Формирование элементарных математических представлений с частоболеющими детьми 4-7 лет в ДОУ
учебно-методический материал по математике по теме
Как заниматься с детками, которые по причине частых болезней не могут посещать детский сад и полноценно усваивать образовательную программу? Чтобы решить эту проблему в усвоении математических знаний может помочь творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_femp_4-5_let.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФЭМП С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ.
№ П/П | Тема | Задачи | Содержание | Интеграция видов деятельности | Технологии |
1 | Круг | Познакомить детей с геометрической фигурой, ее особенностями, развивать творческие способности. | 1. Найди на тарелочке круги разного цвета; 2. Сериация картинок, где есть предметы круглой формы; 3. Лепка бубликов, лепешек, тарелочек для игрушек. Лепка колобка. 4. Рисование круглых овощей и фруктов. 5. Аппликация «Улитка»; 6. Рисование мячика; 7. Аппликация «Неваляшка» | «Художественное творчество» | Личностоно-ориентированные, Эвристические |
2 | Квадрат | Познакомить детей с геометрической фигурой, ее особенностями, развивать мелкую моторику кистей рук. Упражнять в обследовании моделей фигур (круга и квадрата) путем обведения их контуром пальцем и прослеживать взглядом за движением руки. | 1. Аппликация «Домики»; 2. Конструирование «Башенка»; 3. Выполнение штриховки «Кошкин дом»; 4. Найди предметы квадратной формы; 5. Рисование «Платочки» | «Художественное творчество» | Личностно-ориентированные, Технологии развития творческого воображения |
3 | Треугольник | Познакомить детей с геометрической фигурой, ее особенностями, формировать навыки поисковой деятельности. | 1. Аппликация «Елочка»; 2. Конструирование домов с треугольной крышей; 3. Обведи треугольник пальчиком; 4. Найди предметы треугольной формы; 5. Оригами (как из квадрата получить треугольник) | «Художественное творчество» | Личностно-ориентированные, Гуманно-личностные |
4 | Прямоугольник | Познакомить детей с геометрической фигурой, ее особенностями, развивать творческие способности. Учить различать прямоугольник, треугольник и квадрат. | 1. Раскрашивание паровозика; 2. Коллективная аппликация «Мост»; 3. Конструирование «Гараж построим из кирпичей» | «Художественное творчество» | Личностно-ориентированные, Технологии сотрудничества |
5 | Овал | Познакомить детей с геометрической фигурой, ее особенностями. Учить детей употреблять выражение овальная форма . Формировать представления, что овалы могут быть разной формы. | 1. Рисование «Разноцветные шарики»; 2. Лепка фруктов и овощей овальной формы; 3. Коллаж «Цветы для мамочки»; 4. Покажи на рисунке все овалы. 5. Рисование предметов овальной и круглой формы. | «Художественное творчество» | Личностно-ориентированные, Технологии, направленные на творческое развитие ребенка |
6 | Большой, средний, маленький | Развивать математические понятия, мелкую моторику кистей рук. Показать, что фигуры могут быть разных размеров. | 1. Лепка «Колечки»; 2. Лепка колобков (большой, средний маленький); 3. Аппликация «Веселые кружочки» (наклеивание на большой круг среднего круга и маленького); 4. Рисование следов больших и маленьких зверей (белки и медведя); 5. Речевые упражнения (см.приложение); 6. Коллективный коллаж из больших и маленьких геометрических фигур | «Художественное творчество» «Коммуникация» | Личностно-ориентированные, Гуманно-личностные |
7 | Длинный-короткий | Учить детей сравнивать предметы по длине и находить равные по длине. | 1. У кого какой шарф? 2. У какой куклы волосы длинные? А у какой короткие? 3. Какие бантики получатся из длинных и коротких лент? 4. У каких животных длинные (короткие хвосты)? 5. «Домики и дорожки» (сопоставление маленького домика и короткой дорожки, большого домика и длинной дорожки); 6. Найди на картине ягненку самый короткий путь домой; 7. Найди на картинке зайке самую длинную морковку | «Социализация» «Познание» | Личностно-ориентированные, Технологии развития творческого воображения |
8 | Узкий-широкий | Упражнять детей в сравнении предметов по ширине. Учить детей раскладывать предметы в ряд по возрастанию по ширине. | 1. Лепка лесенки (узкой и широкой); 2. Разложи дорожки от узкой к широкой; 3. По какой дорожке идут на праздник в лесу звери? (мышка по узкой, волк по широкой и т.д.); 4. Какие звери живут в узких норках, а какие в широких норах? | «Социализация» «Познание» | Личностно-ориентированные, Технологии сотрудничества |
9 | Высокий-низкий | Учить сравнивать два предмета, контрастные по высоте. | 1. Какие деревья в лесу низкие, а какие высокие? 2. Какая башня в «Цветочном городе» самая высокая? А самая низкая? 3. Конструирование «Самый высокий дом»; 4. Лепка высоких и низких деревьев | «Социализация» «Познание» «Художественное творчество» | Личностно-ориентированные, Технологии сотрудничества |
10 | Цифра 1 | Познакомить с цифрой, понятием «один», развивать | 1.Рисование красками большой и маленькой цифры 1; 2. Лепка цифры 1 из пластилина; 3. Выполнение страницы числового фриза; 4. Положи в коробочку все геометрические фигуры по одной; 5. Что бывает только одно? (Земля, Луна, Солнце); 6. Рисование небесных тел; 7. Выбери карточку на которой изображен один предмет; 8. Дай каждому зайчику по одной морковке | «Художественное творчество» «Познание» | Личностно-ориентированные, Эвристические |
11 | Цифра 2 | Формировать представление ребенка о понятии «пара» | 1. Стихотворение о цифре 2, песня «Два веселых гуся»; 2. Выполнение страницы числового фриза; 3. Что есть у человека по два? (игра-пантомима); 4. Аппликация-коллаж из геометрических фигур «Я умею считать до двух»; 5. Конструирование из кубиков домиков из одного и двух этажей | «Художественное творчество» «Музыка» «Социализация» | Личностно-ориентированные, Технологии сотрудничества |
12 | Цифра 3 | Познакомить детей с цифрой 3. Учить детей различать множества в 1 и 2, 2 и 3 предмета. Развивать умение узнавать и находить три предмета в сказках. | 1. Чтение сказки «Три поросенка»; 2. Раскрашивание трех поросят из множества; 3. Выполнение страницы числового фриза; 4. Чтение стихотворения о цифре 3; 5. Лепка цифры 3; 6. Аппликация «Испекла баба три колобка» | «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы» | Личностно-ориентированные, Развитие творческого |
13 | Цифра 4 | Познакомить детей с цифрой 4. Развивать умение вести счет до 4. Провести развивающую беседу о четырех временах года. | 1. Найди цифру 4 в графическом изображении; 2. Раскрашивание цифры 4 (повторение основных цветов); 3. Четырехугольник. Сравнение четырехугольника и треугольника; 4. Геометрический коллаж «Четыре формы, четыре цвета»; 5. Стихи и считалки о цифре 4; 6. Развивающая беседа «Четыре времени года»; 7. Выполнение страницы числового фриза | «Художественное творчество» «Познание» | Личностно-ориентированные, Эвристические |
14 | Цифра 5 | Познакомить детей с йифрой 5, учить считать до 5. Учить согласовывать числительные с существительными ( пять яблок, пять лимонов) | 1. Чтение стихотворений о цифре 5; 2. Выполнение страницы числового фриза; 3. Раскрась то, чего на рисунке по пять. 4. Прямой и обратный счет от 1 до 5; 5. Лепка большой и маленькой цифры 5; 6. Аппликация «Разноцветные пятерки»; | «Художественное творчество» «Познание» «Чтение художественной литературы» | Личностно-ориентированные, Развитие творческого воображения |
15 | Цифра 6 | Познакомить детей с цифрой 6. Учить писать цифру 6. Учить порядковому и количественному счету в пределах шести, правильно отвечать на вопрос: «Сколько?» | 1. Развивающая беседа о шестиногих животных (мир насекомых); 2. Аппликация «Божья коровка»; 3. Рисование шестиконечных снежинок (прямой и обратный счет); 4. Чтение сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказкам (порядковый и количественный счет героев); 5. Выполнение страницы числового фриза; | «Социализация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» | Личностно-ориентированные, Технологии сотрудничества |
16 | Цифра 7 | Познакомить детей с цифрой 7. Учить писать цифру 7. Развивать логическое и дивергентное мышление. | 1. Рисование «Радуга» (сколько цветов у радуги); 2. Аппликация «Необычный цветочек» (цветок с семью лепестками); 3. Лепка «Семь грибочков для ежика»; 4. Выполнение страницы числового фриза; 5. Лепка «Семь пирожков» | «Художественное творчество» | Личностно-ориентированные, Развитие творческого |
17 | Цифра 8 | Познакомить с цифрой 8. Учить писать цифру 8. Развивать мышление, память. | 1. Сколько машин на дороге? Сколько детей играет в песочнице? Сколько птичек на ветке? (прямой и обратный счет от 1 до8); 2. Выполнение страницы числового фриза. 3. Лепка цифры восемь из двух бубликов; 4. Рисование цифры 8 в воздухе и на бумаге | «Художественное творчество» «Познание» | Личностно-ориентированные, Развитие творческого |
18 | Цифра 9 | Познакомить с цифрой 9. Учить писать цифру 9. Развивать мелкую моторику кистей рук. Закреплять количественный и порядковый счет в переделах 9. | 1. Высокий дом и низкий дом (счет этажей от 1 до 9); 2. Какие звери на каком этаже живут? 3. Выполнение страницы числового фриза; 4. Найди среди всех цифр цифру 9; 5. Лепка цифры 9; | «Художественное творчество» | Личностно-ориентированные, Технологии сотрудничества |
19 | Цифра 0 | Познакомить с цифрой 0, понятием «ничего». | 1. Лепка, рисование цифры 0 | «Художественное творчество» | Личностно-ориентированные, ИКТ |
20 | Цифра 10 | Познакомить детей с цифрой 10. Учить писать цифру 10. Познакомить с составом числа 10. Развивать логическое мышление. | 1. Игры с пальчиками (сколько пальчиков на руках? Покажи три пальчика, пять, восемь и т.д); 2. Сколько раз ты ударил в ладошки? Покажи эту цифру; 3. Лепка цифры 10; 4. Рисование «Десять мячей»; 5. Сколько вагонов у паровозика? Кто едет в первом вагоне? (в третьем, в девятом и т.д.); 6. Выполнение страницы числового фриза | «Художественное творчество» «Познание» «Социализация» | Личностно-ориентированные, Эвристические |
21 | Пространственные отношения | Формировать понятия «вверх-вниз», «вправо-влево». Учить детей различать пространственные отношения от себя. Закреплять умение определять местонахождение предметов. | 1. Куда идет дорога к дому волка? (рассматривание картинки, определение правой и левой стороны); 2. Бельчонок заблудился (рассматривание картинки, находим дупло. Где оно: вверху или внизу? ); 3. Покажи части тела (правую ручку, левую ножку и т.д.); 4. Правильно ли Незнайка одел ботинки? (определение правого и левого ботинка) | «Познание» «Социализация» | Личностно-ориентированные, Технологии сотрудничества |
Таблица 1
Педагогическое наблюдение усвоения темы «Цифры»
№ п/п | Фамилия и имя ребенка | Ц И Ф Р Ы | |||||||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||
да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | ||
Положительный ответ ставится в том случае, если ребенок знает название цифры, может отличить ее от других цифр, научился сопоставлять число и количество предметов, умеет рисовать заданную цифру и лепить ее.
Таблица 2
Педагогическое наблюдение усвоения темы «Геометрические фигуры»
№ п/п | Фамилия и имя ребенка | ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ | |||||||||
да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | ||
Положительный ответ ставится в том случае, если ребенок знает название геометрической фигуры, может отличить ее от других геометрических фигур, найти и назвать предметы, похожие на данную геометрическую фигуру.
Таблица 3
Педагогическое наблюдение усвоения темы «Пространственные отношения. Величина»
№ п/п | Фамилия и имя ребенка | пространственные отношения | величина | ||||||||||
большой-маленький | длинный-короткий | узкий-широкий | высокий-низкий | ||||||||||
да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | ||||||
Положительный ответ ставится в том случае, если ребенок определяет место расположения предмета (на бумаге, в комнате, на улице и т.д.), знает названия величин и употребляет их в речи.
Таблица 4
Основные психологические особенности групп детей по возрастам
2-3 года | 3-4 года | 4-4,5 года |
Мышление наглядно-действенное | Мышление наглядно-образное | Мышление наглядно-образное |
Общение ситуативно-личностное | Общение ситуативно-деловое | Общение внеситуативно-деловое |
Взрослый интересен как источник защиты, ласки и помощи | Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству | Взрослый интересен как источник информации |
Сверстник мало интересен; общаться трудно, речь словосочетаниями | Сверстник мало интересен; общаться трудно; связная речь в стадии формирования | Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре, хорошее понимание речи. Заканчивается формирование активной речи |
Отвечает на вопрос: «Кто (что) это?». Учиться понимать глаголы. | Отвечает на вопрос: «Что делает?» Учится понимать прилагательные | Учиться излагать мысли |
Способ передачи информации – показ предмета | Способ передачи информации – показ реального явления | Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма |
Эмоции сильные, легко переключаются | Эмоции сильные, легко переключаются | Эмоции более уравновешенны |
Сензитивный период развития музыкальности | Высокая эмоциональная отзывчивость на музыку | Способность фантазировать под музыку |
С 2,5 лет – кризис «Я сам». Конфликтный со взрослыми возраст | До 3,5 лет – кризис «Я сам». Конфликтный со взрослыми возраст | «Мирный» возраст и со взрослыми, и с детьми |
Объект познания – предметы «здесь и теперь»; их внутреннее устройство | Объект познания – предметы «здесь и теперь. | Объект познания – то, что «где-то там» |
Способ познания – разобрать предметы на части, манипулировать ими | Способ познания – конструирование и экспериментирование | Способ познания – рассказы взрослого |
Условие успешности- разнообразная и сменяющая развивающая среда | Условие успешности – развивающая среда и партнерство со взрослым | Условие успешности – хорошая речь и кругозор взрослого |
Игра предметно-манипулятивная, индивидуальная | Появляется игровое действие. Игра партнерская со взрослым или индивидуальная с игрушками | Появляется игровая ситуация и ролевой диалог. Игра коллективная со сверстниками |
Внимание, память непроизвольны | Внимание, память непроизвольны | Внимание, память непроизвольны |
Высокая чувствительность к физическому дискомфорту | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту | Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту |
Из данной таблицы видно, что ребенок в возрасте 3-4 лет нуждается в помощи и участии взрослого. Именно в этот возрастной период он лучше всего предрасположен к индивидуальной работе, так как:
1. Именно взрослый интересен ребенку как собеседник, партнер по игре и творчеству;
2. Ребенок в возрасте 3-4 лет любит конструировать и экспериментировать и начинает делать это осознанно, видя результат своего труда;
3. У ребенка начинает совершенствоваться индивидуальная игра с игрушками, появляется партнерская игра со взрослым;
4. Развивающая среда и взрослый – условие успешности ребенка.
5. Внимание и память непроизвольны, нужно направлять усилия ребенка на осознанное действие. Это можно с успехом сделать при индивидуальной работе ребенка и взрослого.
6. Эмоции 3-4-летнего ребенка сильные и легко переключаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы. Тема "Математическое путешествие".
Программное содержание:...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительного к школе возраста "Приключения на планете Цифляндия"
Мероприятие с использованием инновационных педагогических технологий...
Совместная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми 5-6 лет. Тема: "Математическое лото"
Данное мероприятие закрепляет навыки отгадывания логико-математических загадок, упражняет в умении соотносить число и количество; развивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...
Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе
Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...