«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы)
статья по математике (подготовительная группа) на тему
В представленном опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений»
(из опыта работы воспитателя Рязановой Жанны Евгеньевны)
"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества.
Без этого он - засушенный цветок"
Актуальность. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. « Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
ФГОС ДО диктует ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей предшкольного возраста. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, с целью изучения актуальности и эффективности, использования системы специальных игровых заданий и упражнений,
Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Для того чтобы более качественно подойти к данному вопросу мною были изучены работы выдающихся педагогов: Л.А.Венгер, Е.С. Евдокимовой, З.А. Михайловой, Б.И. Никитина, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой.
В представленном опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития
-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
-формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков; формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;
Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:
1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3) Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.
4)Научность.
5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:
• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
• сравнение;
• метод моделирования и конструирования
• решение логических задач;
• экспериментирование и опыт
- воссоздание и преобразование
- информационно коммуникативные технологии
- здоровьесберегающие технологии ( физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах:
• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, , занятие-детектив, интеллектуальный марафон, викторина, КВН, презентация, тематический досуг)
• демонстрационные опыты;
• театрализация с математическим содержанием;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
Познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность
в учении, благоприятствует формированию способностей;
- создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех
психических процессов.
В своей работе с дошкольниками также использую нетрадиционные методы по математическому развитию, т.к. именно они способствуют развитию познавательного интереса. Например, один из методов - элементарные опыты.
- Измеряя длину предметов, учу детей пользоваться не только сантиметром, линейкой, но разными предметами (карандашом, тапочкой, шарфиком), ладонью, пальцем, то есть развиваю интерес за счет знакомства с мерами длины древности.
- Предлагаю детям переливать воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды.
- Измерить объём сыпучих тел с помощью нескольких мерок – стакан, чашка, столовая ложка.
Не менее важным является следующий метод – метод занимательных проблемных ситуаций.
- Например, детям даётся задание размотать ленту. Воспитанники одновременно начинают медленно её разматывать, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Выясняется причина: ленты разной длины.
- Для того чтобы убедиться раскладываем их на пол, прикладывая одну к другой, пользуясь словами: одинаковые, длиннее, короче.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения .
Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Игровая деятельность заинтересовывает дошкольника на любом этапе учебно-познавательной деятельности при подготовке его к школе. Поэтому я не заставляю детей «писать, учить, специально готовиться к школьной программе», они это делают непроизвольно в игровой форме. Пусть даже я на это потрачу весь рабочий день, но выполню цели и задачи, поставленные перед собой и ребенком.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Классификация игр.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, классифицировать можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Условно выделяют три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
Развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы.
Математические игры и задачи: игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Сложи узор», «Сложи квадрат»).
Игры на моделирование из объемных фигур: «Кубики и цвет», «Кирпичики», «Кубик - Рубика »;
Игры на перестройку фигур и передвижение их: «Поменяй местами», «Сделай так же», «15», «Составь картинку»;
Игры на построение фигур с использованием спичек, счетных палочек, шнуров, ниток;
Развивающие упражнения: игры с блоками на включение и нахождение, шашки, шахматы, словесные игры, с наглядным материалом, «Логические кубики», «Лото», «Домино»;
Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:
-игры шашечного хода
-шашки, шахматы
-головоломки
-разнообразное лото
-рамки вкладыши
-игры на классификацию
-мозаики
-строительные наборы
-игры на составление узоров
-лабиринты
-игры на составления целого из частей, на воссоздание фигур
-игры для ориентировки на листе бумаги
-игры на передвижение
-настольно-печатные игры
-занимательные вопросы, загадки, считалки, стихи - шутки, задачи- шутки, головоломки
-математические сказки.
Один из любимых методов детей - математические сказки.
• Пример. Жили-были 2 ежика. Они увидели, что на полянке выросло 9 грибов. Как вы думаете можно разделить 9 грибов на 2 ежиков? Как? 1+8, 2+7, 3+6, 4+5.
Эти методы побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.
Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют нетрадиционных занятий:
1. Занятия-сомнения (поиска истины) Два одинаковых пакета, в одном
кукуруза, другом – вата.
Нужно определить сначала на вид, какой пакет легче, затем взять в обе руки, а после взвесить на чашечных весах.
2.Занятия типа «Следствие ведут знатоки».
Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Задания типа: «Сколько ложек песка в стакане?» /кукольных, чайных, десертных, больших/
Предлагаю детям измерить временем дела. Например, сколько за 1 минуту можно сделать приседаний, нарисовать кружков, букв, геометрических фигур. Воспитанники с удовольствием участвуют в таких опытах-экспериментах.
Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.
Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.
На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания, умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей. Они способствовали постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.
В этих занятиях сочетались игровые ситуации, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним. Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.
Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации.
На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают.
Обычное занятие превращается в путешествие, а дети оказывались то внутри какого-нибудь устройства, то в мастерской персонажа, то в волшебной стране, которой нет на карте. Они становились исследователями, космонавтами, строителями, пробовали свои силы в качестве дизайнеров и архитекторов. Особое место заняли персонажи мультсериалов познавательного характера: «Смешарики», «Фиксики», «Даша-путешественница», «Барбоскины» и др. Они отличаются от традиционных сказочных персонажей по нескольким важным параметрам. Это необычные, фантазийные герои, которые живут в век компьютерных технологий. Они пользуются современной техникой: компьютером, мобильным телефоном и другими новинками технического прогресса. Большинство из них обладают научными знаниями в разных областях и могут в доступной форме объяснить детям сложные математические понятия. Среди них есть персонажи антиподы: одни умные начитанные, умеющие объяснять и рассказывать, другие - проказники, лентяи, попадающие в различные затруднительные ситуации, где требуется помощь детей. В связи с этим открывается уникальная возможность моделировать игровые ситуации, используя персонажей одного сериала. Герои заводят дружбу с детьми и на протяжении продолжительного времени вместе постигают тонкости математической науки. Вместе с ними ребята находят выходы из проблемных ситуаций, решают трудные задачи. В результате, занятие, начавшееся с игры приобретает постепенно характер учебной деятельности.
Например, вместе с Ноликом (персонаж мультсериала «Фиксики») дети выясняли, почему не работает его фиксифонфон (мобильный телефон фиксика). Помогали выбрать штекер нужного размера и формы зарядного устройства, подбирали батарейки с необходимым количеством зарядов (состав числа), разгадывали код, чтобы разблокировать экран фиксифона.
Получая письма и послания от смешариков, дети отправляясь к ним в гости, выполняли различные задания: помогли Копатычу наметить грядки для посадки овощей ( измерение с помощью условной мерки), расставить новую мебель в домике Нюши (работа по схеме), посчитать запасы морковки у Кроша (счет до 20).
Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.
Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха, но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. Кроме этого, активное участие в играх соревнованиях раскрепощало ребенка, а призы, аплодисменты, очки, сувениры, награды – его личные достижения - оставляли в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Такие занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий: занятия – развлечения, математические праздники, игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья, театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале), викторины.
Каждый из названных видов строились на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, имели свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания.
Организация различных видов занятий – развлечений требует от педагога продуманной подготовки всей процедуры «мероприятий» (одномоментного или растянутого во времени), согласованных действий нескольких ведущих, каждый из которых хорошо знает, артистично и раскованно выполняет свои роли и функции. Сценарии этих занятий имели не только познавательное содержание (на математическом материале), но и режиссерские подходы к их организации. Такие занятия я строила на знакомом детям материале, но, не дублировала содержание привычных форм работы с детьми. Детям нравились эти занятия, ведь они полны неожиданности и сюрпризов, дети соревновались, выполняли трудные задания, требующие внимания, смекалки, ловкости, сообразительности, определенных знаний и умений.
В занятиях – развлечениях использовала головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование фигур и др. Старалась делать эти занятия интересными по содержанию, занимательными по форме, чтобы они отличались необычайностью решений, парадоксальностью результатов. Например, головоломки были арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги), буквенными (ребусы, кроссворды, шарады) и другими, рассчитанными только на игру фантазии и воображения. Если у детей накопился определенный объем знаний и умений, то проводила с ними занятия – развлечения в виде «КВН», «Брейн ринга», «Путешествия в сказку», «Путешествия в страну Времени» и математических праздников.
Занятия – развлечения были интересны для детей, эмоционально захватывали их, дети уходили с этих занятий со счастливыми искорками в глазах. Такие занятия проводила при закреплении знаний, как контрольно-игровые, в конце каждого квартала и в дни каникул. Занятия в виде развлечения обогащали и актуализировали знания детей, комплексное использование художественного слова, выразительных движений, технических средств, музыки на этих занятиях помогали в ненавязчивой форме закрепить знания и умения детей.
Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.
Таким образом, важной задачей воспитателя является развитие познавательного интереса дошкольников к математике, которая достигается за счет:
- использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей; использования нетрадиционных занятий;
- создания предметно-развивающей среды в ДОУ;
- использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
В заключение можно сделать следующие выводы: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, необходимые ребёнку для успешной учебной деятельности. Я в свою очередь стараюсь быть внимательной к интересам и предпочтениям ребенка, гибкой, тогда обязательно удастся пробудить его интерес к развивающим занятиям и сделать их эффективными. А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, надо радоваться и получать удовольствие от процесса общения, никогда не теряю чувство юмора. Со всеми детьми в дружеских отношениях.
Делая вывод, хочу напомнить:
«Опыт и умелое использование методов и приемов в нашей работе – залог успешного учебно - воспитательного процесса в школе. Ребенок к концу года готов к усвоению учебных знаний, умений и навыков, психически настроен влиться в эмоционально-волевую сферу способностей и умений. Здесь подойдут слова А.С.Макаренко «Развитие познавательного интереса - воспитывает сознательное отношение к учению».
Литература.
1. Павлова Л.А., Шибанова Н.М., Салютнова В.И., Склярова М. «Подготовка детей к школе» учебно-методическое пособие «Прогресс», 2002. – 188 с.
2.Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе — М.: Начальная школа, 2002. – 160 с.
3.Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. — М.: ООО Издательство «АСТРЕЛЬ», 2008. – 208 с.
4.Михайлова.З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: М Просвящение,1990.
5.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет, сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
6.ВолинаВ.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей)-М.: Знание,1993.
7. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени. – Москва: ТЦ Сфера, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ через формирование математических представлений
Особенности дошкольников, имеющих проблемы в развитии, создают повышенные трудности в овладении математикой, сто заставляет искать специальные методы и средства работы с данной категорией детей....
«Формирование представлений у детей дошкольного возраста знаний о профессиях через проектную деятельность» (из опыта работы)
Сообщение на педагогическом совете...
Приобщение детей дошкольного возраста к природе родного края, родной страны (из опыта работы)
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений (из опыта работы)
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интел...
Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через выполнение упражнений с координационной лестнице. Из опыта работы воспитателя Романовой Л.Е.
Данная статья предназначена для педагогов дошкольных учереждений и родителей....
Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства (из опыта работы воспитателя средней группы)
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается ...
«Формирование у детей дошкольного возраста элементарных научных знаний через занимательную физику» (Из опыта работы)
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы и окружающего мира п...