КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Аннотация:
Актуальность выбранной мной темы, образовательной области Познание ФЭМП, заключается в том. Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними: уменьшать, увеличивать, делить, пересчитывать, измерять. Кругозор ребенка отражает накопленный опыт и расширяется благодаря усвоению словесных образов, формированию представлений по рассказам, объяснениям, с помощью воображения. Становится возможным применение схем, моделей, обобщенных понятий.
Малыш движется от незнания к знанию, возникают связи между новыми и уже имеющимися представлениями. Происходит систематизация знаний.
Многие ученые отмечают, что способности к переработке информации формируются у детей в значительной степени уже к 5-6 годам. Однако не следует стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, пройти полную программу первого класса в этом возрасте. Значительно важнее научить ребенка мыслить, развить самостоятельность, независимость суждений и оценок, находить доказательства, устанавливать зависимости.
В старшем дошкольном возрасте повышаются психофизиологические возможности детей, что позволяет увеличивать объем познавательного материала, усложнять требования к качеству и способам его усвоения.
Материал НОД подобран так, чтобы закрепить и совершенствовать пройденное. В данной деятельности используются разные формы такие как: игровая ситуация с главным героем колобком; закрепление ранее изученного материала в продуктивной, коммуникативной детской деятельности.
НОД разработано по новым требованиям ФГТ, в процессе её реализации интегрируются образовательные области: «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Труд».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
Тема: «В путешествие с колобком».
Программное содержание:
Цель: совершенствовать элементарные математические представления.
Образовательные задачи:
- закрепить свойства геометрических фигур;
- закрепить знания о числах в пределах 10;
- закрепить цифры от 0 до 10;
- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;
- совершенствовать счётные навыки;
- закрепить количественный состав чисел;
- совершенствовать умение группировать предметы по определённым признакам (форма, цвет, размер).
Развивающие задачи:
Развивать речь, логическое мышление, цветовое восприятие, мелкую моторику рук, усидчивость глазомер, память.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение работать самостоятельно;
-формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля;
-воспитывать желание помогать героям сказки.
Формы и виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Принцип: систематически учить ребенка мыслить, развить самостоятельность, независимость суждений и оценок, находить доказательства, устанавливать зависимости.
Оборудование: поднос с предметами: колесо, кубик, пуговица, блюдце, треугольник, шар, клубок ниток; рисунок домика, главный герой-колобок, рисунок полянки, ступеньки, карточки с заданием «ориентировка на листе», улей «состав числа», маленький жёлтый круг, маленький красный круг, большой жёлтый круг, маленький жёлтый квадрат, магнитная доска, мольберт, карандаши, счетный материал,
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Безопасность».
Программное содержание: Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детский сад № 65 «Колосок» на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Образовательные ресурсы: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; http://www.otdelobraz.ru; http://nsportal.ru;
ХОД НОД:
Воспитатель: Дети сегодня я Вам предлагаю отправиться в путешествие по знакомой русской народной сказке.
Для начала станем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Вы готовы поиграть? (Да).
Можно сказку начинать? (Да).
Воспитатель: Почти все сказки начинаются со слов «Жили- были старик со старухой». (Воспитатель снимает занавес с домика).А как эта сказка называется Вы должны угадать. Вот вам первое задание.
1-ое задание: «Угадай главного героя сказки».
В руках у воспитателя конверт из конверта достается геометрическая фигура круг, с обратной стороны изображение колобка.
Воспитатель: Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо,
Воспитатель: Как называется эта фигура? (Круг).
Воспитатель: Охарактеризуйте эту фигуру.
Воспитатель: А сейчас ребята вы догадались, в какой сказке был круглый герой? (Колобок).
Воспитатель: Давайте вместе с колобком попутешествуем и не дадим ему попасть в беду.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: И покатился он от бабушки с дедушкой с окна к порогу. Вот пришло время решить второе задание.
2-ое задание: «Найди предмет».
На подносе разные предметы, дети должны выбрать только те- которые имеют форму круга (свойства катиться).
Воспитатель: Продолжаем дальше и докатился до порога, порог высокий, давайте колобку поможем спуститься, но чтобы он удачно спустился по ступенькам нужно не ошибиться.
3-ие задание: « Высокий порог».
Воспитатель: Сосчитаем все ступеньки от 1 до 10.
Воспитатель: Покажите: пятую, седьмую, четвёртую, вторую, десятую, первую, восьмую, третью, шестую, девятую ступеньку.
Воспитатель: Какого цвета восьмая, четвёртая, вторая, шестая и т.д. ступенька.
Воспитатель: На первую ступеньку поставьте колобка, на вторую и т.д.
Воспитатель: Вот благополучно наш колобок спустился с высокого порога и
покатился дальше по травке.
4-ое задание: «Ориентировка в пространстве».
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на картину. Что находиться справа от колобка, слева, вверху, внизу. (Ответы детей)
Воспитатель: Дети у Вас на столах лежат листы с заданием, попробуем его выполнить. Справа от колобка нарисуем зелёным карандашом маленький треугольник, внизу красным карандашом овал, слева синим карандашом большой квадрат, вверху оранжевым карандашом маленький прямоугольник, в правом верхнем углу фиолетовым карандашом большой треугольник, а в левом нижнем углу чёрным карандашом круг.
Воспитатель: Молодцы ребята, а колобок продолжает свое путешествие. С травки -на дорожку и покатился по дорожке. Катится колобок по дороге, а на встречу ему заяц. Чтобы заяц нашего героя не съел давайте с зайчиком поиграем. Вышли все из-за стола, начинается игра.
Воспитатель: Ребята, а сейчас вы все будите зайчиками. Согласны? Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись,
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок-скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг,
Шаг на месте, стой! Вот так!
Воспитатель: И покатился колобок дольше –только его заяц и видел. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк. Волк злой, чтобы наш колобок не попал волку в лапы, давайте его развлечем загадками про лесных жителей. Нам нужно правильно их разгадать. Будьте внимательны!
5-ое задание: « Разминка для ума».
***
На пассике три медвежонка
Играли в прятки у бочонка
Один в бочонок еле влез
А сколько убежали в лес. (Два).
***
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок -сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок
Сколько съедено морковок? (Десять).
***
Барсучиха -бабушка
Испекла оладушки,
Пригласила внучат,
Трех драчливых барсучат.
Ну -ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат? (Три).
***
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал-
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (Пять).
***
У мышки два ушка.
Сколько ушей у двух мышей? (Четыре).
***
На полянке у дубка
Ёж увидел два грибка.
А подальше, у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько ёж нашел грибов? (Три).
***
Как -то вечером к медведю
На порог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою -лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел-
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай -ка всех зверей. (Семь).
Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием и волка отвлекли. А колобок в это время покатился дальше -только его волк и видел.
Воспитатель: Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь.
По лесу медведь идёт,
Этот мишка ищет мёд.
Он голодный, невесёлый.
Колобка он хочет съесть,
Нужно мишке рассказать-
Где живут лесные пчёлы?
Пчёлы мёдом угостят!
Воспитатель: А чтобы пчёлы дали нам мёд для мишки нужно решить следующее задание.
6-ое задание: «Состав числа».
Воспитатель: Дети, что изображено на картинках. (Улей-жилище для пчёл сделанный руками человека).
Воспитатель: Набрать мёда не сложно, нужно открыть все отверстия в улье для входа и выхода пчёл (отверстие-леток).
На крыше трёх домиков-ульёв числа 3,4и 5 необходимо правильно определить состав чисел (3это 2и1, 1и2; 4это 3и1, 2и2, 1и3; 5 это 4и1, 3и2, 2и3,1и4;).
Воспитатель: Молодцы справились с заданием, отвлеки медведя мёдом и спасли колобка!
Воспитатель: А колобок продолжает своё путешествие. Катится колобок, а навстречу ему лиса. Лиса хочет колобка съесть, наш герой испугался и спрятался в геометрических фигурах. Нам необходимо отгадать первыми где колобок, чтобы не было беды. Дети нужно лису обмануть, запутать её, и не дать ей колобка съесть. Выполним следующее задание.
7-ое задание: «Угадай, где спрятался колобок?».
Изображение четырёх предметов: маленький жёлтый круг, маленький красный круг, большой жёлтый круг, маленький жёлтый квадрат.
Воспитатель:
-Рассмотрите все фигуры. Назовите их.
-На какие группы можно разбить эти фигуры? ( По форме, размеру, цвету).
-Укажите на фигуры, где меняется только размер. (Маленький жёлтый круг - большой жёлтый круг).
-Определите фигуру, где меняется только цвет. (Маленький жёлтый круг- маленький красный круг).
-Найдите пару, где меняется цвет и форма. (Маленький красный круг- маленький жёлтый квадрат).
-Дети как вы думаете, где же спрятался колобок, за какой фигурой? (Большой жёлтый круг).
Воспитатель: Ну, вот мы нашли колобка. На этом наше путешествие завершено, мы не дали колобку попасть в беду, и он вам очень благодарен. Спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственно – образовательной деятельности Направления: познание (формирование элементарных математических представлений) и здоровье. «Приравнивание чисел» Старшая группа.
Конспект нод по математике...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема: Геометрические фигуры. Счёт в пределах 3.
Закрепить названия геометрических фигур. Продолжать классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме, величине.Повторить счёт в пределах трёх. Учить конструировать фигуры из сч...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познание-формирование элементарных математических представлений) На тему: «Из чего же сделан снеговик?» для детей 2 младшая группа.
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, формировать понятия «много», «один», «большой», «маленький», формировать навыки выполнять аппликацию по заданию воспитателя,развивать пространственное ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. область "Познание". Развитие элементарных математических представлений в старшей группе детей с ЗПР
конспект НОД. Образовательная область "Познание" Развитие элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: "число 4. Цифра 4"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному (формирование элементарных математических представлений) и художественно-эстетическому развитию (конструирование) «В гостях у Степашки» для средней группы
Цель: Обобщить знания, полученные у детей в течении года.Задачи:Образовательные:-закреплять количественный и порядковый счет в пределах 5; -повторять известные геометрические фигуры и их признаки;-зак...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений» На тему «Путешествие в волшебную Страну Математики» Возраст 5-6 лет (старшая группа)
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в волшебную Страну Математики».Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки компле...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) Старшая группа
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений)Старшая группа...