Семинар – практикум для педагогов Тема: «Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»
план-конспект занятия

Акуленко Ирина Фоминична

Коспект семинара на тему «Дидактические игры  в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ Центр развития ребенка д/с №47

Семинар – практикум для педагогов

   Тема: «Дидактические игры  в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»

подготовила

воспитатель

Акуленко И.Ф.

   2020 год

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи:

  • совершенствовать мастерство педагогов;
  • систематизировать знания педагогов и дать возможность осмыслить собственные подходы к работе;
  • повысить знания педагогов по приоритетному направлению деятельности.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости  и

любознательности.

Сухомлинский В.А.

1.Дидактические  игры — это  вид деятельности дошкольников, организуемых  в совместной, самостоятельной  деятельности, режимных моментах. При этом реализуется ряд принципов игрового, активного обучения.  Д/и  отличаются наличием правил, фиксированной  структурой игровой  деятельности  и  системой оценивания. Это один из методов активного обучения и воспитания дошколят.

2. Дидактическая  игра – это такая  коллективная,  целенаправленная учебная  деятельность,  когда  каждый  участник  и  команда  в  целом объединены решением главной задачи. Ориентир в их поведении - выигрыш.

Дидактическая игра преследует две цели одновременно: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. При этом цель взрослого завуалирована для воспитанников.

       С  помощью  игр - занятий  воспитатель  не  только  передает  определенные  знания,  формирует  представления,  но  и  учит  детей самим  игровым действиям. Основой  для  игр  детей  служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании игрового процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, еѐ правилам и действиям, если еѐ правила ими усвоены.

       Воспитатель заботится  об  усложнении  игр,  расширении  их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре, а это в большей мере относится к настольно - печатным играм, необходимо вместе с детьми немного усложнить правила или же несколько видоизменить сюжет.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны  взрослого.  Участие  взрослого  носит  косвенный  характер: например, воспитатель, как и все участники игры «лото», получает карточку  и  старается  выполнить  задание  в  срок,  радуется,  если выиграет,  т.е. является  равноправным  участником  игры. Самостоятельно  дети  могут  играть  в  дидактические  игры,  как  на занятиях, так и в свободное время.

3.Виды дидактических игр:

  • Игры – поручения.  В  основе  их  лежат  действия  с  предметами,

игрушками,  словесные  поручения.  Игровая  задача  и  игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзину  все

предметы  красного  цвета»,  «Разложи  колечки  по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

  • Игры - предположения: перед детьми ставится задача и создается

ситуация,  требующая  осмысления  последующего  действия. Задача

 заложена  в самом названии:  «Что  было бы...?»,  «Что бы я сделал ...?»,

 «Кем бы хотел быть и почему?». Иногда началом такой игры может  послужить  картина. Эти  игры  требуют  умения  соотнести знания  с  обстоятельствами,  установления  причинных  связей.  Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

  • Игры – загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое.

Загадки  создавались  самим народом  и  отражают  его  мудрость.

Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались  для  проверки  знаний,  находчивости.  В  этом  и заключается   очевидная   педагогическая   направленность   и популярность загадок как развлечения.

  • Игры –беседы (диалоги). В основе игры – беседы лежит общение

воспитателя  с  детьми,  детей  друг  с  другом.  Отличительными  ее чертами являются    непосредственность    переживаний, заинтересованность,  доброжелательность,  вера  в  «правду  игры».

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы  игры,  в  возбуждении  интереса  к тем  или  иным  явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. С  помощью  дидактических  игр  воспитатель  приучает  детей самостоятельно  мыслить,  использовать  полученные  знания  в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

4.По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на:

  • предметные игры: с народной дидактической игрушкой; с мозаикой; с

природным  материалом.  В  играх  решают  задачи  на  сравнение, классификацию, установления последовательности.

  • настольно-печатные  игры:  парные  картинки,  лото,  домино,

разрезные  картинки, складные  кубики.  Эти  игры  направлены  на развитие  памяти,  запоминания  и  припоминания.  Игровыми дидактическими  задачами  этого  вида  игр  являются  также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном  расположении  картинок  на  столе,  умение рассказать  связно  о  тех  изменениях,  которые  произошли  с картинками, об их содержании.-

  • словесные игры: развивают внимание, сообразительность, быстроту

реакции,  связную  речь.  В  таких  играх  дети  учатся,  опираясь  на имеющиеся  представления  о  предметах,  углублять  знания  о  них.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по  описанию;  находят  признаки  сходства  и  различия;  группируют

предметы по различным свойствам.

5. Стадии дидактической игры

  • Первая стадия.

У ребенка появляется желания играть, активно действовать. Возможны  различные  приемы  с  целью  вызвать  интерес  к  игре: беседы, загадки, считалочки, напоминания о понравившихся играх.

  • Вторая стадия.

Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.

Закладываются  основы  таких  важных  качеств,  как  честность, целеустремленность,  настойчивость,

способность  преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

  • Третья стадия.

Ребенок,  уже  знакомый  с  правилами  игры,  проявляет  творчество, занят поиском самостоятельных действий.

Он  должен  выполнить  действия, содержащиеся  в  игре:  угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними,  необходимо  проявить  смекалку,  находчивость,  способность ориентироваться в обстановке.

Уважаемые педагоги, сейчас мы с вами поиграем в настольно – печатную игру «Вершки и корешки».

Цель игры: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Правила игры: искать свой вершок или корешок можно только по сигналу.

Ход игры: Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У вас на столах лежат вершки и корешки растений – овощей. Сейчас мы разделимся на две группы: одна группа будет называть вершки, а другая корешки. Дети первой группы берут себе в руки вершки, а дети второй – корешки. А теперь по сигналу вы все разбегаетесь по залу врассыпную. По сигналу: «Раз, два, три – свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку корешок.

Предлагаю сыграть в словесную игру, которая называется «Земля, Вода, Воздух».

Цель игры: развивать ловкость, внимание и быстроту. Закрепить, название рыб, птиц, животных, насекомых.

Правила игры: игрок допустивший ошибку, делает один шаг за круг и стоит до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не допустит ошибку.

Ход игры: выбирается ведущий, который бросает любому из игроков мяч, называя одно из слов: земля, вода, воздух. Ведущий называет слово вода, игрок, который поймал мяч, должен быстро назвать рыбу или животное, живущее в воде. Земля, воздух аналогично. Побеждает игрок, ни разу не допустивший ошибки.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов: Дидактические игры, направленные на развитие связной речи дошкольников.

Семинар - практикум для педагогов: "Дидактические игры, направленные на развитие связной речи дошкольников"...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ:  «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»

Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....

семинар-практикум для воспитателей "Дидактические игры по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста"

Формирование правильной связной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельн...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Конспект семинара-практикума НА ТЕМУ:  «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....