжищах. Чем больше обменивалось и продавалось на торжищах товаров и продуктов, тем богаче становилось население этих мест.

   Предлагаю послушать былину   “Садко”  и ответить на вопросы. (Слушание  былины  сопровождается  звучанием  музыки).

Как во славном городе да в Новгороде

Ай как был Садко - славный музыкант.

Да играл он на гусельках на струнчатых,

И ходил с ними да по честным пирам.

Потешал князей да бояр хмельных.

И как тут беда приключилася:

Не зовут его на почестен пир.

Не зовут его на весёлый пир и день

И другой, и на третий день.

Как Садко теперь приунылося.

И пошёл Садко к Ильмень - озеру.

И садится он на горюч-камень,

И грает он да во гусельки.

Так играет он с утра раннего

И до позднего вечера тёмного.

А по вечеру волна в озере расходилася,

Да вода с песком вся смутилася.

Устрашился Садко, испугался.

Как тут вышел к нему царь Озёрный.

Говорит он Садко таковы слова:

"Как и был у меня да почестен пир,

Как спотешил ты всех гостей моих,

И за это тебя я пожалую.

А ступай, Садко, в славный Новгород,

У купцов купи невод шёлковый,

Да закинь его в Ильмень-озеро.

Ты поймаешь тогда три рыбины.

Уж как перья у них золотые все!

Так и сделал Садко.

А за каждую рыбину выменял

Лавку с торговым рядом.

Стал Садко купцом Новгородским.

И выкупил все товары новгородские.

И решил теперь в путь отправиться,

Чтобы выкупить все товары заморские.

Как построил он тридцать кораблей,

Да отправился на них по морю.

А как в славном городе да в Новгороде

Ждать его осталась Любавушка –

Невеста его наречённая.

Как выехал он да на море,

Поднялась тут буря великая.

Мачты стонут, от тяжести гнутся,

Паруса на корабликах рвутся.

Говорит Садко своей дружинушке:

"Сколько по морю мы не ездили,

А Морскому царю дани не плачивали.

Требует дань царь Морской!

Самого Садко требует!

"Попрощался Садко с дружинушкой

И спустился на доску дубовую.

Заснул Садко на доске дубовой,

А проснулся в море да на самом дне.

Увидал палаты белокаменные.

В тех палатах сидит царь Морской.

Говорит царь Морской таковы слова:

"А и здравствуй, Садко, новгородский князь.

Уж и сколько ты по морю хаживал,

Теперь сам пришел ко мне во подарочки.

Сказывают, мастер ты великий

На гуслях играть на яровчатых.

Поиграй-ка здесь, позабавь меня!

Как Садко стал играть да на гусельках,

Как плясать пошёл грозный царь Морской.

Море синее опять разыгралося,

Корабли опять разбиваются.

Опечалился Садко, струны тонкие он на

Гусельках своих разорвал в сердцах.

Царь Морской тогда говорит ему:

"Ты порадовать сумел царя грозного,

И за это бери в жёны дочь мою.

"Отвечает Садко Царю грозному:

"Благодарен я тебе за такую честь,

Но тоска меня взяла пуще прежнего,

Ждёт меня невеста Любавушка

Смилуйся надо мной, царь Морской,

Отпусти ты меня да в родимый край."

Смиловался над ним грозный царь Морской,

Отпустил его по-хорошему.

Как уснул Садко да на дне морском,

А проснулся в Новгороде, в палатах своих.

Тут и радости было во всём городе.

Стал Садко по-прежнему по пирам ходить,

А ему теперь славы все поют.

Вопросы  по  содержанию  былины.

1.В каком городе жил герой былины?

2.Как его звали?

3.Каким ремеслом занимался Садко?

4.Почему Садко оказался на Ильмень-озере?

5. Как у Садко оказался волшебный шёлковый невод?

6. Что обещал подарить озёрный царь Садко?

7. Почему Садко решил отправиться путешествовать по морю?

8.Что случилось с ним во время путешествия?

9.Почему Садко порвал струны на гуслях?

10.Какую награду предложил морской царь Садко?

11.Чем закончилась былина?

Как хорошо, что Морской  царь  отпустил  Садко!  Давайте  представим,  что  мы  оказались  на  дне  морском.  Каких  обитателей  мы  могли  бы  увидеть?     Я предлагаю сыграть в игру "Море  волнуется".

Цель: Упражнять  детей  в создании выразительных образов морских обитателей    с  помощью  мимики,  жестов, телодвижений.

Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала,  кальмар,  кит,  акула.

Ход: Дети становятся в произвольном порядке.  Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три; любая морская фигура замри!

Дети замирают, а  педагог выбирает любую фигуру и просит показать её. Тот, кто правильно угадал  образ, становится ведущим. Игра продолжается.

После  игры  педагог  предлагает  детям   нарисовать  богатыря  или  изобразить  тот  момент  былины,  который  больше  всего  понравился  и  запомнился.

Тема: "Путешествие по Древней Руси.  Былина  "Добрыня  и  Змей".

         Цель: Формировать представление о том, что во все времена Русь    

                    нуждалась в защите своих границ.

 Задачи: 

  • Продолжать формировать представления о некоторых аспектах из жизни древних славян на основе былины "Добрыня и Змей".
  • Уточнить знания детей о разных видах оружия эпохи Древней Руси.
  •  Закрепить в речи детей названия оружия русского воина: боевой топор, секира, кинжал, копьё, стрелы, меч, палица, щит, лук, булав), а также других средств защиты государства от врагов: сигнальные башни, оборонительные стены, рвы, наполненные водой.
  • Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины.
  • Обогатить словарный  запас  детей словами и  выражениями: Рязань, меч булатный, копьё муравчатое, палица булатная.
  •  Помочь понять содержание былины, используя вопросы.
  • Воспитывать устойчивый интерес  к  истории  Руси  и уважение к  культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением людей, занятых разным ремеслом.   Иллюстрации с изображением старинного оружия.

Музыкальный  материал: А.Н.Пахмутова  “Богатырская  сила”

Педагог:  В разные времена Российское государство всегда нуждалось в защите своих границ от внешних врагов. Правители Древней Руси заботились не только о расширении границ, но и об их укреплении. Особенно большое внимание укреплению границ земли русской, обороне уделял Великий князь Владимир Красное Солнышко. При правлении Владимира рубежи Киевской Руси охраняли богатырские заставы. В те годы больше всего бед русским землям доставляли набеги кочевников-печенегов. Для того чтобы защитить свой народ от их безжалостных нападений, по приказу князя Владимира на границе было построено много крепостей, в которых поселялись храбрые воины. Кроме того, было сооружено много сигнальных башен, на которых в случае появления печенегов зажигались сигнальные костры. Благодаря этому в Киеве уже через несколько часов узнавали о грозящей опасности. Князь быстро собирал дружину и отправлялся на защиту границ.

Каждый большой город Древней Руси имел свою оборонительную систему. Город защищала высокая оборонительная стена. Стены чаще всего были окружены водой. Для этого, в том месте, где не было реки, выкапывался глубокий ров и заливался водой.

Для защиты от многочисленных врагов древним славянам требовалось оружие: железные мечи, стрелы, копья, палицы. Всё это делали мастера-оружейники. Славянские воины облачались в кольчуги, защищавшие тело, и в железные шлемы, защищавшие головы.

   Предлагаю послушать былину   “Добрыня  и  Змей”  и ответить на вопросы. (Слушание  былины  сопровождается  звучанием  музыки).

Как доселе Рязань слободой слыла!

А как ноне Рязань славным городом стала.

А жила-то во Рязани вдова Омелфа Тимофеевна.

И был у неё сын Добрынюшка, а по батюшке Никитьевич.

Как от роду Добрынюшке было пять годков,

Стал ходить Добрынюшка по улочкам,

Да с ребятами малыми бороться.

А с кем силушкой он да не померяется,

Не находит себе равных среди сверстников

И среди старших товарищей во всей округе.

А как минуло Добрынюшке 20 годков,

Так отправился Добрыня в чисто поле

На добром коне богатырском.

Захотелось Добрынюшке к Пучай-реке спуститься.

Как на эту пору издалека налетел на Добрыню Змей-Горынович.

Проклятый змей о трёх да головах.

И говорит он Добрыне таковы слова:

"А теперь ты в моей власти, добрый молодец,

Что хочу с тобою, то и сделаю!"

Сердце Добрынюшки не дрогнуло.

Он горазд был плавать, да и нырять-то

От одного-то бережка к другому.

Тут стал Змеище искры сыпать,

Стал жечь тело да белое.

Тут схватил Добрынюшка меч свой булатный,

Ударяет Змеище по его головам.

Испугался гад, да и взмолился:

"Не убей меня, не буду я губить людей честных!"

Поверил ему Добрынюшка.

3аписали договор меж собою.

И расстались они да по-хорошему.

Разошлись они да в разны стороны.

Приезжает Добрыня в стольный Киев-град.

Стал служить в дружине князя Владимира.

Вот проходит время недолгое,

Зовёт князь Добрыню в палаты белые,

Говорит князь Добрыне таковы слова:

 

"Снова Змей на земли русские похаживает,

Деревни да города сжигает,

Малых детушек да сиротит,

Красных девиц в полон берёт.

Высвободи из змеиных нор

Любимую племянницу мою - Забаву Путятичну"

Молодой Добрыня собирается, на коня садится.

И в путь отправляется - выручать Забаву Путятичну!

Приезжает он к норам да змеиным,

Становит коня, да сходит на сыру землю.

На бело плечо кладёт копьё муравчатое,

А под леву запазушку - палицу булатную.

А подпоры он железные откидывает,

Да затворы-то он медные отвинчивает.

Видит Добрыня множество воинов пленённых.

И дошёл он до логова Змеища.

Говорит Змей-Горыныч: "Не отдам тебе Забаву Путятичну!"

Отвечает Добрыня: "Ты зачем наш договор нарушаешь?

Ты зачем людей неповинных губишь?

Не будет тебе более пощады!"

Три дня и три ночи они сражаются.

Победил Добрыня Змеища,

Отрубил он головы поганые.

А и брал он Забаву за белы рученьки,

Да и вывел её из нор змеиных.

На белый свет, к солнцу красному!

Говорит он таковы слова:"Ай вы же полоны, да русские,

Выходите-ка из нор да из змеиных,

По своим землям, да по своим домам!

Тут сделалась радость великая

Да по всей Руси!

А и садил Забаву на добра коня,

Да и приехал к князю на широкий двор.

Да и сходил он с доброго коня.

И повёл Забавушку ко князю Владимиру!

Тут садились все за пир честной,

Славу пели Добрыне Никитьевичу!

Вопросы  по  содержанию  былины.

1.В каком русском городе жил Добрыня Никитич?

2.Чем отличался маленький Добрынюшка от своих сверстников?

3.Куда отправился Добрынюшка, когда исполнилось ему двадцать годков?

4.Как называлась река, к которой спустился Добрыня?

5.Почему Добрыня не испугался Змея?

6.Почему Добрыня поверил Змею в первый раз?

7.У какого князя Добрыня Никитич служил в дружине?

8.Какую службу задал князь Владимир Добрыне Никитичу?

9.Как встретил Змей Горыныч Добрыню Никитича?

10.Кто одержал победу в поединке?

11.Кого ещё освободил Добрыня Никитич вместе с Забавой Путятичной?

        Состязание в ловкости, силе, выносливости "Будь отважным, не        теряйся, сзади всех не оставайся".

Цель: Упражнять детей в ловкости, силе, выносливости. Воспитывать                                      чувство здорового соперничества, взаимопомощи.

Ход: Педагог  предлагает организовать состязание. Для этого дети делятся на две команды.

Примерные игры-эстафеты.

  1. "Попади в цель".
  2. "Не упади" .
  3. "Будь ловким" .

            Вопросы  для  заключительного  занятия

  1. Какого происхождения были основные персонажи героических былин: Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец? (Алёша Попович - сын попа, Добрыня Никитич - знатного происхождения из рода князей, Илья Муромец - крестьянский сын).
  2. Как называлось войско в Древней Руси, которое охраняло государство от врагов? (Дружина).
  3. Как называлась группа богатырей, выходящая в дозор для охраны границ государства? (Застава).
  4. Вспомните самые известные имена правителей Древней Руси. (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, княгиня Ольга, Вещий Олег, князь Игорь).
  5. При правлении какого князя появились заставы по охране государственных границ. (При Владимире Красное Солнышко).
  6. Назовите самый известный подвиг Ильи Муромца. (Сражение с Соловьём-разбойником).
  7. С помощью чего освободила Василиса Микулична своего мужа Ставра Годиновича из острога? (С помощью хитрости).
  8. За что поплатился Ставр Годинович и попал в острог? (За хвастовство мудростью и умом молодой жены).
  9. Какому былинному герою пришлось попасть на дно морское из-за своей алчности? (Садко).
  10. Кого похитил Змей Горыныч в былине Добрыня и Змей? (Забаву Путятичну).
  11. С помощью какого оружия Добрыня победил Змея Горыныча? (Меч-кладенец, палица с булавой).
  12. Как вы думаете, почему былины, созданные много веков назад, всё-таки дошли до наших дней, и дошли без изменений, сохранив своё своеобразие, напевность?

 

                     Литература

1."История" - справочник дошкольника, С.В. Новиков, филологическое      
     общество "Слово" НСТ, Москва, 1998.
2."Русское народное поэтическое творчество", Ю.Г. Круглов, Москва
    "Высшая школа", 1986.
3."Русский эпос", Ф.М. Селиванов, Москва "Высшая школа", 1988.
4."Былины", Москва "Художественная литература", 1986.
5."Приобщение детей к истокам русской народной культуры", О.Л. Князева,
    М.Д. Маханева, Санкт-Петербург "Детство-пресс", 1999.
6."Новое воспитание", Н.Е. Щуркова, Педагогическое общество России,
    Москва, 2000.
7."Мы - Славяне!", М. Семёнова, Санкт-Петербург, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»

Мастер–класс– это особый  жанр обобщения и распространения педагогического опыта.   Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...

Непосредственно-образовательная деятельность: «По приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству, посредством малых форм»

1. Знакомство детей первой младшей группы раннего возраста с малыми формами фольклора.Формирование эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту литературно-художественные произведения: песенки, по...

Приобщение детей к математике через устное народное творчество

В статье описывается, как развить интерес к математике посредством устного народного творчества. Статья будет интересна воспитателям детских садов и родителям....

"Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России"

Содержание.1. Актуальность.2. Научная обоснованность.3. Технология.4. Работа с детьми.o Тематическое планирование.o Критерии диагностического обследования детей.o Диагностическая карта.o Работа с деть...

«Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России».

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя ...

Методическая разработка. «Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России».

     Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять р...

Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем ...