Консультация для родителей на тему «Игра как средство умственного развития дошкольника и роль сюжетно-ролевой игры в этом возрасте»
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста и роль сюжетно ролевой игры в этом возрасте.
Ранее наши дети, поступая в школу, в основном не умели писать, читать, знали буквы и базовый счет. Этим навыкам детей обучали в школе, и они от этого совсем не страдали. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Родители как можно раньше хотят начать обучение. В результате дошкольное воспитание превращено в первую ступень обучения школы. Несмотря на призывы дошкольных педагогов сохранить детство, беспокойство о том, что ребенок пойдет в школу не подготовленным становится главной целью родителей. Эта тенденция оказывается неоправданной – и ведет за собой социальные последствия, которые трудно впоследствии предсказать. Ведь особенностью психологии детей дошкольного возраста (до 7 лет) является не способность к целенаправленной и осознанной учебной деятельности. В настоящее время, в связи с принятием нового Закона об образовании, разработан и принят Федеральный Государственный образовательный Стандарт начального Общего Образования, где в «Общих положениях» строго указан:
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
В связи с этими требованиями игре в детском саду опять возвращается приоритетное значение .
Для развития ребенка важна чрезвычайно именно игра. В ней, у детей развивается образному мышлению, способность к воображению. Игра играет огромную роль для развития целостной личности ребенка. Примеривая на себя в игре различные образы, обыгрывая поступки людей, дети проникаются целями и чувствами, сопереживают им, а это означает развитие у него начало нравственности, человеческих «социальных» эмоций. Советский педагог В. А. Сухомлинский обозначил, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Огромное влияние оказывает игра и на детское развитие способности устанавливать контакты с окружающими людьми. В обшей игре с товарищами дети приобретают опыт взаимодействия, учится объяснять свои намерения и действия, согласовывают их друг с другом.
Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать совместную жизнь с другими людьми.
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения ,складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми : - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.
Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются:
1. Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2. Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.
3. В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.
Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры ( «в моряков», «лётчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При это наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.
Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
5. Развитие речи
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.
Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида№84»
Консультация для родителей на тему
«Игра как средство умственного развития дошкольника и роль сюжетно-ролевой игры в этом возрасте»
Составила:
Гайнуллина Айгуль Раисовна
г.Нижнекамск
2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строительные игры - как средство умственного развития дошкольников
Опыт работы по контсруированию по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости"...
Консультация для родителей на тему: "Игра, как средство воспитания дошкольников"
Консультация для родителей на тему: "Игра, как средство воспитания дошкольников"...
Консультация для родителей на тему "Игра, как средство воспитания дошкольников"
Консультация для родителей дошкольников...
Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».
В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....
Консультация для родителей на тему: "Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста".
Познакомить родителей с ролью игры как средством развития дошкольников....
Консультация для родителей на тему: "Игра как средство развития этикета у дошкольников"
Игра, как известно, основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она не только развлекает и увлекает ребенка, но и способствует его социализации, т. е. активному вхождению в жизнь общества,...
Консультация для родителей по теме: «Игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей по теме:«Игра,как средство развития связной речиу детей дошкольного возраста»...