Конспекты занятий по развитию ЭМП для детей с ЗПР подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
У детей с ЗПР отмечается недостаточная готовность к решению мыслительных задач. Часто они недостаточно осмысливают ее условие и, не наметив плана, стремятся к ее решению. Сравнение с образцом часто происходит только на заключительном этапе работы. Они часто на видят свои ошибки и недостаточно способны оценить результаты своей деятельности. Преобладающим оказывается нарушение регулятивного компонента мыслительной деятельности.
Динамика развития мыслительной деятельности детей с ЗПР находится в тесной связи с характером их обучения. Отсутствие специальной коррекционной помощи может затормозить их развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy_po_razvitiyu_emp_dlya_detey_s_zpr.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомьтесь, это – я и моя дружная семья
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД СЧИТАЛОВО»
ТЕМА: Счет в пределах 7. Образование числа 7.
ЦЕЛИ: 1.Закреплять знания детей об образовании числа 7 путем прибавления и убавления. Тренировать детей в устном счете: прямом, обратном, порядковом и счете заданными отрезками. Закреплять и уточнять знания о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник. Закреплять знания о составе чисел 6 и 7. Продолжать тренировать детей в написании цифр. Закреплять правильное употребление знаков «больше», «меньше», «равно».
2. Развивать память, восприятие, мелкую моторику, математически правильную речь, активизировать словарь.
3. Воспитывать у детей учебные навыки.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Д/М: Наборное полотно, 7 разноцветных флажков, две корзины, изображения грибов и ягод (по 7), игрушки Заяц и Медвежонок, рисунки домов с этажами в виде клеток, карточки с цифрами от 1 до 9 и знаками «больше», «меньше», «равно».
Р/М: набор геометрических фигур, конфеты (по 14 шт.).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Устный счет.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в город Считалово. Кто догадается, почему он так называется?
- Потому что там все любят считать.
- Для того, чтобы получить пригласительные билеты, нужно правильно посчитать.
Задание: Посчитать прямым и обратным счетом от 2 до 7. От 3 до 9 и т. д.
Дети получают пригласительные билеты и проходят на свои места.
2. Порядковый счет.
- В городе в честь нашего приезда устроен праздник. На площади развешаны разноцветные флажки. Просчитайте по порядку все флажки.
Дети называют порядковые номера флажков.
- Которым по счету стоит красный флажок? Синий? Желтый? И т. д.
- Вдруг подул ветер, и один флажок унесло. Которого по счету флажка нет?
Учитель убирает 1 флажок и дети по памяти называют какой улетел.
3.Работа с геометрическими фигурами.
- В городе Считалове жители очень любят создавать картины из мозаики. Но мозаики у них это геометрические фигуры. Возьмите свои наборы и «нарисуйте» картинку из них. Мы подарим ее жителям.
Дети складывают картинку, говорят что у них получилось и называют геометрические фигуры, которые они использовали.
4. Образование числа 7 путем убавления и прибавления по 1.
- Какое сейчас время года?
- Осень.
- Вот и в Считалове наступила осень. Зайчик и Мишутка отправились в лес за грибами и ягодами. Поможем им?
На доске две корзины. Учитель «кладет» в 1 корзину грибы в количестве 6 штук. Дети хором считают.
- Сколько грибов нашел Мишутка.
- Мишутка нашел 6 грибов.
Учитель «кладет» ягоды во вторую корзину. Дети считают.
- Сколько ягод нашел Зайчонок.
- 7 ягод.
- Чего больше нашли зверюшки, грибов или ягод?
- Ягод.
- Почему вы так думаете?
- Потому что грибов 6, а ягод-7, а 7 больше 6.
- На сколько 7 больше 6?
- На 1.
- Как сделать поровну грибов и ягод?
- Надо добавить еще один гриб.
- Сколько стало грибов?
- 7.
- Как мы получили число 7?
- Нужно к 6 добавить 1.
5. Физминутка.
Дети стоят, руки на поясе. Маршируют.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы грибы идем искать.
Останавливаются, загибают пальцы левой руки, помогая правой.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик встал, все съел,
Оттого и потолстел.
6.Работа с раздаточным материалом.
- Все сладкоежки города Считалова очень любят пересчитывать свои конфеты. Помогите им.
- Положите перед собой по 6 конфет. Сколько конфет лежит перед вами?
- 6.
- Все сладкоежки хотят, чтобы конфет было хоть на одну больше. Сколько получится, если добавить еще одну конфету?
- 7.
- Как получили число 7?
- К 6 прибавили 1.
- Сладкоежки не утерпят, если перед ними столько конфет. Они съели 1. Сколько осталось?
- 6.
- Как мы получили число 6?
- От 7 отняли 1.
7.Работа по закреплению знаний о составе чисел 7 и 6.
- Мы с вами на улице города Считалова. Дома здесь тоже необычные, в них живут числа. В одном доме число 7, в другом-6. Расселите «соседей», чтобы на этаже было число 7 (6).
Дети вписывают в клеточки- этажи Цифры.
8.Составление и чтение неравенств.
- Футболисты города Считалова провели несколько матчей. Вот их результаты.
На наборном полотне карточки с цифрами попарно.
- Давайте поможем футболистам разобраться кто победил. Поставьте нужный знак и прочитайте неравенство.
9.Итог занятия.
- Где мы с вами побывали?
- В городе Считалове.
- С какими числами мы работали в этом путешествии?
- С числом 7 и 6.
Учитель оценивает участие каждого ребенка в работе, раздает поощрительные призы. Дети прощаются со «считаловцами».
ПУТЕШЕСТВИЕ ОКОНЧЕНО.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП
«ПУТЕШЕСТВИЕ МУРАВЬЯ»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Закреплять представления о числах, цифрах от 1 до 7. Упражнять называть числа 1-7 и 7-1.
- Учить называть предыдущее и последующее число.
- Учить соотносить количество предметов с числом и цифрой. Знать и применять математические термины: столько-сколько, прямой обратный, порядковый счет и т. д.
- Развивать логическое, аналитическое мышление в загадках, математических стихах.
- Закреплять геометрические фигуры в д/и.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Постановка темы.
- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение, нас окружают друзья и мы нашей дружной кампанией попутешествуем.
Пришел муравей (игрушка): Я вас приглашаю в удивительное путешествие на луг. Давайте вспомним как правильно вести себя на природе.
- Не рвать цветы, не ловить насекомых, не нарушать тишину. Наш девиз: «Любить и охранять природу».
2. Мы с вами путешественники. На чем же мы будем путешествовать, ведь до леса путь не близкий. (Машина, самолет).
- Давайте быстро построим транспорт. Делятся на подгруппы и строют.
- Какие геометрические фигуры вам понадобились?
- Чем отличается треугольник от квадрата, квадрат от прямоугольника. Для чего можно использовать круг, овал?
- Садимся в наш транспорт и отправляемся в путь.
- Наш чудесный транспорт доставил нас туда, куда мы и хотели.
3.
- Давайте оглядимся вокруг. Что нас окружает.
- Деревья, цветы, насекомые, птицы.
- Давайте приглядимся к деревьям. Одинаковые ли они по названию, по толщине, высоте, количеству веток, листьев и т.д.?
- А что у них одинаковое? (Ствол, ветки).
- Подойдите к дереву у которого столько веток, какую цифру я покажу: Сколько веток у березы, почему вы подошли к этому дереву?
- Потому что показали цифру 6.
- Какое число меньше чем 6 на один? Какое больше?.
- Найдите дерево у которого 7 веток. Какую цифру надо показать,
- Посчитайте прямым и обратным счетом.
4.
Послушайте загадку:
Шевелились у цветка
все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
- Какое число прозвучало в загадке?
- Посадите бабочек на цветки. Сколько бабочек? Сколько цветков?
- Сравните, обозначьте цифрой.
- Возьмите еще одну бабочку.
- Сколько бабочек? Какой цифрой обозначили?
- Бабочки на каждом цветке? Сделайте вывод.
5. Физминутка.
Три медведя шли домой.
Папа был большой – большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками дружил.
Дзинь-дзинь-дзинь.
6.
- Что-то тучки набежали, погода портится. Я думаю мы можем это исправить. Вспомним примету, обещающую хорошую погоду.
- Муравьи спешат домой, к дождю.
- Ой-ой-ой какие тучи сгущаются, сейчас дождь хлынет.
- Птички высоко летают, к хорошей погоде.
- На фланелеграфе солнышко. Расположите птичек выше солнышка, муравьев ниже, справа и слева от солнца тучки.
- Вот и погода ясная. Нам повезло, дети работают быстро и правильно отвечают.
- А вы обратили внимание, что мы подошли к муравейнику. Тут и живет наш муравей. Давайте поблагодарим его за интересное путешествие, попрощаемся и – домой.
7. Итог занятия.
- Где мы были? Что запомнилось в путешествии? Что мы все время делали? (считали). Вам понравилось?
Подведение итога учителем.
«ВОЛШЕБНЫЕ ОПЫТЫ ПРОФЕССОРА ВСЕЗНАЙКИ»
Программное содержание:
- Познакомить детей с разнообразными свойствами предметов.
- Закрепить счет и отсчитывание предметов по заданному числу
- Развивать мелкую моторику рук, действие с предметами на скорость; развивать цветовое восприятие.
- Развивать умение создавать пары по цвету, объединять оттенки (красный, багровый, лиловый, розовый и др.)
- Самостоятельно проводить простые опыты с бумагой, тканью, ватой, пластилином деревом и водой.
- Учить делать выводы исходя из опыта и знаний.
- Расширять кругозор детей.
- Воспитывать любознательность, творчество фантазию.
Оборудование:
Профессор Всезнайка, куклы, карточки-пропуски, пуговицы, прищепки, стаканы с водой, капельницы, пластилин, деревянные кубики, разноцветные цветы, обручи, ткань, вата, бумага, ножницы, набор картинок к дидактической игре.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Сюрпризный момент. Приходит профессор Всезнайка с пропусками для детей. Приглашает всех в гости в научную лабораторию. Но чтобы туда попасть надо правильно назвать цифру на пропуске.
- Работа с картой- пропуском.
- Отложите и отсчитайте столько пуговиц, какая цифра написана на вашей карточке.
- Сколько ты, Юля, отсчитала пуговиц? А ты, Никита?
- У кого число пуговиц больше (меньше), чем у Юли и Никиты.
(Взаимопроверка детей)
- В лаборатории.
- Как вы думаете, из какого материала сделаны пуговицы? (Из пластмассы)
- «Из меня предметов масса
Называюсь я пластмасса»
- Игра «Прищепки» (пластмассовые)
- Что это? Для чего нужны? Из какого материала? Легкие или тяжелые?
- Возьмите по прищепке, разбейтесь на группы так, чтобы в каждой группе было на одну прищепку больше, чем в предыдущей.
- А сейчас поиграем. Кто быстрее прищепнет свою прищепку на край коробки по сигналу и отщепнет. 5. Профессор Всезнайка предлагает посмотреть на тарелочки, где он приготовил сюрпризные задания. Из пластилина: колбаска и шар и деревянный кубик.
Задания профессора: Определите где больше пластилина в колбаске или в шаре. Как можно узнать?
Взвешивают на весах. Примерно определяют вес на руках.
- А из чего сделан кубик? Что тяжелее пластилин или кубик? Как мы можем определить? (на весах).
- А с помощью воды?
- Что произошло? (Дерево не тонет, а пластилин идет ко дну).
Вывод.
Физминутка: игра «Найди пару».
Назови цвет.(Цветы).
Подбери оттенки.
6.В гости приходят две куклы. Даша и Маша в красивых платьях. Даша в бумажном, а Маша в ситцевом..
«Подарила мама Маше
удивительное платье.
На зеленом новом ситце
Снегири, дрозды, Синицы».
- Взялись подружки спорить у кого наряд лучше?
- Маша говорит, у меня. Даша говорит, у меня. Кто из них прав?
- Расскажите о свойствах бумаги, ткани.
- Опыты с бумагой и тканью. Мнут, рвут, Режут, мочат в воде.
Выводы и умозаключения.
7. Дидактическая игра. (Разрезные картинки)
Предметы из бумаги, стекла, резины, ткани разрезаны на 6 частей. Дети собирают картинки и определяют материал, из которого сделаны предметы.
Работа в группах.
Дети благодарят профессора и идут в группу.
- Итог занятия.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК: ЭКСКУРСИЯ НА КОСМОДРОМ
Программное содержание:
- Закрепить у детей умение находить числа второго десятка. Увеличение и уменьшение на один. Состав числа из двух меньших чисел, числовых выражений при помощи знаков «больше», «меньше».
- Продолжать учить детей составлять задачи по иллюстрации, числовому примеру.
- Развивать логику, мышление, внимание. Создать эмоциональный настрой.
- Воспитывать интерес к занятиям.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.- У нас сегодня необычное занятие – математический праздник. У нас в гостях Журналист, она хочет у вас взять интервью.
Ж. – Сегодня День Космонавтики. Я бы хотела поговорить с вами об этом.
- Кто такие космонавты?
- Что такое космос?
- Какими должны быть космонавты?
- Кто из вас хочет быть космонавтом?
2. Читают стихи о космосе.
3. Дети идут в зал. Зал оформлен как космодром.
- Нас должны принять в юные космонавты, если мы справимся со всеми заданиями.
- На табло зашифровано слово. Мы его должны определить. Каждое правильно выполненное задание дает возможность открыть одну букву.
- Посмотрите, сколько шаров, а на них цифры. Давайте составим число, которое состоит из одного десятка и 5 единиц.
- Найдите зеленый и красный шар. Скажите, какое число составляют их цифры?
- Составьте число, которое будет меньше, чем 19 на 1. (больше на…)
Появилась буква В.
4. РАБОТА ПО СХЕМЕ.
5. На стартовой площадке телепузики выдают карточки с числами, где нужно поставить знаки «больше», «меньше».
6. Состав чисел: 6, 7, 8, 9, 10.
Появилась буква.
7. Составление задач на тему «Космос».
Буква.
8. Игра «Какой фигуры не хватает».
9. Окончание праздника. Раздача сувениров.
10. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи: « Любимый город Омск» в подготовительной группе МДОУ « Детский сад № 194 компенсирующего вида»
Коррекционно-образовательные цели:Расширять и обогащать знания детей о родном городе и его достопримечательностях.Формировать нравственно-эстетические чувства детей. Расширение и активизац...
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.
В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией удерживать в памяти последовательность изложения материала....
Конспек открытого занятия по развитию речи для детей с ОНР подготовительной группы"Цветы".
Тема: «Цветы»Цель занятия:Уточнение и расширение словаря по теме.Практическое усвоение словообразования и словоизменения.Обучение составлению предложений.Употребление предлогов.Согласование суще...
Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)
Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Долгое путешествие» Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смыс...
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи старшей/подготовительной группы на тему "Путешествие по голубым улицам"
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи старшей/подготовительной группы на тему "Путешествие по голубым улицам"Автор - Мурахина Ирина Петровна...
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"
Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"
Цель: Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи: 1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного мир...