Описание опыта работы по теме "Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал
Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что результатами обучения математике является не только знания, но и определенный стиль мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt | 1.7 МБ |
vystuplenie.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством занимательного материала
Задачи: эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность; стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление; передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации; поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.
Виды занимательного математического материала (Данилова В.В. «Обучение математике в детском саду»)
Развивающие (дидактические) упражнения
математические игры и задачи
Математическая сказка
Уголок занимательной математики
Формы взаимодействия с родителями и коллегами: тематические родительские собрания; беседы и консультации; оформление уголков для родителей по соответствующей тематике; пропаганда знаний о роли занимательной математики; конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр.
«Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного» Л.Н. Толстой
Предварительный просмотр:
«Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Приоритетное направление своей педагогической деятельности я определила в теме «Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста». Вы спросите, почему именно математика? Все очень просто! Еще в школе этот предмет всегда был для меня интересен. И сейчас работая с дошкольниками, данной теме решила уделить особое внимание.
Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.
Формирование элементарных математических представлений осуществляю в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.
Планирование деятельности осуществляю в соответствии с целью:
развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством занимательного материала.
Для достижения поставленной цели я выделила ряд задач, которые представлены на слайде:
- Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность;
- Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление;
- Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации;
- Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.
Виды занимательного математического материала, его характеристика (Данилова В.В. «Обучение математике в детском саду»)
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.
В своей работе я использую:
- развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Игры и упражнения я применяю в определённой системе. Постепенно игры усложняю как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
- математические игры и задачи
Игра есть средство познания ребёнком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. В своей работе я применяю следующие этапы при ознакомлении с новой игрой.
1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.
3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
- Математические сказки.
Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.
Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единицу. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.
Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?
Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести медведей с соответствующими стульями, тарелками.
В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.
Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, я организую педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. В групповой комнате мной организовано специально оборудованное место, где концентрируются все игры и пособия – «Уголок занимательной математики».
«Уголок» - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Взаимодействие с родителями и коллегами.
Включая математические упражнения и игры в жизнь детей своей группы, одновременно организую работу с родителями, тем самым обеспечивая разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к занимательным задачам, обучения их способам поиска ответа, решения.
Прежде всего, я направила внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного детства в связи с возросшими требованиями школы, осуществлением постепенного перехода к обучению детей в школе с шестилетнего возраста. С этой целью знакомлю родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, методикой руководства соответствующей детской деятельностью.
Формы и методы работы с родителями по данной теме я использую разнообразные: тематические родительские собрания, беседы и консультации, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательной математики, даю конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр.
Заключение.
Мой опыт еще совсем небольшой, но я и точно уверена, что занимательный математический материал является хорошим средством формирования у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, умения сосредоточить внимание на проблемных ситуациях. При использовании такого материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, потому что эмоционально вовлечены в процесс.
И закончить свое выступление хочется словами писателя Л.Н. Толстого «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии, как одно из средств познавательного развития детей дошкольного возраста»
Система работы со всеми участниками образовательного процесса....
Практико-значимая работа из опыта работы «Сюжетно-ролевая игра, как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действова...
Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...
Сообщение из опыта работы «Использование игр с крупами в познавательном развитии детей раннего возраста»
Сообщение из опыта работы «Использование игр с крупами в познавательном развитии детей раннего возраста»...
Опыт работы по теме: "Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Уникальные возможности сказки помогают реализации задач по познавательному развитию дошкольников. Ведь именно сказка питает детские игры, а свободная игровая форма сказки позволяет сохранить интерес д...
Презентация опыт работы по теме «Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Цель опыта: использовать нетрадиционные подходы работы со сказкой в познавательном развитии дошкольников...
«Опыты как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы по теме: «Опыты как средство развития детей дошкольного возраста»...