Формирование элементарных математических представлений с частоболеющими детьми 4-7 лет в ДОУ
учебно-методический материал по математике по теме

Как заниматься с детками, которые по причине частых болезней не могут посещать детский сад и полноценно усваивать образовательную программу? Чтобы решить эту проблему в усвоении математических знаний может помочь творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_femp_4-5_let.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФЭМП С ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ.

№ П/П

Тема

Задачи

Содержание

Интеграция видов деятельности

Технологии

1

Круг

Познакомить детей с геометрической фигурой, ее особенностями, развивать творческие способности.

1. Найди на тарелочке круги разного цвета;

2. Сериация картинок, где есть предметы круглой формы;

3. Лепка бубликов, лепешек, тарелочек для игрушек. Лепка колобка.

4. Рисование круглых овощей и фруктов.

5. Аппликация «Улитка»;

6. Рисование мячика;

7. Аппликация «Неваляшка»

«Художественное творчество»

Личностоно-ориентированные,

Эвристические

2

Квадрат

Познакомить детей с геометрической фигурой, ее особенностями, развивать мелкую моторику кистей рук. Упражнять в обследовании моделей фигур (круга и квадрата) путем обведения их контуром пальцем и прослеживать взглядом за движением руки.

1. Аппликация «Домики»;

2. Конструирование «Башенка»;

3. Выполнение штриховки «Кошкин дом»;

4. Найди предметы квадратной формы;

5. Рисование «Платочки»

«Художественное творчество»

Личностно-ориентированные,

Технологии развития творческого воображения

3

Треугольник

Познакомить детей с геометрической фигурой, ее особенностями, формировать навыки поисковой деятельности.

1. Аппликация «Елочка»;

2. Конструирование домов с треугольной крышей;

3. Обведи треугольник пальчиком;

4. Найди предметы треугольной формы;

5. Оригами (как из квадрата получить треугольник)

«Художественное творчество»

Личностно-ориентированные,

Гуманно-личностные

4

Прямоугольник

Познакомить детей с геометрической фигурой, ее особенностями, развивать творческие способности. Учить различать прямоугольник, треугольник и квадрат.

1. Раскрашивание паровозика;

2. Коллективная аппликация «Мост»;

3. Конструирование «Гараж построим из кирпичей»

«Художественное творчество»

Личностно-ориентированные,

Технологии сотрудничества

5

Овал

Познакомить детей с геометрической фигурой, ее особенностями. Учить детей употреблять выражение овальная форма . Формировать представления, что овалы могут быть разной формы.

1. Рисование «Разноцветные шарики»;

2. Лепка фруктов и овощей овальной формы;

3. Коллаж «Цветы для мамочки»;

4. Покажи на рисунке все овалы.

5. Рисование предметов овальной и круглой формы.

«Художественное творчество»

Личностно-ориентированные,

Технологии, направленные на творческое развитие ребенка

6

Большой, средний, маленький

Развивать математические понятия, мелкую моторику кистей рук. Показать, что фигуры могут быть разных размеров.

1. Лепка «Колечки»;

2. Лепка колобков (большой, средний маленький);

3. Аппликация «Веселые кружочки» (наклеивание на большой круг среднего круга и маленького);

4. Рисование следов больших и маленьких зверей (белки и медведя);

5. Речевые упражнения (см.приложение);

6. Коллективный коллаж из больших и маленьких геометрических фигур

«Художественное творчество»

«Коммуникация»

Личностно-ориентированные,

Гуманно-личностные

7

Длинный-короткий

Учить детей сравнивать предметы по длине и находить равные по длине.

1. У кого какой шарф?

2. У какой куклы волосы длинные? А у какой короткие?

3. Какие бантики получатся из длинных и коротких лент?

4. У каких животных длинные (короткие хвосты)?

5. «Домики и дорожки» (сопоставление маленького домика и короткой дорожки, большого домика и длинной дорожки);

6. Найди на картине  ягненку самый короткий путь домой;

7. Найди на картинке зайке самую длинную морковку  

«Социализация»

«Познание»

Личностно-ориентированные,

Технологии развития творческого воображения

8

Узкий-широкий

Упражнять детей в сравнении предметов по ширине. Учить детей раскладывать предметы в ряд по возрастанию по ширине.

1. Лепка лесенки (узкой и широкой);

2. Разложи дорожки от узкой к широкой;

3. По какой дорожке идут на праздник в лесу звери? (мышка по узкой, волк по широкой и т.д.);

4. Какие звери живут в узких норках, а какие в широких норах?

«Социализация»

«Познание»

Личностно-ориентированные,

Технологии сотрудничества

9

Высокий-низкий

Учить  сравнивать два предмета, контрастные по высоте.

1. Какие деревья в лесу низкие, а какие высокие?

2. Какая башня в «Цветочном городе» самая высокая? А самая низкая?

3. Конструирование «Самый высокий дом»;

4. Лепка высоких и низких деревьев

«Социализация»

«Познание»

«Художественное творчество»

Личностно-ориентированные,

Технологии сотрудничества

10

Цифра 1

Познакомить с цифрой, понятием «один», развивать

1.Рисование красками большой и маленькой цифры 1;

2. Лепка цифры 1 из пластилина;

3. Выполнение страницы числового фриза;

4. Положи в коробочку все геометрические фигуры по одной;

5. Что бывает только одно? (Земля, Луна, Солнце);

6. Рисование небесных тел;

7. Выбери карточку на которой изображен один предмет;

8. Дай каждому зайчику по одной морковке

«Художественное творчество»

«Познание»

Личностно-ориентированные,

Эвристические

11

Цифра 2

Формировать представление ребенка о понятии «пара»

1. Стихотворение о цифре 2,  песня «Два веселых гуся»;

2. Выполнение страницы числового фриза;

3. Что есть у человека по два? (игра-пантомима);

4. Аппликация-коллаж из геометрических фигур «Я умею считать до двух»;

5. Конструирование из кубиков домиков из одного и двух этажей

«Художественное творчество»

«Музыка»

«Социализация»

Личностно-ориентированные,

Технологии сотрудничества

12

Цифра 3

Познакомить детей с цифрой 3. Учить детей различать множества в 1 и 2, 2 и 3 предмета. Развивать умение узнавать и находить три предмета в сказках.

1. Чтение сказки «Три поросенка»;

2. Раскрашивание трех поросят из множества;

3. Выполнение страницы числового фриза;

4. Чтение стихотворения о цифре 3;

5. Лепка цифры 3;

6. Аппликация «Испекла баба три колобка»

«Художественное творчество»

«Чтение художественной литературы»

Личностно-ориентированные,

Развитие творческого

13

Цифра 4

Познакомить детей с  цифрой 4. Развивать умение вести счет до 4. Провести развивающую беседу о четырех временах года.

1. Найди цифру 4 в графическом изображении;

2. Раскрашивание цифры 4 (повторение основных цветов);

3. Четырехугольник. Сравнение четырехугольника и треугольника;

4. Геометрический коллаж «Четыре формы, четыре цвета»;

5. Стихи и считалки о цифре 4;

6. Развивающая беседа «Четыре времени года»;

7. Выполнение страницы числового фриза

«Художественное творчество»

«Познание»

Личностно-ориентированные,

Эвристические

14

Цифра 5

Познакомить детей с  йифрой 5, учить считать до 5. Учить согласовывать числительные с существительными ( пять яблок, пять лимонов)

1. Чтение стихотворений о цифре 5;

2. Выполнение страницы числового фриза;

3. Раскрась то, чего на рисунке по пять.

4. Прямой и обратный счет от 1 до 5;

5. Лепка большой и маленькой цифры 5;

6. Аппликация «Разноцветные пятерки»;

«Художественное творчество»

«Познание»

«Чтение художественной литературы»

Личностно-ориентированные,

Развитие творческого воображения

15

Цифра 6

Познакомить детей с цифрой  6. Учить писать цифру 6. Учить порядковому и количественному счету в пределах шести, правильно отвечать на вопрос: «Сколько?»

1. Развивающая беседа о шестиногих животных (мир насекомых);

2. Аппликация «Божья коровка»;

3. Рисование шестиконечных снежинок (прямой и обратный счет);

4. Чтение сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», рассматривание

иллюстраций к сказкам (порядковый и количественный счет героев);

5. Выполнение страницы числового фриза;

«Социализация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

Личностно-ориентированные,

Технологии сотрудничества

16

Цифра 7

Познакомить детей с цифрой 7. Учить писать цифру 7. Развивать логическое и дивергентное мышление.

1. Рисование «Радуга» (сколько цветов у радуги);

2. Аппликация «Необычный цветочек» (цветок с семью лепестками);

3. Лепка «Семь грибочков для ежика»;

4. Выполнение страницы числового фриза;

5. Лепка «Семь пирожков»

«Художественное творчество»

Личностно-ориентированные,

Развитие творческого

17

Цифра 8

Познакомить с цифрой 8. Учить писать цифру 8. Развивать мышление, память.

1. Сколько машин на дороге? Сколько детей играет в песочнице? Сколько птичек на ветке? (прямой и обратный счет от 1 до8);

2. Выполнение страницы числового фриза.

3. Лепка цифры восемь из двух бубликов;

4. Рисование цифры 8 в воздухе и на бумаге

«Художественное творчество»

«Познание»

Личностно-ориентированные,

Развитие творческого

18

Цифра 9

Познакомить с цифрой 9. Учить писать цифру 9. Развивать мелкую моторику кистей рук. Закреплять количественный и порядковый счет в переделах 9.

1. Высокий дом и низкий дом (счет этажей от 1 до 9);

2. Какие звери  на каком этаже живут?

3. Выполнение страницы числового фриза;

4. Найди среди всех цифр цифру 9;

5. Лепка цифры 9;

«Художественное творчество»

Личностно-ориентированные,

Технологии сотрудничества

19

Цифра 0

Познакомить с цифрой 0, понятием «ничего».

1. Лепка, рисование цифры 0

«Художественное творчество»

Личностно-ориентированные,

ИКТ

20

Цифра 10

Познакомить детей с цифрой 10. Учить писать цифру 10. Познакомить с составом числа 10. Развивать логическое мышление.

1. Игры с пальчиками (сколько пальчиков на руках? Покажи три пальчика, пять, восемь и т.д);

2. Сколько раз ты ударил в ладошки? Покажи эту цифру;

3. Лепка цифры 10;

4. Рисование «Десять мячей»;

5. Сколько вагонов у паровозика? Кто едет в первом вагоне? (в третьем, в девятом и т.д.);

6. Выполнение страницы числового фриза

«Художественное творчество»

«Познание»

«Социализация»

Личностно-ориентированные,

Эвристические

21

Пространственные отношения

Формировать понятия «вверх-вниз», «вправо-влево». Учить детей различать пространственные отношения от себя. Закреплять умение определять местонахождение предметов.

1. Куда идет дорога к дому волка? (рассматривание картинки, определение правой и левой стороны);

2. Бельчонок заблудился (рассматривание картинки, находим дупло. Где оно: вверху или внизу? );

3. Покажи части тела (правую ручку, левую ножку и т.д.);

4. Правильно ли Незнайка одел ботинки? (определение правого и левого ботинка)

«Познание»

«Социализация»

Личностно-ориентированные,

Технологии сотрудничества

Таблица 1

Педагогическое наблюдение усвоения темы «Цифры»

№ п/п


Фамилия и имя ребенка

Ц И Ф Р Ы

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

Положительный ответ ставится в том случае, если ребенок знает название цифры, может отличить ее от других цифр, научился сопоставлять число и количество предметов, умеет рисовать заданную цифру и лепить ее.

Таблица 2

Педагогическое наблюдение усвоения темы «Геометрические фигуры»


№ п/п


Фамилия и имя ребенка


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

Положительный ответ ставится в том случае, если ребенок знает название геометрической фигуры, может отличить ее от других геометрических фигур, найти и назвать предметы, похожие на данную геометрическую фигуру.

Таблица 3

Педагогическое наблюдение усвоения темы «Пространственные отношения. Величина»


№ п/п


Фамилия и имя ребенка


пространственные отношения


величина

большой-маленький

длинный-короткий

узкий-широкий

высокий-низкий

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

Положительный ответ ставится в том случае, если ребенок определяет место расположения предмета (на бумаге, в комнате, на улице и т.д.), знает названия величин и употребляет их в речи.

Таблица 4

Основные психологические особенности групп детей по возрастам

2-3 года

3-4 года

4-4,5 года

Мышление наглядно-действенное

Мышление наглядно-образное

Мышление наглядно-образное

Общение ситуативно-личностное

Общение ситуативно-деловое

Общение внеситуативно-деловое

Взрослый интересен как источник защиты, ласки и помощи

Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Взрослый интересен как источник информации

Сверстник мало интересен; общаться трудно, речь словосочетаниями

Сверстник мало интересен; общаться трудно; связная речь в стадии формирования

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре, хорошее понимание речи. Заканчивается формирование активной речи

Отвечает на вопрос: «Кто (что) это?». Учиться понимать глаголы.

Отвечает на вопрос: «Что делает?» Учится понимать прилагательные

Учиться излагать мысли

Способ передачи информации – показ предмета

Способ передачи информации – показ реального явления

Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма

Эмоции сильные, легко переключаются

Эмоции сильные, легко переключаются

Эмоции более уравновешенны

Сензитивный период развития музыкальности

Высокая эмоциональная отзывчивость на музыку

Способность фантазировать под музыку

С 2,5 лет – кризис «Я сам». Конфликтный со взрослыми возраст

До 3,5 лет – кризис «Я сам». Конфликтный со взрослыми возраст

«Мирный» возраст и со взрослыми, и с детьми

Объект познания – предметы «здесь и теперь»; их внутреннее устройство

Объект познания – предметы «здесь и теперь.

Объект познания – то, что «где-то там»

Способ познания – разобрать предметы на части, манипулировать ими

Способ познания – конструирование и экспериментирование

Способ познания – рассказы взрослого

Условие успешности- разнообразная и сменяющая развивающая среда

Условие успешности – развивающая среда и партнерство со взрослым

Условие успешности – хорошая речь и кругозор взрослого

Игра предметно-манипулятивная, индивидуальная

Появляется игровое действие. Игра партнерская со взрослым или индивидуальная с игрушками

Появляется игровая ситуация и ролевой диалог. Игра коллективная со сверстниками

Внимание, память непроизвольны

Внимание, память непроизвольны

Внимание, память непроизвольны

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту

        Из данной таблицы видно, что ребенок в возрасте 3-4 лет нуждается в помощи и участии взрослого. Именно в этот возрастной период он лучше всего предрасположен к индивидуальной работе, так как:

        1. Именно взрослый интересен ребенку как собеседник, партнер по игре и творчеству;

        2. Ребенок в возрасте 3-4 лет любит конструировать и экспериментировать и начинает делать это осознанно, видя результат своего труда;

        3. У ребенка начинает совершенствоваться индивидуальная игра с игрушками, появляется партнерская игра со взрослым;

        4. Развивающая среда и взрослый – условие успешности ребенка.

        5. Внимание и память непроизвольны, нужно направлять усилия ребенка на осознанное действие. Это можно с успехом сделать при индивидуальной работе ребенка и взрослого.

        6. Эмоции 3-4-летнего ребенка сильные и легко переключаются.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Совместная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми 5-6 лет. Тема: "Математическое лото"

Данное мероприятие закрепляет навыки отгадывания логико-математических загадок, упражняет в умении соотносить число и количество; развивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...