Программа дополнительного образования "Учимся рассуждая"
календарно-тематическое планирование по математике (подготовительная группа) по теме

Жаркова Елена Анатольевна

Перспективный план кружковой работы с детьми по ФЭМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_rassuzhdaya.docx26.62 КБ
Файл metod_rek.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 29»

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ

«Детский сад 29»

________ Перанова А. И.

«__»____________2013г.

Программа по дополнительному образованию

«Учимся, рассуждая»

Для детей 6 – 7 лет

Автор:

                                          Воспитатель 1квалификационной

                                                Категории МБДОУ «Детский сад 29»

          Жаркова Е. А.

г. Городец

2013-2014 учебный год.


Содержание.

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Цель и задачи программы……………………………………………………….5

Содержание обучения…………………………………………………………...7

Прогнозируемый результат……………………………………………………..9

Методические рекомендации………………………………………………….10

Диагностический инструментарий…………………………………………….27

Список используемой литературы…………………………………………….29

Пояснительная записка.

И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

        Программа дополнительного образования «Учимся, рассуждая» разработана на основе обязательного минимума содержания по формированию элементарных математических представлений для дошкольных образовательных учреждений, на основе реализуемой в ДОУ комплексной программы «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Содержание данной программы содействует эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.

        Программа «Учимся, рассуждая» основана на следующих принципах обучения:

 — непрерывности развития ребёнка,

 — общего развития ребёнка на основе его индивидуальных возможностей и способностей,

 — развития личностных компетенций ребёнка как активного субъекта познания,

 — развития и укрепление здоровья ребёнка,

 — развития духовно-нравственных качеств ребёнка,

 — развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям ,

 — преемственности и непрерывности образовательного процесса ребёнок — воспитатель — родитель.

        В основе программы дополнительного образования лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Данные технологии позволяют развитие мыслительной, познавательной активности, самостоятельности, дошкольника.

        В содержании программы объединены три основные линии: арифметическая (цифры от 0 до 9, основные свойства чисел натурального ряда), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур), содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

        Содержание занятий включают в себя развивающие игры, упражнения,  моделирование и конструирование, решение арифметических задач.

        Занятия проводятся фронтально, во второй половине дня, продолжительностью 25 минут. Обще количество занятий в год — 36. Отслеживание результативности кружковой работы ведется постоянно, диагностика проводится 2 раза в год (стартовая — сентябрь, итоговая — май).  Занятия математического кружка «Учимся, рассуждая» ведутся с октября по апрель.

        Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Цель и задачи программы.

Цель программы - способствовать успешной психологической адаптации детей к условиям школы путем введения новых форм организации обучения, направленных на сближение образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Основные задачи программы:

Устный счёт. Учить считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Закреплять умение определять место числа по его отношению к предыдущему и последующему числу. Развивать количественные представления, способность различать количественный и порядковый счет.

Знакомство с цифрой и числом. Учить писать цифры от 1 до 10, познакомить с записью чисел второго десятка. Учить считать по образцу и названному числу. Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Учить воспроизводить количество движений по названному числу.

Состав числа. Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета. Формировать представление о составе числа из двух меньших.

Знаки <, >, +, -, =. Учить устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, правильно пользоваться и писать математические знаки.

Геометрические фигуры. Закреплять знания детей о геометрических фигурах и форме предметов, а так же умение классифицировать их по разным признакам. Развивать умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие. Познакомить с плоскими геометрическими фигурами  – ромб, трапеция, а так же телами – шар, цилиндр, конус, призма. Учить составлять геометрические фигуры из палочек и преобразовывать их, рисовать фигуры, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.

Измерение величины. Познакомить с условной мерой – сантиметр, учить измерять линейкой. Упражнять в измерении массы и объёма жидких и сыпучих тел.

Ориентировка в пространстве и времени. Расширять и углублять временные отношения о частях суток, днях недели, временах года. Познакомить детей с часами (механические, электронные), учить определять время по часам. Упражнять в определении словом положения предмета (человека) в пространстве и по отношению к другим предметам (людям).

Решение логических задач. Научить решать логические задачи на разбиение по свойствам предметов. Способствовать усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления. Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.

Решение задач, примеров. Учить, как из неравенства сделать равенство. Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез. Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.

Развитие психических познавательных процессов. Развивать познавательные процессы восприятия память, внимание, воображение. Формировать  мыслительные умения - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию. Способствовать развитию творческих способностей.

Психолого-педагогический анализ. Выявление уровня освоения элементарных математических представлений у детей данной возрастной группы.

Содержание обучения

п/п

Название темы

Общее

количество

часов

Теория

Практика

1

Психолого – педагогический анализ (начало года) сентябрь

2

0,4

1,6

2

Числа 1 – 5. Повторение

1

0,2

0,8

3

Повторение числа и цифры 6, состав, написание.

1

0,2

0,8

4

Закрепление знаний математических знаков <. >. =, +, –, написание.

2

0,2

1,8

5

Повторение числа и цифры 7, состав, написание.

1

0,2

0,8

6

Порядковый, количественный счёт, чётные – нечётные числа.

1

0,2

0,8

7

Повторение числа и цифры 8, состав, написание.

1

0,2

0,8

8

Геометрические фигуры и тела.

1

0,2

0,8

9

Повторение числа и цифры 9, состав, написание.

1

0,2

0,8

10

Вычитание и прибавление 2 единиц.

2

0,4

1,6

11

Повторение числа и цифры 0, написание.

0,5

0,2

0,3

12

Число 10, образование чисел второго десятка.

1

0,2

0,8

13

Измерение массы, объёма, жидкие и сыпучие тела.

0,5

0,2

0,3

14

Измерение длины, определение «сантиметр».

1

0,2

0,8

15

Счёт десятками до сотни.

1

0,2

0,8

16

Работа с часами, определение времени.

1

0,3

0,7

17

Знакомство с календарём, повторение частей суток, дней недели, времён года.

1

0,2

0,8

18

Геометрические тела: шар, конус, цилиндр, призма.

1

0,2

0,8

19

Работа со схемами, картами, ориентировка в пространстве.

2

0,4

1,6

20

Решение логических задач, классификация предметов по форме, величине, цвету.

2

0,5

1,5

21

Решение арифметических задач, работа в тетради в клетку.

2

0,5

1,5

22

Математические ребусы, КВН.

2

0,2

1,8

23

Психолого – педагогический анализ (конец года), май.

2

0,4

1,6

24

Итого:

30

6,1

23,9

Прогнозируемый результат.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год.

К концу года дети могут:

  • Свободно считать в пределах 20, используя количественный и порядковый счёт;
  • Решать математические задачи и самостоятельно составлять их;
  • Пользоваться линейкой, называть полученный результат;
  • Использовать математические знаки для определения равенства и неравенства;
  • Рисовать заданный графический рисунок и повторять его в тетради в клетку;
  • Различать геометрические фигуры и называть их, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие;
  • Определять время по часам;
  • Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.



Предварительный просмотр:

 Методические рекомендации.

   № зан.

Тема  

  Цель

      Задачи

 Материал

Методы и приёмы

Взаимодействие

с другими видами

деятельности

Интеграция

Сентябрь

1.

Выявить уровень знаний по ФЭМП у детей на начало года

Психолого-педагогический анализ

2.

Октябрь

3.

«Помоги Незнайке»

Повторение чисел 1 – 5

Повторить и закрепить состав чисел до 5, их графическое изображение;

Развивать графические умения;

упражнять в употреблении понятий предыдущий, последующий; закреплять навыки количественного счёта.

Карточки с цифрами от 1 до 5, иллюстрации к задачам;

Иллюстрации к рассказу о Незнайке, рабочие тетради.

1.Орг. момент

2.Упражнение

«Помоги Незнайке сосчитать своих друзей»

3.Логическая задача

4.Динамическая пауза

5.Упражнение «Узнай число»

6.Состав числа

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Заучивание стихов о цифрах 1 – 5, к пальчиковой гимнастике

ОО «ФК»

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

4.

«Юные математики»

Повторение числа 6, решение логических задач.

Закреплять знания состава чисел 1 – 6, упражнять в написании цифры 6, упражнять в написании цифр;

Упражнять в классификации предметов по заданному признаку;

Развивать внимание, смекалку, пространственное воображение.

Числовые карточки 1 – 10, карточки с цифрами 1 – 6, карточки к задачам, блоки Дьенеша (по количеству детей), рабочие тетради.

1.Орг. момент

2.Упражнение «Найди лишний предмет»

3.Состав чисел до 6

4.Динамическая пауза

5.Упражнение «Недостающие фигуры» (блоки Дьенеша)

6.Пальчиковая гимнастика

7.Работа в тетрадях

Использование дидактических игр в свободной деятельности

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

5.

«В стране Геометрии»

Закрепить знание геометрических фигур.

Упражнять в выделении треугольника из др. геом. фигур;

Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку;

Развивать логическое мышление, пространственное воображение.

Карточки к задачам, палочки Кюизенера (по количеству детей), рабочие тетради

1.Орг. момент

2.Упражнене с палочками Кюизенера «Составь рисунок по схеме»

3.Упражнение «Продолжи геометрический ряд»

4.Динамическая пауза

5.Упражнение «Найди все треугольники на картинке»

6. Пальчиковая гимнастика

7. Работа в тетрадях

Определение предметов треугольной формы в окружающей обстановке

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

6.

«Семёрка – кочерга»

Повторение числа 7, состав из  единиц, знакомство с цифрой.

Повторить число 7, уточнить состав из единиц, 2 меньших чисел;

Уточнить написание цифры 7;

Упражнять в решении задач, выявлении частей задачи;

Формировать представление о чётности – нечётности чисел.

Карточки с цифрами 1 – 7, иллюстрации к задачам, набор счётных палочек (на каждого ребёнка)

1.Орг. момент

2.Упражнение «Состав числа 7»

3.Упражнение «Семёрка – кочерга» (цифра 7)

4.Динамическая пауза

5.«Весёлые задания»

6.Упражнение «Чёт - нечет»

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Заучивание стихотворений «Цифра 7», считалок.

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

Ноябрь

7.

«Весёлый мяч»

Повторить число 8, знакомство с цифрой 8.

Повторить состав числа 8 из единиц и 2 меньших;

Познакомить с написанием цифры 8;

Уточнить знание математических знаков;

Закреплять представление о чётности – нечётности чисел

Карточки с цифрами 1 – 8, иллюстрации к задачам, набор счётных палочек (на каждого ребёнка)

1.Орг. момент

2.Упражнение «Подставь правильную цифру»

3.Состав числа 8

4.Динамическая пауза

5.Задача «Подставь нужный знак» (до 8)

6.Ира с мячом «Чёт – нечёт»

7. Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Использование игровых заданий в свободной деятельности

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

8.

«Пинокио – мальчик с длинным носом»

Формировать умение сравнивать предметы по длине, повторение числа 9, написание цифры 9.

Формировать умение сравнивать длины предметов на глаз и с помощью непосредственного наложения;

Развивать глазомер;

Упражнять в решении задач, записи решения в тетрадь; Уточнить знания числа 9, познакомить с цифрой 9.

Карточки к задачам, иллюстрации к рассказу о Пинокио; полоски разной длины на каждого ребёнка, карточки с цифрами до 9

1.Орг. момент

2.Упражнение «Что длиннее?»

3.Упражнение «Что сказал Пинокио?»

4.Динамическая пауза

5.Состав числа 9

6.Упражнение «Волшебный замочек»

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Использование счётных умений в игровой деятельности, экспериментальное измерение длины предметов

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

9.

«Помоги Пинокио»

Знакомство с линейкой, условной мерой – сантиметр.

Упражнять в  измерении длины предметов на глаз и с помощью линейки;

Развивать глазомер;

Познакомить с определением мерки линейки – сантиметром;

Способствовать развитию логического мышления;

Упражнять в решении задач с числами до 9.

Карточки к задачам, иллюстрации к рассказу о Пинокио; полоски разной длины, линейка и карточка – условная мера (на каждого ребёнка), блоки Дьенеша

1.Орг. момент

2.Упражнение «Выбери кротчайший путь для Пинокио»

3.Задача-головоломка

4.Динамическая пауза

5.Задача на счёт

6. «Найди пару» (блоки Дьенеша)

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетради

Использование счётных умений в игровой деятельности, экспериментальное измерение длины предметов с помощью линейки.

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

10.

«Стройка»

Сравнение предметов

Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по длине, ширине, высоте, располагать их в возрастающем и убывающем порядке;

Развивать счетные умения, ориентировку на листе бумаги;

Упражнять в работе по схеме.

Цифровые карточки, палочки Кюизенера

1.Орг. момент

2.Упражнение «Построение предметов в возрастающем (убывающем) порядке»

3. Задание с палочками Кюизенера «Стройка»

4.Динамическая пауза

5. Графический диктант

6.Пальчиковая гимнастика

7.Работа в тетради

Использование схем в сюжетно-ролевых играх, лепка цифр из глины и пластилина.

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

Декабрь

11.

«Измеряй-ка»

Знакомство с цифрой 0

Познакомить с составом числа 10 из единиц и 2 меньших, познакомить с цифрой 0;

Развивать умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки, называть условную меру – сантиметр;

Развивать графические умения;

Схемы к задачам, цифровые карточки, линейки (на каждого ребёнка)

1.Орг. момент

2.Задача «Назови нужное число»

3.Задача «Отмерь столько сантиметров, сколько указано на схеме»

4.Динамическая пауза

5.Цифра 0 «Ноль похож на сто предметов»

6.Пальчиковая гимнастика

7.Работа в тетрадях

Использование навыков измерения в свободной деятельности и игре, рисование по клеткам

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

12.

«Остров сокровищ»

Работа со схемами, картами.

Закреплять навыки прямого и обратного счёта в пределах 10;

Развивать графические умения;

Упражнять в чтении карточек и схем к задачам;

Формировать умение соотносить количество предметов и действий;

Упражнять в уравнении множеств, объединении по разным признакам.

Схемы и карты «Острова сокровищ», линейки, блоки Дьенеша

1.Орг. момент

2.Упражнение  «Прочитай карту»

3.Задача «Найди место, где спрятан клад»

4.Динамическая пауза

5.Упражнение «Ключ»(подбери ключ к замку)

6. «Разделим клад» (блоки Дьенеша)

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Использование сюжета и схем в сюжетно-ролевых играх, экспериментирование с линейкой

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

13.

«Страна Геометрия»

Закреплять знания геометрических фигур

Совершенствовать представления о временах года;

Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб;

Способствовать развитию логического мышления, внимания, развивать тактильные ощущения.

карточки к заданиям, наборы геом. фигур на каждого ребёнка.

1. Орг. момент

2. Упражнение «Паровоз» (времена года)

3. Задача «Волшебный мешочек» (геом. фигуры)

4. Динамическая пауза

5. Геометрический диктант

7. Пальчиковая гимнастика

8. Работа в тетрадях

Дидактические игры на определение геом. фигур, определение времени года, месяца в календаре (УП)

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

14.

«В гости в Простоквашино»

Образование чисел второго десятка

Познакомить детей с образованием чисел второго десятка в пределах 15;

Упражнять в составлении чисел из 2 меньших;

Развивать логическое мышление, внимание, память, умение выделять из целого часть;

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, называя словами пространственное расположение предметов

Цифровые и числовые карточки 1 – 15, карточки к задачам, квадраты по технологии Никитина на каждого ребёнка

1.Орг. момент

2.Дид. игра «Помоги Матроскину сосчитать банки с молоком»

3.Задача на состав числа

4.Динамическая пауза

5.Дид. игра «Собери квадрат» (технология Никитина)

6.Задача «Матроскин готовит салат» (4 лишний)

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Вырезание геометрических фигур для конструирования из бумаги, оригами

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

Январь

Новогодние каникулы

15.

«Страна математика»

Закреплять знание математических знаков

Закреплять умение уравнивать множества с помощью математических знаков, упражнять в прибавлении и вычитании единицы, Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка; Формировать умение записывать примеры в тетради в клетку

Цифровые карточки до 15, карточки с матем. знаками, карандаши, тетради

1.Орг. момент

2.Упражнение «Выбери нужный знак»

3.Упражнение «Запиши пример»

4.Динамическая пауза

5.Задача на уравнение групп предметов (+1, -1)

6.Составление чисел 2го десятка

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Разучивание физкультминуток, речовок, использование счётных умений в свободной деятельности

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

16.

«Ребусы и задачки»

Знакомство с вычитанием 2 единиц из целого  

Познакомить с вычитанием 2 единиц из целого;

Развивать логическое мышление;

Упражнять в решении задач и ребусов;

Упражнять в определении части и целого;

Закреплять количественный счёт в пределах 20.

Карточки с заданиями, цифровые карточки, мелкие игрушки (киндер – сюрприз)

1.Орг. момент

2.Упражнение «Поделись с другом» (-2)

3.Дид. игра «Механизмы и их детали»

4.Динамическая пауза

5. «Лабиринты»

6. Математические ребусы

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Употребление в игре умений разгадывать ребусы, использовать лабиринты

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

Февраль

17.

«Весёлое сложение»

Формировать умение решать арифметические задачи

Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке;

Совершенствовать умение детей разбирать группу предметов по признакам;

Совершенствовать умение детей решать арифметические задачи, записывать решение в тетради в клетку.

Карточки с цифрами до 20, карточки к задачам, предметные картинки  

1.Орг. момент

2.Упражнение «Составь задачу»

3.Прямой и обратный счёт

4.Игра «Что лишнее»

5.Динамическая пауза

6.Весёлое сложение (И. Гурина)

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Беседа «Признаки предметов», разучивание математических задач в стихах

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

18.

«Выставка часов»

Уточнить знания о часах

Формировать умение определять время по часам;

Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз;

Расширять представления о весе предметов, независимости формы от веса;

Развивать графические умения

Часы: песочные, наручные, настенные, карманные, настольные, будильник, электронные; модель циферблата с подвижными стрелками; по 2 кубика пластиллина одинаковой массы, палочки Кюизенера

1.Орг. момент

2.Выставка часов

3.Дид. игра «Покажи правильное время»

4.Динамическая пауза

5. «Изменяем форму предмета» (с пластилином)

6.«Песочные часы» (с палочками Кюизенера)

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Рисуем по клеточкам, определяем время по механическим часам

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

19.

«Песочные часы»

Знакомство с длительностью 1 минуты.

Познакомить детей с длительностью 1 мин., учить контролировать время по песочным часам, в процессе выполнения деятельности;

Упражнять в нахождении в пространстве предметов с формой шара, куба, параллелепипеда.

Песочные часы, длительностью 1 мин., карточки с изображением шара, куба, параллелепипеда (по количеству детей), иллюстрации к задачам

1.Орг. момент

2.Знакомство с минутой

3.Упражнение «Вырежи круг за 1 минуту»

4.Динамическая пауза

5.Задача «Найди предмет нужной формы»

6.Пальчиковая гимнастика

7.Работа в тетрадях

Ознакомление с окружающим – нахождение предметов определённой формы в окружающей обстановке, лепка предметов такой же формы.

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

20.

«Головоломки»

Упражнять в решении головоломок

Формировать умение решать математические головоломки;

Совершенствовать умение классифицировать и обобщать группы предметов;

Упражнять в выделении части из целого;

Развивать логическое мышление, смекалку, глазомер

Картинки к головоломкам, блоки Дьенеша

1.Орг. момент

2.Головоломки на классификацию

3.Головоломки на обобщение

4.Динамическая пауза

5.Задание «Дорожки к домикам» (с блоками Дьенеша)

6.Пальчиковая гимнастика

7.Работа в тетрадях

Решение головоломок в свободное время

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

Март

21.

«Занимательные истории»

Решение задач, развитие логики

Упражнять в решении и самостоятельном составлении арифметических задач по рисунку; способствовать развитию ориентировки в пространстве; развивать зрительную память, графические умения

Карточки к задачам, наборное полотно, предметные и сюжетные картинки, мяч.

1.Орг. момент

2.Упражнение «Помоги Вове собраться в школу»

3.Составление задачи по рисунку

4.Динамическая пауза

5.Игра с мячом «Отвечай – не зевай, своё место называй»

6.Дид. игра «Заметь всё»

7.Работа в тетрадях

Дидактические игры в свободной игровой деятельности

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

22.

Познакомить с временным отрезком 3 мин.

Продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание;

Познакомить детей с длительностью 3-минутного интервала;

Формировать чувство времени, умение контролировать время по песочным часам;

Упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур.

Карточки с заданиями, песочные часы, плоскостные наборы геом. фигур (на каждого ребёнка), счётные палочки

1.Орг. момент

2.Задача «Реши и запиши»

3. «Сложи кораблик за 3 минуты» (оригами)

4.Динамическая  пауза

5.Упражнение «Составь ритмичный узор за 3 минуты»

6.Пальчиковая гимнастика

7.Работа в тетрадях

Экспериментирование с песочными часами, конструирование из бумаги – оригами.

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

23.

«Наша группа»

Решение задач, развитие логики.

Упражнять в решении задач;

Формировать умение кодировать информацию, составлять схемы;

Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры;

Развивать логическое мышление

Карточки к задачам, схема группы, блоки Дьенеша

1.Орг. момент

2.Задача «Составь схему группы»

3.Дид. игра «Путаница» (моделирование)

4.Динамическая пауза

5. «Какой велосипед у девочки?» (блоки Дьенеша)

6.Задачи в стихах (И. Гурина)

7.Работа в тетрадях

Использование схем в сюжетно – ролевых играх (например, поиск сокровищ), индивидуальное заучивание стихов-задач

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

24.

Расширение представлений о геометрических телах

«Приключения Чипполино»

Расширять представления о геометрических телах – шар, цилиндр, конус, призма;

Способствовать установлению взаимосвязи между геом. телами и фигурами; Упражнять в построении геом. фигур из счётных палочек;

Развивать умение кодировать информацию о предмете, глазомер, мелкую моторику

Плоскостные изображения героев сказки о Чипполино

Геом. тела, плоскостные геом. фигуры, счётные палочки, карточки к моделированию

1.Орг. момент

2.Знакомство с геом. телами, сравнение теневых изображений с геом. фигурами

3.Упражнение «Помоги Чипполино построить фигуру»

4.Задание «Найди тень Чипполино»

5. Динамическая пауза

6.Составь описание друга Чипполино с помощью геом. фигур – составь схему.

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Составление описательных рассказов по схемам, использование изображений героев в свободной деятельности

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

Апрель

25.

«В цирке»

Закреплять знания о составе чисел

Закреплять знание цифр от 1 до 0; Закреплять знания о составе чисел в пределах 20 из единиц и 2х меньших;

Упражнять в построении 10 предметов по длине, ширине, высоте, располагать их в возрастающем и убывающем порядке;

Развивать смекалку.

Цифровые карточки, схемы к заданиям, палочки Кюизенера

1.Орг. момент

2.Упражнение «Помири цифры»

3. Задание «Соедини нужные числа»

4.Динамическая пауза

5.Упражнение «На арене цирка (П/К)

6.Задание на смекалку «В каком вагоне едет мальчик?»

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Игры с палочками Кюизенера по желанию детей, использование счётных умений в игровой деятельности.

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

26.

«Удивительный сосуд»

Расширять представления об объёме

Формировать представление об объёме, сравнении сосудов по объёму с помощью переливания, а так же определение массы сыпучих тел;

 Развивать внимание, память, логическое мышление

Сосуды с подкрашеной водой, прозрачные ёмкости для переливания, 3 ведёрка с разным колтчеством пшена; счётные палочки

1.Орг. момент

2.Эксперимент с определением объёма жидкости

3.Задача «Удивительный сосуд»

4.Динамическая пауза

5. «Мишкина каша»

6.Пальчиковая гимнастика

7.Работа в тетрадях

Сравнение жидкостей «на глаз» при поливе цветов, ознакомление с окружающим «Выставка часов»

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

27.

«Остров сокровищ»

Развивать умение работать с картами и схемами.

Упражнять в счёте 10 до 100;

Упражнять в чтении карточек и схем к задачам;

Формировать умение соотносить количество предметов и действий;

Упражнять в уравнении множеств, объединении по разным признакам.

Схемы и карты «Острова сокровищ», линейки, блоки Дьенеша

1.Орг. момент

2.Упражнение  «Прочитай карту»

3.Задача «Найди место, где спрятан клад»

4.Динамическая пауза

5.Упр-ие «Ключ»

6. «Разделим клад» (блоки Дьенеша)

7.Пальчиковая гимнастика

8.Работа в тетрадях

Использование сюжета и схем в сюжетно-ролевых играх, экспериментирование с линейкой

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

28.

Открытое занятие «Математический КВН»

Обобщить и систематизировать знания, полученные на занятиях.

Упражнять в определении чётных и нечётных чисел; Упражнять в определении времени по механическим часам; Совершенствовать умение перестраивать геометрические фигуры; Совершенствовать умение составлять числа первого десятка из 2х меньших;

Развивать графические умения, смекалку, логику, зрительную память;

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде.

Цифровые карточки в пределах 10, карточки с заданиями, 2 макета часов, медали, жетоны, эмблемы, султанчики для разминки

1.Орг. момент, деление на команды (чёт – нечёт)

2.Задание «Кто прилетел к кормушке?» (с палочками Кюизенера)

3.Конкурс капитанов (состав числа)

4. Динамическая пауза

5.Задача на перестроение геом. фигур.

6.Задание на определение времени

7.Пальчиковая гимнастика

8. Задание на состав числа

9. Листочки на деревьях (блоки Дьенеша)

10. Подведение итогов

11. Награждение команд

Использование заданий в свободной деятельности, игры с султанчиками

ОО «ЧХЛ»

ОО «К»

ОО «Т»

ОО «С»

ОО «З»

Май

29.

Выявить уровень знаний по ФЭМП у детей на конец года.

Психолого – педагогический анализ.

30.

Диагностическая карта.

Раздел «Учимся, рассуждая» (ОО Познание)

Методика  

Оценка

Устный счёт – ребёнку предлагается в устной форме, без наглядности, досчитать до 20, с помощью иллюстраций посчитать предметы, используя количественный и порядковый счёт.

3 балла – ребёнок самостоятельно справился с заданием.

2 балла – ребёнок справился с заданием с разъяснением педагога;

1 балл – ребёнок не смог ответить на вопросы педагога.

Знакомство с цифрой – ребёнку предлагается разложить карточки с цифрами 1 – 10, в возрастающем порядке, написать самостоятельно в тетради в клетку, назвать числа второго десятка.

Состав числа – ребёнку предлагаются числовые карточки и предметные картинки с изображением овощей и фруктов, задание определить из каких двух меньших чисел состоит заданное число.

Знаки <, >, +, -, =. – ребёнку предлагается расставить знаки между группами предметов, а так же написать их самостоятельно в тетради в клетку.

Геометрические фигуры – ребёнку предлагается определить и назвать геометрическую фигуру (ромб, трапеция), а так же геометрические тела (шар, цилиндр, конус, призма), составить геометрический ряд в ритмичной последовательности и объяснить свой выбор.

Измерение величины – предложить ребёнку измерить отрезок с помощью линейки, назвать, что получилось.

Ориентировка в пространстве и времени – предложить ребёнку определить день недели, время года, месяц,  время по часам.

Решение логических задач – ребёнку предлагается решить ребусы, задачки-шутки, упражнение «4 лишний», пройти лабиринты на листе бумаги и в пространстве.

Решение задач, примеров – предложить ребёнку решить пример на прибавление и вычитание единицы и двух единиц, а так же самостоятельно составить и записать пример по рассказу воспитателя.

        


Список литературы.

  1. Беседы о пространстве и времени: методическое пособие.  Шорыгина Т. А. Москва «Творческий центр Сфера», 2010г.
  2. Давайте вместе поиграем. Под ред. Б. Б. Финкельштейн. С-Пб. ООО «Корвет», 2001г.
  3. Загадки и обманки. А. Лугарёв. Москва «Рипол классик», 2012г.
  4. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – Москва «Ювента», 2008г.
  5. Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая (Библиотека программы «Детство»). С-Пб. ООО «Акцидент», 2000г.
  6. Оригами для старших дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ С. В. Соколова. С– Пб. «Детство – пресс» 2004г.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,  Т. С. Комаровой. Москва «Мозаика – синтез» 2005г.
  8. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. Москва «Мозаика – синтез» 2010г.
  9. Учимся ориентироваться в пространстве: материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. Шорыгина Т. А. Москва «Творческий центр Сфера» 2004г.
  10. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. Фолькович Т. А., Барылкина Л. П. – Москва «Вако», 2009г.
  11. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. – 2е изд., дораб., Рихтерман Т. Д. Москва «Просвещение», 1991г.
  12. Хитрые задачи. Земнов М. А. Москва «Рипол – классик»,2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...