Занимательная математика как средство умственного развития дошкольников
учебно-методический материал по математике (старшая группа) по теме

Каребина Елена Михайловна

теоретический материал для педагогов по развитию математических представлений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательная математика как средство умственного развития дошкольников.

Автор: Каребина Елена Михайловна

МАДОУ центр развития ребёнка №73 «Мишутка».

    Важность математических наук признают все. Но обучить малыша счёту и простейшим математическим знаниям порой непросто. В наше время требования к первоклассникам достаточно высоки. Поэтому обучать ребёнка математике, чтению, письму следует довольно рано. Ещё до школы дети приобретают математические знания из разных источников, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают. Ребёнка окружают предметы, различающиеся размером, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учится называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребёнка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия. Но все дети по-разному воспринимают   любую информацию. Некоторые относятся к обучению с большим интересом, а для других освоить элементы математики бывает непросто. Ничего удивительного в этом нет. Все дети абсолютно разные и обладают разными качествами  характера, разными способностями. Однако, все дети по-своему умны и талантливы, нужно просто подбирать для них индивидуальные задания и игры, чтобы превратить процесс обучения в игровой процесс.

Исследованием этой проблемы занимались такие учёные, как Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, А. В. Запорожец, которые считали, что обучение математике в игре оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Игры тренируют внимание, развивают восприятие и творческие способности. Всё это в совокупности влияет на умственное развитие ребёнка. Когда дети играют, они познают мир, лучше понимают  окружающую действительность. Нельзя принуждать их к какому-то действию, даже к игре, если ребёнок не настроен на неё.  Приглашение поиграть может исходить от самого ребёнка, который с удовольствием проводит время со взрослыми, так и от взрослого, который должен учитывать настроение малыша. Для ребёнка цель игры – это сама игровая ситуация, это развлечение, которое даёт игра и общение со взрослым. А для взрослого цель игры – развитие ребёнка, формирование у него определённых знаний и умений, выработка каких-либо навыков. Во время игры создаётся особая непринуждённая для ребёнка атмосфера, и ребёнок чувствует себя более комфортно, выполняя различные задания, которые сами по себе могут быть ему не слишком интересны.

Игры бывают разные: дидактические, ролевые, спортивные, развлекательные, логические и другие. Особое место в умственном развитии дошкольников, в формировании элементарных представлений из области математики принадлежит занимательным математическим играм, которые включают в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, головоломки, логические задачи и упражнения. Занимательные задачи и головоломки составлены на основе знания законов мышления. Выполняющий задачу-головоломку ребёнок приходит к решению в результате тщательного ознакомления с ней, подробного анализа её условий, в процессе поисковых проб. Причём действия дошкольников имеют разный характер. Большинство детей, в зависимости от возраста и уровня развития мышления, решают задачи в уме, этому сопутствует разносторонний анализ. Под влиянием обучения характер поисковых действий изменяется: дети переходят от практических к мысленным пробам.

Занимательный математический материал используется педагогом как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в ход самого занятия или в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки со счётными палочками целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразованиях. Они относятся к нестандартному, нетиповому математическому материалу.  Их нельзя решить на основе усвоенного способа решения. Головоломки предназначены для развития у детей сообразительности. Детям четырёх – шести лет доступно решение такой задачи, если в обучении идти от более простого к более сложному. Более простыми являются задачи на составление фигуры из палочек: составить квадрат и треугольник маленького размера, составить маленький и большой квадраты и т.д. По мере накопления детьми опыта в решении подобных построений детям даются задание на преобразования фигур: в фигуре, состоящей  из пяти квадратов, убрать четыре палочки, оставив один прямоугольник и т. д.

   Загадки, задачи-шутки уместны в обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений и т. д. В старшей и подготовительной к школе группе необходимо использовать несложные занимательные задачи в качестве «умственной гимнастики», а также для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.

   Логических задач и упражнений создано очень много. Они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображённые предметы по признакам или находить отличия. Это задачи на продолжение ряда, нахождение ошибки, устные задачи на поиск ответа путём рассуждений и т. д. В старшем дошкольном возрасте широко используются такие разновидности логических задач, как задачи на поиск недостающей в ряду фигуры или на признак отличия одной группы фигур от другой. Как правило, вначале при решении таких задач дети ошибаются, не обнаруживают и не анализируют самостоятельно закономерности, лежащие в основе построения рядов фигур. Для повышения самостоятельности детей в решении задач педагог формулирует задание таким образом: «Посмотрите внимательно и догадайтесь, какой фигуры не достаёт в третьем ряду». Воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает ребёнку последовательно проанализировать задание и прийти к правильному решению: «Чем отличаются фигуры между собой в первом ряду? Во втором? Как узнать, какой фигуры не достаёт в третьем ряду?  и т.д.»

    Решение задач на выделение признака отличия состоит в нахождении главного признака отличия одной группы фигур от другой. Здесь необходим последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением  признаков, свойственных каждой из них. За анализом следует сравнение, сопоставление выделенных признаков, которое и ведёт к решению. Педагог даёт детям указания: «Рассмотри, какие фигуры, как нарисованы. Рассмотри, что нарисовано, какого цвета, размера и т. д.» После ответов детей педагогу обязательно нужно сделать их  обобщение.

    В работе с детьми подготовительной к школе группе используются занимательные игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. К таким играм  относятся: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор». Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.    

     В процессе использования различных видов игр и игровых упражнений с математическим содержанием решаются все виды задач: образовательные (дать или повторить математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки); развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.); воспитательные (вырабатывать личностные качества – самостоятельность, трудолюбие, любознательность и др.).

Таким образом, основы математических знаний, которые ребёнок усвоит в дошкольном возрасте, будут способствовать его активному интеллектуальному развитию. Поэтому с ребёнком нужно как можно больше играть, включать занимательные игры и упражнения в жизнь детей. Этим будет обеспечено разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучения их способам поиска ответа, решения. Любая игра открывает перед ребёнком новые возможности. Чем больше и активнее ребёнок играет, тем больше он узнаёт, тем лучше концентрируется его внимание, развивается память. И в дальнейшем ребёнку будет намного легче овладевать школьными знаниями.

                                  Список литературы:

  1. Березина С. Н.  Игры с цифрами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 144 с.
  2. Данилова В. В., Е. А.Тарханова Е. А., Михайлова З. А. и др. Обучение математике в детском саду: Практические семинарские и лабораторные занятия: Для студентов педагогических учебных заведений. Издание второе, стереотипное. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 160 с.
  3. Фрейдлах Н. И. методика математического развития. – М.: ИД «Форум»; ИНФРА –М, 2011. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строительные игры - как средство умственного развития дошкольников

Опыт работы по контсруированию по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости"...

Использование художественного слова как средства умственного развития дошкольника.

Представлены общие положения о понятиях "художественное слово" и "умственное развитие",  об их критериях, взаимовлиянии и преимуществах....

Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников

    Развивающие математические игры, как средство умственного развития дошкольнико           Особая роль в умственном воспитании, раз...

Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольников

Общие сведения, классификация и роль дидактических игр в воспитании детей...

Описание опыта работы по теме "Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что результатами обучения математике является не только знания, но и определенный стиль мышления....