планирование работы с детьми 2 младшей группы по формированию элементарных математических представлений (из опыта работы)
консультация по математике (младшая группа) по теме

Артеменко Елена Анатольевна

Предусмотрены задания по разделам

                  1. Количество и счет

                  2. Величина

                  3. Геометрические фигуры

                  4. Ориентировка во времени

                  5. Ориентировка в пространстве

На занятиях по математике широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. В игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото разного типа, лоскутки разных тканей, наконец, слово.

Физкультминутки, которые органически входят в занятия представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, зрительно - моторной координации, а также на закрепление математических понятий. Предлагаю физкультминутку о круге.

                   Стали дети ровно в круг,

                   А затем присели вдруг,

                   Дружно сделали прыжок,

                   Над головкою хлопок,

                   А теперь все дружно

                   Перепрыгнем лужу!

                   А сейчас пойдем по кругу,

                   Улыбнемся друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_raboty.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы

 с детьми 2 мл. гр. по формированию

элементарных математических представлений

(из опыта работы)

Подготовил воспитатель

Артеменко Е.А.


        Большое значение в умственном воспитании имеет формирование элементарных математических представлений. При планировании занятий по ФЭМП руководствуюсь программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, в которой предусмотрены задания по разделам

                1. Количество и счет

                2. Величина

                3. Геометрические фигуры

                4. Ориентировка во времени

                5. Ориентировка в пространстве

В работе обычно используется тот материал, которым располагает каждый детский сад: игрушки - автомобили кубики, елочки, матрешки, грибочки, различные мелкие предметы, специально подобранный дидактический материал.

        На занятиях по математике широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. В игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото разного типа, лоскутки разных тканей, наконец, слово.

        Интересны игры, активизирующие движения и сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как "Найди свою пару", "Найди свой домик", дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок или найти пару, у которого ленточки такого же цвета.

        В разделе "Количество и счет" дети через художественные произведения и веселые рисунки знакомятся с такими понятиями "много", "мало, "один", "ни одного", "поровну".

        Например, в игре "Один и много" на занятии показываю цветную иллюстрацию с изображением цыплят и курицы. В ходе рассматривания читаю стихотворение Г. Виеру:

                Не хочу один клевать я!

                Пусть скорей приходят братья,

                Где же они? Под старой липой!

                Как зовут их? - Цыпа - цыпа!

Задаю вопросы детям:

Сколько братьев у цыпленка? (Много)

Сколько зернышек перед цыпленком? (Много)

Закрепить количественные представления один - много - ни одного помогает подвижная игра "Наседка и цыплята", "Медведь и пчелы", "Птички и автомобиль", "Воробышки и кот", "Зайцы и волк".

        Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) детям предлагаю задания не только запомнить их названия, но и соотносить эти фигуры с предметами окружающего мира. Например, на занятии "В гостях у круга, квадрата, треугольника" дети приходят к сказочному необычному домику с разными окнами. Но чтобы узнать, кто в нем живет, отгадывают загадки:

                Нет углов у меня и похож на блюдце я,

                На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо

                Кто же это? (Круг)

                Каждый угол здесь прямой

                Все четыре стороны одинаковой длины

                Вам представится он рад,

                А зовут его ... (Квадрат)

В свободной деятельности можно детям предложить дидактические игры и упражнения, такие как "Спрячь мышку от кошки", "Сложи картинку", "Найду подходящую заплатку", "Чудо - паровоз", "Найди свою варежку". По содержанию эти игры разнообразны, направлены на совершенствование предметов о величине, форме и цвете. Они включают занимательные умственные задачи с активными действиями.

        В игры "Спаси мышку" детям раздаются домики с изображением мышки, у воспитателя "двери разных цветов вперемешку". Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать "дверь" такого же цвета, чтобы её спасти.

        В игре "Чудо - паровоз" педагог предлагает детям помочь паровозику - починить его (подарить ему новые колеса). Варианты выполнения задания разные:

                1. подобрать колеса такого же цвета;

                2. подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе взрослого);

                3. подобрать колеса такого же цвета, какого хочет ребенок, но                         попросить его назвать форму и цвет вагонов, паровоза и колес.

        В игре "Помоги лесным жителям найти свой дом" предложить найти дома животных с различным геометрическим входом в них, используя подсказку: на шее у животных ошейники, с такими же геометрическими фигурами, как и вход в их дом.

        Физкультминутки, которые органически входят в занятия представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, зрительно - моторной координации, а также на закрепление математических понятий. Предлагаю физкультминутку о круге.

                Стали дети ровно в круг,

                А затем присели вдруг,

                Дружно сделали прыжок,

                Над головкою хлопок,

                А теперь все дружно

                Перепрыгнем лужу!

                А сейчас пойдем по кругу,

                Улыбнемся друг другу.

Усвоение понятий "Величина" будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьется глазомер, зрительно-двигательная координация.

        Например, игра "высокий - низкий, большой - маленький".

        Прочитать детям стихотворение Б. Тимофеева:

                Воробей взлетел повыше

                Видно всё с высокой крыши.

        Задать вопросы детям:

                1. На крыше какого дома сидит воробей? (Высокого)

                 2. Какой дом еще нарисован? (Низкий)

        Из строительного материала, имеющегося в группе, построить высокий и низкий забор, предложить построить поезд, чередуя маленькие и большие кубики.

        Во время физкультурных упражнений предложить детям достать из корзинки сначала большие, а затем маленькие мячи, спрыгнуть с высоких и низких кубов. На занятии предложить вылепить для котенка короткую лесенку, а для кошки - длинную. На закрепление материала по математике проводится физминутка "Большой - маленький":

                Сначала буду маленьким,

                К коленочкам прижмусь,

                Потом я вырасту большим

                До лампы дотянусь.

        Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку предлагаем веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний в разделе "Ориентировка во времени".

        Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий:

                 возьми карандаш в правую руку,

                во время еды - возьми ложку в правую руку,

                во время обувания - надень правильно сапоги

                (правый на правую ногу, левый - на левую).

Через систему увлекательных игр и упражнений дети усваивают программный материал по математике.

        В утренние часы спросить у детей каких игрушек много, каких мало, каких по одной в группе.

        На прогулке предложить детям принести по одному листочку.  Спросить, сколько листочков принес каждый ребенок? Сколько всего листьев? Сплести из разноцветных листочков венок, попросить ребят назвать цвет, обсудить величину и количество листьев.

        Вместе с детьми в утреннее и вечернее время рассмотреть сюжетные картинки, на которых нарисованы предметы круглой формы различной величины (дети играют в мяч; катаются на велосипеде ...). Предложить детям найти на картинке большие и маленькие круги.

        В индивидуальной беседе предложить назвать предметы круглой и квадратной формы (пуговицы, бусинки, платочек, коробка, шарики ...).

        До занятия вместе с мальчиками из кубиков построить домики для животных для игры в "Зоопарк".

        Утром спросить у детей: "Какое сейчас время суток?" Загадать загадку про утро:

                Солнце яркое встает

                Петушок в саду поет

                Наши дети просыпаются

                В детский садик собираются

                Когда это бывает?

        На участке нарисовать две дорожки на снегу: широкую и узкую. Предложить детям пройти по ним. Спросить, по какой дорожке легче идти - по узкой или по широкой?

        Порекомендовать родителям провести дома с детьми игру "Что больше?"

        Во время одевания на прогулку сравнивать шарфы по ширине, узнать, чей шарф шире.

        С подгруппой детей, которые испытывают трудности при определении величины предмета провести игру с пирамидками.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы по формированию элементарных математических представлений "Один- много"

Развивать умение действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров: большой, поменьше, маленькой. Закрепить знание цвета (красный, желтый) через дидактическую игру «Подбери матрешек по цвету».З...

Комплексно - тематическое планирование работы с детьми. Младшая группа (от 3 до 4 лет) (Из опыта работы)

Комплексно - тематическое планирование работы с детьми. Младшая группа (от 3 до 4 лет) (Из опыта работы)...

Конспект ООД с детьми второй младшей группы по формированию элементарных математических представлений " Занимательная математика".

Конспект ООД с детьми второй младшей группы по формированию элементарных математических представлений " Занимательная математика"....

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы)

В представленном  опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор д...

«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).

Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...

Игры для детей на формирование элементарных математических представлений (из опыта работы)

Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником. Дидактические игры по математике для дошкольников призва...