Конспект занятия по математике в старшей групе « В гости к Старичку - Лесовичку»
план-конспект занятия (математика, старшая группа) по теме

Бирюкова Ольга Анатольевна

 

Конспект занятия по математике в старшей групе                                                                                                                                                                      

    « В гости к Старичку - Лесовичку»

        Тема.  Образование числа 8

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_chislo_8.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в старшей групе                                                                                                                                                                      

    « В гости к Старичку - Лесовичку»

        Тема.  Образование числа 8

Автор занятия: воспитатель МБДОУ  №14 Бирюкова О.А  г. Моршанск

Программное содержание:

1.Закрепить представление детей об образовании числа 8;

 2.Учить навыкам счёта в пределах 8;

 3.Упражнять детей в выяснении каких предметов больше (меньше), на основе счёта и приложения предметов одной группы к предметам другой (один к другому);

 4.Закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их;

 5. Совершенствовать умения различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник) и правильно называть их.

 6.Закрепить умение сопоставлять длину и высоту предметов.

 7. Развивать логическое мышление, память, воображение, координацию движений, равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности.

 8. Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания, умение слушать.

Демонстрационный материал:

1. Письмо из сказочного математического королевства;

 2. Схема путешествия  (Слайды)

 3. 8 высоких и 8 низких ёлочек;

 4. Компьютер, проектор, экран.

 5. Конверт (на котором изображен букет цветов) с заданием.

 6. Письмо от Бельчат;

 7. Две мягкие игрушки – Бельчата – разной высоты и цвета (рыжий и коричневый);

 8. Две (2) скакалки разной длины и разного цвета (зелёная и синяя);

 9. Набор геометрических фигур.

10.  Квадрат Воскобовича, обручи разного цвета

Раздаточный материал:

1. Конверты с геометрическими фигурами : 1 круг, 8 овалов (по 1 на каждого ребёнка);

 2. Конверты с 2-мя мягкими верёвочными «скакалками» разного цвета (зелёная и синяя) и разных по длине: 10 см. и 15 см. (по 1 на каждого ребёнка), счётные палочки.

Ход занятия:

Воспитатель.

 Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Хотите узнать, что в нём написано? (Да). Тогда сядьте прямо, ноги поставьте вместе и слушайте внимательно.

Чтение письма:

«Дорогие ребята! Я приглашаю Вас в гости в сказочный лес. Вы узнаете много интересного. Думаю, что вам у меня понравится. Я дарю вам карту, она вам пригодится в пути. Идите по схеме. Очень жду встречи с вами.  Старичёк - Лесовичёк».

 Воспитатель.

 Вот и карта, и схема. (Показ карты -  схемы Слайд №1). Что же изображено в начале схемы?

 Дети.

 Ёлочки.

 Воспитатель.

 Вот на мой стол. Что вы видите?

 Дети.

 Тоже ёлочки.

(На столе воспитателя в беспорядке расставлены 7 высоких и 8 низких ёлочек).

 Воспитатель.

 Чем отличаются ёлочки друг от друга?

 Дети. По росту, высотой.

 Воспитатель.

 Да, ребята. Все ёлочки отличаются высотой. Как вы думаете, каких ёлочек больше высоких или низких? Как это можно проверить?

 Дети.

 Посчитать.

 Воспитатель.

 А можно узнать каких ёлочек больше высоких или низких, не считая их?

 Дети.

 Поставить рядом.

 Воспитатель.

Конечно, это можно узнать путём приложения.

 Воспитатель.

 Пожалуйста, Света, подойди к столу и расставь ёлочки в 2 ряда, одна к одной.

(Помогать ребёнку, объясняя, что высоких ёлочек не хватило, значит их меньше; одна низкая ёлочка осталась - она лишняя - значит низких ёлочек больше).

Дети сравнивают числа 7 и 8, а затем двумя способами уравнивают количество высоких и низких ёлочек (7+1 и 8–1). Каждый раз выясняют  какое количество ёлочек и как оно было получено, сравнивают количество ёлочек разных размеров).

Воспитатель: - А теперь я посчитаю низкие ёлочки, а вы внимательно послушайте. (Порядковый счёт в пределах 8). Какое число я назвала последним?

 Дети.

 8 (восемь).

 Воспитатель.

 Да, я назвала число восемь. Повторите все вместе ВОСЕМЬ. Молодцы. А теперь давайте посчитаем ёлочки на КАРТИНЕ (Сначала дети все вместе считают ёлочки на картине, потом индивидуально). А прежде чем продолжить путь, нам нужно отдохнуть! Встаньте около своих стульчиков и повторяйте за мной:

 

                                  Динамическая пауза

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

 

Воспитатель.

 Ну вот, все ёлочки пересчитали, куда же дальше нам идти? Просмотр карты (Слайд №2)  Как вы думаете? (ответы детей). Да, я согласна с вами, нам надо найти птицу, только вот где она? (Ответы детей).

Дети рассматривают картину, находят на ней Сороку, видят у неё в клюве конверт. Воспитатель читает задание: Соберите целое из частей по образцу.

Воспитатель.

Подвиньте к себе конверт, на котором изображён цветок, откройте его. Посмотрите, что там внутри?

(Дети выполняют задания воспитателя.)

Дети.

 Геометрические фигуры – круги и овалы.

Воспитатель.

А теперь соберите, то что изображено на конверте.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель.

 Что у вас получилось?  Какие геометрические фигуры вы использовали? Сколько кругов вы использовали? Сколько овалов вы использовали? Посмотрите на картину, что можно сказать о цветке?

Дети.

 Цветок тоже состоит из геометрических фигур.

Воспитатель.

 Из каких геометрических фигур? Кто может их назвать? (Индивидуальный опрос детей).

Воспитатель: - Молодцы! Справились и с этим заданием , куда же дальше нам идти? Как вы думаете? Просмотр карты (Слайд №2) (Ответы детей).  Посмотрите, у них в лапках что-то есть. Конверт с заданием

 «Дорогие ребята! Пожалуйста помогите нам подобрать скакалки для игры.»

 Воспитатель.

 Посмотрите на бельчат. Что о них можно сказать?

Дети описывают внешний вид, сравнивают по цвету и росту. При помощи воспитателя приходят к выводу, что рыжий бельчонок высокий, а коричневый низкий.

Воспитатель.

 А как узнать, какую скакалку каждый из них должен взять?

Дети.

 Сравнить скакалки.

Воспитатель.

Возьмите конверт на котором нарисованы скакалки, достаньте из него верёвочные скакалки и сравните их. Как вы будете сравнивать скакалки?

Дети.

 Путём приложения.

Дети выполняют сравнение и приходят к выводу, что синяя скакалка короткая, а зелёная – длинная. Воспитатель проверяет правильность выполнения работы – сравнивая демонстрационные скакалки путём приложения. Вывод: синяя, короткая скакалка для коричневого бельчонка, потому что он низкий, а зелёная, длинная - для рыжего бельчонка, потому что он высокий.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Давайте посмотрим на карту. Куда же нам дальше идти? (Слайд№1)  На карте домик.  Ой, по-моему дождь начался. Проводится гимнастика для глаз. Звучит музыка дождя.

                         ДОЖДИК

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!        

Поднять глаза вверх, опустить вниз, следя глазами

Мы на небо посмотрели:

Капельки кап – кап запели.        

Поднять руки вверх и посмотреть на них

Намочились лица,

Мы их вытирали.        

Вытирать лицо руками

Туфли, посмотрите,

Мокрыми стали.        

Смотреть вниз

От дождя мы убежим,

Под кусточком посидим.        

Присесть

Ой, кто это нас здесь встречает?

Карлсон.

 Привет, ребята! Как хорошо, что вы пришли. Ребята, я такой озорной и неловкий вот нашел коробку, в ней какие-то фигуры. Помогите мне в них разобраться. Но сначала отгадайте загадки. Если отгадаете, то узнаете, что в коробке.

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?                        (Круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его ……                                 (Квадрат)

Воспитатель: - Что вы знаете о квадрате?

( четыре одинаковых стороны и прямые углы).

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскажешь сам.                 (Треугольник)

Карлсон.

 Молодцы, вы все загадки отгадали правильно, в коробке лежат геометрические фигуры. Ой, что я наделал, я нечаянно их рассыпал.

Воспитатель: - Не волнуйся, Карлсон, мы тебе поможем собрать их. Поможем дети?

Карлсон.

 Разложите эти фигуры в пересекающие обручи, вот как, слушайте:

В красный обруч – все красные фигуры.

В синий обруч – все квадраты.

Какие фигуры будут лежать в середине? Правильно. Вы мне очень помогли, что я бы без вас делал?

Воспитатель.

Карлсон, а у нас есть еще волшебные квадраты и они могут превращаться в разные предметы.

Карлсон.

 Не верю!

Воспитатель.

 А вот смотри, Карлсон на чудесные превращения нашего квадрата. Ребята, а кто знает, где живет Карлсон?

(На крыше)

Воспитатель.

 Правильно, он живет на крыше в маленьком домике. Сделайте для Карлсона домик из квадрата Воскобовича. Итак, чудесные превращения квадрата начались.

Дети сделали домик.

Карлсон.

 Ой, здорово, как интересно.

Воспитатель.

 Карлсон, а правда, что ты очень любишь сладкое, вкусненькое?

Карлсон.

 Конечно.

Дети превращают волшебный квадрат в конфету.

Воспитатель.

 Карлсон, наши ребята и с палочками умеют творить чудеса.

Для того чтобы никто не смог попасть в твой дом и съесть твои конфеты тебе нужен ключ от твоего дома.

стался последний знак на схеме – и это….. мост.

Правильно.

Дети встают со своих мест и идут к «Волшебному мостику», расположенному в игровом уголке группы. Подойдя, все слышат обращение МОСТИКА к детям, которое, незаметно для детей, включает младший воспитатель.

 «Я мостик волшебный.

Люблю я играть.

Кто хочет дощечки мои сосчитать?

Кто по мостику пройдёт,

В королевство попадёт,

Королеву там найдёт!

1-2-3- проходи,

В речку ты не упади!»

 (Дети переходят по мостику на другой «берег», считая дощечки при каждом шаге порядковый счёт в пределах 8).

 Их встречает Старичёк-Лесовичёк. Здравствуйте ребята! Понравилось вам у меня в лесу? А помогла ли вам моя карта? А какие задания вы выполняли по дороге?Молодцы, что не побоялись трудностей. За это я хочу вам подарить лесных яблочек.  Вручает детям корзину с яблоками.

Воспитатель.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 8.

(Дети считают хором)

Вот мы и в детском саду.

Мы в лесочке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе. В гости к мишке

Математический досуг: « В гости к мишке»             Цель: Закрепить знания детей  о порядковом счёте в пределах 10, упражнять в ...

Конспект занятий по математике в старшей групе

Упражнять в счёте в пределах девяти,различать количественный и порядковый счёт,развивать логическое мышление...

Конспект занятия по математике в старшей группе. В гости к Фее математики.

для воспитателей так же могут воспользоваться конспектом и родители...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «В гостях у Старичка - Лесовичка».

Цели: - закреплять умение считать в пределах пяти в прямом и обратном порядке,- продолжать закреплять умение составлять числовой ряд;- закреплять знания о геометрических фигурах: квадрате, прямоу...

Конспект занятия по конструированию в средней группе «В гости к Старичку-лесовичку»

Конспект занятия в средней группе по конструированию "В гости к Старичку-лесовичку"...

Конспект занятия по конструированию в средней группе «В гости к Старичку-лесовичку»

Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина и дополнение изображения деталями; Учить отбирать самостоятельно средства выразительности.- Продолжа...