Интеллектуально-творческое развитие дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности.
методическая разработка по математике по теме

Использование логико - математических игр в работе с дошкольниками:  игры Никитина, логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки, математический планшет, игры  головоломки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуально-творческое развитие дошкольников

в совместной и самостоятельной деятельности

Дети, обладающие развитым  логическим мышлением,  хорошей памятью, устойчивым вниманием легче усваивают и школьную программу. Психологами доказано, что логическое и пространственное мышление оптимально формировать в возрасте от 4 до 10 лет. Ребенок познает окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учится мыслить.

В качестве развития познавательных процессов используют различные методы и средства. Наиболее эффективным средством развития логического мышления дошкольников выступает  игра. В процессе игры, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи: при общении детей в игре пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Умение правильно выражать свои мысли и аргументировать свои утверждения и доводы.

Логические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина, игры-головоломки), позволяющие развить такие интеллектуальные психические процессы как внимание, память, мышление, воображение,  широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются недостаточно.

Технология  логико  – математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности – проблемно – игровая.

Задачи логико-математического развития

  1.  Воспитывать интерес к математическим играм.
  2. Развивать логико-математические представления:  о геометрических фигурах, о пространстве, о времени, о числах.
  3. Развивать логические способы познания:
  1. обследование, сравнение;
  2.  группировка, классификация;
  3.  анализ и синтез;
  4.  упорядочение, сериация;
  5.  трансформация, трансфигурация;
  6.  экспериментирование, моделирование.

Для решения поставленных задач я составила коллаж, изготовила сказочных персонажей, подобрала и разработала игры, совместно с родителями изготовила, раздаточный материл.

С помощью коллажа дети  в игровой форме усваивают сложные логико-математические представления.

     В городе Геометрических фигур  живет человечек Геометрик. Он знакомит детей:

  1. С логическими блоками Дьенеша.

     В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, необходимыми как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития

К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обощения, кодировки – декодирования, а также логичсекие операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

      Кубики, изготовленные на основе логических блоков Дьенеша позволяют разнообразить работу с детьми.

Авторская игра

  1. С играми Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Дроби», «Уникуб», «Хамелеон».

     Каждая игра представляет собой набор задач, которые даются в различной форме: в виде модели, рисунка, чертежа, т.е. знакомят с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач позволяет детям идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

«Домик для кубиков»

позволяет более наглядно объяснять алгоритм действий.

Авторская игра

«Веселый зоопарк»

плоскостной вариант игры Никитина «Сложи узор»

Авторская игра

Из скоросшивателей сделаны «клетки» для обитателей зоопарка, с различным количеством карманов. Ребенок должен определить, кто где живет и собрать картинку по  образцу.

В городе Веселых Мастеров живет Палочкин-Считалочкин. Он научит детей играть:

  1. С цветными палочками Кюизенера.

Универсальный дидактический материал, позволит закрепить представления о величине, группировать предметы по цвету и величине, развивать количественные представления.

  1. Со счетными палочками.

Развивают не только мелкую моторику рук, пространственные и количественные представления, но и творческое воображение. Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по теме.

  1. С математическим планшетом.

     В Лесу Загадок детей встречает Мудрая Сова, которая научит детей решать загадки, задачи – шутки, лабиринты, ребусы, кроссворды.

  1. Тематический подбор загадок дает возможность сформировать у детей начальные логические понятия.

В Реке Времени плавает рыба Кит, которая познакомит детей с представлениями о времени:

  1. времена года, месяцы, дни недели,
  2. утро – день – вечер – ночь.
  3. раньше – позже; сейчас (теперь) – потом 

На острове Заколдованных камней дети смогут научиться играть:

  1. В игры на развитие воображение («Дорисуй предмет», «На что похоже»)
  2. В игры – головоломки: «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо»

Полученные знания и умения дети используют для изготовления творческих работ.

Вьетнамская игра                                  Монгольская  игра                              

В городе Цифрограде  живет принцесса Циферька, которая

  1. познакомит детей с цифрами и числами,
  2. научит сравнивать/уравнивать группы предметов по количеству:
  3. моделировать состав числа (из цветных палочек Кюизенера);
  4. научит составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Поэтому в педагогической практике современного детского сада логико-математические игры, с их ориентацией на индивидуальный подход, должны занять достойное место.

Список используемой литературы:

  1. Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика. – М.: Амрита – Русь, 2009.
  2. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство – пресс, 2007.
  3. Михайлова З.А. Математика до школы. - СПб.: Детство – пресс, 2000.
  4. Моисеева М.Ф., Федорова А.И. Сказочная угадайка. – СПб.: Смарт, 1996.
  5. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  6. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: Мозаика – синтез,2009.
  7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.:  Акцидент, 1997.
  8. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по использованию развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности для развития интеллекта у детей в старшей группе.

Перспективный план по использованию развивающих игр в совместной и самостоятельной деятельности для развития интеллекта у детей в старшей группе....

Интегрированный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности детей в аспекте художественно-эстетического развития.

Важность художественно-эстетического развитияИнтеграция образовательных областей как требование ФГТ и программыРабота ДОУ по интеграции образовательных областей – реальностьВыводы Приобщение ребё...

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности»

Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, каждый педагог должен поставить перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого поте...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»

Коспект семинара на тему «Дидактические игры  в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»...

" Су-Джок терапия в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников".

Данный материал может быть использован для воспитателей дошкольных учреждений и родителей....