Семинар – практикум для педагогов Тема: «Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»
план-конспект занятия
Коспект семинара на тему «Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ Центр развития ребенка д/с №47
Семинар – практикум для педагогов
Тема: «Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»
подготовила
воспитатель
Акуленко И.Ф.
2020 год
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:
- совершенствовать мастерство педагогов;
- систематизировать знания педагогов и дать возможность осмыслить собственные подходы к работе;
- повысить знания педагогов по приоритетному направлению деятельности.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности.
Сухомлинский В.А.
1.Дидактические игры — это вид деятельности дошкольников, организуемых в совместной, самостоятельной деятельности, режимных моментах. При этом реализуется ряд принципов игрового, активного обучения. Д/и отличаются наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системой оценивания. Это один из методов активного обучения и воспитания дошколят.
2. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи. Ориентир в их поведении - выигрыш.
Дидактическая игра преследует две цели одновременно: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. При этом цель взрослого завуалирована для воспитанников.
С помощью игр - занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей самим игровым действиям. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании игрового процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, еѐ правилам и действиям, если еѐ правила ими усвоены.
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре, а это в большей мере относится к настольно - печатным играм, необходимо вместе с детьми немного усложнить правила или же несколько видоизменить сюжет.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т.е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры, как на занятиях, так и в свободное время.
3.Виды дидактических игр:
- Игры – поручения. В основе их лежат действия с предметами,
игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзину все
предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
- Игры - предположения: перед детьми ставится задача и создается
ситуация, требующая осмысления последующего действия. Задача
заложена в самом названии: «Что было бы...?», «Что бы я сделал ...?»,
«Кем бы хотел быть и почему?». Иногда началом такой игры может послужить картина. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
- Игры – загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое.
Загадки создавались самим народом и отражают его мудрость.
Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как развлечения.
- Игры –беседы (диалоги). В основе игры – беседы лежит общение
воспитателя с детьми, детей друг с другом. Отличительными ее чертами являются непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры».
Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
4.По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на:
- предметные игры: с народной дидактической игрушкой; с мозаикой; с
природным материалом. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности.
- настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино,
разрезные картинки, складные кубики. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр являются также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.-
- словесные игры: развивают внимание, сообразительность, быстроту
реакции, связную речь. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют
предметы по различным свойствам.
5. Стадии дидактической игры
- Первая стадия.
У ребенка появляется желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседы, загадки, считалочки, напоминания о понравившихся играх.
- Вторая стадия.
Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.
Закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость,
способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
- Третья стадия.
Ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий.
Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.
Уважаемые педагоги, сейчас мы с вами поиграем в настольно – печатную игру «Вершки и корешки».
Цель игры: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Правила игры: искать свой вершок или корешок можно только по сигналу.
Ход игры: Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У вас на столах лежат вершки и корешки растений – овощей. Сейчас мы разделимся на две группы: одна группа будет называть вершки, а другая корешки. Дети первой группы берут себе в руки вершки, а дети второй – корешки. А теперь по сигналу вы все разбегаетесь по залу врассыпную. По сигналу: «Раз, два, три – свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку корешок.
Предлагаю сыграть в словесную игру, которая называется «Земля, Вода, Воздух».
Цель игры: развивать ловкость, внимание и быстроту. Закрепить, название рыб, птиц, животных, насекомых.
Правила игры: игрок допустивший ошибку, делает один шаг за круг и стоит до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не допустит ошибку.
Ход игры: выбирается ведущий, который бросает любому из игроков мяч, называя одно из слов: земля, вода, воздух. Ведущий называет слово вода, игрок, который поймал мяч, должен быстро назвать рыбу или животное, живущее в воде. Земля, воздух аналогично. Побеждает игрок, ни разу не допустивший ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов: Дидактические игры, направленные на развитие связной речи дошкольников.
Семинар - практикум для педагогов: "Дидактические игры, направленные на развитие связной речи дошкольников"...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)...
Выступление на семинаре-практикуме по теме:"Дидактические игры по интеграции двигательного и познавательного развития для детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на семинаре-практикуме из личного опыта...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....
Семинар-практикум с воспитателями «Дидактические игры как средство речевого развития дошкольников»
Семинар поможет воспитателям систематизировать работу по звуковой культуре речи....
семинар-практикум для воспитателей "Дидактические игры по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста"
Формирование правильной связной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельн...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Конспект семинара-практикума НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....