Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Часы часики"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятии по математике в подготовительной группе.
«Часы - часики»
Программное содержание:
- Познакомить детей с историей часов, их разнообразием и назначением.
- Расширять представление о часах (циферблат, стрелки).
- Показать, как определять время по часам.
- Закрепить знания ориентировки во времени.
- Воспитывать усидчивость, умение слушать.
Оборудование:
для воспитателя - иллюстрации с изображением настенных, настольных, наручных, карманных, уличных, электронных часов и необычных часов (солнечные, водяные, часы-свеча, часы-цветы, песочные); макет часов с движущимися стрелками; для детей - иллюстрации с изображением часов (напольные, уличные, ходики, будильник); макет часов с движущимися стрелками и листы с нарисованными часами без стрелок; карандаш.
Ход занятия:
1. Ног нет, а хожу. Рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать (часы).
2. Перед детьми иллюстрация с изображением часов.
- Сегодня мы поговорим о старинных часах. - Как вы думаете? Часы существовали всегда?
- Кто-нибудь из вас знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? Дам детям возможность высказаться. Свой рассказ сопровожу иллюстрациями.
- Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. - Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на т о, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче, в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: - вкопал в землю столб, а вокруг начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть ровнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. - Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться?
Солнечные часы имели недостаток - они показывали время только в солнечный день. Это было очень неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и потому, сколько воды вытекало определяли, сколько прошло времени.
Кроме водяных часов есть часы песочные. Они показывают время и днем и ночью, и летом и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний. Высыпался весь песок, значит прошло 3, 5, или 10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас.
Были когда то еще и часы свеча. На свечу наносили деления, в нижнее деление
втыкали
циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний. Высыпался весь песок, значит прошло 3,5, или 10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас.
Были когда то еще и часы свеча. На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали булавку с привязанным к ней грузом. Когда свеча догорала до этого деления, груз падал на металлический поднос - это означало, что прошел определенный отрезок времени.
Ну а самые необычные, пожалуй, - цветы часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днем закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты. По ним тоже можно определять время.
3 - Как вы думаете, зачем нужны часы? (Выслушать ответы детей и показать разные часы)
- Как можно назвать одним словом часы, которые висят на стене? (настенные) Стоят на
столе? (настольные). Носят на руке? (наручные) и т.д. Чем отличаются часы друг от друга?
(формой, величиной, цветом, местом расположением , разными по длине стрелками). - Чем
похожи? (на всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время) Читаю отрывок из стихотворения «Часы - часики» Э. Котляр. Предлагаю детям показать иллюстрации тех часов, о которых прочитала.
Каких часов на свете нет! И в каждых свой секрет.
Есть часы, на полу стоящие, басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом!» - на весь дом.
Эти уличные часы на столбе. Знакомы тебе?
Они здесь очень нужны: стрелки - великаны издали видны!
А ходики - избушки! В них живут кукушки.
Окошко распахнется, кукушка встрепенется:
«Ку-Ку! Ку-Ку!» - как в лесу на суку.
А будильник ! С вечера заведешь - и спокойно спать пойдешь. Будильник разбудит - не забудет.
4 Физкультминутка «Часы».
Бьют часы на башне: Бим! Бом! Бим! Бом!
(ударяют по коленям обеими кулачками).
А стенные поскорее: Тик-так! Тик-так!
(качают руками - «стрелками» вправо-влево).
А карманные спешат: тики-тики, тики-тики, тики-тики, так! (поочередно шлепают по коленям ладонями).
быстрее. Минута короткий промежуток времени, а час длинный. Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит прошел час. Короткая стрелка за это время передвинется от одной цифры до следующей.
Для того чтобы узнать, сколько времени надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12, сделайте это как у меня (показываю). Сейчас они показывают ровно 12. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную оставьте на 12. Часы показывают ровно час. Дети выполняют задание.
Задание повторить в различных вариантах. При этом каждый раз просить детей рассказать, как расположены стрелки.
- Задание. «Нарисуйте стрелки к часам». На первых часах, чтобы они показывали 9 часов, затем 11, 3 и 6. Последнее задание выполните самостоятельно. Спросить у каждого, сколько времени на его часах.
- Спросить детей для чего нужны часы? (Чтобы люди на опаздывали на работу, самолет, поезд, вовремя ложились спать, чтобы знали, когда по телевизору будет передача «Спокойной ночи, малыши».)
Литература:
В.П.Новикова-«Математика в детском саду» подготовительная группа;
М.; Мозаика-Синтез, 2003;
Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова-«Детям о времени». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996г.
Е.В.Колесникова-«Математика для детей 6-7 лет»: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»
Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Занимательное путешествие в страну Математики"
Занятие итоговое. Было проведено в мае в рамках районного месячника педагогического мастерства.Занятие интересно тем, что использовано много методов и приемов.Так как занятие проводилось в конце года,...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе с ТНР в области познание «Путешествие в страну математика».
Конспект занятия по математике в подготовительной группе с ТНР в области познание «Путешествие в страну математика». Провела воспитатель высшей категории: Пермякова В.Н. Программное со...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе Тема: «Занимательное путешествие в страну Математики».
Конспект занятия по математике в подготовительной группе Тема: «Занимательное путешествие в страну Математики»....
Конспект занятия по математике в подготовительной группе №5. Тема: «Поможем Королеве страны Математики».
Закрепление знаний по составу числа,развивать воображение....
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Занимательная математика" (папка содержит видео с занятия)
Ссылка на видеоматериал занятия - https://cloud.mail.ru/public/AisP/FHrmTKx4AКонспект занятия по математике для подготовительной группы...