планирование работы с детьми 2 младшей группы по формированию элементарных математических представлений (из опыта работы)
консультация по математике (младшая группа) по теме
Предусмотрены задания по разделам
1. Количество и счет
2. Величина
3. Геометрические фигуры
4. Ориентировка во времени
5. Ориентировка в пространстве
На занятиях по математике широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. В игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото разного типа, лоскутки разных тканей, наконец, слово.
Физкультминутки, которые органически входят в занятия представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, зрительно - моторной координации, а также на закрепление математических понятий. Предлагаю физкультминутку о круге.
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг,
Дружно сделали прыжок,
Над головкою хлопок,
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас пойдем по кругу,
Улыбнемся друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_raboty.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы
с детьми 2 мл. гр. по формированию
элементарных математических представлений
(из опыта работы)
Подготовил воспитатель
Артеменко Е.А.
Большое значение в умственном воспитании имеет формирование элементарных математических представлений. При планировании занятий по ФЭМП руководствуюсь программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, в которой предусмотрены задания по разделам
1. Количество и счет
2. Величина
3. Геометрические фигуры
4. Ориентировка во времени
5. Ориентировка в пространстве
В работе обычно используется тот материал, которым располагает каждый детский сад: игрушки - автомобили кубики, елочки, матрешки, грибочки, различные мелкие предметы, специально подобранный дидактический материал.
На занятиях по математике широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. В игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото разного типа, лоскутки разных тканей, наконец, слово.
Интересны игры, активизирующие движения и сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как "Найди свою пару", "Найди свой домик", дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок или найти пару, у которого ленточки такого же цвета.
В разделе "Количество и счет" дети через художественные произведения и веселые рисунки знакомятся с такими понятиями "много", "мало, "один", "ни одного", "поровну".
Например, в игре "Один и много" на занятии показываю цветную иллюстрацию с изображением цыплят и курицы. В ходе рассматривания читаю стихотворение Г. Виеру:
Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья,
Где же они? Под старой липой!
Как зовут их? - Цыпа - цыпа!
Задаю вопросы детям:
Сколько братьев у цыпленка? (Много)
Сколько зернышек перед цыпленком? (Много)
Закрепить количественные представления один - много - ни одного помогает подвижная игра "Наседка и цыплята", "Медведь и пчелы", "Птички и автомобиль", "Воробышки и кот", "Зайцы и волк".
Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) детям предлагаю задания не только запомнить их названия, но и соотносить эти фигуры с предметами окружающего мира. Например, на занятии "В гостях у круга, квадрата, треугольника" дети приходят к сказочному необычному домику с разными окнами. Но чтобы узнать, кто в нем живет, отгадывают загадки:
Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо
Кто же это? (Круг)
Каждый угол здесь прямой
Все четыре стороны одинаковой длины
Вам представится он рад,
А зовут его ... (Квадрат)
В свободной деятельности можно детям предложить дидактические игры и упражнения, такие как "Спрячь мышку от кошки", "Сложи картинку", "Найду подходящую заплатку", "Чудо - паровоз", "Найди свою варежку". По содержанию эти игры разнообразны, направлены на совершенствование предметов о величине, форме и цвете. Они включают занимательные умственные задачи с активными действиями.
В игры "Спаси мышку" детям раздаются домики с изображением мышки, у воспитателя "двери разных цветов вперемешку". Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать "дверь" такого же цвета, чтобы её спасти.
В игре "Чудо - паровоз" педагог предлагает детям помочь паровозику - починить его (подарить ему новые колеса). Варианты выполнения задания разные:
1. подобрать колеса такого же цвета;
2. подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе взрослого);
3. подобрать колеса такого же цвета, какого хочет ребенок, но попросить его назвать форму и цвет вагонов, паровоза и колес.
В игре "Помоги лесным жителям найти свой дом" предложить найти дома животных с различным геометрическим входом в них, используя подсказку: на шее у животных ошейники, с такими же геометрическими фигурами, как и вход в их дом.
Физкультминутки, которые органически входят в занятия представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, зрительно - моторной координации, а также на закрепление математических понятий. Предлагаю физкультминутку о круге.
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг,
Дружно сделали прыжок,
Над головкою хлопок,
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас пойдем по кругу,
Улыбнемся друг другу.
Усвоение понятий "Величина" будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьется глазомер, зрительно-двигательная координация.
Например, игра "высокий - низкий, большой - маленький".
Прочитать детям стихотворение Б. Тимофеева:
Воробей взлетел повыше
Видно всё с высокой крыши.
Задать вопросы детям:
1. На крыше какого дома сидит воробей? (Высокого)
2. Какой дом еще нарисован? (Низкий)
Из строительного материала, имеющегося в группе, построить высокий и низкий забор, предложить построить поезд, чередуя маленькие и большие кубики.
Во время физкультурных упражнений предложить детям достать из корзинки сначала большие, а затем маленькие мячи, спрыгнуть с высоких и низких кубов. На занятии предложить вылепить для котенка короткую лесенку, а для кошки - длинную. На закрепление материала по математике проводится физминутка "Большой - маленький":
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь,
Потом я вырасту большим
До лампы дотянусь.
Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку предлагаем веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний в разделе "Ориентировка во времени".
Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий:
возьми карандаш в правую руку,
во время еды - возьми ложку в правую руку,
во время обувания - надень правильно сапоги
(правый на правую ногу, левый - на левую).
Через систему увлекательных игр и упражнений дети усваивают программный материал по математике.
В утренние часы спросить у детей каких игрушек много, каких мало, каких по одной в группе.
На прогулке предложить детям принести по одному листочку. Спросить, сколько листочков принес каждый ребенок? Сколько всего листьев? Сплести из разноцветных листочков венок, попросить ребят назвать цвет, обсудить величину и количество листьев.
Вместе с детьми в утреннее и вечернее время рассмотреть сюжетные картинки, на которых нарисованы предметы круглой формы различной величины (дети играют в мяч; катаются на велосипеде ...). Предложить детям найти на картинке большие и маленькие круги.
В индивидуальной беседе предложить назвать предметы круглой и квадратной формы (пуговицы, бусинки, платочек, коробка, шарики ...).
До занятия вместе с мальчиками из кубиков построить домики для животных для игры в "Зоопарк".
Утром спросить у детей: "Какое сейчас время суток?" Загадать загадку про утро:
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются
Когда это бывает?
На участке нарисовать две дорожки на снегу: широкую и узкую. Предложить детям пройти по ним. Спросить, по какой дорожке легче идти - по узкой или по широкой?
Порекомендовать родителям провести дома с детьми игру "Что больше?"
Во время одевания на прогулку сравнивать шарфы по ширине, узнать, чей шарф шире.
С подгруппой детей, которые испытывают трудности при определении величины предмета провести игру с пирамидками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы по формированию элементарных математических представлений "Один- много"
Развивать умение действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров: большой, поменьше, маленькой. Закрепить знание цвета (красный, желтый) через дидактическую игру «Подбери матрешек по цвету».З...
Комплексно - тематическое планирование работы с детьми. Младшая группа (от 3 до 4 лет) (Из опыта работы)
Комплексно - тематическое планирование работы с детьми. Младшая группа (от 3 до 4 лет) (Из опыта работы)...
Конспект ООД с детьми второй младшей группы по формированию элементарных математических представлений " Занимательная математика".
Конспект ООД с детьми второй младшей группы по формированию элементарных математических представлений " Занимательная математика"....
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы)
В представленном опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор д...
«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).
Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...
Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по формированию элементарных математических представлений «Зайкин огород»
Конспект написан с целью закрепления у детей знаний по ФЭМП....
Игры для детей на формирование элементарных математических представлений (из опыта работы)
Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником. Дидактические игры по математике для дошкольников призва...