Конспект НОД по математике "Волшебные часы" в подготовительной группе
план-конспект занятия (математика, подготовительная группа) на тему
В сценарии НОД "Волшебные часы" используется сказочный персонаж Гном-часовщик, который помогает закрепить знания и умения детей о временных понятиях. Задания представленыи в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_matematike_volshebnye_chasy.docx | 936.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Драенко О.П.
воспитатель подготовительной группы
БДОУ г. Омска «Детский сад №124»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познание»
(формирование элементарных математических представлений)
Тема: «Волшебные часы»
Задачи:
Образовательная
- Обобщить и закрепить знание детей о часах, их назначении, расположении чисел в порядке до 12 (на циферблате).
- Продолжать формировать умение: ориентироваться в частях суток; определять время по часам с точностью до 1 часа; увеличивать и уменьшать данное число на 1; распознавать геометрические фигуры и ориентироваться на поверхности листа.
Развивающая
- Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных математических задач.
Воспитательная
- Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через коллективную работу.
Образовательная область «Познание».
-повышать познавательную математическую активность через сказку
Образовательная область «Коммуникация».
-Развитие умения придумывать свои концовки к сказкам, предложенные воспитателем.
Образовательная область «Социализация».
-Формирование умения договариваться, планировать, обсуждать действия.
Образовательная область «Здоровье».
-Развитие чувства времени, умения беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Образовательная область «Физическое воспитание».
-Развивать умение самостоятельно вспомнить и показать любое физическое упражнение.
Методы и приёмы: словесный иллюстративный, игровой.
Предварительная работа: знакомство с профессией часовщик, с видами часов.
Оборудование: плакат с гномом, объёмный макет с часами, цифры от 1 до 12, картинки с изображением частей суток, картинки с макетами циферблатов часов, рисунок полки с будильниками, карандаш, иллюстрации часов геометрической формы, белые листы А4.
I Организационный момент
Мотивация
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе остановились настенные часы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, стрелки на часах замерли, часы остановились, и мы теперь не сможем определить время. Как вы думаете, время везде остановилось или только на часах?
Дети: Только на часах.
Воспитатель: Правильно, время продолжает идти дальше. Какое сейчас время суток?
Дети: Утро.
Воспитатель: А какое время суток сменит утро?
Дети. Обед.
Воспитатель: Верно, скоро наступит день. Потом вечер, ночь, а за ночью опять наступит утро. Время идёт по кругу, так же как и стрелки на часах. Значит, время не стоит на месте. Люди используют часы, чтобы определить точное время. Но только что же нам теперь делать с нашими часами? Как мы узнаем, который сейчас час?
(Дети высказывают свои предположения, из которых воспитатель выбирает решение о необходимости отдать часы в ремонт).
Воспитатель: Мы попросим нашу няню отнести часы в ремонт, а я вам пока расскажу сказку.
II Основная часть.
Рассказывание сказки воспитателем.
«Давным - давно, жил на свете весёлый Гном-часовщик. Он очень любил считать. Вот однажды он изготовил в своей мастерской необычные часы и так как он любил цифры то для каждой из них он смастерил домик.
-Вы спросите меня, а чем они отличаются от остальных часов?
-А тем, что когда мастер - гном ложился спать, цифры оживали и собирались вместе. Они играли и веселились, но, не смотря, ни на что они во всём любили порядок. Поэтому когда наступало утро, все цифры возвращались на свои места, в свои домики. Чтобы мастер мог любоваться ими и знать точное время. Но однажды цифры так заигрались, что не заметили, как наступило утро……»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что случилось дальше?
(Дети высказывают свои предположения: цифры перепутали домики, они потерялись и т.д).
Воспитатель: Да, ребята, некоторые цифры потерялись. Поможем вернуться цифрам в свои домики?
Воспитатель: Какие цифры не успели вернуться домой?
Дети: 2 ,4, 6, 8, 10, .(Выставляют на полотно)
Воспитатель: Эти цифры не простые, они волшебные. Поэтому чтобы они смогли вернуться на свои места, мы должны им помочь. За каждое правильное выполненное задание одна из цифр сможет вернуться в свой домик.
1 ЗАДАНИЕ
Воспитатель: Назовите соседей каждого числа.
Дети: 1 и 3; 3 и 5; 5 и 7; 7 и 9; 9 и 11;
Воспитатель: Увеличьте, каждое число на единицу.
Дети: 3, 5, 7, 9, 11.
Воспитатель: Уменьшите, каждое число на один.
Дети:1, 3, 5, 7, 9.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, вернём цифру 2 на место.
2 ЗАДАНИЕ
Воспитатель: У гномика в мастерской были разные по форме часы. А какой геометрической формы могут быть часы?
Дети: Овальной, круглой, прямоугольной, квадратной.
Воспитатель: У вас на столах лежат разные часы. Вам нужно разложить часы в определённом порядке.
-Поместите часы треугольной формы в правый верхний угол.
-Часы круглой формы в центр листа.
-Часы овальной формы в левый нижний угол.
-Поместите часы прямоугольной формы в правый нижний угол.
-Часы квадратной формы в левый верхний угол.
-Где находятся часы овальной формы? (в левом нижнем углу)
-Какие часы расположили в правом нижнем углу? (часы прямоугольной формы)
-Где находятся часы треугольной формы? (в правом верхнем углу)
-Какой формы часы в центре листа? (круглой формы)
-Какие часы в левом верхнем углу? (квадратной формы)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Теперь мы можем вернуть ещё одну цифру на место(4).
3 ЗАДАНИЕ
Воспитатель: Когда цифры должны были вернуться в свои домики?
Дети: Утром.
Воспитатель: Сколько частей в сутках.
Дети: 4
Воспитатель: Перечислите их по порядку.
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: Сейчас нам нужно разделиться на группы по 3 человека.
(Воспитатель распределяет детей по 3 человека)
- У каждой группы на столах лежат части картинок. Вам нужно их собрать в целую, чтобы определить какая часть суток на ней изображена.
(Дети собирают картинки и определяют какая часть суток на ней изображена).
Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? Почему вы решили что это ..( день, вечер, утро, ночь) ?
Дети возвращают цифру 6 на место.
Физминутка
Воспитатель:
- Какой звук издают часы? Покажем как они ходят.
Тик- так, тик- так. (Наклоны головы к плечам)
Все часы идут вот так.
Смотри скорей, который час. (Раскачиваются как маятники.)
Тик-так, тик-так.
Налево раз направо раз. ( Повороты головы в стороны).
Мы тоже можем так.
4 ЗАДАНИЕ
Воспитатель: Все часы, которые чинил гномик, он ставил на полку. Помогите гномику узнать, сколько он починил часов. (ответ детей) Посмотрите внимательно на картинку и составьте задачу.
(на доске иллюстрация полка с будильниками.)
Задача. На полке стоят 3 будильника красного цвета и 2 синего цвета. Сколько всего будильников стоит на полке?
Решение: I вариант 3+2=5 (запись на доске).
II вариант 2+3=5 (запись на доске).
Дети возвращают цифру «8»на место.
5 ЗАДАНИЕ
«Установи точное время». (Работа с макетами часов.)
Воспитатель: Гномик во всём любил порядок и всегда соблюдал режим дня. Его режим такой же, как у вас.
-Вспомните когда, в котором часу каждый из вас обычно…
встаёт? ( ответ детей)
обедает? ( ответ детей)
слушает или уже сам читает себе на ночь сказку? (ответ детей)
ложиться спать? (ответ детей).
-Рассмотрите внимательно картинки, на них гномик чем- то занят.
-Помогите гному, при помощи карандаша нарисуйте стрелки на часах.
(Ребёнок рассказывает по картинке режим дня гнома).
Воспитатель: Молодцы вернули цифру на место (10). Посмотрите, все цифры вернулись на свои места?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот волшебные цифры с вашей помощью на своих местах. Будем надеяться, что они не попадут в такую трудную ситуацию и Гном сможет ими дальше любоваться и знать точное время.
IIIЗаключительная часть.
Воспитатель: Посмотрите, вот и наша няня принесла часы из ремонта. Послушайте, как ровно бегут секунды. Теперь мы всегда сможем определить точное время, по нашим часам.
Воспитатель: Ребята, что нового интересного для себя вы сегодня узнали?
-Что вам понравилось? -Для чего нужны человеку часы?
Дети: Чтобы знать время.
Воспитатель: Зачем человеку знать точное время?
Дети: Чтобы успевать делать добрые дела.
Воспитатель: Недаром часам дано магическое слово «тик-так», что напоминает стук человеческого сердца. Время течёт очень быстро, как бьются наши сердца, чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать. Вот мы сделали с вами полезное дело, помогли цифрам вернуться домой. Принесли радость не только им, но и Гному. А сейчас вы можете взять цветные карандаши, немного пофантазировать и нарисовать свои необычные волшебные часы.
Самоанализ занятия
Занятие разработано для детей подготовительной группы.
Вид НОД- интегрированное: математика с элементами развития речи.
Форма НОД– путешествие в сказку.
Обоснованность выбора темы: в старшем дошкольном возрасте повышается уровень самостоятельности детей в играх со сверстниками. Вживаясь в события сказки, ребёнок как бы становится её действующим лицом, что повышает познавательную активность, живой интерес. Это способствует освоению детьми основных компонентов учебной деятельности, что является необходимым условием дальнейшего обучения в школе.
По степени сложности: задания подобраны с учётом возрастных особенностей детей, в режиме развития.
Считаю, в программных задачах раскрыта триединая дидактическая цель: обучение, развитие, воспитание.
А именно:
Структура НОД состоит из нескольких этапов:
1.Организационный, который включает в себя эмоционально – психологический настрой на деятельность с использованием художественного слова, создание ситуации позволяющей настроить детей на работу, узнать их личностный настрой .
2.Основной.
Здесь решалось сразу несколько задач, это:
-организация познания через переживание, актуализация чувственного опыта
( погружение в сказочную атмосферу, стремление помочь сказочному герою.
-обращение к ранее накопленному опыту (знание математических понятий)
-стимулирование детей к самостоятельному выбору выполнения задания (задание с геометрическими по форме часами, составление задачи по рисунку)
-создание ситуации взаимопомощи между детьми, использование такого задания, где сильна взаимозависимость результатов групповой работы (составление из частей целой картинки), подчеркивание значимости достижений каждого в решении общей учебной задачи.
3.Заключительный. Побуждение детей к самооценке, самоанализу деятельности.
Таким образом, я считаю, что дети умеют слышать и принимать учебные задания, излагать свои мысли, выполнять задания по плану, умеют слушать ответы товарищей и помогать им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Знакомство с часами". (подготовительная группа)
Конспект занятия "Знакомство с часами" (подготовительная группа). Предварительно дети были ознакомлены с разными видами часов и обсуждали их назначение. Также, они уже знакомы с Маленьким принцем из п...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Часы"
Цели:Познакомить детей с часами и их назначением;Продолжать формировать навык увеличения и уменьшения числа на единицу; упражнять в счете на ощупь;Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе Тема: «Волшебные часы»
Продолжать знакомить детей с часами, с их разнообразием, учить детей определять время,...
Конспект Организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: "ЧАСЫ"
НОД в подготовительной группеОбразовательная область - познаниеТехнологии - игровые, ТРИС, здоровьесберегающее И.К.Т.Задача: познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое часов»
Цель. Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека....
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Часы часики"
Конспект занятия...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Часы и время»
Конспектнепосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Часы и время»...