НОД в форме занятия по направлению "Познавательно-речевое развитие" в образовательной области "Познание" по разделу ФЭМП в в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Асадова Светлана Александровна

    Закрепление представления об образовании числа 6 и числа 5 друг из друга, навыков счета и отсчета предметов и в воспроизведения множеств, воспринятых на слух,  сравнение двух предметов, отличающихся по длине, ширине,   толщине

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература:  Л. С. Метлина «Математика в детском саду»;

«Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Задачи:

Образовательные

  1. Закрепить у детей представление об образовании числа 6 и числа 5 друг из друга
  2. Показать отношения между числами 5 и 6, раскрыть значение способа практического сопоставления множеств 1:1 (способ приложения) для выяснения отношений «больше», «меньше», «равно»
  3. Упражнять в счете и отсчете предметов и в воспроизведении множеств, воспринятых на слух
  4. Упражнять в сравнении двух предметов, отличающихся по длине, ширине,   толщине

Развивающие

Развивать у детей глазомер, внимание, мышление и речь

Воспитательные

Вырабатывать у детей личностные качества – самостоятельность, собранность, умение

слушать и слышать воспитателя.

Активизация словаря.

Больше, меньше, равно – поровну; длинный – длиннее,  короткий - короче, широкий – шире, узкий – уже, толстый – толще, тонкий - тоньше

Наглядный материал

Оборудование. Мяч, ширма, молоточек

Демонстрационный материал. Наборное полотно; 6 квадратов и 6 кругов; молоточек; коробка с набором предметов, отличающихся разными признаками величины: 2 ленты одинаковой длины, разной ширины, 2 прутика одинаковой длины, разной толщины, 2 шарфа разной длины и ширины.

Раздаточный материал. Карточки с 2 свободными полосками; подносы с 2 разновидностями картинок: бабочки и цветы (по 7 – 8 картинок каждого вида на ребенка); математические пеналы.

Организация

Сидя за партами по два человека.

Ход

1. Воспитатель: Ребята, вспомните, что мы с вами делали на прошлом занятии?

Дети: на прошлом занятии мы  образовывали числа 5 и 6.

Воспитатель: а что мы делали, чтобы получить эти числа?

Дети: Чтобы получить число 6, мы к пяти предметам добавляли еще один предмет, а, чтобы получить число 5, мы из шести предметов убирали один.

Воспитатель. Правильно, а сегодня  мы с вами повторим образование чисел и узнаем еще много нового, что пригодится вам в школе.

Далее воспитатель  выкладывает на наборном полотне слева 5 квадратов, справа 5  кругов.

- Что это?

Дети:  слева – квадраты, справа -  круги.

Воспитатель: А что такое круг?

Дети: геометрическая фигура, у которой нет углов.

Воспитатель: А квадрат?

Дети: Квадрат – геометрическая фигура, у которой четыре угла, четыре стороны, все стороны равные.

Воспитатель: по скольку кругов и квадратов?

Дети: по пять или поровну

Воспитатель: А как вы узнали?

Дети: мы посчитали

Воспитатель: давайте проверим вместе.

Дети: Один, два, три, четыре, пять…….. Один, два, три, четыре, пять.  Пять равно пяти, квадратов и   кругов поровну.

Воспитатель: А как узнать, сколько квадратов и  кругов, не считая?

Дети: Надо под каждым квадратом положить круг, способ приложения.

Воспитатель: Вова, сделай, пожалуйста.

Выходит Вова и под каждым квадратом выкладывает круг.

Воспитатель: Вова, расскажи, что же получилось, остался квадрат или  круг без пары?

Вова: нет

Воспитатель: Значит, по скольку у нас квадратов и   кругов?

Вова: поровну.

Воспитатель добавляет один квадрат.

- Сколько теперь квадратов?

Дети: шесть

Воспитатель: А как мы получили шесть квадратов?

Дети: Добавили еще один  

Воспитатель: Чего стало больше: квадратов или кругов?

Дети: квадратов.

Воспитатель: а чего  стало меньше?

Дети: кругов  

Воспитатель: по скольку квадратов и кругов?

Дети: квадратов – 6, кругов – 5.

Воспитатель: А какое число больше: 5 или 6?

Дети: 6.

Воспитатель: А какое число меньше?

Дети: 5

Воспитатель: А как сделать так, чтобы квадратов стало столько же, сколько и кругов?

Дети: Надо убрать один квадрат.

Воспитатель: Аня, сделай, пожалуйста.

Выходит Аня и убирает с верхней полоски квадрат.

Воспитатель: Сколько стало квадратов?

Дети: пять.

Воспитатель: Как мы получили число 5

Дети: Убрали один  квадрат.

Воспитатель: по скольку у нас теперь квадратов и   кругов?

Дети: по пять , поровну

Воспитатель: А есть еще один способ уравнять наши фигуры, вспоминайте. Сейчас я поставлю фигуры так, как было до того, когда мы убрали один квадрат с верхней полоски (на верхней полоске 6 квадратов, на нижней – 5 кругов). Ребята, а что сейчас надо сделать, чтобы   кругов было столько же, сколько и квадратов?

Дети: добавить еще один  круг

Воспитатель: Кто хочет уравнять фигуры таким способом?

Выходит ребенок и добавляет на нижнюю полоску один   круг.

Воспитатель: По скольку у нас стало геометрических фигур?

Дети: по шесть, поровну.

2 (работа с раздаточным материалом).

Воспитатель: Пододвиньте к себе карточку и подносы с картинками.

Посчитайте, сколько звуков вы услышите, и отложите на верхнюю полоску столько же цветочков. Воспитатель стучит за ширмой шесть раз.

Воспитатель: Посчитали? А теперь откладывайте. Женя, сколько цветочков ты отложила?

Женя: я отложила на верхнюю полоску 6 цветочков.

Воспитатель: Почему столько?

Женя: Потому что я услышала шесть ударов молоточком.

Воспитатель: посчитайте, сколько звуков услышите, и отложите на нижнюю полоску столько же бабочек (стучит 5 раз). Посчитали? Откладывайте. Петя, сколько бабочек ты отложил?

Петя: я отложил пять бабочек.

Воспитатель: почему столько?

Петя: потому что услышал пять звуков

Воспитатель: На какой полоске больше предметов?

Дети: на верхней

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что на верхней полоске 6 цветочков, а на нижней – 5 бабочек. А шесть больше пяти.

Воспитатель: Уравняйте количество картинок на верхней и нижней полоске.

Кирилл, что ты сделал?

Кирилл: я добавил одну бабочку

Воспитатель: по скольку картинок у тебя стало на полосках?

Кирилл: по шесть или поровну

Воспитатель: Даша, а что сделала ты?

Даша: а я убрала один цветочек с верхней полоски

Воспитатель: по скольку картинок у тебя стало на полосках?

Даша: по пять или поровну

Воспитатель: Два разных способа; так кто же мне скажет, что надо было сделать, чтобы уравнять картинки на полосках и какое количество картинок вы получили?

Дети: мы убрали один цветочек с верхней полоски и получили по пять картинок на верхней и нижней полоске, или добавили одну бабочку на нижнюю полоску и получили по шесть картинок на полосках.

Воспитатель: Молодцы, вы все сделали правильно, а сейчас сложите картинки на поднос, карточку положите сверху и отодвиньте от себя. Мы сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка.

Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

3 (работа с числовой лесенкой).

Воспитатель. Откройте математические пеналы и выложите из квадратиков числовую лесенку до пяти. (Дети выполняют). Скажите мне, какое самое маленькое число в нашей числовой лесенке?

Дети: число один.

Воспитатель: А какое самое большое?

Дети: Число пять

Воспитатель: Сколько квадратов надо добавить к пятому столбику, чтобы получить шестой столбик, число 6?

Дети: один.

Воспитатель: Сделайте в числовой лесенке шестой столбик (Дети выполняют).

Какое теперь самое большое число в нашей числовой лесенке?

Дети: число шесть.

4 Воспитатель: У меня есть еще задание для вас. Сейчас мы посмотрим какие предметы находятся в коробке и будем их сравнивать. (Открывает коробку и достает две ленты (красную и желтую) одинаковой длины, но разной ширины. Показывает детям). Что это?

Дети: ленты

Воспитатель: Какой они длины? (Дети затрудняются ответить). А ширины? Кто хочет сравнить эти ленты?  (Выходит Кристина и, пользуясь приемом наложения, сравнивает две ленты).

Кристина: Эти ленты одинаковой длины, но красная лента широкая, а желтая узкая.

Воспитатель: Какая лента уже?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы

Дети на занятии закрепляют - Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 10  , состав числа 10; закреплять неравенства (больше, меньше или равно),умение различать и называть геометрические фигур...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для детей подготовительной к школе группе «Пирамида».

Описание материала: конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС, соблюдается интеграция образовательных областей, составлен в игровой форме.Интеграция образовательных областей: «Познав...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы на тему «Путешествие в лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для детейподготовительной к школе группы на тему «Путешествие в лес»...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы. Тема "Путешествие в страну математики".

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП  с детьми подготовительной к школе группы.Тема "Путешествие в страну математики"....

Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы с ТНР на тему: «Сад. Фрукты» с применением мини роботов Bee – Bot «Умная пчела».

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Умная пчелка" и конспект по ФЭМП при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Сад.Фрукты". В основе лежит к...

Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы с ТНР на тему: «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»

В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Умная пчелка" и конспект по ФЭМП при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Перелетные птицы.Водоплавающие пти...