КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Маслихова Ольга Николаевна

 

        Аннотация:

Актуальность выбранной мной темы, образовательной области Познание ФЭМП, заключается в том. Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними: уменьшать, увеличивать, делить, пересчитывать, измерять. Кругозор ребенка отражает накопленный опыт и расширяется благодаря усвоению словесных образов, формированию представлений по рассказам, объяснениям, с помощью воображения. Становится возможным применение схем, моделей, обобщенных понятий. 
        Малыш движется от незнания к знанию, возникают связи между новыми и уже имеющимися представлениями. Происходит систематизация знаний. 
Многие ученые отмечают, что способности к переработке информации формируются у детей в значительной степени уже к 5-6 годам. Однако не следует стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, пройти полную программу первого класса в этом возрасте. Значительно важнее научить ребенка мыслить, развить самостоятельность, независимость суждений и оценок, находить доказательства, устанавливать зависимости. 
В старшем дошкольном возрасте повышаются психофизиологические возможности детей, что позволяет увеличивать объем познавательного материала, усложнять требования к качеству и способам его усвоения. 

Материал НОД подобран так, чтобы закрепить и совершенствовать пройденное. В данной деятельности используются разные формы такие как: игровая ситуация с главным героем колобком; закрепление ранее изученного материала в продуктивной, коммуникативной детской деятельности.
        НОД разработано по новым требованиям ФГТ, в процессе её реализации интегрируются образовательные области: «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Труд».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Тема: «В путешествие с колобком».

Программное содержание:

Цель: совершенствовать элементарные математические представления.

Образовательные задачи:

- закрепить свойства геометрических фигур;

- закрепить знания о числах в пределах 10;

- закрепить цифры от 0 до 10;

- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;

- совершенствовать счётные навыки;

- закрепить количественный состав чисел;

- совершенствовать умение группировать предметы по определённым признакам (форма, цвет, размер).

Развивающие задачи:

Развивать речь, логическое мышление, цветовое восприятие, мелкую моторику рук, усидчивость глазомер, память.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение работать самостоятельно;

-формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля;

-воспитывать желание помогать героям сказки.

Формы и виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Принцип: систематически учить ребенка мыслить, развить самостоятельность, независимость суждений и оценок, находить доказательства, устанавливать зависимости.

Оборудование: поднос с предметами: колесо, кубик, пуговица, блюдце, треугольник, шар, клубок ниток; рисунок домика, главный герой-колобок, рисунок полянки, ступеньки, карточки с заданием «ориентировка на листе», улей «состав числа», маленький жёлтый круг, маленький красный круг, большой жёлтый круг, маленький жёлтый квадрат, магнитная доска, мольберт, карандаши, счетный материал,

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Безопасность».

Программное содержание: Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детский сад № 65 «Колосок» на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Образовательные ресурсы: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; http://www.otdelobraz.ru; http://nsportal.ru;

 

ХОД НОД:

Воспитатель: Дети сегодня я Вам предлагаю отправиться в путешествие по знакомой русской народной сказке.

Для начала станем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Вы готовы поиграть? (Да).

Можно сказку начинать? (Да).

Воспитатель: Почти все сказки начинаются со слов «Жили- были старик со старухой». (Воспитатель снимает занавес с домика).А как эта сказка называется Вы должны угадать. Вот вам первое задание.

1-ое задание: «Угадай главного героя сказки».

В руках у воспитателя конверт из конверта достается геометрическая фигура круг, с обратной стороны изображение колобка.

Воспитатель: Нет углов у меня

                          И похож на блюдце я,

                          На тарелку и на крышку,

                          На кольцо, на колесо,

Воспитатель:  Как называется эта фигура? (Круг).

Воспитатель: Охарактеризуйте эту фигуру.

Воспитатель: А сейчас ребята вы догадались, в какой сказке был круглый герой? (Колобок).

Воспитатель: Давайте вместе с колобком попутешествуем и не дадим ему попасть в беду. 

Дети садятся за столы.

Воспитатель:  И покатился он от бабушки с дедушкой с окна к порогу. Вот пришло время решить второе задание.

2-ое задание: «Найди предмет».

На подносе разные предметы, дети должны выбрать только те- которые имеют форму круга (свойства катиться).

Воспитатель:  Продолжаем дальше и докатился до порога,  порог высокий, давайте колобку поможем спуститься, но чтобы он удачно спустился по ступенькам нужно не ошибиться.

3-ие задание: « Высокий порог».

Воспитатель: Сосчитаем все ступеньки от 1 до 10.

Воспитатель: Покажите: пятую, седьмую, четвёртую, вторую, десятую, первую, восьмую, третью, шестую, девятую ступеньку.

Воспитатель: Какого цвета восьмая, четвёртая, вторая, шестая и т.д. ступенька.

Воспитатель: На первую ступеньку поставьте колобка, на вторую и т.д.

Воспитатель: Вот благополучно наш колобок спустился с высокого порога и

покатился дальше по травке.

4-ое задание: «Ориентировка в пространстве».

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на картину. Что находиться справа от колобка, слева, вверху, внизу. (Ответы детей)

Воспитатель: Дети у Вас на столах лежат листы с заданием, попробуем его выполнить. Справа от колобка нарисуем зелёным карандашом маленький треугольник, внизу красным карандашом овал, слева синим карандашом большой квадрат, вверху оранжевым карандашом  маленький прямоугольник, в правом верхнем углу фиолетовым карандашом большой треугольник, а в левом нижнем углу чёрным карандашом круг.

 Воспитатель: Молодцы ребята, а колобок продолжает свое путешествие. С травки -на дорожку и покатился по дорожке. Катится колобок по дороге, а на встречу ему заяц. Чтобы заяц нашего героя не съел давайте с зайчиком поиграем. Вышли все из-за стола, начинается игра.

Воспитатель: Ребята, а сейчас вы все будите зайчиками. Согласны? Зайчикам не будет скучно,

Сделаем зарядку дружно?

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись,

Лапки кверху, лапки в бок

И на месте скок-скок-скок.

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляйте детки шаг,

Шаг на месте, стой! Вот так!

Воспитатель: И покатился колобок дольше –только его заяц и видел. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк. Волк злой, чтобы наш колобок не попал волку в лапы, давайте его развлечем загадками про лесных жителей. Нам нужно правильно их разгадать. Будьте внимательны!

5-ое задание: « Разминка для ума».

***

На пассике три медвежонка

Играли в прятки у бочонка

Один в бочонок еле влез

А сколько убежали в лес. (Два).

***

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок -сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок

Сколько съедено морковок? (Десять).

***

Барсучиха -бабушка

Испекла оладушки,

Пригласила внучат,

Трех драчливых барсучат.

Ну -ка, сколько барсучат

Ждут добавки и молчат? (Три).

***

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал-

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди? (Пять).

*** 

У мышки два ушка.

Сколько ушей у двух мышей? (Четыре).

***

На полянке у дубка

Ёж увидел два грибка.

А подальше, у осин

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько ёж нашел грибов? (Три).

***

Как -то вечером к медведю

На порог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою -лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел-

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей,

Посчитай -ка всех зверей. (Семь). 

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием и волка отвлекли. А колобок в это время покатился дальше -только его волк и видел.

Воспитатель: Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь.

По лесу медведь идёт,

Этот мишка ищет мёд.

Он голодный, невесёлый.

Колобка он хочет съесть,

Нужно мишке рассказать-

Где живут лесные пчёлы?

Пчёлы мёдом угостят!

Воспитатель: А чтобы пчёлы дали нам мёд для мишки нужно решить следующее задание.

6-ое задание: «Состав числа».

Воспитатель: Дети, что изображено на картинках. (Улей-жилище для пчёл сделанный руками человека).

Воспитатель: Набрать мёда не сложно, нужно открыть все отверстия в улье для входа и выхода пчёл (отверстие-леток).

На крыше трёх домиков-ульёв числа 3,4и 5 необходимо правильно определить состав чисел (3это 2и1, 1и2; 4это 3и1, 2и2, 1и3; 5 это 4и1, 3и2, 2и3,1и4;).

Воспитатель: Молодцы справились с заданием, отвлеки медведя мёдом и спасли колобка!

Воспитатель: А колобок продолжает своё путешествие. Катится колобок, а навстречу ему лиса. Лиса хочет колобка съесть, наш герой испугался и спрятался в геометрических фигурах. Нам необходимо отгадать первыми где колобок, чтобы не было беды. Дети нужно лису обмануть, запутать её, и не дать ей колобка съесть. Выполним следующее задание.

7-ое задание: «Угадай, где спрятался колобок?».

Изображение четырёх предметов: маленький жёлтый круг, маленький красный круг, большой жёлтый круг, маленький жёлтый квадрат.

 Воспитатель: 

-Рассмотрите все фигуры. Назовите их.

-На какие группы можно разбить эти фигуры? ( По форме, размеру, цвету).

-Укажите на фигуры, где меняется только размер. (Маленький жёлтый круг - большой жёлтый круг).

-Определите фигуру, где меняется только цвет. (Маленький жёлтый круг- маленький красный круг).

-Найдите пару, где меняется цвет и форма. (Маленький красный круг- маленький жёлтый квадрат).

-Дети как вы думаете, где же спрятался колобок, за какой фигурой? (Большой жёлтый круг).

Воспитатель: Ну, вот мы нашли колобка. На этом наше путешествие завершено, мы не дали колобку попасть в беду, и он вам очень благодарен. Спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема: Геометрические фигуры. Счёт в пределах 3.

Закрепить названия геометрических фигур. Продолжать классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме, величине.Повторить счёт в пределах трёх. Учить конструировать фигуры из сч...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познание-формирование элементарных математических представлений) На тему: «Из чего же сделан снеговик?» для детей 2 младшая группа.

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, формировать понятия «много», «один», «большой», «маленький», формировать навыки выполнять аппликацию по заданию воспитателя,развивать пространственное ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. область "Познание". Развитие элементарных математических представлений в старшей группе детей с ЗПР

конспект НОД. Образовательная область "Познание" Развитие элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: "число 4. Цифра 4"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений» На тему «Путешествие в волшебную Страну Математики» Возраст 5-6 лет (старшая группа)

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в волшебную Страну Математики».Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки компле...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) Старшая группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений)Старшая группа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательной (формирование элементарных математических представлений), социально-коммуникативной, речевой областям на тему «Цветик- Семицветик» для детей старшей группы.

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательной (формирование элементарных математических  представлений), социально-коммуникативной,  речевой областям на тему &l...